Доверие к сплетне (дни 169-177)

Доверие к сплетне (дни 169-177)

День 169. Вера в правдивость рехилут

20 швата - 21 элула

"Сефер Хафец хаим"

Вера в правдивость рехилут

Если мицвой пренебрегают, мы обязаны укрепиться в ее соблюдении.

Запрет верить лашон а-ра или рехилут - «Не разноси (т.е. не доверяй) ложного слуха» (Шмот, 23:1) - на иврите содержит слово шав (по тиса шема шав), что значит «напрасный», «пустой», «бессмысленный». Это более чем ясное указание на то, что негативным сообщениям не следует верить.

Во-первых, рассказчику трудно, если не невозможно, передать весь фон, все необходимые детали происшествия, без чего понять эпизод правильно просто нельзя. Кроме того, когда, нарушая алаху, человек разносит сплетню, трудно предположить, что он делает это из любви к истине. Так что доверять такого рода россказням весьма наивно.

Как и в случае лашон а-ра, верить полученной из вторых рук информации, которая может вызвать негативные чувства между людьми, запрещено.

"Сефер Шмират а-лашон"

Заповедь, лежащая в небрежении

Обязанность хоронить тело мертвого, о котором некому позаботиться - мет мицва - лежит на всех евреях. Талмуд (Брахот, 19б) говорит, что даже коэн гадоль, первосвященник1, назир2 и еврей, идущий в Храм принести жертву Песах3, должны выполнить обязанность мет мицва.

Сефер харедим (105:261) пишет, что заповедь, которую игнорирует данное поколение, приравнивается к мет мицва. Если никто не старается выполнять эту мицву - старайся ты! Иначе эта мицва поднимется перед Небесным Троном и пожалуется: «Какая же я низкая, если меня забыли все люди».

Что такое мет мицва? Безжизненное тело, труп. И Тора так строго настаивает на его похоронах не из-за того, что оно есть теперь, а из-за того, чем оно было, - обителью еврейской души. Поэтому Тора, в целом запрещая первосвященнику касаться даже умершего отца или матери, обязывает его похоронить любого мертвого, если больше некому, чтобы он не лежал в позоре. Понятно тогда, что если заповедь Торы, которая дороже драгоценных камней (Мишлей, 3:13) и «радость дня» для Всевышнего (там же, 8:30), лежит в небрежении, наша обязанность - усилить ее соблюдение, чтобы она не стала обвинением нашему поколению пред Творцом.

К несчастью, идею и мицву лашон а-ра в нашем поколении игнорируют многие, превращая ее в мет мицва - не исполняемую в наши дни заповедь. Как же велика награда тех, кто спасает эту заповедь от унижения, надежно соблюдая законы шмират а-лашон!

1    Рядовым коэнам также нельзя прикасаться и даже находиться вблизи мертвого - Г.С.

2    Назир (отделенный) - человек, добровольно давший обет, обычно сроком на месяц, не дотрагиваться до винограда и изделий из него, не стричься и не касаться мертвых (см. Бемидбар, 6).

3    Это исключительно важная мицва, которая выполняется лишь раз в год и всей семьей; коснувшись мертвого тела, человек теряет эту возможность - Г.С.

День 170. Отношение к конструктивной информации

21 швата - 22 элула

"Сефер Хафец хаим"

Доверие к конструктивной информации

Если ознакомление с информацией целесообразно, слушать рехилут разрешается, но относиться к рассказу как к истине запрещено. Нельзя, скажем, принимать как факт негативные сведения о предполагаемом партнере и менять отношение к этому человеку на основании рассказанного, даже если сведения переданы разрешенным образом.

"Сефер Шмират а-лашон"

Отверженная

Нет мицвы в наше время, которой пренебрегают больше, чем запретом лашон а-ра.

Выше мы говорили о шмират а-лашон как о мет мицва - заповеди, которую многие игнорируют до такой степени, что вообще не считают обязательной для себя. Это общеизвестный факт, не требующий особых подтверждений, но ниже мы покажем, как это выглядит на практике.

Всем нам встречались люди, которые не видят ничего плохого в том, чтобы беспричинно отпустить о ком-то обидное замечание. В ответ на упрек: «Зачем же злословить?» - они засыплют вас доказательствами, почему их слова вовсе не лашон а-ра! А если вы все-таки сумеете доказать, что это лашон а-ра и ничто другое, они возразят: «Только не в отношении такого-то! Так говорить о нем - просто благое дело!» И чем больше вы будете убеждать их, что они заблуждаются, тем хуже они будут отзываться об этом человеке.

