Погребение

Погребение

Еврейский Закон однозначен и бескомпромиссен в своем требовании, что мертвый должен быть захоронен в земле. Тело человека возвращается в землю, как оно есть. Душа поднимается к Б-гу, а физическая оболочка, собрание химических элементов, окружающее душу, погружается в обширное хранилище природы. Всемогущий сказал Адаму: «Ты прах земной и прах Ты возвратишься». Позднее Тора выражает это в законе ки кавор тикберену - «и должно будет захоронить его» (Второзаконие 21:23).

В нашем обществе существуют противоречивые тенденции, отражающие запутанность отношения человека к мертвому. Некоторые предпочитают бальзамировать умерших, помещать их тела в металлические контейнеры, замуровывать гробы в бетонных склепах или помещать их в мавзолеи. Они пытаются сохранить останки, прекрасно при этом зная, что силы разрушения все равно сделают свое дело. Другие хотят избежать даже естественного хода вещей, кремируют останки, превращая умершего к кучку пепла - без почета и церемоний. Пепел либо помещают в урну и сохраняют дома, либо замуровывают в фундаменте часовни, либо развеивают из самолета над океаном, или хоронят в маленькой коробке.

Тора совершенно однозначно настаивает на естественном процессе распада останков. Дерево гроба, холст и ненабальзамированное тело разлагаются нормальным, естественным путем. Никаких искусственных ухищрений для ускорения или замедления этого процесса применять не разрешается.

Кремация

Кремация не разрешена ни в каком случае. Умерший должен быть предан земле таким, как он есть. Кремация - оскорбительный обычай, который противоречит духу и букве Еврейского Закона, запрещающего языческую практику сжигания мертвых на погребальных кострах. Отвращение евреев к кремации было замечено еще древним историком Тацитом, который в качестве одной из отличительных черт евреев отмечал, что они хоронят, а не сжигают своих мертвых.

1. Даже, если умерший завещал кремировать его, следует пренебречь его волей, чтобы выполнить Волю Всевышнего. Закон Торы стоит выше воли умершего.

2. Кремированные останки не могут быть похоронены на еврейском кладбище. Община не отвечает за их захоронение и вообще не заботится о них. Исключением может быть только случай, когда власти велят похоронить пепел в земле, и кладбище — единственное место, каким семья располагает. Для таких необычных случаев выделяется участок в стороне от еврейского кладбища.

3. Еврейский Закон запрещает соблюдать траур по кремированным. По ним не читают Кадиш и не сидят шив'ы. Те, кто был кремирован, традиционно считаются окончательно отступившими от Еврейского Закона, и на них не распространяется право на почет после смерти.

Мавзолеи и бетонные усыпальницы

Предписание Торы, как хоронить, относится именно к захоронению в земле. Это означает, что:

1. Мавзолей разрешен, только если мертвый похоронен в самой земле, а мавзолей построен на земле непосредственно над ним. Это часто делается для известных людей, мудрецов Торы, общественных лидеров, людей много жертвовавших на благотворительность.

2. В любом случае, хоронить умершего над землей и не окруженным землей строго запрещено. Тора повторяет свой наказ: кавор тикберену — «захоронить, захоронить наверняка», чтобы подчеркнуть, что человек не считается похороненным по Закону, если гроб остается над уровнем земли.

3. Если воля умершего — быть погребенным в склепе, следовать ей нельзя, хотя в других отношениях воля умершего — непреложный закон для скорбящих в трауре.

4. В некоторых местах почва не стабильна, могут быть оползни. Поэтому власти требуют заключения гробов в бетонные усыпальницы. В таких случаях склепы приемлемы. В случаях же, когда причиной для использования склепа является лишь желание сохранить останки, лучше обойтись без склепа. Очевидно, что бетонный склеп не в духе традиции, и по возможности следует обойтись без него. Однако теоретически склеп допустим.

Захоронение членов тела

Кровь и члены тела, по Еврейскому Закону, являются частью человеческого существа. Поэтому, они требуют захоронения. Если умерший был обнаружен с отделенными конечностями и в одежде, пропитанной кровью, и члены тела и одежда должны быть похоронены вместе с ним. Если члены тела были ампутированы при жизни человека, следует похоронить их в месте его будущего захоронения. Если человек еще не владеет участком земли на кладбище или слишком чувствителен в этом вопросе, ампутированную конечность следует захоронить просто на отдельном участке, предпочтительнее невдалеке от его семейной могилы.

