Кладовая света

Кладовая света

(Пьеса для школы)

Пролог Город Слепых

(На сцене ходят слепые. Навстречу им идет слепой из другого города и на всех натыкается.)

1    слепой:    Вы не знаете как пройти на площадь?

2    слепой:     Знаю, по этой улице направо.

(Останавливается)

1    слепой:    Но я только что оттуда....

2    слепой:    Странно... Я с детства так хожу и всегда выходил на плошадь.

3    слепой:    О чем вы спорите? Я вам покажу совсем другой путь и к тому же безопасный. Совсем недавно мне его показали.

2    слепой:    А что, как я раньше ходил уже нельзя?

4    слепой:    Говорят же тебе - опасно!

2    слепой:    Почему я должен ему верить? И вообще, я туда не иду. Уходит, натыкаясь на всех, а остальные расходятсятся раздраженные, не попрощавшись.

1    слепой:    Я здесь совсем чужой, ничего не знаю, и жители меня оставили... Куда же идти? И как выйти на площадь? Пойду куда глаза не глядят, а ноги ведут. (Натыкается на цветок и поднимает) Какой замечательный цветок: такой приятный аромат. Жаль, что он мне не нужен и подарить некому...Кладет его на место и уходит.

5     слепой: Где же мне сейчас достать цветы? Срочно нужен хотя бы один цветок!

1 и 5 идут навстречу, не пересекаясь, вокруг цветка. Появляются остальные слепые и идут по кругу как будто в центре - пропасть. Вдруг один покачнулся и задел другого. Все теряют равновесие и , балансируя, поворачиваются внутрь круга.

Один невольно поддерживает другого. Вспыхивает свет, и все открывают глаза, смотрят вокруг, вниз, друг на друга, благодаря за поддержку. Потом отходят от пропасти и исчезают.

Автор:    Итак, город зажил зрячей жизнью.

Прошло время...и они забыли, что когда-то спасли друг друга и не помнили, что вообще были слепыми.

Появляются 2 девочки, оживленно разговаривающие и одна из них задевает 3 девочку, идущую им навстречу.

3    девочка: Ой,ой,ой! ...Моя нога!..Как я теперь пойду. Плачет

1    девочка: По-моему, кто-то плачет...

2    девочка: Не слышу и не вижу никого. Показалось тебе наверно. Ты лучше посмотри, какую я новую сумку купила!

1    девочка: Ой, а я свою сумку на скамейке забыла! Сейчас быстро вернусь, подожди. (Замечает 3 девочку) Что с тобой? Что ты плачешь?

3    девочка: Ногу ушибла - не могу идти.

1    девочка: Давай, я тебе помогу дойти до скамейки.

3    девочка: Спасибо, мне кажется, до дома одной не дойти...

2    девочка: Что ты там застряла? Мы опаздываем!

1    девочка: (хватает сумку) Вот, дальше ты сама, как-нибудь, а то мне некогда:

2    девочка: Где ты? Автобус наш прошел! (обиженно) Теперь - жди!

1    девочка: (оправдываясь) Нужно было помочь одной девочке.

2    девочка:    Брось ты эти глупости: если всем помогать, то некогда будет о себе подумать.

Автор: И с каждым днем они все меньше замечали, когда другому плохо и видели только себя. И вот однажды...

Сцена Первая Во Дворце

Король: (пытается извлечь из гитары разные звуки) Нет, это просто невозможно. У всех королей до меня была своя песня, а я все еще не могу ничего сочинить. Как же управлять страной? На какой мотив? Да еще ничего не видно (вглядывается в нотный листок). Куда-то средь бела дня уходит свет! А вдруг это у меня что-то со зрением? Слепой король - этого ведь никто не допустит!..А что думает пот этому поводу 1-й министр? Позвать сюда первого министра! (свет!)

1 мин.:    Вы звали, ваше величество?

Король: Ты ничего не замечаешь вокруг?

1 мин.:    Где, ваше величество?..Нет...(открывает окно) темновато как-то..

Король: Что ты мямлишь? Говори прямо - уходит свет!

1мин.:    Услужливо Да-да, и с каждым днем все больше. Я это давно заметил.

Король: И молчал. А мои подданные, они как? Довольны или жалуются?

1мин.:    Осторожно Мы еще не проводили расследование.

Король: Так провести и немедленно! И ты лично этим займешься! Король сердито уходит.

Сцена Вторая Магазин

Продавец: Последнее время стало просто невозможно работать! Что-то происходит со светом: и с дневным и с искусственным. Зато тьма - в избытке. Столько "товара", что можно торговать прямо на улице, но только кто купит?

