Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Царство

Царство[1]

«Под тремя дрожит земля и четырех не может снести. Под рабом, который воцарился…»[2]

Величие царства Йосефа и Йеуды

В Мидраше, в главе Вайигаш сказано:

««И подошел к нему Йеуда…»[3] «Вот цари собрались, разгневались вместе, трепет охватил их»[4]. «Вот цари» – это Йеуда и Йосеф; «разгневались вместе» – преисполнились гневом друг на друга; «трепет охватил их» – это главы колен Израиля. Они говорили: «Цари спорят друг с другом – можем ли мы вмешаться? Лишь царь может спорить с царем!»[5]

Чтобы показать нам величие Йеуды и Йосефа, Мидраш называет их царями и рассказывает, что трепет, охвативший родоначальников колен Израиля, не позволил им вмешаться в спор: «Цари спорят друг с другом – можем ли мы вмешаться?» Но почему царская власть Йеуды и Йосефа оказала на родоначальников колен Израиля столь сильное влияние? Ведь они были велики духом и точно знали, что любого человека постигнет судьба всех смертных. Как же власть, не связанная с истинным величием, могла оказаться для них столь существенной, что повергла их в страх и трепет?

В действительности Йеуда и Йосеф не были царями! Да, Йосеф был вторым человеком в государстве после фараона, великим и почитаемым сановником, но неужели именно это вызвало трепет глав колен Израиля? Могли ли братья принять высокий статус Йосефа за величие царя? Обладает ли предержатель царской власти истинным величием? И разве Йеуда был царем? Некоторое время он главенствовал над одиннадцатью братьями, но разве это царская власть? К тому же его лидерство длилось не долго – Йеуда утратил его после продажи Йосефа. Об этом говорит Мидраш, разъясняя стих Торы: «И спустился Йеуда от братьев своих…»[6] Но была ли его власть столь существенна, чтобы у них была причина бояться своего брата – собственной плоти и крови?

Однако особенно удивляет то, что родоначальники колен Израиля придавали такое значение царской власти – ведь даже во снах праведного Йосефа присутствовало возвышение и царствование. Именно об этом он, воодушевленно рассказывал братьям: «Послушайте сон, который мне приснился!»[7] Братья завидовали ему: «И сказали: неужели ты будешь царствовать над нами?» Тогда Йосеф поведал свой сон отцу, и укорял его отец: «Неужели я и твоя мать поклонимся тебе до земли?»[8] Чем же были так потрясены Йосеф и его братья, главы колен Б-жественного народа, святые для Всевышнего? И их отец Яаков, избранный среди праотцов, «ожидал исполнения этих снов», желая увидеть Йосефа царем и правителем! Неужели на самом деле это существенно? Почему Яакова так радовало грядущее царствование Йосефа?

Любое нежелательное чувство или качество, свойственные маленькому человеку, в небольшой степени присутствуют и у великих людей. Ведь даже человек, достигший величия души и мышления, не может очиститься полностью! Мы уже многократно воочию убеждались в этом. Хотя нам не по силам представить себе величие глав Колен Израиля, все же они тоже были людьми, связанными с материей и обладали всеми присущими человеку качествами, хотя и в очень утонченном виде. Ведь ни один человек не может полностью освободиться от воздействия материи, пока сохраняет с ней связь.

В этом повествовании мы сталкиваемся с удивительным явлением. Представляя фараону своих братьев, Йосеф подчеркнул: «Эти люди – пастухи овец, ибо владельцами скота были они…»[9] Рамбан отмечает:

«Йосеф назвал их владельцами скота, имея в виду, что они пасут не чужой скот и им принадлежат рабы и слуги, которые пасут их стада. Йосеф хотел подчеркнуть состоятельность своих братьев. «Ибо владельцами скота были они» – они приумножили свое богатство благодаря разведению скота. Йосеф сказал о них лишь то, что придавало им почет».