Конечности очищаются и предаются земле. Соблюдение траура не требуется.

Жертвование членов тела госпиталям

Обычно, Еврейский Закон это не приветствует. Если воля покойного определена в отношении жертвования какого-то члена своего тела для медицинских исследований, исполнение ее зависит от многих моментов и требует консультации компетентных раввинов. В любом случае, даже получив разрешение, пожертвованный член тела следует похоронить после использования его в медицинских целях.

Жертвование глаз в глазной банк является предметом раввинских дискуссий. Ряд авторитетов признает это позволительным. Другой вид трансплантации, как например сердце, почки и т.п. - слишком сложный вопрос Галахи и медицинской этики, чтобы обсуждать его на страницах этой книги.

Предание земле

Атмосфера печали, сожаления и сомнений царит среди участников процессии в момент перенесения гроба с катафалка к могиле и опускания его в могилу. Следует рассматривать это, как священную возможность участия в прощальном чествовании умершего. Личный долг каждого — почтить умершего, и размышления о том, как это лучше сделать, создают настроение и стиль процессии.

Несущие гроб

Члены семьи или друзья несут гроб и опускают его в могилу. Этот обычай идет с древнейших времен сыновья Яакова несли его к месту последнего успокоения. В древние времена тело несли на плечах. Несут ли тело на плечах, на руках или везут на специальном приспособлении, это считается честью для всех, кто в этом участвует.

Существует несколько обычаев для избрания тех, кто будет нести гроб. Один обычай таков, что гроб в первую очередь несут сыновья и братья умершего. Другой обычай велит нести гроб не семье, а друзьям или дальним родственникам умершего. В любом случае предпочтительнее нести гроб не самым близким родственникам покойного из-за опасения, что семья и так сломлена горем. Если такого опасения нет и таково их желание, то гроб могут нести дети и братья покойного. При отсутствии другой родни, семья покойного должна сама справиться с этой задачей.

Несущие гроб должны быть иудейского вероисповедания. Нарушением Еврейского Закона будет поручить покойного незнакомым гробокопателям, особенно, если неизвестно, какой они веры, каков их нравственный и общественный облик. Несение гроба ־ это не просто физический акт, требующий только мускульной силы, это еще одно проявление любви и почтения.

Личные враги умершего могут помочь нести гроб, их желание должно быть сочтено не лицемерием, а формой сожаления. Естественно, на это должно быть разрешение семьи, следует поощрять сочувственный и понимающий подход к проблеме.

В свете требований, предъявляемых к несущим гроб, необходимо предупредить директора похоронного бюро или шофера, чтобы машина с членами семьи не отдалялась от катафалка, дабы гроб не был вынесен из машины и донесен до могилы кладбищенскими служителями. Ряд кладбищенских чиновников предпочитают делать именно так, исключая риск в случае, если гроб будут нести члены семьи.

При хорошей организации похорон, служащие кладбища относятся с уважением к традициям нашего народа.

Процессия

Так как в процессии царит не только настроение личного участия в проводах умершего, но и желание оттянуть момент расставания с покойным, по дороге к могиле процессия несколько раз делает короткие остановки. Так происходит всегда, за исключением праздников, когда дух всеобщей радости видоизменяет форму выражения горя на похоронах.

Существуют несколько обычаев, регламентирующих число остановок, делаемых, чтобы продемонстрировать наше нежелание завершать службу, а также в каких случаях и для кого этих остановок делать не следует. Один обычай указывает на семь остановок, другой на три, следующий требует, чтобы процессия останавливалась каждые 6-8 футов. Обычно принято останавливаться 7 раз.

Мидраш приводит странное, но глубокое основание для этого числа остановок. Смерть ставит живого человека перед необходимостью переоценки всей своей жизни и заставляет задуматься над фундаментальными вопросами жизни: Каков смысл всех наших стараний? Есть ли у жизни более глубокий смысл? Это были главные вопросы, смущавшие Экклезиаста, когда он пытался понять истинный смысл жизни. «Суета сует» — сказал Экклезиаст, «суета сует, и все суета». Суета (хевел по-древнееврейски) в этом контексте это пар, который возникает от дыхания в холодный день. Это что-то невещественное и исчезающее в воздух.