Хулиган: (входит и перебирает товары на прилавке)

Продавец: Что вы хотите купить?

Хулиган:    Да    вот,    карандашик мне понравился (расплачивается)

Продавец: гаснет свет Ну вот, опять! А я только что получил новые товары. Теперь не разберу: где какие? (Хулиган набирает разные предметы) Вы еще что-то хотите купить?

Хулиган:    Да—да, это, это и вот это!

Продавец: Возясь с товаром Не забудьте заплатить. Хулиган: Достает мелочь и кладет на прилавок Конечно, вот я сюда положил деньги...Ха! Столько всего - за несколько монет! До чего я люблю эту тьму! Просто подарок для моей души!

Продавец: Включает свет Что он мне тут положил? И это все?..Если так будет продолжаться еще немного - я разорен! Караул!!! Убегает

Сцена Третья В Школе

Учительница: Итак, ребята, сегодня у нас контрольная по математике. Начинайте писать. Плохой ученик: Заглядывая к соседу Дай списать. Хор, ученик:    Сам    думай.    Средь    бела    дня    даже

обычные люди стали вести себя ужасно!

Плохой ученик: У-у.. жадина! Отворачивается. Гаснет свет.

Все: Ой, мы так не можем писать, ничего не видно! Учительница: Не шумите, сдавайте ваши работы - кто сколько успел. Тем более, (смотрит на часы) что до звонка осталось всего несколько минут. Плох, ученик: Задерживаясь у двери и подглядывая в щелочку Интересно, как это она в темноте будет проверять?

Учительница: Свет. Открывает тетрадь. Этот как всегда ничего не решил и кроме плохой отметки он, конечно ничего не заслуживает. Но,... если бы не исчез свет... Вдруг он все-таки что-нибудь бы решил? Что же делать?... Поставлю ему хорошую отметку и дам еще одно задание на проверку.

Плох, ученик: Вот это да!...И я в отличники попал ни за что, ни про что! До чего же я люблю когда уходит свет! Я бы эту тьму килограммами покупал!

Убегает

Сцена Четвертая В Больнице

Больной: (Стонет) Ой-ай-ой... Где же этот врач? ... Куда он запропастился?!

Врач: ( Суетливо вытаскивая лекарства) Вот, смотрите что я для вас достал - новое лекарство! Да где же оно?... Да где же оно? Пока померьте

температуру! (Сует больному градусник и убегает) Больной: Чему их только учат?...Я сам разберусь, что мне нужно. (Перебирает лекарства. Гаснет свет) Приму, пожалуй, это. Или лучше - это.

Ай, все равно ничего не видно. (Принимает и засыпает)

Врач: (вбегая) Нашел! Вот ваше лекарство! (Свет) Что с вами? Что он принял без меня? ... Если это, то... О, я убил больного (оглядываясь, убегает) Больной: Просыпаясь. Ну, где этот врач? ...Я уже успел выспаться , а он даже температуру до сих пор не может посмотреть: все где-то бегает. Что он наставил здесь?

Врач: О, какое счастье, вы живы!....Что у вас в руках? Вы это пили?(Выхватывает пузырек) Больной: Не волнуйтесь (Усаживает его на кровать) Еще нет, но...

Врач: Нет-нет, я знаю, вы - пили! Не... ( падает на кровать)

Больной: Вскакивая. Что это с ним?... Доктор, очнитесь! ...Помогите! Я убил доктора!... На помощь! (убегает)

Сцена Пятая Во Дворце 1 мин.: (смотрит вокруг) Кого же мне взять на исследование? Как бы мне все это устроить, не выходя из дворца? Что за крики за окном? (Распахивает окно). Эй, любезный, что ты так

волнуешься? Не слышу... Подойди ко входу дворца и захвати еще тех двоих.

Король: Ну где же мои подданные? Долго мне еще ждать?

1 мин.: Приводит за собой троих. Ваше Величество, послушайте, что они вам расскажут. Продавец: Ваше величество, я разорен! В этой тьме, которая все чаще опускается средь бела дня, даже обычные люди стали вести себя ужасно!

Плох, ученик: А мне-так очень нравится тьма.! Ваше величество, я вдруг сразу выбился в отличники! Здорово! А отличники наши совсем поглупели и в школу перестали ходить.

