Виды сплетен (дни 118-130)

Виды сплетен (дни 118-130)

День 118. Что такое рехилут

28 тевета - 29 тамуза

"Сефер Хафец хаим"

Что такое рехилут

Ло телех рахиль бе-амеха - «Не разноси сплетни в твоем народе» (Ваикра, 19:16). Эта заповедь из Торы запрещает все виды лашон а-ра, а слово рахилъ (рехилут) в этом стихе указывает еще и на особый вид лашон а-ра: передачу информации, способной породить плохие чувства и вражду между евреями. Лашон а-ра может привести к потере уважения к человеку, а рехилут - повредить отношениям между ним и его ближними.

В частности, запрещено передавать одному человеку, что другой плохо к нему относится: не любит его, не уважает, злословит о нем. Это может вызвать плохие чувства к тому, о ком говорят.

"Сефер Шмират а-лашон"

Доверие к Творцу Доверие к Творцу необходимо для шмират а-лашон.

Чтобы развить у себя шмират а-лашон, надо стремиться усилить в себе качество битахон - доверие к Творцу, умение полагаться на Него. Это необходимый компонент служения Ему, исключительно важный для соблюдения законов шмират а-лашон.

Предположим, кто-то пытается унизить человека, испортить ему репутацию или нанести имущественный ущерб. Сердце жертвы горит желанием поведать всему миру, какое зло ему причинили. Сдержаться ему трудно. Но он начинает размышлять над учением мудрецов о том, что без воли Творца и волос не упадет с головы человека (Йома, 38а), что человек сам по себе не может повлиять на судьбу другого человека. И его желание говорить об обидчике утихает.

Давид сказал: «Полагайся на Б-га и делай добро, и будешь пребывать на земле и питаться верой своей» (Тешим, 37:3). Он, прежде всего, призывает нас вверить себя Творцу, довериться Ему, положиться на Него, и только потом - делать добро. Ибо полагаться на Б-га - это единственно прочное основание, на котором можно построить что-то хорошее.

День 119. Правомерное действие

29 тевета - 1 ава

"Сефер Хафец хаим"

Правомерное действие

Рехилут запрещен, даже когда речь идет о совершенно правомерном действии. Поэтому нельзя сообщать человеку, что кто-то с конструктивной целью дал о нем отрицательный отзыв. Даже если добавить к этому, что он сделал это по совету посека (ала-хического авторитета). Люди не любят тех, кто говорит о них плохо, даже когда признают, что те имели на это право.

"Сефер Шмират а-лашон"

Что значит доверять

Злое побуждение стремится простыми доводами оторвать еврея от изучения Торы.

Творец заповедал нам изучать Тору каждую свободную минуту. Как минимум - отвести для этого определенное время каждый день. Кроме того, нам велено отделять часть наших заработков на цдаку (благотворительность) и исполнять другие мицвот.

Такой образ жизни, казалось бы, весьма препятствует материальному благополучию, не дает нам разбогатеть, увеличить наш доход. Злое побуждение подталкивает человека игнорировать эти мицвот, действуя простыми доводами: «С чем ты останешься, если все отдашь, вместо того, чтобы вложить деньги в прибыльное дело»? Или «Сейчас самое время для деловой поездки, нельзя упускать такую возможность! Занятия подождут». И человек чувствует, что надо, пожалуй, уменьшить размеры цдаки или время для занятий, чтобы «не упустить важных дел».

Поэтому Давид говорит: «Полагайся на Б-га» (Теилим, 37:3), - верь, что Он даст тебе все, что причитается. И «делай добро». Если ты Ему доверяешь, то сможешь совершить все добрые дела, все хорошие поступки, которых ждет от тебя Тора.

Талмуд Йерушалми (Сота, 9:13) рассказывает об одном торговце, к которому пришли покупатели, когда он занимался Торой. Они спешили, просили срочно показать им товар, но продавец ответил: «Я не прерываю установленного времени занятий. Если свыше решено дать мне эту прибыль, я и так ее получу».

День 120. Собрания и суды

1 швата - 2 ава

"Сефер Хафец хаим"

Собрания и суды

Запрет рехилут особенно актуален в ситуациях коллективного обсуждения качеств и поведения того или иного человека.

Скажем, некая комиссия анализирует достоинства претендента на общественный пост, на должность в школе или в фирме. Чем бы ни кончилось обсуждение, даже если в итоге человека принимают на эту работу, запрещено сообщать ему, кто отзывался о нем отрицательно. Член комиссии не может также сказать: «Я был за тебя, но другие выступили против».

Те же правила действуют относительно решения бейт-дина. Запрещено сообщать, что решение было единогласным, равно как и за кого был кто-либо из судей. Нельзя сказать даже: «Я голосовал за тебя, но их было больше», - потому что людям свойственно испытывать плохие чувства к тем, кто был против них.

"Сефер Шмират а-лашон"

Такого не бывает

Несомненно, нельзя рассчитывать на то, что, нарушая волю Творца, удастся улучшить свое материальное положение.

Совершенно исключено, чтобы человек потерял доход, потому что не захотел ради выгодной сделки прервать занятия Торой, время которых сам установил. Разве Творец снизит уровень материального благосостояния человека из-за того, что он не совершил эту сделку, если решение о его годовом бюджете выносится в Рош а-шана?!

