Часть десятая: Антисемитизм

Часть десятая: Антисемитизм

237

«Христоубийцы»

Я долго и напряженно думал, включать ли это понятие в свою книгу, пока не решил, что убирать слово «христоубийца» из книги о евреях столь же бессмысленно, как и слово «ниггер» («черномазый») из книги о неграх США. Конечно, мир был бы куда лучше, если бы можно было обойтись без подобных слов, и в мессианскую эпоху (см. «Машиах»), которая настанет в будущем, такие слова, я уверен, будут навсегда забыты. Но поскольку эта эпоха еще не наступила, мы представим здесь несколько здравых суждений относительно этого древнего и кровавого эпитета.

«Христоубийца» — одно из последних слов, которые слышали десятки тысяч евреев перед тем, как быть убитыми. Что было — то было, но почему же оно слышится до сих пор? Можно ли представить себе нашего современника, который, попав в Грецию, стал бы вдруг вопить, что живущие в Афинах люди — это все сплошь «сократоубийцы»? Или даже если несколько евреев и впрямь содействовали казни Йешу римлянами в I в., то ведь самое худшее, что можно было бы сказать о евреях в последующие девятнадцать столетий, так это то, что они — «потомки христоубийц». Однако такое выражение никогда не употреблялось. Несомненно, понятие «христоубийца» подразумевает, что, продолжая отрицать за Йешу право называться сыном Б-га и машиахом, евреи в каждом поколении убивают его вновь и вновь. Ведь евреи, обращенные в христианство, или итальянцы (потомки римских палачей, казнивших Йешу) никогда не относили этого эпитета к себе!

Величайшая нелепость этого определения в том, что убили Йешу римляне, а не евреи. Помимо Нового Завета, одно из самых ранних упоминаний о Йешу встречается в работах римского историка Тацита, который приводит имя Иешу и факт его распятия на кресте римскими властями. За какого рода преступления распинал Рим своих узников? Мы знаем, что эта казнь применялась в отношении двух категорий лиц: восставших рабов и тех, кто совершил особо тяжкие преступления (к каковым в первую очередь относились политические смутьяны). Йешу подпадал под вторую категорию — факт, засвидетельствованный надписью над его головой во время распятия: «Царь иудейский». Вероятно, Йешу был одним из многих политических мятежников-еврее в, выступавших в I в. против римских завоевателей. За время римского господства в Иудее было распято от 50 до 100 тысяч активных борцов против римского владычества. Историк Хаим Маккоби пишет: «Крест точно так же стал символом римского гнета, как в наши дни символом германо-нацистского гнета является газовая камера… Возлагать вину на крест не столько на римлян, сколько на евреев, — это то же самое, что обвинять погибших евреев… в использовании газовых камер, на деле принесших им страшные страдания».

В 1962 г. во время Второго Ватиканского собора католическая церковь официально сняла обвинение в «деициде» (убийстве Б-га) с большинства евреев — современников Йешу и со всех последующих поколений евреев. Католический писатель Эдвард Китинг заметил тогда, что вместо этой резолюции «им следовало бы открыто выступить с весьма простым заявлением: «На протяжении двух тысяч лет мы были повинны в антисемитизме. Простите нас». Надо сказать, что Папа Иоанн XXIII, которому обязана своим появлением данная резолюция, именно это и имел в виду. Незадолго до своей кончины Папа составил молитву, обращенную к Иешу, в которой говорится, что христианский антисемитизм представляет собой второе распятие Йешу (см. «Папа Иоанн XXIII»).

Если евреи убили Йешу, то они не только отвратительны, но и ужасны. Ведь только люди, наделенные сверхчеловеческими силами, в состоянии «убить» Б-га. Можно лишь радоваться, что это понятие употребляетсявсе реже и реже, как это, несомненно, произошло после Катастрофы (см. также «Крестоносцы», «Кровавый навет» и «Черная чума»).