Происходит ли такое с другими грехами? Если еврею, в целом соблюдающему заповеди, укажут, что он ест запрещенную пищу, ответит ли он тем, что возьмет в рот еще кусок? Конечно, нет. Почему же так происходит с грехом лашон а-ра, который, как мы показали в предыдущих главах, является одним из самых серьезных грехов и запрещен Торой? Причина в том, что этот строгий запрет стал эфкер, им пренебрегают. Мы говорим не только о закоренелых сплетниках. Очень многие люди обычно не сплетничают, однако и за грех это не считают, а потому и не слышат призывов избегать запретных речей.

Нет в наше время другой заповеди, которая была бы столь подобна мет мицва.

День 171. Каждый видит по-своему

22 швата - 23 элула

"Сефер Хафец хаим"

Доверие к сплетне

Каждый видит по-своему

Сплетник, конечно, верит, что каждая буква святой Торы истинна - почему же на практике он игнорирует ее слова?

Представим себе ситуацию. В присутствии Н. что-то говорят или делают. Затем кто-то из присутствующих сообщает ему, что это высказывание или действие были направлены против него, чтобы обидеть или причинить ущерб. Такому «комментарию» верить нельзя.

Значит, нельзя верить не только рехилут, запрещено принимать даже такого рода толкования, которые превращают невинное событие в злонамеренный акт.

"Сефер Шмират а-лашон"

Противоречие

Стыдно должно быть человеку, который верит, что каждая буква Торы истинна и дана Творцом, но пренебрегает запретом лашон а-ра и постоянно сплетничает.

Представьте, такого человека вызвали в синагоге к Торе для чтения отрывка, запрещающего лашон а-ра, например: «Не ходи сплетником в твоем народе» (Ваикра, 19:16), или «Проклят тот, кто тайно поражает своего ближнего» (Дварим, 27:24), или «Помни, что сделал Г-сподь, твой Б-г, с Мирьям» (Дварим, 24:9), или «Не разноси ложного слуха» (Шмот, 23:1). Сплетник смотрит в свиток и, еще не сказав предварительного благословения, замечает, что в тексте не хватает одной буквы. Это, как известно, делает свиток непригодным для публичного чтения. Понятно, он не станет произносить благословения на чтение Торы, раз читать по этому свитку нельзя. Значит, он верит, что все буквы святой Торы истинны. Почему же в быту игнорирует ее строки?

Мы говорили: для начала следует, как за ветку, «уцепиться» за одну мицву и исполнять ее изо всех сил. Есть серьезное преимущество в том, чтобы выбрать именно мицву шмират а-лашон, заповедь контролировать свою речь. Это как выбор способа заработать на жизнь. Обычно люди предпочитают скромную, но постоянную и надежную зарплату, обеспечивающую прожиточный минимум, рискованным деловым операциям, которые могут принести большой доход, но нерегулярный и непредсказуемый, или сорваться вообще. Мицва шмират а-лашон может приносить доход день и ночь практически в любой ситуации. Дома ли находится человек, в бейт-мидраше или на улице, в гостях или на собрании, он постоянно сталкивается с возможностью сказать или выслушать то, что запрещено. Мудрецы учат: «Кто сидит и не совершает греха, ему обеспечена награда, равная той, что получает тот, кто исполняет мицву» (Кидушин, 39б).

День 172. Необходимые предосторожности

23 швата - 24 элула

"Сефер Хафец хаим"

Необходимые предосторожности

Поскольку верить сплетням запрещено, возникает вопрос: зачем считать такую информацию конструктивной и разрешать ее слушать? Зачем слушать то, чему нельзя верить?

Алаха проводит различие между двумя вещами: принятием на веру - что запрещено, и принятием мер предосторожности на случай, если сообщение окажется верным, - что разрешено. Верить рехилут глупо и преступно, а игнорировать - наивно и безответственно.

Сообщения такого рода не должны влиять на отношение к тому, о ком они говорят, но требуют позаботиться о том, чтобы избежать ущерба.

"Сефер Шмират а-лашон"

Это в наших руках

Одна еврейская община может удостоиться и принести всему народу окончательное Избавление, если усвоит такое качество, как миролюбие.

