Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Чем более человек велик, тем сильнее его дурное побуждение

Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение[1]

«Раши говорил, что будь у него время, он составил бы комментарии, соответствующие возникающим каждый день новым пониманиям буквального смысла Писания»[2].

«Братья были заняты продажей Йосефа; Йосеф был облачен в мешковину и пребывал в посте; Реувен был облачен в мешковину и пребывал в посте; Яаков был облачен в мешковину и пребывал в посте; Йеуда был занят поиском жены; Всевышний был занят сотворением света Царя Машиаха»[3].

Законность продажи

Древняя, но всегда волнующая история о Йосефе и его братьях…

Тора рассказывает нам о произошедшем с «Коленами Израиля» – двенадцатью сыновьями Яакова. Целью Яакова было рождение двенадцати сыновей – «Колен Израиля». Чаянием и стремлением наших святых праматерей было рождение двенадцати сыновей – «Колен Израиля» – основы и корня народа, избранного для Б-жественного служения. Наши святые праотцы Авраам и Ицхак не смогли полностью отделиться от нечистоты. Только Яаков – избранный среди праотцов – настолько очистился, что удостоился стать родоначальником двенадцати Колен – основы народа Израиля.

Для еврейского народа в Творении заложена особая система управления. В ней трое праотцов являются Б-жественной Колесницей, а двенадцать Колен играют роль, которая в глобальной системе управления мирозданием отводится знакам Зодиака, – через них Б-жественное влияние спускается в материальный мир. Так и двенадцать Колен воспринимают и изливают в Творение милосердие, нисходящее от Б-жественной Колесницы, созданной для управления народом Израиля. Все это объясняется в святых книгах.

Если бы история Йосефа и его братьев произошла даже с самыми заурядными личностями, то и тогда мы были бы потрясены до глубины души: неужели люди способны пасть до такой степени греховности, чтобы замышлять смертельную расправу над младшим братом? И над кем? Йосефом, «юношей милым», младшим и любимым сыном своего пожилого отца, «сыном мудрым», которому Яаков передал свое Знание Торы, полученное им в Доме Учения Эвера! А ведь братья знали, какое безутешное горе принесут этим своему отцу Яакову!

Они не сжалились над Йосефом, видя его ужасные страдания и слыша его мольбу. Страшно представить, как он плакал и умолял их о милости. Братья сами говорили об этом: «Однако виновны мы за нашего брата, беду души которого мы видели, когда он взывал к нам, а мы не слышали…»[4] Представим себе, как страдала душа Йосефа в тягостном ожидании смерти от рук братьев! Эту боль вызывало не только желание жизни, свойственное душе каждого, но и ощущение страшной вины братьев, замысливших пролить невинную кровь. Йосеф обладал истинным Знанием Торы и страшился совершения ими столь ужасного преступления. Представив себе случившееся, мы можем понять, какую боль он испытывал, как страдал, умоляя своих братьев о милости! Могут ли вообще люди быть столь жестокосердными?!

Допустим, так мог поступить некто, чей разум помутился, а душа попала под власть искаженных и противоестественных побуждений, но ведь это совершили десять великих в знании и праведности сыновей Яакова! К тому же один из них – Реувен – увещевал остальных не совершать греха! Все это совершенно непонятно!

Более того, осуществив свой ужасный замысел и бросив Йосефа «в яму, в которой нет воды»[5], но «полную змей и скорпионов»[6], «братья сели есть хлеб»[7]! Это уже совсем несвойственно природе человека!

Наши великие мудрецы объясняют произошедшее, исходя из осознания исключительной мудрости и праведности сыновей Яакова, которую подтверждает даже буквальное понимание этих стихов Торы. Поступок братьев всецело проистекал из стремления к справедливости и закону, ибо они осудили Йосефа на смерть за грех злоязычия и клевету или же на основании закона: «Если некто пытается тебя убить, убей его прежде»[8]. Однако как можно вынести, а тем более привести в исполнение приговор, которому противится все естество человека?!