238

Иуда Искариот

Хотя Йешу и все его апостолы были евреями, большинство евреев и христиан считают их именно христианами. Такие имена, как Андрей и Петр, давно принятые у христиан, до недавнего времени редко встречались у евреев.

Единственный апостол, который воспринимается людьми как еврей, — Иуда, само имя которого ассоциируется с понятиями «иудей» и «иудаизм». Новозаветный образ Иуды, предавшего Йешу за тридцать серебряных монет, содействовал значительному усилению чувства неприязни христиан к евреям, поскольку не просто предает Йешу, но делает это исключительно омерзительным образом. Он говорит еврейским первосвященникам, которые хотели арестовать Йешу, чтобы они следовали за ним, и что тот, кого он поцелует, и будет Йешу. Иуда предает Йешу именно этим поцелуем. Как отмечает теолог Ричард Рубенштейн, из этого извлекается такой урок: независимо от того, насколько вы близко тому или иному еврею, он, целуя вас, возможно, тем временем предает вас.

Все это было бы действительно ужасным, будь это правдой. Но, как показано в статьях «Христоубийцы», «Йешу», мало оснований полагать, будто евреи несут ответственность за распятие Йешу, зато немало оснований считать, что они неповинны в этом. Не исключено, что эпизод с предательским поцелуем вставлен специально, чтобы придать Иуде и его соучастникам-евреям еще более ненавистный облик. Разве не было бы достаточно для Иуды просто сообщить первосвященнику, где скрывается Йешу? Зачем было целовать его? Согласно заявлению Иешу, люди, которые арестовали его, знали, кто он, как он выглядит, и потому не было необходимости в том, чтобы Иуда выдал его своим поцелуем. «Каждый день бывал я с вами в храме, — напоминает Йешу тем, кто пришел арестовать его, — и вы не поднимали на меня рук».

Предание (отвергаемое некоторыми авторами как легенда) гласит, что история с Иудой обернулась в 1492 г. самыми страшными последствиями для 300 тысяч испанских евреев.

239

«Кровавый навет», или обвинение в ритуальных убийствах

Поскольку христианский мир верит, что Йешу — это Б-г и что убили его евреи, не было такого преступления по отношению к ним, которое могло показаться слишком диким или ужасным. Кровавый навет, или обвинение евреев в том, что они при отправлении своих ритуалов убивают неевреев и пьют их кровь, зародился в XII в. в Англии. В последующие семь столетий это унесло жизни десятков тысяч евреев.

Ирония судьбы в том, что навет направлен против народа, который первым в истории поставил человеческие жертвоприношения вне закона (Брейшит, 22 и Дварим, 18:10) и был единственным народом древнего Ближнего Востока, который запретил употребление какой бы то ни было крови (Ваикра, 3:17, 7:26, 17:10–14; Дварим, 12:16, 12:23–25).

Первое дело по подобному обвинению рассматривалось в 1144 г. в Норидже (Англия), но, поскольку никакая жертва не была обнаружена, оно было прекращено. Евреям, приехавшим в 1255 г. в Линкольн, чтобы присутствовать на свадьбе, не столь повезло. На следующий день после свадьбы тело пропавшего три недели назад христианского мальчика по имени Хью было обнаружено в выгребной яме (куда он, видимо, случайно свалился). Но горожане-христиане рассудили иначе. Их современник Мэтью Пэрис записал: «В течение десяти дней этого ребенка откармливали белым хлебом и молоком, а затем… почти все евреи Англии были приглашены присутствовать при его распятии». Впоследствии один из евреев по имени Копии признался под пыткой, «что евреи распяли мальчика таким же образом, как в свое время евреи распяли Иисуса». Девятнадцать евреев были повешены без суда.

