Тоэлет и наглядность (день 80)

Тоэлет и наглядность (день 80)

День 80. Учиться на чужих ошибках

(20 кислева - 21 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Учиться на чужих ошибках

Чем предвкушать торжество в споре, лучше подумать о стыде и воздаянии, которое может постигнуть спорщика.

Как нам уже известно, промахи и ошибки человека запрещено обсуждать даже с теми, кто знает о его недостатках, поскольку фокусировать внимание на чужих слабостях нехорошо.

В беседе, где речь идет о правильном поведении, разрешается для наглядности приводить конкретные жизненные примеры и даже указывать имя человека, о котором говорится, если слушателям сами факты уже известны. Реальные ситуации воспринимаются глубже и острее, чем абстрактные рассуждения, поэтому негативно окрашенное упоминание о человеке в данном случае конструктивно и не считается недостойным поступком.

Разрешается для примера ссылаться на образ жизни не соблюдающего заповеди еврея, чтобы показать связь между недостатками его поведения и их последствиями - даже если он не исполняет законы Торы по незнанию. При этом необходима предельная внимательность, чтобы, обсуждая его поведение, не осудить самого человека.

Не следует приводить примеры из прошлого бааль-тшувы без его разрешения. Доброжелательность - обязательное условие речи - не позволяет нам смущать людей своими словами.

Нельзя приводить негативные примеры из жизни различных этнических групп в еврейском народе, если неизвестно, нет ли среди присутствующих людей, которым эта группа близка или симпатична.

"Сефер Шмират а-лашон"

Судьба преследователя

Вместо того, чтобы предвкушать победу в споре, лучше подумать о следующем за это воздаянии.

Писание (Ктувим) говорит: «Б-г взыщет за преследуемого» (Коэлет, 3:15). Мидраш поясняет (Ваикра раба, 27:5):

Р. Иосе бен Неурай сказал: Святой, благословен Он, всегда взыщет с преследователя за кровь преследуемого.

Р. Эльазар сказал от имени Р. Йосе бен Зимра: Так и с приношениями в Храм. Б-г сказал: быка преследует лев, козу -леопард, овцу - волк; не приноси жертв от преследователей, а только от преследуемых.

В ссору не следует ввязываться еще и потому, что Творец взыщет со спорщика за страдания другой стороны. Так что, вместо того, чтобы предвкушать торжество, пусть спорщик лучше подумает о позоре и воздаянии, которое выпадут на его долю.

Человек, избегающий споров, пользуется общим уважением, как сказано: «Честь для человека - воздержаться от ссоры» (Мишлей, 20:3). Мидраш (Ялкут а-Меири, Мишлей, 26:14) развивает эту мысль: «Если достоинство человека состоит в том, чтобы не ввязываться в личные споры и ссоры, тем более - в чужие! А о тех, кто поступает наоборот, Писание говорит: «Кто вступает, проходя мимо, в чужие ссоры подобен тому, кто хватает за уши собаку» (Мишлей, 26:17)»1.

1 Ухвативший собаку за уши только себя может винить за то, что она его укусила (Раши).