Больной: Что вы такое говорите? У нас в больнице такое твориться!..И раньше-то не очень понимали, чем лечить,а теперь совсем все лекарства перепутали! Я от испуга даже выздоровел,а мой доктор до сих пор на моем месте без сознания валяется! Что же теперь будет? Ой-ей-ей!

Король: Положение совсем запуталось...нет ясной видимости проблемы! Расхаживает и меняется местами с 1 министром. Гаснет свет Плох, ученик: Что Вы, Ваше Величество, мне и во тьме - светло.

Король: Что ты сказал?..К кому ты обратился Ваше Величество"? (Свет) К моему министру - вот к кому! Скоро меня в этой тьме с последним двоечником перепутают! Иди-ка быстро в школу и учись только при свете! Подумать только - МЕНЯ перепутали!(1 министр выгоняет всех)

1 министр: Падает на стул Я совсем забегался!

Уф! Страшно королю на глаза показываться - так он зол.

Король: Позвать сюда первого министра\Гаснет свет. Министр хватает первую попавшуюся шляпу и вбегает к королю. Свет. Что это у вас на голове, господин первый министр?

1мин: В ужасе срывает шляпу Перепутал в темноте, Ваше Величество, извините!..

Король: Это уже никуда не годится! И при свете, и в темноте вы должны знать, что у вас на голове! Ясно?..Или вам больше подходит роль шута? Уходит.

Голос за сценой: Позвать сюда тайного агента! 1мин.: Шепотом Тайный агент!..Ш-ш-ш-ш... Тайный Агент (Т.А):    Слышу правительственный шепот...Давненько меня не беспокоили. Срочно собираюсь и тайно-претайно попадаю прямо к королю! (Сваливается откуда-то) Прибыл по первому зову, Ваше Величество!

Король: По второму...зову...Немедленно включайся в дело!Ознакомься с обстановкой и к вечеру чтобы было решение проблемы: почему уходит свет и что с этим делать? А если не успеешь, то не заставляй меня вспоминать твое темное прошлое в соседнем царстве...

Т.А.: Уже к вечеру...? Слушаюсь!{Король и Первый министр уходят)Что же это его так рассердило? Подумаешь - уходит свет! Вся моя работа - в темноте. Мне не привыкать! Распутывать темные делишки, конечно, лучше на свету.., но у каждого свой метод..Пожалуй, без профессора мне сейчас не обойтись. Время! Время!..Оно не ждет!

Сцена Шестая Лаборатория Профессора

Проф.: Куда я подевал этот порошок?...Последнее время тьма все чаще опускается на нас, и эксперименты делать стало почти невозможно. Люди ходят вокруг как слепые...А если, честно, то и раньше, когда был свет, они проходили мимо тех, кому было плохо. А теперь-то и подавно. ..И свет стал уходить прежде всего из их душ, а потом и вокруг...Но, похоже, никого кроме меня это не интересует. Пожимает плечами Т.А.: Стучит... Профессор, откройте! Приказ короля! Врывается. Профессор, напрягите весь ваш интеллект и все ваши знания и срочно дайте ответ: почему уходит свет и что с этим делать?!

Проф.: Господин Т.А..Объяснять вам я ничего не буду: не поймете...А что делать - я тоже не знаю!

Отворачивается

Т.А.: Ну профессор, не упрямьтесь! Пожалейте меня - к вечеру я должен дать ответ! ...А жители, наши несчастные жители - вы не думаете о них совсем!

Проф.: ищет и приносит книгу Вот, кажется, нашел! (пишет)Передай это письмо королю и больше я не могу ничего сделать!

Т.А.: Я был уверен, что вы меня выручите! Ха!

Вы сами себя не знаете, дружище!..Но никому ни слова...Тс-с-с... Убегает

Сцена Седьмая Во Дворце

Король: Не-е-т! Я все-таки повешу этого Т.А.! Скоро солнце зайдет, а его все еще нет!

Т.А.: Запыхавшись Ваше Величество! Вот вам решение всех проблем! (подает бумагу)

Король: Читает Ну, до решения еще очень далеко. Однако, что делать и куда идти - уже ясно.

Т.А.: Что-то нужно искать?

Король: Да. и немедленно! Позвать сюда Последнего министра!

1мин.: Звали, ваше величество?

Король: Возмущенно Звал, но не тебя. Где Последний министр?

1мин.: Он заболел, ваше величество: слишком чувствительный к тьме оказался.

Ия... вместо яето(извиняясь) - приходится.

Король: Что делается!...Итак, к делу! Срочно собрать команду добровольцев на поиски К ЛАДОВОЙ СВЕТА! Путешествие - опасное!