После этого обвинение в ритуальном убийстве стало обычным делом. Спустя столетие в «Рассказе настоятельницы» (включенном в его «Кентерберийские рассказы») Джефри Чосер писал об убийстве Хью, которое, как он считал, совершили евреи. Через шестьсот лет после этого сфабрикованного дела английский эссеист Чарльз Лэм заметил: «Признаюсь, у меня не хватает нервов, чтобы войти в их синагоги. Старые предрассудки крепко держат меня в своей власти. Я не могу избавиться от истории Хью из Линкольна». Смерть Хью стала также темой десятков баллад. Однажды, проезжая по Озаркским горам в Арканзасе, я купил сборник местных народных песен, изданный в 1973 г., где содержалась и баллада, посвященная «убийству Хью». Здесь рассказывается, как еврейка приглашает маленького христианского мальчика к себе в дом, а затем:

Она закрыла салфеткой его лицо И скрепила ее золотой булавкой, Потом попросила блюдо для крови, Чтобы собрать туда кровь из его сердца.

К XIV в. обвинение в ритуальном убийстве стало привязываться к празднику Песах: евреев стали обвинять в том, что они подмешивают христианскую кровь в мацу и вино. Радостный праздник становился для евреев ужасным временем, они боялись, как бы антисемиты, чтобы выдвинуть против них ложное обвинение, не убили бы христианского ребенка, затем подбросив его в какой-нибудь еврейский дом.

В 1840 г. антисемиты-христиане внедрили кровавый навет в мусульманский мир, и злосчастные евреи Дамаска были обвинены в убийстве капуцина (см. «Кровавый навет в Дамаске»). «Дамасское дело» стало поворотным пунктом в еврейской истории, потому что впервые евреи разных стран, включая лидеров общин Англии, Франции, Австрии, Германии и США, объединились, чтобы выразить протест против антисемитизма. Возглавляемые сэром Мозесом Монтефиоре, они преуспели в своих усилиях: в течение нескольких месяцев жертвы были освобождены, за исключением двух человек, которые умерли, не выдержав пыток.

Последний крупный судебный процесс по делу о ритуальном убийстве, инспирированный царским правительством, состоялся в Киеве в 1913 г. Весьма примечательно, что крестьяне-присяжные сняли обвинение с подсудимого Менделя Бейлиса.

В 1930-х гг. нацистская газета «Дер штюрмер» регулярно публиковала на своих страницах изображения раввинов, сосущих кровь из детей. Хотя, к счастью, кровавый навет используется ныне все реже и реже, но еще сравнительно недавно, в 70-х гг., король Саудовской Аравии Фейсал неоднократно заявлял в своих интервью, будто евреи во время ежегодного празднования Песаха убивают неевреев и пьют их кровь.

Оценивая тот факт, что очень многие христиане верили в кровавый навет и распространяли его в течение столетий, Ахад Гаам, один из первых сионистских мыслителей, сумел найти здесь следующее «утешение»: это побудило евреев не допускать развития в себе черт, свойственных тому отрицательному образу, которым наделял их мир. «Каждый еврей, кто был воспитан среди евреев, знает как непреложный факт, что среди этого народа, куда бы вы ни посмотрели, не найдется ни одного еврея, который пил бы из религиозных соображений человеческую кровь… «Но, — спросите вы, — разве может быть такое, чтобы все ошибались, а евреи были правы?» Да, это возможно: об этом свидетельствует кровавый навет».

240

Шейлок

Одним из самых омерзительных персонажей, созданных Шекспиром (1564–1616), стал Шейлок, еврей-ростовщик, который требует, чтобы нееврей Антонио в счет погашения просроченных платежей отдал ему фунт собственной плоти, вырезанной из его тела у самого сердца. Намерения садиста Шейлока в конечном итоге было сорвано в результате юридической уловки, однако вред, нанесенный евреям пьесой «Венецианский купец», не шел ни в какое сравнение со злосчастным «фунтом плоти». Образ евреев — народа Шейлоков — упорно сохранялся на протяжении веков и продолжает бытовать и в современном мире. До сих пор нелегальное кредитование под высокий процент известно под названием «шейлокство».