Талмуд говорит (Йома, 96), что Второй Храм был разрушен из-за синат хинам, беспричинной ненависти, главным источником которой является лашон а-ра. Если этот грех разрушил Храм, он может помешать и строительству нового Храма. Поэтому тот, кто твердо соблюдает заповедь шмират а-лашон и вдохновляет на это других, обретает неоценимую заслугу.

Приход Машиаха буквально в наших руках. «Зоар хадаш» (Hoax, 23:3) говорит, что даже одна община может удостоиться и принести в мир окончательное Избавление, если обретет такое качество, как миролюбие. Но сделать это невозможно, не удалив из своей среды беспричинную ненависть и лашон а-ра. Тот, кто решительно избавляется от этих грехов, примет участие в строительстве Третьего Храма.

Если бы нам сегодня даровали возможность построить Третий Храм и вопрос был бы только в деньгах, каждый из нас, конечно, дал бы все, что может. Кто же не хочет принять участие в строительстве Третьего Храма! Но для этого нужны не деньги, а искоренение из души беспричинной ненависти, привычки к лашон а-ра и усвоение важного качества - миролюбия.

Счастливы те, кто удостоился в этом высоких достижений, ибо, когда придет Машиах и будет отстроен Третий Храм, все узнают, что они сыграли в этом важную роль.

День 173. Сообщение от доброжелателя

24 швата - 25 элула

"Сефер Хафец хаим"

Сообщение от доброжелателя

Запрещено верить рехилут, даже когда рассказчик и слушатель - близкие люди и совершенно очевидно, что говорящий отнюдь не хочет огорчить слушающего и хочет только его блага. Все равно его сообщение нельзя принимать как факт.

Если слушателю трудно убедить себя в том, что рассказ -чистая выдумка, надо хотя бы усомниться в интерпретации рассказчика и предположить, что дурных намерений у объекта повествования не было. (Как уже говорилось выше, если сообщение сделано, чтобы уберечь от ущерба, слушатель должен на всякий случай принять меры предосторожности.)

"Сефер Шмират а-лашон"

Вдохновлять других

Люди, обучающие других законам шмират а-лашон, приносят себе и другим евреям огромную пользу.

В сущности, каждый еврей хочет исполнить волю Творца. Незнание алахи, непонимание важности вопроса, неуверенность в своих возможностях - вот главные причины общего пренебрежения шмират а-лашон. Тот, кто попробует наставлять других в законах шмират а-лашон, сразу увидит, что его слушают внимательно. Благодаря этому учителю, слушатели уже начинают приобретать заслугу исполнения этой заповеди.

«Зоар хадаш» (Лех леха, 25а) говорит: «Раби Акива сказал: Заметь, как велика награда тому, кто побуждает евреев к раскаянию. Откуда мы это узнаем? Из слов: «И Малхицедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино» (Берешит, 14:8). Р. Хия Раба учил: когда душа праведника, который вдохновлял других на раскаяние, покидает этот мир, ангел Михаэль, который представляет души праведников Творцу, выходит и приветствует ее, как сказано: «И Малхицедек - это Михаэль, глава стражей врат Цедек (врат Праведности), царь Шалема - это небесный Иерусалим, вынес хлеб и вино - выходит приветствовать праведника, говоря: Мир тебе!»

И еще «Зоар хадаш» утверждает (там же, 62а): «Каждый день голос с Неба возглашает: достойны хвалы те, кто трудится над Торой и оставляет без внимания обиду».

День 174. Рассказ на публику и молчание в ответ

25 швата - 26 элула

"Сефер Хафец хаим"

Рассказ на публику и молчание в ответ

Последуем пути наших предков, чтобы делать друг другу добро, быть верными нашему союзу с Творцом.

Нельзя верить рехилут, даже если его рассказывают в обществе. Тот факт, что человек говорит о чем-то в присутствии большого числа людей, свидетельствует о его злонамеренности, но никак не о правдивости информации.

Даже если при разговоре присутствует объект этой сплетни и не возражает против сказанного, его молчание нельзя считать знаком согласия. Человек может просто потерять дар речи от наглости рассказчика, растеряться от оскорбительной клеветы или предпочесть промолчать, чтобы не провоцировать ответом дальнейших оскорблений в свой адрес.

"Сефер Шмират а-лашон"

Путь наших предков

Мидраш перечисляет четыре главные заслуги, за которые наши предки удостоились Исхода из Египта. Они не давали детям египетских имен, не говорили на языке египтян, не усвоили их аморальности и не злословили (Ваикра раба, 32:5).

