Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Законы рехилут (день 178)

Законы рехилут (день 178)

День 178. Раскаяние

28 швата - 29 элула

"Сефер Хафец хаим"

Даже люди с прекрасным характером и высокими душевными качествами почувствуют положительное изменение, изучая эти работы.

Кто хоть раз говорил, слушал или поверил рехилут, должен совершить тшуву.

Тому, кто говорил рехилут, лучше бы подойти ко всем, кто слышал его слова и объяснить, что он выразился неточно, неправильно. Или к тому, о ком он говорил, и попросить у него прощения за свои слова о нем.

А если человек слышал о ком-то рехилут, ему не следует просить у него прощения, даже если поверил.

Но, если поверил, он обязан приложить усилия и разубедить себя в этом, внушая, что сообщение могло быть неточным и вырванным из контекста.

Во всех ситуациях человек должен сделать тшуву - признаться перед Творцом в том, что нарушил заповедь Торы; выразить об этом сожаление и больше это не повторять.

"Сефер Шмират а-лашон"

Лекарство бродячего торговца

Шел по городу Ципори коробейник и кричал: «Кто хочет купить лекарство, дающее жизнь»? Люди толпились. Р. Яннай сидел на веранде, учил Тору. Услышал и позвал: «Зайди, продай твою мазь». Тот ответил: «Тебе и таким как ты она не нужна». Но рае Яннай настаивал. Он зашел, открыл книгу Теилим (Псалмов) и прочел: «Кто человек, который хочет жизни?.. Береги язык свой от зла и уста от плохих слов. Отвернись от зла и делай добро...» (Теилим 34:13-14). Рае Яннай сказал: «И Шломо говорил: кто бережет свой рот и язык, бережет свою душу от бед» (Мишлей 21:23). И сказал рае Яннай: «Всю жизнь я читал эти строки и никогда по-настоящему не понимал, пока не пришел этот торговец»1 (Ваикра раба 16:2).

Посетив Эрец Исраэль в 1936 году, рав А. М. Алтер, ребе из Гур (автор Имрей эмес), писал последователям в Польшу:

Вот чего я от вас жду: На народ наш обрушились беды, снаружи и изнутри. А наши прозорливые мудрецы учили, что к изгнанию приводят лашон ара и синат хинам (беспричинная ненависть). Поэтому призываю вас изучать Сефер Хафец Хаим и Сефер Шмират Алашон. Небо и земля мне свидетели: завершив изучение этих трудов, я почувствовал изменение к лучшему. Это ощутят и те, у кого возвышенные качества характера. Хотя коробейник сказал р. Яннаю «Ты и тебе подобные не нуждаются в этом лекарстве», р. Яннай настоял на его приходе, чтобы показать - в этом нуждаются все.

1 Раби Яннай не понимал, почему Давид представил этот урок в виде вопроса и ответа. А после встречи с «торговцем» понял: люди легко нарушают законы речи, поэтому нужно привлечь их внимание к этому, сделав публичное сообщение, как поступил коробейник (Махарзу).