Примечательно, что гнусный Шейлок — исключительно плод воображения. Шекспир за всю свою жизнь никогда не встречался ни с одним евреем и даже не видел их, поскольку евреев изгнали из Англии в 1290 г. (см. «Изгнание евреев из Англии, 1290»), еще за 350 с лишним лет до его рождения, и им не разрешалось появляться здесь до 1656 г. (Шекспир умер за сорок лет до этого). Эта пьеса, конечно, не единственный пример того, как евреев продолжали поносить в обществе, в котором они давно уже не жили. Спустя столетие после их изгнания Чосер в «Кентерберийских рассказах» изобразил евреев как ритуальных убийц христианских детей. Когда евреям вновь было разрешено селиться в Англии, их образ не претерпевал особых изменений. Чарльз Диккенс создал еще один стереотип: Фейгин — негодяй-еврей, живущий за счет обучения мальчишек ремеслу карманного вора.

Как приличествует великому драматургу, Шекспир предоставил Шейлоку возможность оправдаться. Обрушиваясь на тех, кто отказывает евреям в человеколюбии, Шейлок восклицает: «Я еврей. Разве у еврея нет глаз? Разве у еврея нет рук, голоса, воображения, чувств, влечений, страстей?.. Разве мы не истекаем кровью, когда вы наносите нам уколы?» К сожалению, цель всей этой яркой риторики — подвести основание под требование Шейлока отдать ему причитающийся кусок мяса. «И коль уж вы черните нас, мы что ж, не будем мстить за это?»

Многие евреи, да и неевреи, ошибочно полагают, что именно занятие средневековых евреев ростовщичеством стало причиной антисемитизма. Но нет никаких свидетельств того, чтобы хоть один из ростовщиков-евреев потребовал в погашение долга кусок человеческого мяса. Так что Шекспиру самому пришлось сделать это ошеломляющее литературное изобретение, чтобы явить его миру.

241

Антисемитизм. Тезис о козле отпущения

Немногие знают, что слово «антисемитизм» создано антисемитом Вильгельмом Марром. Марр был намерен заменить немецкое «юден-хасс» («ненависть к евреям») на понятие, которое звучало бы не столь грубо и даже имело бы некий научный оттенок.

К сожалению, введенное Марром понятие не совсем точно, поскольку создает впечатление, будто антисемиты выступают против семитов. Это привело к тому, что евреененавистники в арабском мире отрицают свою принадлежность к антисемитам исключительно на том основании, что сами являются семитами. Но для Марра и всех последующих противников евреев антисемитизм всегда был словом, направленным только против евреев. Величайший из всех антисемитов, Гитлер, не испытывал никакого смятения, когда во время Второй мировой войны радушно встречал в Берлине арабских (то есть семитских) лидеров, включая мусульманского муфтия Иерусалима. Исходя из этих соображений, многие англоязычные авторы следуют сегодня практике, введенной несколькими еврейскими и христианскими учеными, и пишут «антисемит» как единое слитное слово; общепринятая некогда форма «анти-семит» лишь усиливает ложное впечатление, будто существует более широкая этническая общность, против которой «анти-семитизм» направлен.

Как доказала история, антисемитизм нацелен исключительно против иудаизма и его ценностей. На этом основании евреи давно уже говорят о тех, кто был убит антисемитами, что они погибли «ал-кидуш Гашем, — дабы святить имя Б-жье». Примерно до 1800 г. страны, в которых проживали евреи, состояли в основном из благочестивых христиан или мусульман, и таким образом в центре внимания антисемитизма были еврейские концепции Б-га и Его закона. В последние два столетия национализм стал главной ценностью в западном и арабском мирах, и антисемитизм во всевозрастающей степени касался проблем, связанных с определением евреев как народа и как нации. Сегодня многие евреененавистники даже отрицают свой антисемитизм, заявляя, что они всего лишь антисионисты.

