Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Тоэлет и споры (дни 78-79)

Тоэлет и споры (дни 78-79)

День 78. Поиск истины или самоутверждение?

(18 кислева - 19 Сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Поиск истины или самоутверждение?

Мишна (Авот, 5:20) противопоставляет махлокет ле-шем шамаим (спор ради Истины, букв. - ради Небес) иным спорам.

Пример махлокет ле-шем шамаим - разногласие мудрецов: Гиллеля и Шаммая. Их взгляды на еврейский закон вдохновляли поколения и составили основу Устного Закона.

Пример спора «не ради Небес» - мятеж Кораха. Вражда к Моше-рабейну привела его к безвременной смерти и вечному позору. Сказано в предисловии к книге «Хафец Хаим»: «Тот, чьи речи разжигают вражду, нарушает запрет «Не уподобляйся Кора-ху и его сообщникам» (Бемидбар, 17:5, Санедрин, 110а).

Для евреев различие взглядов на истину - вещь естественная. Люди мыслящие, сосредоточенные на поиске истины, евреи постоянно участвуют в обсуждении идей, в котором не место самолюбивым перебранкам, зависти и соперничеству - признакам незрелости и слабости.

При всей очевидности сказанного существует, однако, проблема - стремление человека видеть и представлять другим всякий начатый им спор как идейный. Ведь и Корах пришел не с претензией, а с «философией»: все евреи одинаково святы, почему же выделена одна из семей, почему Аарон и его потомки-коэны стоят над остальными? Мудрецы определяют это как проявление зависти: Корах считал, что имеет право возглавлять колено Леви, а его обошли.

Прежде чем начинать спор, надо спросить себя: «Что мной руководит? Стремление к истине или личные чувства?»

Идейное несогласие не должно вести к вражде. Споры ученых Торы никогда не принимают личного характера. Последователи разных школ не должны вступать в споры, которые их не касаются, и, безусловно, должны избегать осуждения и неприязни к оппоненту своего учителя.

"Сефер Шмират а-лашон"

Любой ценой

Лучше поражение в этом мире, чем позор в Будущем.

Как только человек осознал, что разгорается ссора, он должен тут же ее прекратить. Это трудно, но надо постараться.

Тора рассказывает, что Он бен Пелет, один из ведущих сторонников Кораха в бунте против Моше (Бемидбар, 16:1), отделился от мятежников в момент их выступления и избежал общего наказания, хотя в подготовке мятежа участвовал (Санедрин, 109б).

Не поддавайтесь дурному побуждению, когда оно нашептывает вам: уступать стыдно, ты должен выйти победителем (из спора или из ссоры). Лучше оказаться в неловком положении в этом мире, чем пережить позор в Будущем Мире, пред всем Небесным Собранием.

Мудрецы учат: «Лучше всю жизнь считаться глупым среди людей, чем одно мгновение - грешником в глазах Творца» (мишна Иедиот, 5:6).

День 79. Возмутители спокойствия

(19 кислева - 20 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Возмутители спокойствия

Талмуд разрешает плохо отзываться о зачинщиках ссор (баалей - махлокет), заслуживших общее недовольство, если цель таких высказываний - побудить людей отдалиться от них.

Изоляция возмутителей спокойствия помогает восстановить мир в общине, расколотой ссорой. Глава общины может, например, побудить ее не разговаривать с такими людьми, чтобы не дать им развивать свою разрушительную деятельность.

Надо, однако, помнить: неодобрение одной из сторон и сочувствие к другой - обычно возбуждает страсти, раздраженные люди начинают лить грязь друг на друга, и это только усиливает ссору. Не это имели в виду мудрецы, когда разрешили лашон а-ра против склочников.

"Сефер Шмират а-лашон"

Не затевай ссоры сам и не участвуй в чужой Никогда не принимай чью-либо сторону в споре.

О том, какой большой грех совершает человек, затевающий ссору, мы уже говорили. Но надо знать, что человек должен воздерживаться и от участия в ссоре, которую не он затеял. Нельзя оказывать поддержку какой-либо из спорящих сторон. Ибо говорит Мишна: «Тех, кто присоединился к нарушителям, наказывают, как их самих» (Макот, 1:7).

Сказано в мидраше (Бемидбар раба, 18:3): «Помни о тяжести (греха) ссоры, ибо Святой, благословен Он, покончит с тем, кто становится ее участником. Написано (о тех, кто присоединился к Кораху): и вышло пламя от Творца и поглотило двести пятьдесят человек, которые приносили воскурения» (Бемидбар, 16:35).

Читаем в Талмуде: «Рав сказал: кто затевает спор, нарушает запрет Б-га: Не уподобляйся Кораху и его сообщникам» (там же, 17:5). Рав Аси сказал: Такой человек достоин наказания проказой» (Санедрин, 110а и см. Дни 39-48 в этой книге).

В прошлой главе мы цитировали слова Сефер а-Канэ о том, что иногда Б-г заменяет цараат бедностью, ставя грешника в зависимость от милости ближних.