Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Палестинские беды

Редактору газеты ” Манчестер Гардиан”.

Сэр,

С чувством беспокойства я следил за комментариями британской прессы по поводу последних событий в Палестине. Прочитанное подействовало на меня настолько глубоко, что вопреки своему отвращению к политической деятельности я ощутил потребность прибегнуть к услугам Вашей газеты, чтобы высказать следующие замечания.

На долю евреев выпали наибольшие страдания в минувшую войну. Поэтому они восприняли обязательство Великобритании поддержать восстановление еврейского национального очага в Палестине с восторженным энтузиазмом и глубоким чувством благодарности. Еврейский народ, испытав огромный физический урон и моральные крушения, увидел в британском обещании тот монолитный фундамент, на котором может восстать из небытия еврейская национальная жизнь в Палестине. Такое возрождение самим фактом своего существования, а также материальными и интеллектуальными достижениями способно вселить в разбросанные по всему свету еврейские массы надежду и чувство собственного достоинства. Евреи всех стран дали своих лучших сынов и дочерей и вложили большие капиталы ради претворения в жизнь многовековой мечты. За какой-то десяток лет было пожертвовано примерно десять миллионов фунтов стерлингов, а сто тысяч евреев-энтузиастов приехали в Палестину, чтобы вернуть к жизни почти полностью заброшенную землю. Были обводнены пустыни, насажены леса, осушены болота, искоренены тяжкие болезни. Все эти мирные свершения (пусть и не столь великие по своим масштабам) вызывают восхищение любого.

Но не начал ли фундамент, на который мы опирались, расшатываться? Ныне в значительной части британской прессы наши стремления встречают недоумения, холодность и неприязнь. Что случилось?

Арабские банды, организованные и доведенные политическими интриганами до высшей степени религиозного фанатизма, напали на удаленные друг, от друга еврейские поселения, сея смерть и грабя все подряд. В Хевроне учащиеся иешивы, невинные юноши, ни разу в жизни не державшие в руках оружия, были хладнокровно и жестоко убиты; в Цфате та же участь постигла престарелых раввинов, их жен и детей. Недавно несколько арабов совершили налет на еврейский сиротский приют, где нашли убежище евреи, уцелевшие после грандиозных российских погромов23. И как после этого не поражаться, что часть британской прессы использовала эту оргию первобытной жестокости для пропагандистской кампании в пользу инициаторов и исполнителей преступлений?

Ничуть не меньше разочаровывает, что пресса замалчивает достижения и характер еврейской созидательной деятельности в Палестине. Прошло десять лет с тех пор, как британское правительство официально провозгласило в качестве своей политики создание в Палестине еврейского национального очага. Британская пресса и лидеры всех политических партий одобрили это решение почти единодушно. Затем последовала поддержка практически всех правительств цивилизованного мира. Она нашла юридическое воплощение в том, что Великобритания получила мандат на управление Палестиной. Для осуществления великой задачи мирного обновления евреи послали своих сынов и дочерей, а также внесли добровольные пожертвования. Не боясь впасть в преувеличение, можно заявить, что, исключая борьбу европейских наций за победу в минувшей войне, наше поколение не знало национальных усилий, столь высоких по своей одухотворенности и жертвенности, как те, что продемонстрировали евреи во имя мирного обновления Палестины.

Когда путешественник пересекает эту страну, как посчастливилось мне несколько лет назад, и видит молодых первопроходцев, людей выдающихся интеллектуальных и моральных качеств, которые дробят камни и мостят дороги под жгучими лучами палестинского солнца; когда перед его глазами открываются цветущие сельскохозяйственные поселения, "проросшие” в древней палестинской пустыне благодаря напряженному труду еврейских колонистов; когда налицо развитие гидроэнергетики и зачатки промышленности, а сверх того, существует система образования от детских садов до университета, существует на языке Библии, — какой наблюдатель, независимо от происхождения и религии, устоит перед магией столь потрясающих достижений и столь невероятной самоотдачи? И не дикость ли, что зверства фанатичных банд могут свести на нет все еврейские достижения в Палестине? Что они приведут к требованию объявить недействительными торжественные заверения в официальной поддержке и покровительстве?