Но как раз в этом и проявляется величие и духовная сила братьев Йосефа. Они осудили его, придя к выводу, что для него самого и для всего мира предпочтительнее будет его смерть. А приняв это решение, они смирили в себе все другие чувства. Их сердца разрывались от боли, их переполняла жалость, свойственная великим праведникам. И все же в мощи своего разума они вынесли приговор о предании смерти своего брата, праведного Йосефа, невзирая на то, что он был безгранично любим отцом, связан с ним всей душой и взывал к ним в разрывающей сердце мольбе. Духовные силы братьев были столь велики, что им хватило мужества извлечь из всех них одну и применить ее, когда это, с их точки зрения, было необходимо. Они смогли настолько сосредоточиться на ней, что она осветила их души и не оставила места для других чувств и эмоций. Чтобы воспользоваться столь огромной силой, от братьев требовался величайший «уровень человека» и высшая степень трепета перед Б-гом. Они знали о возвышенности своих душ, а потому сочли свой поступок правильным. Это принесло им душевный покой, «и они сели есть хлеб»[9].

Чистота суда

Из буквального смысла Торы следует, что причиной произошедшего стали упрощенные человеческие чувства: «И Израиль любил Йосефа больше всех его братьев, ибо он – сын его старости, и сделал ему полосатую рубашку. И увидели братья, что их отец любит его больше всех братьев и возненавидели его, и не могли говорить с ним мирно. И Йосеф увидел сон, и поведал его своим братьям, и они еще больше возненавидели его. И он сказал им: послушайте… И сказали ему братья: неужели ты воцаришься и будешь властвовать над нами? И они еще больше стали ненавидеть его за его сны и речи. И он увидел еще один сон… И завидовали ему братья…»[10] Из всего этого следует, что именно такие приниженные чувства, как зависть и ненависть, стали причиной произошедшего!

Необходимо вспомнить то, о чем мы уже говорили: как бы человек ни был велик и на сколь высокий уровень ни поднялся, в его душе все же продолжают действовать силы и склонности его естества. Эти свойства глубоко сокрыты в душе человека, так что он их совершенно не замечает, полагая, что выносит верные решения. На самом же деле его душевные склонности приводят к ошибкам в мышлении, неверным решениям и даже вынесению смертного приговора собственному брату.

И Тора, раскрывающая глубины души человека, указала истинные подсознательные причины поступка братьев Йосефа. Именно зависть и ненависть к Йосефу привела братьев к их решению. Отсюда мы видим, сколь непомерной властью обладают побуждения естества даже над самыми великими из людей. Даже если природные склонности проявляются лишь в самой утонченной форме, все же они способны привести к просчетам в мышлении и совершению ужасных поступков. Насколько же мы должны опасаться сил естества, властвующих над человеком, – ведь они могут привести к искажению мышления и, как следствие, к ужасающему греху.

Возвышенность мышления великих

Хотя, благодаря нашему объяснению, эта история стала более понятной, все же наши сердца не могут с ней смириться. Если причиной несправедливого приговора Йосефу действительно стали упрощенные душевные качества, можно было бы ожидать, что при этом также проявятся и добрые чувства, которые стали бы щитом против дурных побуждений и вернули братьев к справедливости и истине. Но возникает самый главный вопрос: почему такого не случается даже с нами, над кем безгранично властвуют приниженные побуждения, у кого тяга к злу прочна как «тележные канаты»? Ведь мы никогда не слышали, чтобы в наше время хоть кто-то принял столь безжалостное решение, и в результате произошли столь ужасные события.

Все это по-прежнему непонятно. В действительности, ход мысли заурядного человека разительно отличается от мышления великого. Заблуждения невежды не похожи на ошибки мудреца. Приземленному человеку почти не в чем ошибиться. В небольшой рощице, где растут лишь несколько деревьев, заблудиться невозможно, но в густом бескрайнем лесу, пересеченном множеством тропинок, опасность потеряться очень велика. Когда мы проводим элементарные расчеты с простыми числами, то ошибаемся крайне редко, однако и в случае просчета ошибка будет несущественной. Но при сложных расчетах с большими числами и множеством математических операций ошибка гораздо более вероятна и существенна.