Разве не удивительно, что праведный Йосеф, желая представить своих братьев наиболее достойными, счел уместным поведать фараону, что они богаты и владеют большим имуществом? Неужели, если бы они пасли чужой скот, то менее заслуживали бы уважения, чем теперь, когда принадлежащий им скот пасут их рабы? Неужели духовный уровень их отца Яакова был ниже от того, что прежде у него не было собственного имущества и он пас стада Лавана?

Разумеется, маленький человек придает значение богатству и похваляется им. И хотя поговорка «Бедность – не порок» популярна среди людей, на самом деле они стыдятся бедности и кичатся достатком. Но почему богатство было столь значимо для людей мысли и знания?

Возможно, Йосеф сказал об этом, чтобы вызвать у правителя Египта уважение к своим братьям. Но ведь и фараон был большим человеком! Все прежние поколения были велики мудростью и духовным уровнем, и в особенности люди, о которых повествует святая Тора.

Величие фараона ошеломляюще ярко проявилось в назначении Йосефа правителем страны. Мог ли менее разумный правитель распознать в доставленном из темницы рабе величие и достоинство и незамедлительно вверить ему управление всем царством? Уже одно это должно нас поразить и потрясти! Сразу же по освобождении Йосефа из тюрьмы фараон передал ему управление всей страной и сказал: «По твоему слову будет управляться весь мой народ»[10]. Фараон вручил ему перстень, облачил в льняные одежды, надел на его шею золотое ожерелье, оставив за собой лишь царский престол! Значит, фараон не придавал богатству никакого значения, если, заметив исключительную мудрость Йосефа, совершенно не обратил внимания на его бедность. Зачем же тогда Йосеф поведал фараону о богатстве его братьев?

Такова природа человека! Он всегда испытывает некое уважение к состоятельным людям. И какой бы несущественной ему ни казалась материальная составляющая жизни, все же в нем неосознанно наличествует уважение к богатому и определенное пренебрежение к бедняку. Как бы ни возвеличился человек, каких бы высоких ступеней духа ни достиг, он никогда не сможет полностью избавиться от этих чувств. Именно поэтому, представляя фараону своих братьев и желая вызвать его расположение к ним, Йосеф подчеркнул их состоятельность[11].

Однако мы по-прежнему не можем понять, почему главы Колен Израиля придавали власти и царствованию такое значение, что даже видели об этом сны, с восторгом рассказывали о них и завидовали тому, кто увидел сон о своем будущем царском величии? И почему наш праотец Яаков с нетерпением ожидал исполнения пророческого сна его сына Йосефа о его будущем величии? Неужели для Яакова и его сыновей – глав колен Израиля – уместно придавать этому значение?

Более того: почему Яаков хотел, чтобы Йосеф стал царем? Ведь ему следовало опасаться, что высокое положение сына повлияет на его качества и он может утратить свой возвышенный духовный уровень и праведность! Комментируя стих «А Йосеф был в Египте...»[12], наши мудрецы отмечают: «Тот же Йосеф, который пас скот своего отца, оказавшись в Египте, стал царем, но сохранил праведность»[13]. Получается, что Тора считает достойным удивления, что Йосеф, став царем, не пал со своего духовного уровня. Почему же наш праотец Яаков желал его воцарения и совершенно не опасался, что его мудрый сын, которому он передал Знание Торы, может утратить утонченность своей души?

Нищий царь

В чем заключается суть царской власти? Мы привыкли считать царем человека, наделенного властью над страной и ее многочисленным народом. Царь управляет им с помощью подчиненных ему рабов и сановников. А для усиления своей власти над подданными и предотвращения восстания он содержит вооруженную армию, которая обеспечивает его безопасность и внушает страх жителям страны.

Такой человек сам по себе не является царем – правителем его делают только служащие ему рабы. О таком властителе говорят: «Нет царя без народа»[14]. Ведь в случае восстания он потеряет царство. Такой царь – раб собственных рабов, обеспечивающих его царскую власть. Они необходимы ему, так как он «нуждается в других».