Сионизм базируется на двух основах. С одной стороны, он вырос из реальности еврейских мук. Я не намерен рисовать картину многовековых страданий еврейского народа; их первопричиной было отсутствие своего национального очага. И сегодня страдания евреев всего мира не получили должного отклика на цивилизованном Западе. Нигде в Восточной Европе нет такого места, где бы еврею не грозило уничтожение. Унизительные ограничения былых времен переродились в экономическую дискриминацию. В то же время ограничения в сфере образования (например, "процентная норма" при поступлении в университеты) призваны не допустить евреев в интеллектуальный мир. Я убежден, что в наше время нет нужды доказывать, что и в западном мире существует "еврейская проблема". Разве можно говорить, что многие неевреи в полной мере осознали страдания, деградацию и моральный распад среди евреев, порожденные самим фактом бездомного прозябания одаренного и чувствительного народа?

Основу этого феномена с поразительной интуицией первыми поняли сионисты: еврейскую проблему нельзя решить ассимиляцией каждого отдельного еврея в окружающем его мире. Еврейская индивидуальность слишком сильна, чтобы ее можно было стереть подобной ассимиляцией, и чересчур чувствительна, чтобы пойти на такое самоуничтожение. Конечно, ясно, что никогда не удастся большее, нежели переместить в Палестину меньшую часть еврейского народа. Однако исследователи, глубоко проникшие в суть проблемы (независимо от того, являются ли они евреями или нет), твердо убеждены, что создание национального очага еврейского народа в Палестине сможет поднять статус и чувство собственного достоинства у тех, кто останется в странах диаспоры. Так будет внесен реальный вклад в упрочение связей между неевреями и евреями во всем мире.

Однако сионизм руководствуется более глубокими мотивами, чем страдания евреев. Он коренится в еврейской духовной традиции, именно ее основы и развитие стали для евреев смыслом вечного существования как общины. В восстановлении еврейской нации в своем древнем родовом доме, где еврейские духовные ценности могли бы вновь в еврейской атмосфере получить свое развитие, наиболее просвещенные представители еврейского народа видят необходимую предпосылку восстановления нации и предоставления ей свободы духовного творчества.

Именно этими стремлениями и надеждами питается еврейское возрождение в Палестине. Сионизм — это движение, вдохновленное не шовинизмом или эгоизмом, возведенным в принцип. Я убежден, что такого рода движение утратило бы поддержку подавляющего большинства евреев. Точно так же сионизм не собирается никого в Палестине лишать его прав или владений. Напротив, мы убеждены, что можем установить дружественное и конструктивное сотрудничество с родственной арабской нацией, что послужило бы на благо обеим группам населения как в материальном, так и в духовном отношениях. Колонизационная деятельность евреев в Палестине не лишила ни одного араба принадлежавшей ему собственности; каждый акр земли, который приобретал еврей, был куплен по обоюдной договоренности. Любой путешественник мог засвидетельствовать, как необычайно улучшилось экономическое состояние и медико-санитарное обслуживание арабского населения — прямое следствие еврейской колонизации. По всей территории Палестины сложились дружественные отношения между обитателями еврейских поселений и соседних арабских деревень. Еврейские и арабские железнодорожные рабочие объединились в одном профессиональном союзе, и уровень жизни арабов поднялся. Арабские ученые получили возможность работать в большой библиотеке Еврейского университета, а арабский язык и история арабской цивилизации стали предметами изучения в этом университете. Арабские трудящиеся занимались на вечерних курсах в еврейском технологическом институте в Хайфе (Технионе). Местное население все более ощущает прогресс — экономический, медико-санитарный, интеллектуальный, — который принесла всей стране и всем ее обитателям созидательная деятельность евреев. И, несомненно, одной из наиболее утешительных черт нынешнего кризиса являются просьбы о личной защите, которые направляют евреям арабские жители, страшась нападений фанатичных банд.

