Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Народ Израиля порабощён в Египте (Шмот, 1)

Народ Израиля порабощён в Египте (Шмот, 1)

«И поработили египтяне Сынов Израиля тяжкой работой. И отравляли им жизнь тяжкой работой с глиной и кирпичами».

В могиле одного из египтян, министра фараона, есть рисунки, среди них изготовление кирпичей рабами под руководством надсмотрщиков. Этот рисунок описан в книге «Танах как история» (стр. 108):

«Прежде всего бросается в глаза светлая кожа рабов, одетых в короткие туники. Кожа надсмотрщиков несравненно темнее. Светлокожие выглядят семитами, но никак не египтянами».

Еще там приводится перевод надписи на одном из рисунков, это прямая речь одного надсмотрщика: «В моей руке палка. Чтобы не ленились!« (И смотри еще о свидетельствах рисунков и их соответствии описанному в Торе в книге профессора А.Ш. Йегуда «Эвер веэрев», стр. 15)22.

22 Интересно отметить здесь статью в еженедельнике «Йом лейом» под заглавием «Потомки ограбленных казаками требуют возмещения убытков». Кто бы мог поверить, что отголоски древнего спора между Гвиа бен Псиса и египтянами, арбитром которого был еще Александр Македонский две тысячи лет назад, когда евреи полностью доказали свою правоту, снова привлечет к себе широкое общественное внимание благодаря египетским газетам, вспомнившим в 1986 году об огромной сумме долга Израиля Египту. Эта сумма в 40 миллиардов долларов равна, как говорят египтяне, стоимости тех золотых и серебряных предметов и одежд, которые евреи попросили у своих египетских соседей перед выходом из Египта под руководством Моше рабейну, а потом они сделали из этого золота «Золотого тельца» у горы Синай. Но это произошло. Об этом всерьез пишут египетские газеты, приводя подсчет известного историка, специалиста по этому периоду, Ахмада Бгагаджата, который написал об этом в книге «Моше и фараон», разбирающей события Исхода. Этот историк долго занимался исследованиями рукописей жреца того времени Наафа-Хотафа, бывшего главным бухгалтером фараона, царя Египта. Согласно его вычислениям, евреи унесли с собой огромный груз чистого золота, которое египетские власти не сумели у них забрать, потому что их поспешный выход из Египта сопровождался бедствиями и чудесами. Такой огромный убыток золота, равный всем накоплениям Древнего Востока того времени, привел к возмущениям в Египте и, в конце концов, к падению правительства фараонов.

Египетский журнал «Аль Джамагариа» пишет, что доверяет выводам Бгагаджата. Свои соображения этот исследователь предваряет поздравлением еврейскому народу с праздником освобождения и утверждает, что следовало бы считать этот праздник общим праздником человечества,

потому что тот фараон был ужасным злодеем по отношению ко всем своим подданным. Но далее следует ложка дегтя. Он говорит, что евреи взяли все собранное и награбленное египтянами и сделали из этого золотой телец. Однако мы считаем, что долг есть долг, поэтому Израилю следует теперь полностью возвратить его в египетскую казну, хотя и без процентов — потому что проценты на долг запрещены исламом. Евреям следует вспомнить то, что у них написано в Торе: «Грех отцов на их сыновьях»...

Радиостанция «Коль Исраэль», которая вещает для стран Востока на арабском языке, поспешила ответить на претензии египтян. Ведущий сказал, что если египетский ученый хочет посчитать сумму долга евреев Египту, он готов привести все подробные расчеты. Еврейские рабы выполняли тяжелую работу в Египте в течение 210 лет и не получили за это никакой платы. Фараон собрал для этой работы не только мужчин, но и женщин, поэтому на него работало больше миллиона человек. Тогда, пожалуйста, господин Бгагаджат, посчитай сначала, сколько египтяне должны уплатить евреям за всю эту работу и не забудь к этому добавить проценты на эту сумму за истекшие три с лишним тысячи лет, и когда закончишь весь этот расчет, потрудись убедить египетское правительство, чтобы вернуло нам все эти деньги...

Есть рассказ в Талмуде (Сангедрин, 91), как однажды пришли египтяне к Александру Македонскому и сказали, что поскольку в Торе написано, как Всевышний расположил египтян к евреям, и те дали им в долг свое золото и драгоценности, так пусть теперь евреи вернут им все, что взяли. Тогда Гвия бен Псиса сказал евреям, что готов спорить с египтянами, и если победит, пусть евреи скажут, что их победила Тора Моше. А если египтяне победят, пусть евреи скажут, что он человек простой и необразованный, и они его не посылали. Народ разрешил ему идти, и он пошел. Гвиа бен Псиса спросил египтян, откуда у них доказательства, что все так было. Они сказали, что из Торы. Ой ответил, что тогда и он приведет доказательства из Торы. Там написано, что евреи были в Египте четыреста тридцать лет. Дайте нам зарплату шестиста тысяч мужчин, которые у вас работали в течение этих лет. Они ответили: Дайте нам три дня, мы подумаем. Но не нашли за это время никакого ответа и убежали, оставив свои плодоносящие поля и виноградники. А это был год шмиты (седьмой, субботний год).