Все знания заурядного человека зыбки, его горизонт узок, а расчеты элементарны. В чем ему ошибиться, и как далеко его может завести совершенная им ошибка?! Однако великие прежних поколений в своем мышлении оперировали множеством параметров, у них было огромное количество необычайно возвышенных соображений, их рассуждения были связаны с высочайшими и вознесенными тайнами.

В книге Зоар сказано: «Яаков любил Рахель, поскольку знание тайны Творения и корней душ открыло ему, что окончательное исправление мира может быть осуществлено в первую очередь ее сыновьями»[11]. Зоар разъясняет, что окончательное исправление, которое в конце дней осуществит в мире народ Израиля, будет достигнуто в первую очередь коленами Йосефа и Биньямина. Поэтому Яаков и любил Йосефа больше других братьев, а они завидовали Йосефу. И когда братья заметили, что Йосеф порицает их перед отцом, то испугались, что Яаков отдалит их, и они будут отторгнуты от общины Израиля; строителями Дома Израиля станут только потомки Йосефа, а у остальных колен не будет в этом доли. В этом они видели для себя смертельную опасность и сочли возможным применить закон: «если некто угрожает твоей жизни, убей его прежде».

В своих рассуждениях братья учитывали высшие тайны корней мироздания, исправления мира и цели существования Творения. Их мысли и расчеты охватывали обширнейшие сферы, в их умах и сердцах находили место самые возвышенные идеи, и когда они направляли свою мысль на любую проблему, их размышления были всеобъемлющи. Но именно поэтому столь значимыми могли оказаться и совершенные ими ошибки!

В анализе поступков человека, с которым ты близко знаком, ошибиться почти невозможно. Ты знаешь ход его мысли, его сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки! И даже если ошибешься – существенна ли будет эта ошибка? Совсем иначе оценивается деяние великого человека, душа которого неохватна, а мышление – безбрежно, как океан. В этом случае можно ошибиться во многом, и ошибка может быть сколь угодно большой: ведь душа такого человека связана с великими тайнами высших миров, и он может исправить или причинить вред всему миру малейшим движением своей души.

Наш праотец Яаков передал Йосефу всю Тору, которую изучил в Доме Учения Шема и Эвера, и постиг высшую мудрость. Какие глубины мироздания охватывало его мышление, сколь возвышенные тайны были ему открыты, какими высокими идеями он жил! Как широка была его душа, как много разнообразных и противоречивых сил она в себе сочетала, насколько всеобъемлющим было его мышление, как велики и многочисленны проблемы, которые он был способен решить! Поэтому даже жившие с ним со дня его рождения братья могли совершить в отношении него столь ужасающую ошибку.

В оценке заурядной личности невозможно ошибиться, но, пытаясь понять возвышенного человека, легко прийти к заблуждению. В мировой истории зачастую случалось, что выводы о великих были ошибочными, и это было связано именно с их неординарностью. Вознесенный человек придерживается некой позиции, проявляет удивительные способности в определенном направлении, а затем внезапно, как кажется со стороны, перечеркивает все достигнутое и действует совершенно противоположным образом.

Итак, ошибка, совершенная братьями в отношении Йосефа, свидетельствует о вознесенности «Колен Израиля», величии их душ, широте мышления и видения.

Это – тоже буквальный смысл Писания!

Все, что мы сказали о продаже Йосефа, непосредственно следует и из буквального смысла Писания. Однако мы нигде не находим, чтобы Тора упрекнула «Колена Израиля» в содеянном. Из этой главы и из последующих, приведенных в Торе разговоров братьев между собой и с Йосефом, следует, что они все сделали так, как подобает мудрецам и праведникам. Надо понять, что продажа Йосефа – это следствие их ошибки в рассуждениях и расчетах. Возможность ее совершения свидетельствует о величии братьев и их огромной духовной силе. Тора раскрывает нам только главную причину, повлиявшую на все их поступки. И хотя корень их заблуждения, которое привело к продаже Йосефа, пребывал в высоких и недоступных нам сферах, все же в своем буквальном повествовании Тора рассказывает нам, что, с точки зрения Всеведущего, Который знает и нарекает истинным названием внутреннюю суть всякой вещи, первичной причиной, направившей братьев к мысли о продаже Йосефа, стало упрощенное душевное чувство: «И увидели братья, что их отец любит его больше всех братьев, и возненавидели его…»[12]