Поскольку антисемитизм традиционно направлялся против иудаизма и его ценностей, евреи, готовые отказаться от них и принять религию, которую исповедовало большинство населения, как правило, могли избежать гонений со стороны антисемитов. Конечно, при нацизме было иначе, поскольку Гитлер считал, что даже те евреи, которые отвергли иудаизм, остаются носителями еврейских идей.

В XIX в. по мере того как все большее число евреев становились неверующими, многим уже не казалось, что антисемитизм имеет какое-то отношение к иудаизму и его ценностям. Более того, заявлялось, что причина антисемитизма лежит в социально-экономических и культурных факторах. Например, согласно одной теории, евреев ненавидели в средневековый период потому, что они занимались ростовщичеством. Хотя в средние века среди ростовщиков было значительное число евреев, очевидно, что еще до того, как стать ростовщиками, эти евреи должны были бы стать активными равноправными членами христианского общества. И только в тот знаменательный день, когда они стали ростовщиками, возник антисемитизм. Но на самом деле евреев ненавидели задолго до этого. И именно поскольку их ненавидели, им и было запрещено заниматься многими ремеслами, некоторые евреи были вынуждены становиться ростовщиками. Последнее, конечно, усилило уже существовавший антисемитизм, но никак не было его первопричиной.

Что касается экономических объяснений современного антисемитизма, называющих причиной ненависти к евреям их богатство, то заметим: евреи никогда не были столь состоятельными, как в современных США, — но никогда прежде антисемитизм не был так слаб, как в Америке наших дней. Предки почти всех американских евреев прибыли из Восточной Европы, были людьми исключительно бедными и куда сильнее страдали от антисемитизма.

Другое распространенное объяснение антисемитизма выдвигает «тезис о козле отпущения», согласно которому ответственность за разнообразные социальные недуги возлагается на евреев теми, кто желал бы мобилизовать массы, объединив их общей ненавистью. Многие полагают, например, что Гитлер чернил евреев, чтобы одержать победу на выборах. На самом деле это не так: Гитлер не чернил евреев ради прихода к'власти; наоборот, он пришел к власти в значительной мере ради того, чтобы обрушиться на евреев. Гитлер был достаточно хитер, чтобы не дать широкого выхода своим антисемитским страстям во время избирательной кампании, к тому же его антисемитизм был известен всем. Гитлер прекрасно понимал, что слишком ярым антисемитизмом он оттолкнет от себя респектабельных избирателей из среднего класса.

Тезис о козле отпущения в любом случае не объясняет, почему евреев ненавидят. Что в этой относительно небольшой группе людей может объединять против них крайне левых и крайне правых, богатых и бедных, верующих и неверующих? Лет пятьдесят тому назад еврейский писатель Морис Сэмюель в своей книге «Великая ненависть» весьма метко заметил по поводу ошибочности этого тезиса: «Если мы скажем, что человек испытывает галлюцинации, когда голоден, в этом будет смысл; если же мы скажем, что голодный человек испытывает галлюцинации, связанные только с евреями, то в этом никакого смысла не будет».

Одна из любопытнейших причин истории в том, что когда в 1879 г. Вильгельм Марр создал понятие «антисемитизм», то твердо рассчитывал получить известность среди всех будущих антисемитов как лидер мощного движения евреененавистников. Сегодня же, однако, его имя известно лишь еврейским ученым.

242

«Протоколы сионских мудрецов»

Самый известный в истории антисемитский документ — «Протоколы сионских мудрецов» — это подделка. В конце XIX в. его начала распространять русская секретная полиция с целью довести до сведения читающих содержание протоколов тайной встречи еврейских лидеров, вступивших в сговор для захвата всего мира.

Первые распространители «Протоколов» утверждали, что этот документ свидетельствует, что главы многих государств подчинены тремстам еврейским лидерам, которые несут ответственность за главные проблемы Европы.