Тана девей Элияу раба (гл. 23) рассказывает:

Находясь в Египте, евреи собрались вместе, потому что были едины, как одно целое. И договорились: делать друг другу добро, хранить в сердцах союз (который Всевышний заключил с) Авраама, Ицхака и Яакова, служить только Б-гу праотцев, не забывать язык дома Яакова, не изучать язык египтян, чтобы не пойти по путям идолопоклонников.

Египтяне спрашивали евреев: «Почему вы не служите нашим богам?Мы бы тогда облегчили бремя вашей работы». Евреи отвечали: «Разве наши отцы оставляли нашего Отца Небесного, чтобы мы так поступили ?»

Когда евреи обрезали своих сыновей, египтяне внушали им: «Если бы вы не соблюдали ваш закон, возможно, мы бы облегчили ваш труд». А евреи отвечали: «Разве наши отцы забыли союз с нашим Отцом в Небесах?Почему же мы будем поступать иначе?»

Когда евреи женились и праздновали семь дней, египтяне спрашивали: «Что вы празднуете? Скоро же вас погонят на тяжелые работы!» И евреи отвечали: «Мы будем праздновать, а вы можете делать с нами, что угодно. Кому суждено умереть, умрет. А кому суждено жить, будет жить».

Будем же следовать пути наших предков, делать друг другу добро и хранить верность союзу с Творцом. Не станем поддаваться на соблазны и уговоры, как не поддавались евреи посулам египтян. И да удостоимся мы исполнения пророчества: «Как в дни выхода из Египта, Я вам покажу чудеса» (Миха, 7:15) - скорее, в наше время.

День 175. Безупречная точность

26 швата - 27 элула

"Сефер Хафец хаим"

Алаха признает, что у людей очень высокого духовного уровня, способных безупречно точно воспринимать и передавать факты, рассказ равносилен свидетельству. Когда сообщение делают люди такого уровня, алаха разрешает верить даже рехилут, но запрещает обмениваться этой информацией с другими.

Хафец Хаим в законах лашон а-ра отмечает, что сегодня таких совершенных людей нет, поэтому практически эта алаха неприменима.

"Сефер Шмират а-лашон"

Обращение Хафец Хаима

Каждый обязан объяснять своим детям, как тяжел грех лашон а-ра.

Благодаря Б-гу, я достиг возраста «силы» (восьмидесяти лет - Теилим, 90:25) и всю жизнь не переставал думать о речи, которая окружена таким множеством заповедей, предписывающих действия, и заповедей запрещающих. К несчастью, многие из нас не задумываются о шмират а-лашон, для них это просто обычай и особенности поведения особо ревностных в вере.

Я обращаю мои слова к тем, кто имеет понятие о заповедях Торы. Они месяцами будут помнить, что нечаянно съели что-то не кашерное. Редко кто-нибудь из них так же остро воспримет, что нарушил заповедь Торы, поверив злословию. Потому что большинство не воспринимает эту заповедь достаточно серьезно.

Рамбам понимает заповедь вспоминать эпизод о наказании Мирьям {Дварим, 24:9) как обязанность предупреждать об этом своих детей и передавать последующим поколениям, как постыден этот грех. Тогда запрет лашон а-ра будет постоянно жить на их устах. Потому что это большой грех, который влечет за собой еще много плохого, - а люди склонны совершать его постоянно.

Более того, наставляя других в лашон а-ра, легче и самому удержаться от запрещенных речей (Из письма Хафец Хаима, ияр 5686 - 1926).

День 176. «Невинные» замечания

27 швата - 28 элула

"Сефер Хафец хаим"

Невинные замечания, когда люди не сознают последствий того, что сорвалось с их губ, слушатели склонны воспринимать как факт. Так воспринимает это в некоторых случаях и алаха. Например, высказывание такого рода, сообщающее о смерти мужа, считается свидетельством, которое позволяет женщине снова выйти замуж. Такая реплика учитывается в раввинском суде при определении статуса пищи, кашерность которой поставлена под сомнение. Невинное замечание считается соответствующим действительности и тогда, когда ясно, что факты в любом случае выплывут наружу.

Но все сказанное выше ни в коей мере не относится к рехи-лут. Содержание сплетни нельзя принимать как факт, даже если сообщение произнесли совершенно бездумно.

