Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Годовщина смерти (Йорцайт)

Годовщина смерти (Йорцайт)

Несмотря на то, что этимология слова йорцайт («годовщина») немецкая, вопрос о специальной памятной процедуре в годовщину смерти родителей обсуждается уже в Талмуде. Эта процедура не декретируется, но о ней говорится, как о потребности человека выразить свое горе по поводу понесенной утраты, что в частности, требует воздержания от употребления мяса и вина, которые считаются атрибутами праздника и веселья.

По традиции этот день воскрешает в памяти трагедию смерти и неизменное величие родительского наследия. Это день в который следует поразмыслить на сущностью жизни покойного и извлечь из нее соответствующие уроки. День годовщины — это день печали, когда некоторые даже соблюдают пост, и день почитания покойника, когда в его честь совершаются благотворительные дела, даётся цедака, изучаются главы из Мишны (основной корпус Талмуда) — на благо души покойного.

Йорцайт можно соблюдать в память о любом родственнике или друге, но его главное назначение — поминовение родителей. Он соблюдается в трех местах: дома, в синагоге, на кладбище.

Домашний ритуал

Пост. В своё время получил некоторое распространение обычай поститься в день годовщины смерти родителей. Смысл поста — раскаяние. Это не обязательный пост, но если человек однажды принял решение поститься, он должен следовать этому обычаю всю свою жизнь. Поэтому предпочтительнее оговорить во время поста, что он не принимается, как обязательство перед Б-гом (обет). Это позволит нарушить пост в дальнейшем в случае нездоровья или какой-нибудь другой причины. Если йорграйт приходится на один из еврейский праздников или полупраздничных дней (когда не читается таханун), поститься не следует, так как это противоречит духу и настроению дня.

Зажигание лампадок

С давних времен принято зажигать памятные свечи в годовщину смерти. Их зажигают накануне вечером, а если йорцайт совпал с Субботой или праздничным днем, то лампадка зажигается накануне до субботних или праздничных свечей. Если лампадку забыли зажечь с вечера, можно сделать это утром дня йорцайт, но только не в Субботу. Зажигать огонь в Субботу — грех, следовательно зажигание лампадки в Субботу только осквернит память покойника.

В праздник (кроме Йом-киппура, который имеет те же ограничения, что и Суббота), если лампадку забыли зажечь до наступления праздника, её можно зажечь от уже существующего огня, например: от другой горящей свечи или от горящей плиты, но не от спички или зажигалки. В праздник можно пользоваться существующим огнем, но нельзя его создавать (трением и т. п.)

Если йорцайт уже прошел, а лампадку забыли зажечь, то можно посоветовать внести пожертвование на благотворительные цели в память покойника.

Специальные парафиновые свечи для йорцайт, способные гореть 26 часов, продаются в магазинах и супермаркетах. Если их невозможно достать, то допускается зажигание электрической или газовой горелки, но поскольку фитиль и пламя символизируют тело и душу, предпочтительнее все же свеча. Можно сделать лампадку и самому, вставив фитиль в бутылочку с растительным маслом, которого хватило бы на целые сутки.

Тора и цедака

В день годовщины рекомендуются пожертвования на благотворительные цели: поддержка школ или воспитательных центров, в которых изучается Тора, медицинских учреждений или помощь нуждающимся. Также рекомендуется изучение отрывков Торы в честь покойника. Если возможно, хорошо бы изучить главы Мишиы, из начальных букв которых можно составить еврейское имя покойного. Если же это невозможно, то изучение других отрывков Торы на языке, понятном читающему, также благоприятно действует на душу покойника.

Синагогальный ритуал

В Субботу перед йорцайт после чтения Торы во время предвечерней службы минха произносится молитва Мале рахамим. Соблюдающий траур должен получить алию, т.е. быть вызван к Торе во время утреннего субботнего богослужения, и, если он умеет, желательно самому зачитать гафтару (отрывок из пророков, читаемый по   окончанию чтения Торы).

