Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Призвание евреев

В нашу пору люди философского склада — иначе говоря, сторонники истины и мудрости, — по-видимому, испытывают особенную потребность в единстве. Чем это продиктовано? Наше время отличается от всех минувших эпох большим знанием. Однако любовь к правде и познанию, которая дала крылья Возрождению, остыла и уступила дорогу прагматичной специализации. Этот подход коренится более в материальной, нежели в духовной сфере общества. Но те группы людей, о которых я говорю, преданы исключительно духовным идеалам.

Веками иудаизм оставался верен только своей моральной и духовной традиции. Лишь одни вожди были у него — его проповедники. Однако в ходе укоренения в более широком социальном сообществе эта духовная ориентация отступила на задний план, хотя даже сегодня именно ей еврейский народ обязан своей неистребимой жизнестойкостью. И если мы хотим сохранить эту жизнестойкость во благо человечества, мы обязаны всегда придерживаться такой духовной ориентации.

Пляска вокруг золотого тельца была не просто легендарным эпизодом в истории наших праотцев — эпизодом, который представляется мне более невинным, нежели то поголовное преклонение перед материальными и эгоистическими интересами, которое грозит евреям в наши дни. В современную эпоху нет ничего более возвышенного, чем единение ради сохранения духовного наследия нашего народа. В особенности, если это относится к группе, свободной от каких бы то ни было исторических и национальных ограничений. Мы, евреи, есть и должны оставаться носителями и стражами духовных ценностей. Но мы также должны осознавать, что эти духовные ценности есть и всегда будут целью всего человечества.

1936