"Сефер Шмират а-лашон"

Запрещающие заповеди

Во введении к книге «Хафец хаим» автор перечисляет семнадцать запретов, связанных с лашон а-ра. Вот наиболее распространенные из них:

1.    Не разноси сплетни в твоем народе (ло олех рахиль бе-амха) - Ваикра, 19:16.

2.    Не разноси ложного слуха (ло тиса шма шав) - Шмот, 23:1. Это запрет говорить, слушать и принимать на веру лашон а-ра (.Псахим, 118а).

3.    Будь осторожен с язвой проказы, строго соблюдай и исполняй... (ишамер бе-нега а-цараат лишмор меод ве-лаасот) - Дварим, 24:8. Запрет лашон а-ра, за нарушение которого человек наказывался цараат (Сифре).

4.    Не ставь препятствия перед слепым (лифней ивер ло титен михшоль) - Ваикра, 19:14. Это значит - не побуждай другого грешить.

5.    Берегись, чтобы ты не забыл Г-спода, твоего Б-га (ишамер леха пэн тишках эт Ашем Элокеха) - Дварим, 8:11. Это запрет гордыни - первопричины лашон а-ра.

6.    Не бесчестите Моего святого Имени (ве-ло техалелу эт шем кодши) - Ваикра, 22:32.

7.    Не ненавидь брата твоего в твоем сердце (ло тисна эт ахиха бе-левавеха) -Ваикра, 19:17.

8.    Не мсти (ло тиком) - там же, 19:18.

9.    И не храни злобы (ве-ло титор) - там же, 19:18.

10.    Не будь как Корах и его сообщники (ло игье ке-корах ве-кеэдато) - Бемидбар, 17:5. Т.е. не вызывай раздоров.

11.    Не мучайте (словами, причиняющими боль) один другого (ве-ло тону иш эт амито) - Ваикра, 25:17.

12.    Увещевай твоего ближнего и не понесешь за него (за то, что обижаешь его, порицая) греха (охеах тохиах эт амитеха ве-ло тиса алав хет) - Ваикра, 19:17.

Пять остальных заповедей содержатся в Шмот, 22:21, 23:2; Ваикра, 19:14; Бемидбар, 35:33 и Дварим, 19:15.

День 177. Косвенное свидетельство

28 швата - 29 элула

"Сефер Хафец хаим"

Единственный случай, как и в ситуации лашон а-ра, когда к содержанию рехилут можно отнестись как к факту - если сказанное подтверждает уже возникшее прежде подозрение, которого само по себе недостаточно.

Например, странное поведение человека ясно указывает, что он сделал что-то плохое, а кто-то утверждает, что был этому свидетелем. В такой ситуации его утверждению можно верить. Но нельзя делиться этой информацией с другими, если только в этом нет алахически приемлемой конструктивной цели.

Итак, рехилут можно говорить и слушать с конструктивной целью, но верить ему разрешается только при поддержке свидетельств.

"Сефер Шмират а-лашон"

Предписывающие заповеди

Злословя или слушая лашон а-ра, человек может нарушить четырнадцать предписывающих заповедей.

Во введении к книге «Хафец хаим» автор перечисляет четырнадцать предписывающих заповедей, которые человек может нарушить, когда говорит или слушает лашон а-ра. Прежде всего, такие:

1.    Помни, что сделал Г-сподь, твой Б-г, с Мирьям в пути, когда вы выходили из Египта (захор эт ашер аса Ашем Элокеха ле-мирьям ба-дерех б-ецетхем ми-мицраим) - Дварим, 24:9 (см. Дни 44-48).

2.    Люби ближнего, как самого себя (ве-ахавта ле-рееха камоха) - Ваикра, 19:18.

3.    По правде суди твоего ближнего (бе-цедек тишпот амитеха) - Ваикра, 19:15.

4.    Увещевай твоего ближнего (охеах тохиах эт амитеха) - Ваикра, 19:17. Подразумевается и обязанность порицать злословящего.

5.    Бойся Г-спода, твоего Б-га (эт Ашем Элокеха тира) - Дварим, 10:20.

6.    Сторонись неправды (ми-двар шекер тирхак) - Шмот, 23:7.

7.    И ходи Его путями (ве-шахта бе-драхав) - Дварим, 28:9. Это требование подражать путям Творца.

Семь остальных заповедей находятся в Шмот, 20:12, Ваикра, 19:30,32; 21:8; 25:35; Дварим, 6:7,10:20.