Тысячи, если не десятки тысяч евреев погибли из-за этой позорной фальшивки. В самой России «Протоколами» воспользовались, чтобы спровоцировать сотни погромов во время Гражданской войны 1918–1920 гг., когда евреев обвиняли в привнесении коммунизма в Россию.

К несчастью, «Протоколы» распространились далеко за пределы России. В США этому содействовал сам Генри Форд, один из тех людей, кем более всего восхищались в этой стране. Помимо автомобильной компании Форд владел также еженедельной газетой «Диарборн индепендент» (Мичиган), которую распространял через торговую сеть фирмы «Форд». С начала 20-х гг. на протяжении более полутора лет в каждом выпуске этой газеты публиковались под общим заголовком «Международный еврей» сообщения о всемирном еврейском заговоре. В Германии эти статьи переводились по распоряжению Гитлера и широко распространялись. В течение нескольких лет американские евреи находились в растерянности, не зная, как реагировать на клеветнические измышления Форда. Законодательного механизма, с помощью которого можно было прекратить эту клеветническую кампанию, не существовало, поскольку под клеветой понимались измышления в адрес отдельных граждан, но не групп. Например, если некто обвинит евреев в том, что они убивают неевреев и пьют их кровь (см. «Кровавый навет»), то еврейская община не сможет подать в суд на распространителя этой клеветы. Лишь в случае, если клеветник обвинит в этом конкретных евреев, те смогут обратиться в суд. И когда «Диарборн индепендент» начала обвинять отдельных еврейских бизнесменов в экономических заговорах и мошенничестве, некоторые из них вступили в бой. Их интересы представлял в суде выдающийся еврейский адвокат Луис Маршалл, занимавший в 20-х гг. столь заметное место в жизни американских евреев, что об американских евреях говорили, что они живут по «Закону Маршалла». Форд и его газета были признаны виновными в распространении клеветы, и автомобильный магнат выступил с заявлением, где признал несостоятельность материалов рубрики «Международный еврей» и обязался изъять из обращения все экземпляры этих материалов, что позволило приостановить распространение «Протоколов» в Соединенных Штатах. Однако книга Форда «Международный еврей», созданная на основе газетных статей, продолжала гулять по свету.

Гитлер распространял ее в Германии, явно рассматривая Форда как своего союзника. «Чикаго трибюн» сообщила, что «Гитлер в течение многих лет держал фотографию Форда у себя на письменном столе. Когда он услышал (в 1923 г.), что Форд может выставить свою кандидатуру на пост президента, он сказал: «Мне хотелось бы, чтобы я мог послать некоторые из моих ударных войск в Чикаго и другие крупные города Америки, чтобы помочь на выборах… Мы смотрим на Генриха Форда как на лидера растущего фашистского движения в Америке… Только что у нас были переведены и опубликованы его антиеврейские статьи. Эта книга распространяется в миллионах экземпляров по всей Германии».

Казалось бы, Катастрофа должна была убедить антисемитов, что евреи всего мира обладают крайне ограниченными возможностями: ведь, в конце концов, они не смогли предотвратить убийство одной трети своего народа. После Второй мировой войны, однако, виднейшие лидеры арабского мира стали новыми распространителями «Протоколов». В интервью, данном в октябре 1958 г. индийской газете «Блиц», президент Египта Гамаль Абдель Насер рекомендовал «Протоколы» его редактору: «Вы не читали книги под названием «Протоколы сионских мудрецов»? Я дам вам английский экземпляр. В ней ясно доказывается, что, говоря словами «Протоколов», «триста сионистов, каждый из которых знает всех остальных, определяют судьбу всех континентов и выбирают своих преемников из своей среды». Высшие чины Саудовской Аравии сообщили группе журналистов, сопровождавших министра иностранных дел Франции Мишеля Жубера в ходе его визита в эту страну (январь 1974 г.), что «Протоколы» — «это любимейшие книги короля».