Очередной раз мы убеждаемся в истинности Торы. Она не приукрашивает великих и преданных ей людей, раскрывает нам внутреннюю суть каждого события и повествует об истине как она есть. Тора – это Учение Жизни, которое мы можем воспринять от великих прежних поколений Израиля – Знание, заключенное, в том числе, в их заблуждениях и ошибках.

Все это можно найти даже в буквальном смысле Торы. Только из-за слабости нашего мышления нам представляется, что это понимание выходит за рамки буквального значения. На эту главу Торы (Вайешев) есть замечательный комментарий Рашбама:

«Постигните и поймите, мои друзья, что какие бы смыслы Торы нам ни открыли наши учителя, «Писание не отходит от своего буквального смысла…» И рабейну Шломо (Раши), отец моей матери, Светоч изгнания, составивший комментарии на Тору, Пророков и Писания, объяснял именно буквальный смысл. И я, Шмуэль, сын раби Меира, его зятя, благословенной памяти, обсуждал это с ним самим и с другими мудрецами в его присутствии, и он согласился со мной, что будь у него время, он составил бы комментарии, соответствующие новым пониманиям буквального смысла Писания, возникающим каждый день»[13].

Все так и есть! Буквальный смысл Писания обновляется каждый день! Поколения мельчают, и изменяется буквальное понимание. То, что прежде казалось очевидным и составляло буквальный смысл, сегодня – сокровенная тайна, а прямой смысл состоит уже в чем-то другом. Буквальное понимание Торы поколения Раши изменилось уже в следующем поколении. Для нас буквальный смысл упростился еще больше: нам кажется, что рассказ о поступке братьев Йосефа, как мы его воспринимаем, и есть буквальный смысл Торы. Но на самом деле буквальный смысл Писания – это не нечто конкретное и неизменное – у каждого стиха есть множество различных буквальных смыслов. Например, сказано в Торе: «Йосефу было семнадцать лет, и он пас скот вместе со своими братьями, и он юноша вместе с сыновьями Билги и сыновьями Зилпы, жен его отца, и приносил Йосеф о них худую молву их отцу»[14]. Если глубоко не задумываться над смыслом этого стиха Торы, то можно увидеть в нем только повествование о том, что Йосеф был близок к сыновьям Билги и Зилпы и сообщал отцу об их проступках. Но стоит углубиться в содержание стиха, и мы увидим, что он свидетельствует о величии Йосефа. Природе человека свойственно покрывать недостатки тех, кто ему близок. Йосеф же «юноша вместе с сыновьями Билги и сыновьями Зилпы», и все же он сообщал отцу о замеченных в них недостатках, поскольку беспокоился об исправлении их душ. То же самое относится к любому стиху Торы: его буквальный смысл для каждого человека свой и соответствует его уровню!

Мудрецы прежних поколений «подобны ангелам» и в борьбе сил души

Всему этому необходимо дать более глубокое разъяснение.

Я опасаюсь об этом говорить публично… То, что я скажу, верно, но я сомневаюсь, раскрывает ли это истину во всей ее полноте. Однако суть и основа этого подхода несомненно верны.