Один царь настолько опасался быть убитым своими рабами, что всю ночь переходил из зала в зал своего дворца, освещенного тысячами ламп, чтобы замышляющий покушение не смог его обнаружить. А с наступлением утра, нескольких охранников выводили на казнь, потому что царю казалось, будто они ему не верны. Неужели такой правитель достоин называться царем? Это не только не царь – это беспомощный неврастеник. Он не знает ни отдыха, ни покоя, и даже шелест падающего листа приводит его в смятение.

Почет или позор?

Нетрудно понять, что если царская власть опирается только на армию, рабов, слуг и сановников, царю приходится прибегать к разнообразным ухищрениям, чтобы добиться расположения своего окружения и постоянно его поддерживать. Наши мудрецы говорят: «Когда человек нуждается в других, его лицо меняет цвет, как павлиний хвост»[15]. Речь идет не только о тех, кто вынужден просить подаяние и умолять о куске хлеба. Гораздо хуже удел того, кому приходится выпрашивать у других уважение и почет. Ведь если человек просит хлеба, он пробуждает милосердие, и ему оказывают помощь. А если он требует славы, его настойчивость и упорство вызывают у людей отвращение, и они отказываются его почитать. Чем упорнее он будет добиваться почета, тем чаще его лицо будет менять выражение, подобно тому, как «переливается цветами хвост павлина».

Наши мудрецы сказали: «Если человек стремится к почету, тот убегает от него, а если избегает почета, тот преследует его»[16]. Этому есть несколько причин.

Во-первых, если человек настойчив в стремлении к славе, его притязания становятся заметны окружающим, и у людей возникает сомнение, действительно ли он достоин почета? И чем больше он стремится к славе, тем скорее люди откажут ему даже в элементарном в уважении.

Это свойство природы человека проявляется и в материальных вопросах. Представим, что некто требует денег у того, кто не считает себя должником. Если бы истец не был столь настойчив, может быть, ему бы и уступили, но категорические требования порождают противостояние и нежелание смягчить позицию. И не всегда истоки этого чувства во зле – иногда оно коренится в желании истины и справедливости. Нередко человек готов помочь, но не тому, кто считает его должным и требует от него.

То же самое касается и стремления к славе. Если бы человек безудержно не требовал славы, ему, может быть, и оказали бы уважение. Но никто не захочет уступать навязчивым притязаниям.

В своем стремлении к славе человек, несомненно, требует больше, чем заслуживает по мнению окружающих. Это вызывает протест, и он теряет даже заслуженное им уважение, – вместо почета он получает позор. Это и есть удел жаждущих славы! Тот же, кто избегает почета, наоборот, пробуждает в окружающих уважение и симпатию.

Есть и еще одно соображение. В своем стремлении к славе человек не сможет удержаться от использования различных, в том числе и недостойных средств, которые не принесут ему ничего, кроме презрения окружающих. Жажда славы пробуждает в нем недовольство, гнев, придирчивость и агрессию, что в результате приводит только к поношению и насмешкам.

Некоторые стремятся к славе иначе. Они не требуют ее напрямую, так как знают о том, что «если человек гонится за славой, она убегает от него, а если он избегает почета, тот преследует его». Такой человек бежит от славы, рассчитывая, что она сама найдет его! Но и такой путь не приводит к цели. Люди распознают истинную мотивацию его поступков – и почет «убегает» от него.

Окончательный вывод таков: зависимый от почитания людей не достоин царских почестей. Если для обретения почета и царской власти человек «нуждается в других», это не царство, а рабство! Не почет, а позор! Не царское величие, а ничтожность!

Царство – возвышенность Знания

Кто же достоин называться царем? Тот, кто возвысился качествами своей души, глубиной знания и силой мышления, – так что он неподвластен влиянию окружения, и его не сгибают ветры, веющие со всех сторон.

Обретение истинного величия дается человеку большим трудом, ведь по своей природе он восприимчив к влиянию окружения. Его душа подчинена мнению большинства. И таковы не только неразумные массы, лишенные собственной инициативы. Даже образованным и знающим людям трудно освободиться от властвующих в мире мнений, поскольку они основывают свои представления о мире на понятиях, принятых в обществе. Человеку очень трудно самостоятельно прийти к верным мыслям и заключениям.