Т.А.: Только не говорите, что ОЧЕНЬ опасное. Король: Рассуждать некогда! Свет уходит все быстрее и быстрее! Торопитесь!!

Уходят

Больной: вбегая Вот это дело по мне! Пока мой доктор не поправится - не смогу места себе найти! Плох, уч.: Путешествие за счет короля - это я не могу упустить! Да еще в КЛАДОВУЮ СВЕТА! Проф.: Где тут сборный пункт?

Т.А.:    Профессор, и вы здесь? Вы же говорили,что больше ничего не можетоР.ехидно

Проф.: Да, говорил...Но попробую сделать даже

больше того, что могу...И вы конечно, здесь.

Насмешливо.

Т.А.: По роду службы, исключительно!

Учит.: Стойте, не забудьте и меня! Школы все равно закрываются, и я больше не хочу просто так ставить хорошие отметки.

1мин.: Все - на корабль! Отплываем!...

Сцена Восьмая Путешествие

Начался шторм, слышны голоса: Корабль теряет управление..мы тонем...нас несет на рифы!. ..музыка

Больной: Никак не думал, что мы после такой переделки останемся живы да еще в полном составе.

Учит.: разглядывая гору Неужели нам нужно лезть на эту гору?

Проф.: Другого пути нет. И, по-моему, это тот самый остров, который нам нужен!

Все лезут на гору. Музыка

Все: На вершине Вот это красотища!..Вид - как с самолета!

Плох, уч.: Я тожу хочу посмотреть. Толкает всех Больной: Не толкайся! Все хотят...

Т. А.: Отойдите все.(значительно) Только я могу увидеть все тайники, которые здесь спрятаны (протискивается)

Проф.: Не ссорьтесь! А то мы все свалимся отсюда! Учит.: Ой, ай, я уже падаю!!! .Голоса за сценой:

Не хватайтесь за меня, отапустите! Держитесь!

Падаем! Музыка

Т.А.: Смотрите, пещера!

Плох, уч.: А зачем здесь столько пустых сосудов и пустых горшков?

Проф.: Горшечная пещера!.. Значит мы почти у цели!

Учит.: А сосуды эти - для света? Так, профессор? Проф.: Так,так...Вы всегда были сообразительной ученицей.

Плох, уч.: В сторону Никогда бы не подумал...

Т.А.: А-а! Раз так, то выберу-ка я себе горшочек побольше. Король будет доволен и сразу повысит меня в должности: сделает самым главным агентом. Все пробираются с кувшинами по пещере. Музыка Проф.: Что-то я устал...Силы уже не те, что раньше. Учит.: Не расстраивайтесь, профессор. Давайте посидим здесь немножко. Они далеко не уйдут без нас. Скрываются за сценой Больной: Смотрите, смотрите-КЛАДОВАЯ СВЕТА! Огни.

Сова: Стойте! Не каждый может сюда войти! Ответьте сначала на мои вопросы.

Т.А.: Глупости! Мы эту Калдовую быстро расколдуем! Делает пассы руками, произносит звуки - не выходит

Плох, уч.: Нервничает Где же учительница.? Где же профессор?..Где они там потерялись?

Т.А.: Ладно, Сова, не строй из себя самую умную, а то я быстро с тобой расправлюсь! вынимает саблю Сова: Не поможет! Здесь действуют другие законы! {сабля улетает из рук Т.А.) Итак: Кто на свете всех богаче, всех сильнее, всех умнее?

Больной: Я понял! (наклоняется к сове и шепчет): Хэсед! Тот, кто делает хэсед. Богаче всех тот, кто умеет делиться с другим тем, что у него есть. Сильнее всех тот, кто помогает слабому. Умнее всех тот, кто учится у других.

Сова: Правильно! Можешь войти! Сова улетает и все протискиваются вслед за больным Т.А.: Еле тащит свой горшок Уф! Тяжесть-то какая!

Проф.: Нужно было по силам брать.

Т.А.: Без ваших советов, профессор, обойдусь! (Спуск с горы. Музыка) А-а-а!...Мой горшок!.. Разбился!. .Совсем!

Плох, уч.: Выбегая И мой тоже!

Учит.: Ой-ей-ей!..Один черепок остался!

Больной: А я донес свой маленький сосуд!

Проф.: И я кажется, тоже.

Т.А.: Профессор, отдайте его мне! Вы уже старый, зачем он вам?

Больной: Уйдите, это не ваше!