Ясно, что злоязычие запрещено – мы не имеем права порочить людей. Однако случается, что у нас возникает желание рассказать нечто, вполне подпадающее под запрет злоязычия; и оно не ослабевает, даже если мы осознаем, что собираемся совершить отвратительный и запрещенный поступок! В нашей душе борются две силы. Нам хочется изыскать разрешение рассказать желаемое и все представить так, чтобы это не подпадало под запрет злоязычия, – и все же мы хорошо понимаем, что говорить этого не следует. Эти два желания борются между собой, и, в конце концов, побеждает одно из них. Удивительно! Конечно, мы не произнесем ничего, что нарушит запрет злоязычия в его строгой форме: это тяжкое преступление, о котором сказано: «Всякого, кто нарушает запрет злоязычия, надлежит бросить собакам»[15]. Наши мудрецы говорят: «За то, что Йосеф порицал своих братьев перед Яаковом, они натравили на него собак»[16]. Однако мы вполне способны позволить себе произнести то, что не столь однозначно подпадает под запрет злоязычия. В Талмуде сказано: «От трех видов скверны человек не может уберечься ни на день: от греховных мыслей, от недостаточной сосредоточенности в молитве и от злоязычия. Неужели речь идет о нарушении запрета на злоязычие? – спрашивает Талмуд – и отвечает: о речах, граничащих со злоязычием»[17]. Мы нередко понимаем, что нечто близко к злоязычию и все же рассказываем об этом, зачастую нарушая запрет Торы. Хотя мы ощущаем, что совершаем грех, одна из действующих в нас душевных сил склоняет чашу весов в свою сторону.

Но что же приводит к совершению этого греха? Одна из душевных сил перевешивает и принуждает поступить против желания души. Похожее произошло и с братьями Йосефа. Будучи святыми для Всевышнего, они оставались людьми и не смогли полностью возвыситься над материей. Все душевные побуждения, свойственные заурядным людям, сохраняются и в самых великих, хотя, безусловно, у них эти качества облечены в иную форму, измеряются совершенно другой мерой и проистекают из возвышенных источников.

Всегда ли велика сила, которая побеждает в душе человека? Сколь значим он сам и вся его жизнь? Находясь в мире, он ничего в нем не прибавляет и не исправляет, и с его смертью мир ничего не теряет[18]. Вся события его жизни, за редким исключением, – цепочка поступков, которые не оказывают существенного влияния на Творение; из своего приземленного мира он не достигает высших миров. Его силы начинаются в нижнем мире и здесь же заканчиваются. Так ли велика борьба сил в его душе, и так ли сильна победившая склонность? Велика ли будет сила, побуждающая его к действиям, и что он может внести в мир своими поступками?

Но корни великих перед Б-гом лежат в высших мирах, от них зависит все мироздание, их поступки связаны с высшими силами, борьба в их душах затрагивает высшие корни Б-жественного управления Творением. В их душах ангелы борются друг с другом! И когда один из них побеждает, это победа ангела, – торжествует его сила. Как велико побуждение к действию, и сколь существенны могут быть его результаты!

История Йеуды и Тамар

Мидраш рассказывает о Йеуде и Тамар: ««И он свернул к ней на дорогу и сказал: позволь войти к тебе...»[19] «Все это произошло против воли Йеуды»[20]. В его душе шла борьба. Одна из сил одержала верх и побудила его действовать против воли. Мидраш рассказывает: «Йеуда хотел пройти мимо, но Всевышний послал ему навстречу ангела, распоряжающегося плотским влечением. Он спросил его: «Йеуда, почему ты проходишь мимо? От кого же произойдут избавители? Кто станет родоначальником великих царей?»[21] Но как ангел плотского влечения связан с подобными вопросами?

В действительности борьба Йеуды началась не в его душе, а в высших корнях мироздания, возвышенных силах. Изначально это было противостоянием ангелов, которое позже проявилась в душе Йеуды столкновением различных сил. Мы не утверждаем, что в его душе боролись исключительно высшие духовные силы. Разумеется, в ней пробудились и приниженные побуждения, однако они были связаны с высшими корнями, и их причиной и источником были высшие силы. И когда одна из них победила, – это была победа высшей силы, и принуждение к действию было осуществлено силой ангела.

Мидраш рассказывает: «Братья были заняты продажей Йосефа; Йосеф был облачен в мешковину и пребывал в посте; Реувен был облачен в мешковину и пребывал в посте; Яаков был облачен в мешковину и пребывал в посте; Йеуда был занят поиском жены; Всевышний был занят сотворением света Царя Машиаха»[22]. Какое волнение охватило высшие миры при сотворении света Царя Машиаха! Какие силы пришли в движение в высшем окружении Б-га, какие высокие властители вступили в борьбу друг с другом, сколько ангелов воевало между собой! И на земле эта высшая борьба отразилась в душе Йеуды в конфликте духовных сил.