Великий мудрец и праведник раби Исраэль Салантер, благословенной памяти, объяснял высказывание наших мудрецов о временах перед приходом Машиаха: «Лицо поколения будет подобно морде собаки»[17]. Когда мы видим, говорил он, что едет карета, а перед ней бежит собака, невозможно понять, кто ведущий, а кто – ведомый. Кажется, что путь определяет собака, поскольку она бежит впереди, а карета следует за ней! Но, приближаясь к развилке дорог, собака останавливается и оборачивается, следя за тем, куда поедет карета. Значит собака не указывает путь, а бежит туда, куда направляется следующая за ней карета. Так будет и во времена перед приходом Машиаха: «лицо поколения» – вожди нации – не поведут народ по своему разумению, а будут всегда оборачиваться назад, чтобы «направлять» народ туда, куда склоняется большинство.

Пока люди облачены в материю и связаны с обществом, они не могут полностью освободиться от этой зависимости. Но бывает и так, что личность возвышается над большинством в своем знании Торы. И насколько человек глубок в мышлении и возвышен над массами, – настолько он царствует над народом и управляет им, а окружение воздает ему славой. Разумеется, это верно, только если в своих отношениях с людьми человек достаточно мягок; иначе его непреклонность может вызвать у них противодействие. Но если твердость не препятствует лидерству, весь мир признает его величие, склонится перед ним и увенчает его царской короной.

Однако для того, чтобы стать царем над окружающими, необходимо прежде всего воцариться над самим собой и научиться управлять своим духом. И нет более великой и всеобъемлющей царской власти, чем эта! У самого могущественного царя, правящего всем миром, все же не может быть столько рабов и слуг, как у человека, властвующего над многообразием своих чувств и побуждений сердца, приводящих к действию, каждая сила по-своему, каждое чувство – согласно своему естеству.

Человек, умеющий контролировать в себе каждую из сил, управлять ими, опираясь на знание и мощный разум, и использующий их все для достижения поставленной цели, не позволит им властвовать над собой. Ведь в противном случае он будет безвольно подчиняться их хаотичному влиянию. Но, если он главенствует над всеми своими силами, то будет увенчан короной трепета перед Небесами. Раби Ицхак бар Элазар сказал: «То, что мудрость сделала короной для головы, скромность сделала задником для подошвы, согласно сказанному: «Начало мудрости – трепет перед Б-гом»[18] и: «Пята скромности – трепет перед Б-гом»[19]»[20]. На это способен только настоящий царь, самый великий и возвышенный.

Сказали наши мудрецы: «Числовое значение имени Аврам – 243, а Авраам – 248. Вначале Авраам воцарился над 243-мя органами его тела, а в конце – над всеми 248-мью»[21]. В подчинении себе всех органов тела с множеством их проявлений и заключена самая великая царская власть. И наш праотец Авраам, благодаря своему величию и праведности, пришел к этой власти.

И еще сказали наши мудрецы, что учителя Торы называются царями, как сказано: «Мною цари коронуются...»[22]»[23]. Только властвующие над своими побуждениями и есть истинные цари. Царь не тот, кто восседает на престоле, оставаясь вечным рабом каждой наклонности и побуждения, возникающих в его душе. Такой человек непременно станет рабом каждого, в ком нуждается. Царь – это тот, кто властвует над собой, и благодаря этому «его царствование простирается надо всем»[24]!

Ожидание царствования Израиля

Мы уже неоднократно говорили, что корень всего существующего в нашем мире находится на вершине мироздания и спускается оттуда через множество возвышенных и вознесенных миров, пока не достигает нашего мира[25]. Царское величие тоже берет свое начало из своего корня в основе Творения. Именно оттуда нисходит в наш мир царствование, воплощением которого станет царская власть, уготованная народу Израиля с приходом Машиаха. Это царство в определенной степени проявляется уже сейчас – в великих духом, властвующих над своим дурным побуждением.