Норман Кон удачно назвал свою обстоятельную книгу о «Протоколах» «Благословение на геноцид». В глазах нацистов и их союзников «Протоколы» служили убедительным доказательством того, сколь смертельно опасны евреи и почему все они должны быть убиты.

В XX в. в «Протоколы», являющиеся точно такой же клеветой, как и средневековый «Кровавый навет» или обвинение евреев в отравлении всех колодцев в Европе во время черной чумы, верят, вероятно, сотни миллионов людей.

243

Б-гоубийство. Папа Римский Иоанн XXIII (1958–1963). Второй Ватиканский Собор

Если бы объявить конкурс на самого популярного среди евреев Римского Папу, им, несомненно, стал бы Иоанн XXIII. Во время своего недолгого пребывания на посту Папы он созвал Второй Ватиканский собор, где при его содействии была принята резолюция, снимавшая с большинства евреев — современников Йешу — и со всех последующих поколений евреев обвинение в «деициде» — убийстве Б-га (см. «Христоубийцы»). Вскоре после того, как он стал Папой, в 1959 г. Иоанн XXIII убрал из молитвы Великой Страстной пятницы упоминание о «коварных евреях». На следующий год он встретился со 130 евреями — представителями «Объединенного еврейского призыва» и приветствовал их библейской строкой: «Я — Йосеф, брат ваш» (Брейшит, 45:4) (Папа при рождении получил имя Иосефа Ронкалли). Незадолго до своей кончины он в искупление многовекового католического антисемитизма написал следующую молитву: «Мы осознаем теперь, что много-много веков слепоты поразили наши очи, так что мы не созерцали более красоты Тобою избранного народа и не узнавали более в лицах их черт нашего брата-первенца. Мы осознаем, что чело наше заклеймено Каиновой печатью. Столетия пролежал Авель в крови и слезах, ибо забыли мы про любовь к Тебе. Прости нас за то, что своим прегрешением мы во второй раз распяли Тебя».

244

Ненавидящие себя евреи

Под антисемитом обычно понимается тот, кто считает, что евреи хуже остальных людей, и стремится причинить им зло. Это определение, как ни странно, относится и к некоторым евреям, которые известны в еврейской общине как «ненавидящие себя евреи». Вероятно, самый известный из них — Карл Маркс, основатель научного коммунизма. Внук двух ортодоксальных раввинов, Маркс был обращен в христианство в возрасте шести лет. Еврей может принять христианство или ассимилироваться, но не стать при этом ненавидящим себя евреем; он просто может не находить себе никакой духовной или социальной опоры в следовании еврейским заветам. В то же время ненавидящий себя еврей — это тот, кто восстает против еврейской общины. Хотя Маркс отлично знал, что и он и его родители родились евреями, в его работах столько ненависти по отношению к евреям и брани в их адрес, что Гитлер утверждал, что многое из своих «проницательных взглядов» на сущность евреев он почерпнул из произведений Маркса (пример антисемитских работ Маркса см. в главе «Лев Троцкий»).

Хотя Маркс часто выражал протест в защиту угнетенных, он не написал ни слова о преследованиях евреев в России. Одним из его наиболее выдающихся оппонентов был немецкий еврей, лидер социалистов Фердинанд Лассаль. Маркс — столь же ярый расист, как и ненавидящий себя еврей, — обращаясь к Лассалю, то и дело называл его «еврейским ниггером».

Один из наиболее известных американских журналистов двадцатого века, Уолтер Липпман, тоже был видным представителем ненавидящих себя евреев. Липпман вовсе не был столь враждебен к евреям, как Маркс; тем не менее он проявлял такое безразличие — и даже антагонистические чувства — по отношению к интересам евреев, что, когда Гитлер пришел к власти, он писал о нем с симпатией. Один из близких друзей Липпмана, еврей Феликс Франкфуртер — юрист и будущий член Верховного суда — был столь возмущен тем, что Липпман написал о Гитлере, что порвал с ним дружбу. Липпман, в свою очередь, пришел в ярость из-за того, что Франкфуртер порвал отношения с ним из-за такого, с его точки зрения, пустяка.