От действия Йеуды зависели все основы мироздания и будущее исправление мира. Сколь велика была борьба в его душе, какие силы в ней противостояли друг другу, пока не победила одна из них! И как сильно было вызванное ею побуждение! Хотя здесь, в этом мире, Йеуда был движим только силами своей души, однако причиной, не позволившей ему пройти мимо Тамар, стал воззвавший к нему ангел: «От кого же произойдут избавители? Кто станет родоначальником великих царей?»

И если Йеуда все же руководствовался и собственными душевными побуждениями, то Тамар, по словам наших мудрецов, «совершила свой поступок исключительно во имя Небес»[23]. Ведь для рождения Царя Машиаха необходимо чистое намерение в служении Б-гу.

Можем ли мы сравнить с великими заурядных и слабых людей, от которых не зависят основы мироздания и исправление мира, чьи силы начинаются и заканчиваются здесь, в этом мире, в границах их собственных душ? Весь их «уровень человека» исчерпывается их бренной жизнью. Сможем ли мы борьбу в их душах и мощь победившей силы сравнить с судьбами тех, чьи жизни связаны со всем мирозданием, чей «уровень человека» объемлет все миры? Борьба в душах великих – это сражения ангелов, и когда одна из сил побеждает, – это победа ангела. Он может быть добрым или злым, но, так или иначе, – это ангел!

Теперь мы можем понять, почему даже грех – результат победы силы зла – в нашем поколении не такой, каким был прежде. Это и имели в виду наши мудрецы, сказав: «Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение»[24]. Жизнь заурядного человека, чей уровень приземлен, подчинена случайностям, и его дурное побуждение – результат победы зла над добром в его приниженной душе. Однако и у него есть корень в высших мирах, ибо там основа всего: «Нет ни одной травинки, у которой не было бы своего созвездия в Небесах...»[25] А у великого человека не только духовные корни его дурного побуждения, но и оно само – высшая сила ангела. Поэтому и последствия дурного побуждения великого человека – иные и более значительные, чем грех заурядного.

Это позволит нам понять повествования Талмуда о раве Амраме и раби Акиве:

«Выкупленных из плена женщин разместили в Неардеа в доме рава Амрама, известного своей праведностью. Их поселили на втором этаже, а лестницу отодвинули. Лицо одной из них внезапно озарилось лучом света. Рав Амрам в одиночку поднял лестницу, которую не могли сдвинуть десять человек, и стал взбираться по ней наверх. Когда он добрался до середины, то изо всех сил ухватился за лестницу, чтобы удержаться на месте, и закричал: «Пожар в доме Амрама!» На его крики сбежались мудрецы… Они сказали ему: «Ты опозорил всех нас... » Ответил рав Амрам: «Лучше испытать позор в этом мире, чем в Грядущем». И дурное побуждение оставило его, выйдя из него вспышкой огня.

Раби Акива презирал совершающих грех прелюбодеяния. Однажды Сатан явился к нему в образе женщины на вершине пальмы. Раби Акива бросился к пальме и начал на нее взбираться. Когда он добрался до середины, Сатан оставил его, сказав: «Если бы о тебе не провозгласили на Небесах: будьте почтительны к раби Акиве и его Учению, я бы пролил твою кровь…»»[26]

Нам всегда было трудно это понять. Допустим, у великого человека побуждение к злу сильнее, чем у приниженного – но ведь и его стремление к добру тоже должно быть сильнее! А значит, соотношение доброго и дурного у великого и ничтожного должно быть одинаково! Наши рассуждения позволяют понять эти слова Талмуда. Дурное побуждение великого человека проистекает совсем из другого корня и источника, чем у заурядных людей, поэтому сила зла приводит его совсем к другим результатам.

Все, что происходит в мире до его окончательного исправления – это результат постоянного противостояния различных сил мироздания – борьба добра со злом. Зло стремится пересилить добро, пока не наступит полное исправление мира, когда Творение будет озарено светом добра – чистым и свободным от чуждых примесей.