Но случается, что, спустившись в наш мир и столкнувшись с человеческим скудоумием, царствование предстает нашим глазам ужасно искаженным, полностью противоположным корню, от которого произошло, ибо суть такого царства – рабство и приниженность. Мудрейший из людей сказал об этом: «Под тремя дрожит земля, и четырех не может снести. Под рабом, который воцарился…»[26] Мы привыкли считать, что «раб», о котором говорится в этом стихе Писания, – это человек, который прежде был рабом, а затем стал царем. На самом же деле «раб, который воцарился» – это царь, являющийся рабом по своей сути, ведь он способен удержаться у власти только оставаясь рабом, и эта власть все больше порабощает его и усугубляет его рабскую долю. Истинным царским величием обладает только достойный человек с непоколебимым сердцем и мощным разумом. Только такое царство сохраняется навечно. Такое царство мы ждем и надеемся, что в будущем оно будет править Израилем в своем прежнем великолепии!

Именно такое царское величие увидел во сне Йосеф, только поэтому братья и завидовали ему. Исключительно этого с надеждой ожидал его отец – и таким будет царство Машиаха после окончательного Избавления.

Машиах, сын Йосефа, будет признаками царской власти праведного Йосефа. Когда фараон увенчал Йосефа царской короной, придворные возмутились «Раба, освобожденного из тюрьмы, ты наделяешь царской властью?» И правитель Египта им ответил: «Признаки царства я вижу в нем», – об этом повествует Талмуд[27].

Мидраш Раба рассказывает:

«Сказал раби Шимон бен Гамлиэль: Йосефу дали то, что ему и так по праву принадлежало. Его уста не целовали преступно – «и по твоим устам будет жить вся страна»[28]. Его тело не осквернилось – «и облачил его в льняные одежды». Его шея не склонилась для греха – «и надел золотое ожерелье на его шею». Его руки не касались порочно – «и снял фараон перстень со своей руки и надел его на руку Йосефа». Его ноги не вели к греху – теперь пусть они взойдут на колесницу: «и усадил его во вторую колесницу, принадлежащую ему». Его мысль не обратилась к преступлению – так пусть же она назовется мудростью: «И провозгласили перед ним – Аврех» – старец мудростью и юный годами»[29].

Мощь разума и сила духа, которые привели Йосефа к власти над своим телом, и есть признаки истинного царствования!

Сказали наши мудрецы: «Йосефу дали то, что ему и так по праву принадлежало», а о Йеуде сказано совсем иначе: «Что привело Йеуду к царской власти? Его признание в происшествии с Тамар»[30].

От Йеуды, которому Б-г Израиля дал особое благословение – стать во главе своих братьев, должен произойти Избавитель еврейского народа – Машиах, сын Давида. Об этом и вопрошали наши мудрецы: «За какие заслуги Йеуда удостоился царства?» Мощь разума и сила духа не позволили ему скрыть безграничный позор, который мог покрыть его после признания в происшествии с Тамар. У Йеуды была возможность его избежать, но он во всем признался. Это и есть поступок человека, достойного царства! Величие состоит не в том, чтобы горделиво отстаивать свою славу. Великий – это человек, следующий путем истины и способный во имя нее на любую жертву. Только это свойство наделяет человека царской властью.

И в нашей жизни мы видим, что достойный славы с уважением относится к другим, не опасаясь приуменьшить этим свое величие. Мы можем это заметить, когда во время многолюдного собрания в зал заходит новый гость. Кто встает со своего места и уступает его пришедшему? Самый уважаемый! Человек с утонченной душой первым почувствует, что опоздавший немного растерян, войдя посреди встречи, когда все места уже заняты, и ему неловко отыскивать для себя стул. А тот, кто какое-то время находится здесь, уже освоился, поэтому для него естественно уступить свое место гостю, а себе поискать другой стул. Неразвитый и грубый человек этого не сделает, – ведь он уверен, что такой поступок ущемит его славу.

Величие Йеуды было столь чистым, что позволило ему признаться в происшествии с Тамар, принизив свою славу ради истины и справедливости. Это и есть признаки царского величия и чести быть прародителем Машиаха, сына Давида.