Жизнь, это только пар? Мудрецы отметили, что слово гевел («пар», «суета») упоминается в приведенном выше стихе три раза в единственном числе и дважды во множественном, что в сумме равняется семи. Каждая из этих сует символизируется остановкой во время несения гроба к могиле. С каждой остановкой факт неизбежности смерти учит нас избегать суетной жизни, быть созидательными и добрыми, сожалеть о зле и идти дорогой добра.

Все присутствующие на похоронах идут за гробом, впереди гроба обычно идет только раввин, для того, чтобы указывать, где и когда делать остановку.

В это время читается очень красивый и волнующий 91-й Псалом. Комментаторы Таиаха приписывают этот Псалом Моисею, или поэту, находящемуся под его влиянием. Говорится, что этот Псалом читался во время построения Мигикаиа (передвижного Храма) в пустыне. Другие считают его диалогом между Давидом и Соломоном, или что они читали его Псалом в посвящении Иерусалиму и Храму. К этому Псалму относятся как к «песне духа», охраняющей человека от зла, его окружающего. Это воплощение уверенности в том, что Б-г заботится о своем народе, уверенности в том, что ничто не сломит этот народ, потому что он верит Всевышнему.

Чтение над могилой

Циддук га-Дин - оправдание Божественной Воли, прекрасная и волнующая молитва, читающаяся непосредственно перед или после предания тела земле (в зависимости от местного обычая), когда скорбящие видят открытую могилу перед своими глазами.

В молитве звучат три основные темы:

1. Б-г определил этот ужасный конец, и Воля Его справедлива. Б-г дает каждому, что ему полагается, по соображениям известным Ему Одному. Нам Его пути могут быть неисповедимы, но мы знаем, что Всемогущему присуще высшее совершенство.

2. Мы молим Его о милосердии к оставшимся в живых. Хотя Он взял жизнь человека, любимого нами, пусть Он в своем милосердии пощадит жизни остальной своей паствы и остановит руку смерти. Даже в момент тяжелейшего личного горя еврей не должен быть эгоистичным и должен молиться обо всем человечестве.

3. Воля Б-га должна быть принята. До самого конца мы должны помнить, что Он в Своей доброте дал нам любимого человека, даровав ему жизнь. Он тот же справедливый Б-г, когда Он велит, чтобы душа вернулась к Нему. «Б-г дал, Б-г и взял». Мы благодарим Б-га за годы, нам дарованные. «Пусть будет благословенно Имя Б-га».

Эта молитва не читается по детям, жившим менее 30 дней, также не читается, если погребение происходит ночью, или в один из Главных праздников - Песах, Шавуот, Суккот, или других, как Ханука, Пурим, Рош Ходеш; или в дни, предшествующие празднику или Субботе; или непосредственно после трех Главных праздников, так как противоречит духу радости, который должен царить везде.

Захоронение

Священный принцип Еврейского Закона о погребении, требующий, чтобы покойный был похоронен в земле, велит опускать гроб на дно могилы. Оставить гроб на уровне земли на время молитвы, в окружении близких, а затем не докончив, повернуться спиной к незахороненному гробу и вернуться домой прямое неуважение к умершему.

Минимальные размеры могилы должны по площади соответствовать размерам гроба и быть по крайней мере сорока дюймов глубиной. Использование механического устройства для опускания гроба в могилу не противоречит Еврейскому Закону. Это делается во всяком случае медленнее, чем опускание на руках. Еврейский друг покойного или родственник должен повернуть рукоятку так, чтоба механизм заработал.

Могила должна быть засыпана сразу. Как минимум, гроб должен быть полностью покрыт землей так, чтобы наверху образовался холмик. После этого, если из близких помочь некому, остальное могут засыпать рабочие. Некоторые следуют практике прикрытия могилы ковром из искусственной травы, не засыпая ее при этом землей. Это не в духе еврейской традиции. В самом деле, данью уважения будет помочь засыпать гроб землей. В первую очередь это право предоставляется самым ученым из присутствующих, общественным деятелям, близким родственникам и лучшим друзьям. Это персональное «прощай» от добрых соседей. Это право разбивает сердце, во всем видна безвозвратность утраты, что так и должно восприниматься.