Впоследствии, когда положение евреев в Германии значительно ухудшилось, Липпман полагал, что сообщения о жестокостях по отношению к евреям «преувеличены людьми, склонными к истерии». С точки зрения Липпмана, судить о Германии по ее антисемитизму — то же самое, что судить о «католической церкви по инквизиции, о протестантстве — по Ку-Клукс-Клану и о евреях — по их парвеню».

Хотя Липпман часто выступал с публичными лекциями, он взял для себя за твердое правило никогда не соглашаться на встречу с еврейской аудиторией. Если интересам евреев угрожала опасность, Липпман обычно солидаризировался с их противниками. Когда в начале 30-х гг. президент Гарвардского университета А. Лоуренс Лоуэлл выразил намерение ограничить «чрезмерное» число евреев — студентов университета, то Липпман писал: «Я не считаю евреев безвинными жертвами. Они неосознанно и некритически передают от поколения к поколению множество внушающих беспокойство личных и общественных привычек».

В современной Америке одним из наиболее знаменитых ненавидящих себя евреев является всемирно известный лингвист Ноам Хомский. Сын известного еврейского ученого, Хомский публично выступал за ликвидацию Израиля как еврейского государства, публично же обрушился на один из французских университетов за то, что оттуда уволили профессора, доказывавшего, будто Катастрофа — еврейская выдумка, и отказавшегося (по крайней мере, однажды) ответить, верит ли он в реальность Катастрофы (см. «Ревизионисты Катастрофы»). Поскольку Хомский отстаивает позиции, считающиеся антисемитскими, когда их занимают неевреи, то большинство евреев считают Хомского евреем-антисемитом, или «ненавидящим себя евреем».

Ненависть евреев к самим себе может иногда перениматься и, казалось бы, глубоко верующими евреями. Несколько лет тому назад в Боропарке (обширном районе Бруклина, населенном ортодоксальными евреями) консервативная синагога была обезображена нарисованной на стене свастикой. Хотя вначале предположили, что в этом районе действует антисемит-нееврей, вскоре выяснилось, что синагога осквернена экстремистской группой из организации «Таф ортодокс раббис энд хасидим» («Последовательные ортодоксальные раввины и хасиды»; первые буквы названия образуют английское написание слова «Тора»). Поскольку они осквернили синагогу подобно неонацистам, вместо того чтобы выставить пикеты и выразить протест против не нравящейся им позиции этой синагоги, их с полным основанием можно назвать ненавидящими себя евреями. Ведь те, кто нарисовал свастику на синагоге, видимо, полагали, что евреи, молящиеся в консервативной синагоге, заслуживают той самой судьбы, которую готовил Гитлер всем евреям.

В последние годы ненавидящие себя евреи в целом не доставляют особых хлопот еврейской общине. Однако они представляют собой источник постоянного раздражения и душевной боли остальных евреев. Ведь если кто-то из еврейской общины солидаризируется с противниками евреев, остальные испытывают куда более жестокие душевные муки, чем если бы они подвергались нападкам антисемитов.

Понятие «ненавидящий себя еврей» часто используется безответственно и несправедливо. Следует остерегаться желания оклеветать любого еврея, с которым вы не согласны, назвав его «ненавидящим себя евреем». Например, еврей, который активно выступает в защиту права Израиля на существование, но является сторонником создания Палестинского государства в Иудее и Самарии, не относится к ненавидящим себя евреям; зато еврей, который солидаризируется с ООП и счастлив, когда террористы из этой организации убивают израильтян, — это ненавидящий себя еврей.