Когда же наши мудрецы говорят о царских признаках Йосефа, они не имеют в виду его власть в Египте. Причина, по которой он ее удостоился, не составляет для них тайны. Власть в Египте не была для Йосефа целью, поэтому мы и не можем сказать, что он обрел ее в заслугу возвышенных свойств своей души. Он лишь «получил то, что ему и так по праву принадлежало».

Несомненно, царствование – это нечто особо возвышенное, и, конечно, Йосеф удостоился его благодаря своим душевным качествам. Однако «ему дали то, что и так по праву ему принадлежало» благодаря вознесенности его духа и величию души, которые и явились причиной его способности царствовать и привели его к власти над Египтом. Власть Йосефа над всеми силами тела, которые он подчинил своему духу, принесла ему истинное величие и славу.

У человека часто возникает некое чувство, побуждающее его к действию. Но не всегда можно осознать, какой именно силой вызвано это побуждение. Иногда человек видит больше, чем позволяет его физическое зрение, и совершает поступки, руководствуясь чувством, основанным на глубоком видении. Наши мудрецы описывают это так: «Несмотря на то, что сам он не видит, его ангел видит»[31].

Ангел фараона ощутил, что все тело Йосефа провозглашает его славу – то, как Йосеф подчинил себе свое тело и научился им управлять, вызывало у фараона чувство особого уважения и желания воздать ему почестью. «Его уста не целовали преступно» – он достоин своими устами распоряжаться жизнью всей страны. «Его тело не осквернилось» – ему подобают льняные одежды. «Его шея не склонилась перед грехом» – ей подобает золотое ожерелье. «Его руки не касались порочно» – они заслуживают носить царский перстень. «Его ноги не вели к преступлению» – пусть отныне их место будет во второй колеснице фараона. «И его мысль, которая не обратилась к преступлению», осветила его лицо и была повсеместно провозглашена мудростью!

Величие Йосефа не было даром фараона. Качества души принесли ему славу и царскую власть, «ибо он достоин, ему подобает всегда».

Но не слава была целью Йосефа. Не этого ожидал его отец, и не этому завидовали его братья. Его царствование – истинное и подлинное. Это – царская власть над самим собой, вознесенность над своим окружением; его отец назвал его «отличающимся от своих братьев»[32]. Поэтому он и удостоится в будущем царской власти Машиаха, сына Йосефа.

Уровень снов Йосефа

Не случайно Йосеф рассказывал братьям свои сны: «Послушайте сон, который мне приснился!»[33] Он не похвалялся перед ними. Как раз наоборот: из любви к братьям он обращался к ним: «Послушайте сон, который мне приснился», – услышьте, что мне даровано царство! Мне, – младшему из вас! Значит, вам недостает качеств, необходимых для царствования! Пожалуйста, исправьте свои поступки, чтобы удостоиться уровня царства! Йосеф не был тщеславен, он желал, чтобы и его братья достигли уровня царства, ибо истинной царской власти не угрожает никакая конкуренция. «Одно царство не может ущемить другое», поскольку такому царю не нужны подданные и рабы, он остается царем и без народа. Как было бы прекрасно, если бы все в народе Б-га были царями!

Загадочны слова Мидраша, но наш подход их разъясняет:

«И увидел Йосеф сон, и обратился к своим братьям: послушайте!» Он сказал им: такими словами будут упрекать вас и пророки: «Послушайте, что говорит Б-г!»[34] «И рассказал своему отцу и братьям, и упрекнул его отец»[35]. Сказал Всевышний: «Так будут кричать и на ваших пророков, как сказано: «И теперь – почему не прикрикнул ты на Ирмеягу из Анатота?»[36]»[37].

Всевышний свидетельствует о том, что праведный Йосеф рассказывал братьям свои сны не из высокомерия. Он упрекал их теми же словами, которыми будут увещевать народ пророки Израиля. Йосеф был огорчен тем, что его братья не достигли уровня, к которому пришел он сам, и этим же пророки будут укорять сыновей Израиля. А наш праотец Яаков увидел, что попытки Йосефа увещевать братьев преждевременны, и упрекнул его, но не потому, что Йосеф действительно заслуживал этого. Всевышний свидетельствует: «так будут роптать и на ваших пророков». Упрек Яакова оказался направлен против пророка, обращающегося к народу с сердцем, полным любви! Так наши мудрецы разъяснили историю Йосефа и его братьев.

