Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Цель человеческого существования

Наша эпоха гордится своими достижениями в интеллектуальном развитии человечества. Поиски истин и знаний, стремление к ним являются безусловным достоинством человека (хотя зачастую мы видим чрезмерное самоуважение именно там, где прилагались наименьшие усилия). Однако, по всей вероятности, нам не следует возводить в кумиры эту способность к познанию. Несомненно, разум обладает большой мощью, однако он лишен индивидуальности. Сам по себе он не способен вести, а может лишь служить инструментом; кроме того, он неразборчив в выборе хозяина. Эти особенности нашли свое отражение в качествах, присущих ”жрецам” разума — интеллектуалам. Разум незаменим при выборе методов и средств, однако, если речь идет о приоритетах и конечных целях, он слеп. Эта фатальная слепота передается из поколения в поколение, от стариков молодым, и ныне охватила целое поколение.

Пророки, наши еврейские предки, и мудрецы древнего Китая провозгласили, что совершенствование человека должно подчиняться прекрасной цели — быть сообществом свободных и гармоничных людей. Достичь этого можно через внутреннюю борьбу с антиобщественными и разрушительными инстинктами. Самым сильнодействующим средством в такой борьбе может оказаться разум. Интеллектуальные усилия вместе со стремлением к развитию личности и ее творческих способностей придают смысл и содержание жизни.

Но сегодня миром правят грубые человеческие страсти — столь необузданные, что их нельзя и сравнить ни с одной минувшей эпохой. Лишь незначительным меньшинством оказывается повсюду наш еврейский народ. У него нет надежных средств защиты. И при этом больше, чем кто-либо другой, он подвергается жесточайшим преследованиям, если не полному уничтожению. Эта свирепая ненависть зиждется на том, что именно мы дали миру идеалы гармоничного сотрудничества и усилиями лучших сынов нашего народа воплотили их в слово и дело.

1943