Плох, уч.: У нас в путешествии - все общее! Дайте мне тоже чуть-чуть\Все уходят за сцену Голоса: Не трогайте, осторожнее, пустите! А-а-а! Вдребезги ! Все сидят,понурив голову и тьма опускается на них

Т.А.: Все кончено!..Мне можно уже не возвращаться...Король мне этого не простит !

Все путешественники сидят, понурив голову с разбитыми сосудами

Проф.: Кто-нибудь мне может объяснить, что мы здесь сидим? Кому от этого легче? Вы как хотите, а я возвращаюсь!...Нужно попытаться хоть что-то

сделать( уходит)

Больной: Конечно (вскакивает) Поеду к моему доктору-может быть там, на месте, смогу помочь ему (Убегает)

Учитель: Я тоже здесь оставаться не собираюсь!

В "КЛАДОВУЮ СВЕТА" нас больше не пустят; свой шанс мы уже использовали...! Мои ученики, наверно, уже заждались меня. Да и я без них не моту.(уходит)

Т. А.: Нет уж, увольте! В этот город - я - ни ногой! Пойду в соседнее царство - там еще помнят мои былые заслуги.(хочет уйти)

Плох, уч.: Господин Т.А.! Возьмите меня к себе в ученики (хватается за него, пытаясь удержать).

Я к темным делишкам ВСЕГДА был очень способный!

Т.А.: Выкинь эту идею из головы! Мне лентяи не нужны! Иди {толкает его), подучись еще немного.. .Хе-хе-хе. ..{исчезает).

Плох, уч.: Исчез! {оглядывается) Что же я - один остался?. ..Стойте!.. .Учительница, а вы мне будете хорошие отметки стъътъ! {Кричит на бегу) Подождите! ..(Убегает)

Сцена Девятая В Городе

Все: (Друг другу) Смотрите, смотрите, Свет вернулся! Как им это удалось? Что они без нас придумали?

1жит.: (подходя к ним) Я и сама не понимаю, как это получилось... Однажды, когда я принесла больной соседке еду, то заметила, что по дороге домой стало как-то светлее и на душе, и вокруг. 2жит.: А я пришла помочь одной одинокой старушке убрать в доме и, когда закончила к вечеру, то весь дом словно засиял, и стало светло как днем. Плох, уч.: Выходит, что можно было не ездить, не карабкаться на высокие горы, ни спускаться в глубокие пещеры, а просто начать делать добрые дела, помогая другому.

Учит.: Выходит,что так...Только это совсем не просто - помогать другому...Но ты уже делаешь успехи и, пожалуй, заслужил хорошую отметку. Больной: Теперь я ничего не понимаю...Как же мне быть с моим доктором!

Доктор: (вбегая) Вы все вернулись?! И мой "больной" тут же - цел и невредим!

Больной: Доктор, вы уже на ногах?..Но неужели мы зря ездили? (Расстроено)

Проф.: Ничего не бывает зря!

1жит: Верно! Стоило вам отплыть от берега, как мы

будто проснулись и, оглянувшись, стали замечать беду другого.

2жит.: И нам тоже захотелось что-нибудь хорошее сделать!

Проф.: И ваши дела говорят сами за себя!

Плох.уч: А наше путешествие? (} нем что, никто ничего не узнает?

Т. А.: Не волнуйтесь! Этого я никак не допущу!

(выглядывая) Мерцают свечи, приближаясь Все: Что это? Откуда этот свет?

Король: Мы с вами совсем забыли, что наступило время Хануки! Время - когда с новой силой и надеждой зажигается свет в нашей душе и озаряет все вокруг, разгоняя тьму.

Проф.: И этот свет изменяет всю нашу жизнь! Король: Я нашел свою песню! Слушайте!

Песня для всех Когда на сердце тяжесть и холодно в груди К ступеням нашим древним ты в сумерках приди. И скрытый свет Махпеллы и Храмовой Горы Всегда тебе поможет не сбиться на пути

И сквозь тьму тысячелетий, расправляя наши плечи, отражаясь в юных лицах -ХАНУКАЛЬНЫЙ СВЕТ струится!

Мы помним этот холод и стужу в декабре Наветы и погромы и кровь по всей земле!

Как тайные агенты, снующие в ночи, Топтали наше тело, но душу - не смогли!

И сквозь тьму....

И вот пора настала - мы на своей Земле!

И жить начать с начала - так просто на заре. Дороги праотцами исхожены вполне,

И мы идем за ними без страха налегке!

И сквозь тьму....

Занавес