Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Законы тоэлет (дни 41-42)

Законы тоэлет (дни 41-42)

День 41. Конструктивная цель

(11 хешвана -11 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Конструктивная цель

Поскольку сказано, что лучше человеку пойти на социальные и финансовые потери, чем произнести лашон а-ра, можно предположить, что для лашон а-ра нет оправдания ни при каких обстоятельствах. Однако алаха разрешает передавать негативную информацию в конструктивных целях (ле-тоэлет, букв. - ради пользы). Почему?

Мы уже говорили, что все формы лашон а-ра делятся на два типа:

1)    высказывания, унижающие достоинство;

2)    высказывания, способные причинить ущерб.

Не раз было сказано о недостойности унижающих высказываний, сосредоточенных на негативных сторонах характера или поведения человека.

Однако случается, что разговор о чьих-то недостатках целесообразен, об этом надо сказать. Например, чтобы помочь тому, о ком говорят, преодолеть свои недостатки или, напротив, защитить от него других людей. В этих случаях разговор о негативных качествах или поступках не считается злословием. Разрушительная речь - это лашон а-ра, конструктивная - нет.

Конструктивная информация не может быть рехилут (сплетней): высказывание можно считать рехилут, только если оно разрушительно.

"Сефер Шмират а-лашон"

Раскаяние и очищение

Посылая человеку наказание, Творец делает это ради его блага.

Б-г увидит раскаяние мецоры и исцелит его от страдания. Коэн выходит за пределы стана, чтобы осмотреть его. Если проверка показывает, что мецора исцелился, начинается процесс очищения, который включает в себя жертвоприношения в Храме, как описано в Торе.

Бесконечной милостью Творца мецора исцелен от страданий, его ритуальная чистота (таора) восстановлена. По возвращении домой, такой человек, разумеется, строго последует принятому им в раскаянии решению. Он попросит прощения у всех, о ком дурно говорил, и изо всех сил постарается впредь избегать злословия. Так он совершенно очистится от греха.

Возникает естественный вопрос: почему сегодня страдание цараат не постигает людей, привыкших злословить? Хида (рав Хаим Давид Азулай) предлагает такое объяснение.

Когда Б-г наказывает человека страданием, Он делает это ради его блага, чтобы очистить его от грехов и побудить к раскаянию. Но только в эпоху Храма мецора мог достичь состояния таора. Ныне мы лишены Храма за наши грехи, у нас нет жертвоприношений, и коэн не может выполнить все, что нужно для очищения. Поэтому, накажи Творец человека цараат, он оставался бы нечистым до конца своих дней и никак не мог бы от этого избавиться. В отсутствие Храма нечистота цараат поражает только душу, но не проявляется на теле человека.

День 42. Виды целесообразности

(12 хешвана - 12 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Виды целесообразности

В общих чертах, конструктивные цели, которые разрешают негативный отзыв о человеке, делятся на следующие четыре категории:

1.    Помочь человеку, о котором идет речь (например, анализировать его недостатки, чтобы он мог их изжить).

2.    Помочь людям, для которых поступки данного человека могут иметь отрицательные последствия:

а)    предложить помощь - физическую, психологическую или финансовую - его жертвам;

б)    своевременно защитить людей от него, в частности, предупредить тех, кто по неведению может вступить с ним в опасные социальные или деловые отношения.

3.    Положить конец конфликту, в который вовлечен данный человек или который угрожает расколоть общину.

4.    Помочь другим научиться на ошибках этого человека.

"Сефер Шмират а-лашон"

Горести души Сплетник должен оплакивать свою душу.

О том, что цараат - духовная болезнь, которая поражает душу (а не только тело), говорит мидраш:

Сказано в Писании: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед свою душу» (Мишлей, 21:23).

Написано: «мецарот нафшо» - «от бед свою душу», а можно прочесть (истолковать как) «мецараат нафшо» -«от цараат свою душу» (Ялкут Шимони, раздел Мецора).

Человеку, который привычно злословит, следует пожалеть свою душу: ей придется нелегко. Творец щадит его и не открывает его позора в этом мире, но в Мире Грядущем будет не так. Там его позор, цараат души, откроется всем. И будет он сидеть в одиночестве, вне стана Израиля, - если только не раскается полностью до ухода из этого мира.