И когда Реувен был лишен царской власти, Всевышний сказал ему: «Стремительный, как вода, ты не будешь иметь превосходства»[38]. Ты не был крепок в знании, не проявил духовной силы, чтобы справиться со своими побуждениями, ты оказался «стремительным, как вода». В тебе сохранились силы, действующие «сами по себе», как вода, устремляющаяся в своем течении. Ты не управляешь своими силами и не властвуешь над ними, они сами вырываются наружу и устремляются по своим путям. У тебя нет особых свойств, которыми должен обладать царь – «ты не будешь иметь превосходства», ты не достоин величия, возвышающего тебя над окружением, поэтому тебе не достанется царская власть. Всевышний не наказал его – «стремительность» его характера сама лишила его царства, а значит он «не будет иметь превосходства»[39].

Предназначение ешивы Тельз – воспитать будущих глав поколения. В наше время очень мало людей, способных владеть собой, возвыситься над окружением, людей с мощным и перспективным мышлением, тех, в ком есть «признаки царства». Откуда придут люди, властвующие над своими побуждениями и над своим окружением, если не из места Торы и Знания?

Слава Б-гу, ешива Тельз обладает особой способностью воспитания людей Великого Знания, которые смогут стать достойными руководителями нации. Конечно, не все ученики ешивы в будущем станут главами поколения, но многие из них на это способны. И каждый, если только захочет, может подняться на необходимый уровень и приблизить себя к совершенству. Но это по силам только тому, кто, учась в ешиве, сможет обрести власть над собой, исполнить обязанности, возложенные на ученика ешивы. И если, упаси Б-г, какие-то из своих обязанностей юноша оставит неисполненными, – это знак, что не в его силах подчинить свой дух и исполнить свое предназначение. Как такой человек сможет руководить другими? Итак, обретите власть над своими побуждениями, препятствующими вам в служении Б-гу, и тогда вы продвинетесь к совершенству, будете владеть собой и вознесетесь над окружением как главы поколения – «мудрецы Израиля».

 

[1] Произнесено в святой ешиве во вторник, 24 Тевета. Записано нашим учителем, великим мудрецом раби Э.М.Блохом, благословенной памяти.

[2] Мишлей 30:21-22.

[3] Берешит 44:18.

[4] Теилим 48:5.

[5] Берешит Раба 93:2.

[6] Берешит 38:1 и Раши на этот стих.

[7] Берешит, гл. 37.

[8] Берешит 37:6, 10.

[9] Берешит 46:32.

[10] Берешит 41:40.

[11] См. Шиурей Даат, «По образу и подобию».

[12] Шмот 1:5.

[13] Раши.

[14] Кад Акемах 205.

[15] Брахот 6б.

[16] Месилат Йешарим, гл. 22.

[17] Сота 49б.

[18] Теилим 111:10.

[19] Мишлей 22:4.

[20] Иерусалимский Талмуд, Шаббат 1:3.

[21] Недарим 32б.

[22] Мишлей 8:15.

[23] Гитин 62а.

[24] Теилим 103:19.

[25] См. Шиурей Даат, «Ибо все, на Небесах и на земле».

[26] Мишлей 30:21-22.

[27] Сота 36б.

[28] Берешит, гл. 41.

[29] Берешит Раба 90:3.

[30] Тосефта, Брахот 4:16.

[31] Мегила 3а.

[32] Берешит 49:26.

[33] Берешит 37:6.

[34] Миха 6:1.

[35] Берешит 37:10.

[36] Ирмеягу 29:27.

[37] Шмот Рабба 84:9-10.

[38] Берешит 49:4.

[39] Добавление, основанное на том, что мы ранее слышали от учителя, благословенной памяти, с его разрешения.