Окончание Шивы и соблюдение Шлошим

Окончание Шивы и соблюдение Шлошим

Окончание Шивы

Мы уже говорили о том, что как часть дня в начале шивы, так утро ее последнего дня, традиционно засчитывается как два полных дня. Таким образом, если захоронение происходило во вторник до наступления темноты, то шива считается оконченной утром в понедельник. Соблюдающий траур должен дождаться окончания утренней молитвы. Тогда он принимает утешение и встает из шивы.

Если захоронение было в воскресенье, шива формально должна окончиться в утро Субботы. И в самом деле, личное соблюдение траура оканчивается в Субботу утром после молитвы. Тем самым соблюдающий траур не должен вызываться к Торе до конца Субботней службы во второй половине дня. При этом публичное соблюдение траура оканчивается в пятницу перед началом Субботы. Подробно об окончании шивы в таких случаях можно прочесть в главе «Суббота во время шивы и шлошиш, выше.

Многие следуют обычаю отметать конец шивы, пройдя со всеми родственниками вместе какое-то небольшое расстояние. Это символизирует возврат к обществу, от которого их в свое время удалило авелут.

Соблюдение Шлошим

Шлошим, или тридцатидневный период, включает в себя полное соблюдение траура по всем близким родственникам, кроме матери и отца. Те, кто потеряли своих родителей, оканчивают траур по происшествии 12 еврейских месяцев.

Шлошим считают по тем же правилам, что и шиву.

1. Часть дня считается за полный день. Таким образом шлошим заканчиваются на утро тридцатого дня после утренней молитвы.

2. Продолжительность траура отсчитывается не со времени смерти, а со времени захоронения.

Тем самым если похороны были днем в понедельник, шлошим закончатся четырьмя неделями позже во вторник утром.

3. В отличие от шивы, праздник не отменяет соблюдение шлошим, кроме тех случаев, когда шива оканчивается до начала праздника.

Ниже приводятся основные правила соблюдения шлошим.

1. Следующее соблюдается только во время шивы, а не шлошим:

а. Сидение на низком стуле.

б. Пребывание в пределах дома.

в. Ношение некожаной обуви.

г. Воздержание от супружеских отношений.

д. Запрет на работу.

е. Запрет на изучение Торы.

2. Следующие запреты остаются в силе и соблюдаются как во время шивы, так и во время шлошим при нормальных обстоятельствах:

а. Стрижка волос, ногтей, бритье, принятие ванны, ношение новой или свежевыстиранной одежды.

б. Право сочетаться браком.

в. Посещение приемов и вечеринок.

г. Соблюдающий траур может обращаться с приветствием Шалом, но от него не должны этого ожидать. Ему не посылают подарков, включая подарки на Пурим. Он же в свою очередь на Пурим должен посылать подарки, как того требует традиция.

Соблюдение траура во время Пурима и Хануки

Пурим

Пурим не отменяет шиву. Публичное соблюдение траура приостанавливается так же как и в Субботу (некоторые считают, что траур в это время не соблюдается вообще), но личное соблюдение траура продолжается. Следовательно, сидение на низком стуле и ношение некожаной обуви в Пурим не требуется. Соблюдение же Пурима, такое как праздничная трапеза (с мясом и вином, но без праздничного ликования) и посылание подарков — мишлоах манот — обязательны для соблюдающего траур, как и для любого еврея. Также соблюдающий траур должен быть на чтении Мегиллы («Книги Эстер») в синагоге, и если из присутствующих только он может публично его читать, он должен это сделать. По возможности соблюдающему траур следует воздерживаться от публичного чтения и ведения молитвы в Пурим. Следующий за Пуримом праздник Шушан Пурим должен соблюдаться только, в том случае, если он обычно соблюдался скорбящим в трауре как праздничный день.

Ханукка

Ханукка также не отменяет шивы. В то время как многие раввинские авторитеты считают, что в Пурим не соблюдается траур, и уж определенно не соблюдается публичный траур, Ханукка такого освобождения не дает, и все законы соблюдения траура должны выполняться. Соблюдение праздника Ханукки, такое как зажигание ханукальных свечей — обязательно. Соблюдающий траур, но не онен, должен прочесть все три благословения, включая шегехейану, благодарственную молитву Б-гу за то, Он дал нам дожить «до настоящего времени». Он тем не менее не должен зажигать менору перед всей общиной, так как чтение благодарения вслух будет противоречить его состоянию. Соблюдающий траур не должен читать молитву Галлель в доме, где соблюдается шива, потому что эта молитва проповедует радость. Ему следует на время выйти, чтобы дать возможность остальным прочесть без него. В синагоге, однако он присутствует при чтении этих молитв. Остальные подробности соблюдения Хануки рассматриваются в отдельных главах.