С психологической точки зрения глухой стук земли, падающей на крышку гроба оказывает необыкновенно важное воздействие на психику. Своей окончательностью этот звук помогает скорбящим преодолеть иллюзию, что может быть еще не все кончено, что все лишь дурной сон. Но когда могилу засыпают землей, эти иллюзии развеиваются и направляют скорбящего на путь возвращения к жизни. Существуют ли особые правила засыпания могилы? Вся выкопанная земля должна быть возвращена на место. По обычаю лопата не передается из рук в руки, каждый человек кладет ее на землю. Этот молчаливый жест символизирует мольбу о том, чтобы смерть «не была заразной» и чтобы остальная семья и друзья умершего жили долго и счастливо. Закон точно не указывает, сколько лопат земли надо кинуть каждому. Некоторые, по обычаю, держат лопату обратной стороной, чтобы сделать отличие от использования ее в других целях.

Каддиш

Погребальный Каддиш отличается от других форм Каддиша, читающихся в синагоге (о поминальном Каддише подробно рассказывается в последней главе этой книги). Он принимает форму молитвы, а не официального славословия. Поэтому погребальный Каддиш не ограничен всеми правилами, которые относятся к Каддигиу в синагогальной молитве; погребальный Каддиш может читаться сразу же вслед за погребением, в то время, как синагогальный Каддиш читается только после того, как прочтена выдержка из Псалма или отрывок из Торы.

Погребальный Каддиш — молитва, утверждающая, что Б-г в свое время сотворит мир заново, и умерший оживет для вечной жизни. С сотворением нового мира Храм будет восстановлен, и истинная вера в Единого Б-га заменит язычество. Это знаменует собой надежду, что для умершего есть будущее, и дает скорбящим душевные силы, даже когда чтение Каддиша в момент предания тела земле вызывает снова приступ отчаяния.

Погребальный Каддиш читается после того, как могила засыпана землей. В случае острой нехватки времени, например, в случае всеобщего горя во времена трагедии, либо в поздний час, когда приближается Суббота или праздник, разрешается начинать читать Каддиш сразу, как только гроб покроется слоем земли. Необходимости ждать, чтобы могила была засыпана полностью, в таких случаях нет.

Чтение погребального Каддиша опускается во время праздников (что отмечалось ранее), когда в синагоге не читается Таханун (Исповедь). В этих случаях читается Псалом 16 и традиционный поминальный Каддиш. Погребальный Каддиш специально заменяется поминальным, если никто из соблюдающих траур не присутствует. Каддиш не читается вообще, если нет миньяна, когда засыпается могила.

Последняя молитва перед окончанием Погребения

Предназначение последней молитвы в том, чтобы перенести нашу заботу от умершего на скорбящих в трауре. Так происходит переход от анинут к авелут &mdash ;к новой стадии траура, которая начинается теперь. Чтобы сделать это, присутствующие образуют две параллельные линии, обращенные лицом друг к другу. Скорбящие в трауре проходят по образовавшемуся коридору, удаляясь от могилы. В то время как скорбящие в трауре проходят по коридору, присутствующие произносят слова утешения: Га-маком йенахем этхем бетох ше'ар авелей Цийон ве-Йерушалаим. — «Пусть Б-г утешит вас среди других скорбящих Сиона и Иерусалима». Если соблюдающие траур не присутствуют во время погребения, то можно обойтись без образования параллельных линий, так как слова утешения обращать не к кому. Существует прекрасный обычай, по которому скорбящие кладут камень на могильный холм и просят прощения за несправедливость, которую они проявили к умершему.

Мытье рук

После похорон все присутствующие моют руки. Это символизирует древний обычай очищения после контакта с умершим. Это выражает постоянную заботу евреев о жизни, ее достоинстве и ценности. Моют руки после возвращения с кладбища, перед входом в дом, или, если это невозможно, то в конторе похоронного бюро. Моют руки поочередно, поливая из кружки водой. Так же как и лопата на кладбище, кружка не передается из рук в руки.

Участок земли на кладбище и могила

Покупка участка земли

Существует древний еврейский обычай — вносить деньги на покупку участка земли на кладбище еще при жизни человека, чтобы владеть им до похорон. Тора сообщает, что Авраам купил могилу Сарре; Иосиф был похоронен на семейном участке, который его отец Яаков приобрел в городе Шхем.

Покупка может быть сделана через Похоронное Общество — участка, принадлежащего товариществу, или религиозной организации, или владельцу кладбища. Участок должен находиться среди других еврейских могил или на земле, купленной еврейской общиной для еврейского кладбища. Это было обычаем на протяжении веков. Впервые обосновываясь на новом месте, община покупала землю для синагоги, школы и кладбища.

Существуют следующие критерии для определения, годится ли данное кладбище для евреев:

1. Договор о покупке должен указывать, что земля, на которой расположен участок, предназначалась исключительно для евреев.