Сионистское движение предпринимает беспрецедентные усилия по возрождению запущенной страны, где благодаря методам интенсивного развития можно без какого бы то ни было ущерба для коренного населения найти пристанище для сотен тысяч новых поселенцев.

Вот почему я предлагаю сионистскому движению во имя его высших целей и на основе поддержки, торжественно обещанной ему цивилизованным миром, потребовать, чтобы эти изрядные достижения не были сведены на нет ничтожной кликой смутьянов, пусть даже облаченной в одеяния исламского духовенства. Осознает ли общественное мнение Великобритании, что стоящий в центре всех проблем и столь громогласно взывающий от имени всех мусульман верховный муфтий Иерусалима24 не более чем политиканствующий недоросль лет тридцати от роду? Насколько мне известно, он был приговорен в 1920 году к нескольким годам тюремного заключения за свою причастность к вспыхнувшим в ту пору мятежам и позже попал под амнистию. Умонастроения этого человека можно оценить по его недавнему заявлению одному корреспонденту, в котором он обвинил меня вкупе с остальными в требовании восстановить Храм на месте мечети Омара на иерусалимской Храмовой горе25. До каких пор можно терпеть, чтобы абсолютно безответственный и неразборчивый в средствах политикан продолжал использовать свое пагубное влияние, замаскировавшись святостью религии и распоряжаясь всей полнотой светской власти, которую дает его положение в любом восточном государстве? И это в стране, где невежественный фанатизм легко оборачивается насилием и убийствами при помощи злокозненных подстрекателей.

Осуществление великих целей, содержащихся в мандате на управление Палестиной, в очень большой степени зависит от общественного мнения Великобритании, от ее прессы и от ее государственных деятелей. Еврейский народ вправе ожидать, что его мирный труд получит активную и доброжелательную поддержку мандатных властей. Он вправе требовать, чтобы виновные в разжигании нынешних мятежей понесли заслуженное наказание и чтобы лица, которым поручено управлять страной столь неповторимого прошлого и столь уникальных перспектив, получили бы указания оправдать великое доверие, возложенное всем цивилизованным миром на мандатные органы. Им следует пользоваться своей властью в повседневных административных делах с твердостью и пониманием своей задачи. Евреи не хотят жить на земле своих предков под охраной британских штыков; они пришли туда как доброжелатели родственной арабской нации. Все, чего они ожидают от Великобритании, состоит в поощрении дружественных отношений между евреями и арабами, в непримиримом отношении к губительной пропаганде и в создании органов безопасности, способных обеспечить необходимую защиту жизни и мирного труда.

Евреи никогда не откажутся от начатого ими созидательного труда. Это совершенно отчетливо видно из реакции всех евреев на события последних недель — независимо от того, являются они сионистами или нет. Однако мандатные власти могут реально содействовать этому труду или возводить препоны. Крайне важно, чтобы и общественное мнение Великобритании, и британское правительство, а также мандатные власти в Палестине ощутили свою ответственность за возложенное на них огромное доверие. Это должно произойти не из-за принятой когда-то Великобританией юридической ответственности, но благодаря глубокому проникновению в значимость и важность этой задачи. Ее реализация будет способствовать прогрессу и мирной жизни человечества, она послужит исправлению великой исторической несправедливости. Я не верю, что крупнейшая на планете колониальная держава будет бессильна что-нибудь предпринять, столкнувшись с проблемами восстановления древнего дома народа Библии. Возможно, задача, выпавшая на долю мандатных властей, нелегка, однако успех обеспечит вечную благодарность не только евреев, но и всех лучших сынов человечества.

Искренно ваш А. Эйнштейн Берлин, 7 октября 1929 года

(Опубликовано в газете ”Манчестер Гардиан” 12 октября 1929 г.)