Благословения, произносимые во время вызова к Торе, в русской транскрипции и переводе подаются в конце данного справочника. О получении алии следует договориться заранее с синагогальными распорядителями.

В день годовщины, если это выполнимо, соблюдающий йорцайт должен стараться вести службу (в роли хазана). Во время каждой службы в этот день он должен читать Кадиш.

Существует также обычай, хотя и не обязательный, угощать приходящих утром в синагогу водкой или ликером с закуской. Люди произносят тост лехаим «за жизнь». Однако не следует превращать это угощение в вечеринку.

Йорцайт на кладбище

Традиция предписывает посещение кладбища в день годовщины. У могилы могут быть прочитаны определенные псалмы, затем молитва мале рахамим. Как уже указывалось выше предпочтительнее произнести молитвы самому, нежели приглашать для этого других или нанимать людей. Если возможно, следует у могилы изучить отрывок из Мишны. Для этой цели можно использовать переводы, если соблюдающий йорцайт не знает иврита.

Установление даты йорцайт

1. Дата йорцайт как в первый, так и в последующие годы отсчитывается по еврейскому календарю. Если год высокосный, то есть содержит 13 месяцев, то отсчитывают все 13 месяцев. Если Кадиш читают только 11 месяцев, а другие элементы траурного ритуала длятся 12 месяцев, то йорцайт отсчитывают, исходя не из месяцев, а из лет. То есть, если один из родителей умер в четвертый день месяца Элул 5718 года, то первый йорцайт отмечается 4 Элула 5719 года. Так делают даже в том случае, если покойник был похоронен через несколько дней после смерти, или если он был похоронен где-то далеко от дома, за границей, с опозданием на неделю, или местонахождение останков было неизвестно и лишь спустя несколько месяцев их нашли и похоронили. Многие авторитеты считают, что в случае, когда значительный промежуток времени отделяет смерть от похорон, то первая годовщина отмечается днем похорон, а последующие — днем смерти.

2. Как определяется день йорцайт, если день смерти выпал в высокосном году в добавочный месяц или в последний день месяца, который иногда имеет 29 а иногда 30 дней? Для того, чтобы уяснить смысл этого вопроса, следует принять во внимание:

а) еврейский лунный календарь в обычные годы состоит из 12 месяцев: Тишри, Хешиван, Кислев, Тевет, Шеват, Адар, Нисан, Ияр, Сиван, Тамуз, Ав, Элул.

б) в высокосный год добавляется еще один месяц Адар I

в) лунный месяц может состоять из 29 или 30 дней. Первый день месяца всегда Рош-Ходеш (новолуние). Если предыдущий месяц был «полным» (30 дней), то текущий месяц имеет два дня Рош-Ходеш: 30-й день предыдущего и 1-й день текущего месяца. Полезно будет знать, что месяцы Нисан, Сиван, Ав, Тишри, Шеват и Адар I всегда полные. Месяцы Ияр, Тамуз, Элул, Тевет, Адар (как и Адар II) — все неполные (29 дней). Месяцы Хешван и Кислев могут иметь иногда по 29, а иногда по 30 дней.

Йорграйт следует отмечать всегда в тот же день того же месяца. Следовательно, если смерть наступила в месяце Адар I, то в обычный год годовщина отмечается в тот самый день месяца Адар, а в высокосный год в Адар I. Те же правила соблюдаются, когда смерть произошла в месяце Адар II високосного года: в обычный год йорцайт соблюдается в тот же день месяца Адар, а в высокосный год — в тот же день Адара II

Если смерть наступила в месяце Адар обычного года, то в высокосный год соблюдать йорцайт следует в тот же день месяца Адар I, а, по мнению некоторых авторитетов, читать Кадиш также и в месяц Адар II, но не поститься.

Ну, а как быть, если смерть наступила в первый день Рош-Ходеш Адар I (30 день месяца Шеват) в высокосном году или в первый день Рош-Ходеш Адар II (30 день месяца Адар I)? Как соблюдать йорграйт в таком случае в обычный год? Йорцайт следует соблюдать в первый день Рош-Ходеш Адар.