Эта борьба берет свое начало в мире высших сил, в корнях всего мироздания, откуда нисходит вниз, в наш нижний мир, и достигает души человека. В ней же постоянно борются различные побуждения. В душе заурядного человека, чей уровень невысок, вся борьба происходит в этом мире. Именно в нем противоборствующие побуждения сражаются друг с другом, и только оттуда зло черпает свою силу, стремясь победить добро. Но в душе великого человека, чей уровень достигает корней всего мироздания, борьба противоположных побуждений начинается со столкновения этих корней в высших мирах. В эту борьбу вовлечены основы Б-жественного управления Творением, самые возвышенные сущности; и все они проявляются в душах великих. Ведь такие люди начинаются на высоте, которую достигают своим уровнем, а заканчивается в естестве их душ. В этом и состоит различие между великим и приземленным человеком. Жизнь и деяния великого человека достигают корней Творения, и в его душе, как и в жизни, отражается борьба высших сил. А поступки заурядных людей касаются лишь их частной жизни, и процессы, происходящие в их душах, – это локальная борьба добра и зла, не выходящая за их пределы. Хотя, разумеется, их добро и зло тоже являются воплощением в этом мире добра и зла, заложенных в высшие миры, ибо только благодаря существованию в высших мирах, они могут появиться внизу.

Изучая приведенный в Торе рассказ о продаже Йосефа, мы должны понимать, что поступки братьев соответствовали их величию. Поскольку силы их душ – это высшие силы, нет ничего удивительного в том, что результат победы одной из них был столь ошеломляющим. Общая идея такова: величие людей прежних поколений проявляется во всех их поступках – как праведных, так и грешных!

Содержание

Вступление

(III)    Часть:  Правление Знания

  1. Царство
  2. Ясность Знания
  3. Сила Знания
  4. Говори мало, а делай много
  5. Освятить его, дабы он был Мне священником
  6. Целен будь с Б-гом, твоим Господом
  7. Человек и его стремления
  8. Если прежние поколения подобны ангелам...
  9. Мощь Знания
  10. Жертвоприношения
  11. Не иссякнет ароматное вино

  1. Часть:   Мудрость и Мусар

  1. Материя и форма
  2. Проложи путь для твоих ног
  3. Мудрость, Понимание, Знание
  4. Качества мудрецов
  5. Ибо изречено устами учителя
  6. Начало пути великих
  7. Жизнь
  8. Смешение добра со злом и разделение между ними
  9. Возможность сказать в оправдание
  10. И со скромными мудрость
  11. Путь изучения Мусара
  12. Как виноград в пустыне
  13. На всех твоих путях знай Его
  14. Прислуживание мудрецам
  15. Все евреи ответственны друг за друга
  16. Заслуги отцов
  17. Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение

 

[1] Произнесено накануне шабата гл. Вайешев, 20 Кислева 5677 (1917) года. Записано нашим учителем, великим мудрецом, раби А.И.Блохом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.

[2] Рашбам, Берешит 37:1.

[3] Берешит Раба 85:1.

[4] Берешит 42:21.

[5] Берешит 37:24.

[6] Шабат 22а.

[7] Берешит 37:25.

[8] Брахот 58а.

[9] Берешит 37:25.

[10] Берешит 37:3-11.

[11] Зоар, Берешит 153б.

[12] Берешит 37:4.

[13] Рашбам, Берешит 37:1.

[14]Берешит 37:2.

[15] Псахим 118а.

[16] Кли Якар, Берешит 37:2.

[17] Бава Батра 164б.

[18] По-видимому, наш учитель имеет в виду, что не в силах такого человека повлиять на развитие мироздания. Однако не вызывает сомнений, что каждый человек действует в мироздании как его часть. – Примечание редакции.

[19] Берешит 38:16.

[20] Ялкут Шимони 38:145.

[21] Там же.

[22] Берешит Раба 85:1.

[23] Берешит Раба 85:2.

[24] Сукка 52а.

[25] Берешит Раба 10:6.

[26] Кидушин 81а.