2. Право на захоронение должно быть постоянным. Кладбищенским властям не должно быть разрешено изымать останки из могил.

3. Все службы для еврейских и нееврейских похорон должны быть абсолютно разделены отдельный вход на каждую секцию, и каждая секция должна быть огорожена отдельным забором.

Семейный участок. Основные принципы подразделения на участки.

1. На большом кладбище деление, в основном, идет по семейному признаку. На протяжении последних веков во многих похоронных обществах практикуется обычай хоронить женщин и мужчин в отдельных секциях. Это не обязательно. Следует навести справки об этом перед вступлением в общество, чтобы избежать недоразумений, когда изменить что-либо будет уже поздно. На многих кладбищах стандартной процедурой, соответствующей религиозному обычаю, является правило не хоронить женщину рядом с чужим мужчиной (не мужем). Это довольно предусмотрительное правило, особенно, когда разговор идет о закладке общего памятника. Поэтому могилы располагают так: муж — жена, жена — муж.

2. Если муж и жена были разведены, они тем не менее могут покоиться рядом. Однако, если один из супругов выразил желание быть похороненным отдельно, этому желанию следуют.

3. Не бывший в браке должен быть похоронен около своих родителей.

4. Женатые дети. Принято, хотя это и не обязательно, чтобы жена была похоронена с семьей мужа. Если места для могилы не хватает, дети должны быть похоронены на этом же кладбище, в другом месте. Если дети живут далеко от родительских могил или они предпочли выбрать другое кладбище, то они могут основать свой собственный семейный участок.

5. Если, будучи похороненным на семейном участке, человек может оказаться рядом со своим заклятым врагом, хоронить его следует в другой части семейного участка. Если этот враг умер больше года назад, такая необходимость отпадает, и решение оставляется на усмотрение семьи.

6. Второй брак. Если предпочтение было выражено волей покойного, она должна быть удовлетворена. Если предпочтение не было выражено явно, но было очевидно, что человек лучше жил с одним из супругов, то он и должен быть похоронен вместе с ним. Если предпочтение не было высказано, то:

а. Если у умершего были дети только с одним из супругов, то он должен быть похоронен либо с ним, либо по усмотрению детей.

б. Если были дети от обоих супругов, или не было ни от одного, то обычно предлагается похоронить с первым супругом.

7. Смешанные браки. Если еврейский супруг оставался евреем, похоронить его следует на еврейском кладбище. Не перешедший в иудаизм супруг не может быть похоронен на еврейском кладбище. Даже если этот человек был обрезан, но не по причине перехода в иудаизм, он считается неевреем, и на еврейском кладбище похоронен быть не может.

Дети от еврейской матери могут быть похоронены на еврейском кладбище, даже если они и не были обрезаны. Дети от матери-нееврейки, сами не перешедшие в иудаизм, не могут быть похоронены на еврейском кладбище, даже если и были обрезаны, но без

намерения перейти в иудаизм, даже если они получили образование в еврейской школе. Прошедших гиюр хоронят, как евреев на участке еврейского супруга или на новом семейном участке. Такой брак не считается смешанным.

8. Самоубийцы. Традиционно, людей, которые намеренно и находясь в полном сознании сами лишили себя жизни, хоронят отдельно у кладбищенских ворот, или, по крайней мере, на расстоянии шести футов от других евреев. Следующая глава рассматривает вопрос о самоубийцах более подробно.

9. Религиозные и соблюдающие Тору евреи не должны быть похоронены рядом с закоренелыми грешниками. Следует по возможности придерживаться этого принципа.

10. Похороны в Эрец-Исраэль. Погребение в Святой Земле, особенно тех, кто страстно любил эту землю, соблюдая религиозные предписания, много вложил в поддержку Израиля, считается актом благочестивой преданности, даже притом, что посещения могилы родственниками станут труднодоступными или не возможными вообще.

Тора сообщает, что Иосиф высказал желание быть похороненным на земле своих праотцев, в Святой Земле, а не там, где он был правителем. Наши мудрецы считают, что быть похороненным в Земле Израиля, это также достойно, как быть погребенным под алтарем Храма. Перезахоронение для этой цели разрешено (смотри главу о перезахоронении останков). Для соответствующих приготовлений следует проконсультироваться у раввина, директора похорон или в раввинате.

11. Земля, купленная на кладбище, для определенного человека, по закону может быть продана.