Если же смерть наступила в Рош-Ходеш одного из месяцев Хешван или Кислев, когда его отмечают только один день, а в следующем году этот месяц имеет Рош-Ходеш 2 дня, то йорцайт соблюдают во второй день Рош-Ходеш того же месяца, то есть первого числа месяца.

Если же смерть наступила в первый день двухдневного новолуния, а в первую годовщину Рош-Ходеш оказался однодневным, то йорцайт соблюдают на 29 (т.е. в последний) день того месяца, в который наступила смерть. Если же в первую годовщину этот месяц также имел двухдневный Рош-Ходеш, то отныне йорцайт следует соблюдать всегда в (первый или единственный) день Рош-Ходеш.

3. Если дата смерти точно не установлена, соблюдающий траур сам назначает дату. Из уважения к умершему не нужно назначать в этом случае йорцайт на тот же день, когда отмечается йорцайт другого родителя. Если имеется сомнение относительно двух последующих дней месяца, то лучше выбрать более ранний день. Либо он окажется действительным днем смерти, либо, упредив дату на день, соблюдающий траур проявит большее уважение к покойному.

4. Если смерть произошла далеко от дома, так что дата той местности оказалась отличной от «домашней» даты (например, за Международной линией времени), то принято считать днем смерти тот день, который был в том месте, где человек умер.

5. Если смерть произошла в сумерки, то днем йорцайт лучше считать следующий день.

6. Если йорцайт выпал на Субботу или праздник, то поминальную лампадку следует зажечь до захода солнца (и до зажигания субботних свечей). Посещение кладбища - за день до или на день после Субботы или праздника. Если соблюдается пост, то его также следует перенести на день. Все синагогальные обряды могут совершаться в Субботу или праздник.

7. Если кто-либо забыл отметить йорцайт в соответствующий день, он должен отметить его, сразу, как только вспомнит.

Поминание по найму

Систематическое посещение кладбища в установленные для этого дни оставляет глубокое впечатление. Но подчас крайне неприятно бывает наблюдать невежественную массу, которая бестолково топчется у могил, а между ними шныряют вездесущие «грамотеи», которые умеют прочесть молитву мале. Вся эта сцена производит впечатление полного религиозного упадка, искаженного взгляда на сущность иудаизма и искаженного представления о том, что составляет выражение почтения к покойному. Это обвинение относится не только к предприимчивым «специалистам» по чтению молитв. Следует признать, что многие из них — почтенные верующие и знающие евреи. Они вполне заслуживают денежной компенсации, которую им дают. Но некоторые, мягко говоря, оказываются малограмотными торгашами. Данное обвинение никоим образом не относится к соблюдающим траур, которые заказывают мале, поскольку они искренне желают внести свой дополнительный религиозный вклад чтением молитвы на языке Сидура.

Стоит, однако, чтобы мыслящий еврей задумался над этой кошмарной ситуацией, разрушающей самые основы американско-еврейской религиозной жизни. Главные причины бедствия — предрассудки, желание откупиться деньгами от «дорогого родителя», перед которым он чувствует себя в долгу, нелепое предположение, что, уплатив пару долларов религиозному еврею, можно расположить к себе Б-га, Которого он до сих пор не пытался знать. Такое безличное «отдавание почестей», попытка отделаться мимолетным поминанием выглядит пародией на действительную память. В таком «поминании» проявляется отвратительный синдром невежества в области динамичной и мудрой веры наших предков, незнание того, какой смысл вкладывали наши отцы в само понятие еврейства, безразличие к содержанию молитвы. Только бы фразы звучали «по-святому»!

Не будь сказанное выше столь серьезным и даже трагичным, сцены, которые повсеместно можно наблюдать на кладбищах, могли бы послужить неплохой темой для кинокомедии. Только путем всеобъемлющего и глубокого изучения еврейской традиции мы можем избежать этого отвратительного фарса. Только путем внимательного и искреннего проникновения в источники еврейской жизни мы можем достичь действительной одухотворенности святого дня, причем не только на людях, но и у себя дома и по всей стране.