Если твердое соблюдение времени занятий действительно оказалось как-то связанным с денежной потерей, то дело, безусловно, было не в отказе от сделки. У Всемогущего достаточно способов обеспечить человека - не сегодня, так завтра. Одно можно сказать наверняка: до конца года то, что свыше решено ему дать, он получит. Как учат мудрецы: «весь доход человека устанавливается (каждый год) от Рош а-шана до Рош а-шана» (Бейца, 16а), и его деловые усилия и активность никак на это не влияют.

Из сказанного ясно: человек не должен рассчитывать улучшить свое материальное положение тем, что уменьшает цдаку или время занятий Торой. Только грешник повышает материальное благосостояние, нарушая волю Творца, как сказано: «Воздающий врагам Своим при их жизни, чтобы истребить их (в будущем мире)» [Дварим, 7:10).

День 121. Негативные мнения

2 швата - 3 ава

"Сефер Хафец хаим"

Негативные мнения

Поскольку рехилут - это любое высказывание, которое может испортить отношения между евреями, запрещено сообщать производителю или распространителю определенной продукции, что такому-то она не нравится, даже если этот товар вообще не популярен у покупателей.

Нельзя говорить лектору, что некто не любит его лекций, писателю или художнику - что книга или картина не понравились такому-то (если только передача этой информации не служит конструктивным целям).

"Сефер Шмират а-лашон"

Не красть время у самого себя

Тот, кто хочет хорошей и спокойной жизни, пусть следует призыву Давида.

Бывает и так, что люди полностью игнорируют обязанность изучать Тору и все же преуспевают в бизнесе. Но не всегда судьба их оказывается гладкой: иногда по совершенно неожиданным причинам они теряют большие суммы, с таким трудом заработанные. Это может быть способом, которым Творец отнимает у них то, что по праву принадлежит другим, как сказано: «Кто неправедно копит богатство, потом потеряет его» (Ирмеяу, 17:11). Может быть, богач собрал свое богатство за время, которое принадлежало другому, тому, кто посвятил его занятиям Торой и выполнению других мицвот.

Сказано в Авот де-раби Натан (29:2): «Кто отрезает себя от изучения слов Торы, будет отрезан на своем пути (столкнется с помехой в делах). Например, лев или леопард... или придут вооруженные грабители и возьмут с него дань, как сказано: Ибо Б-г судит в стране» (Теилим, 58:12).

Это наказание мера за меру. Человек пренебрег обязанностью изучать Тору и занялся накоплением материальных благ, вот ему и посылаются обстоятельства, которые отвлекают его внимание от ложно выбранных устремлений.

Мудрецы говорят: «Если человек видит, что пришли к нему беды, он должен проверить свои пути. И, если не нашел ничего плохого, значит, его страдание от недостаточных занятий Торой» (Брахот, 5а).

И в заключение - повторим еще раз. Весь мир принадлежит Творцу. Он создал его ради славы Своей, как сказано: «Все названное Моим именем ради славы Моей - Я сотворил» (Йешаяу, 43:7). Поэтому тот, кто ищет полноты жизни и спокойствия, должен помнить призыв Давида: «Полагайся на Б-га и делай добро».

День 122. Друзья и родственники

3 швата - 4 ава

"Сефер Хафец хаим"

Друзья и родственники

Можно не сомневаться, что люди не питают теплых чувств к тем, кто плохо отзывается об их друзьях или родственниках. Следовательно, сообщать об этом - рехилут.

Важное добавление к этому закону связано с темой детей. Мы учили, что говорить о неправильном поведении ребенка разрешается, если в результате беседы рассказчик и слушатель не станут хуже думать об этом ребенке. Тора считает детей лишь частично ответственными за свои поступки, так что их неправильное поведение объективно не может их компрометировать, и тут все зависит от того, как собеседники смотрят на такие вещи.

Тем не менее, плохой отзыв о детях или о внуках вызывает у родителей недоброе чувство к тому, кто так высказался, поэтому передавать эти слова - рехилут.

"Сефер Шмират а-лашон"

Царь и его птица

Даже когда Творец скрывает Свое лицо, надо полагаться на то, что Он обеспечит человека всем необходимым.

«Всегда полагайтесь на Б-га, ибо в Г־споде... сила миров» (Йешаяу, 26:4). Термин адей ад («всегда») Относится к временам эстер паним - «сокрытия лица». Имеется в виду «сокрытие лица Всевышнего», когда Небесное управление событиями в мире скрыто от глаз человека, в отличие от времен, например, периода Первого Храма, когда чудесное вмешательство Всевышнего в дела мира было очевидным.

Мы живем во времена эстер паним. Но и в наши дни, когда Творец как бы скрывается от нас, и многие отклонились от путей предков, следует возлагать надежды только на Него.

Приведем пример. Богатый и могущественный царь спокойно управлял своим царством. Но однажды ему сообщили, что какая-то небольшая деревенька взбунтовалась. Пока советники обсуждали, какому наказанию ее подвергнуть, царь вышел в сад и заслушался сладостного пения прекрасной птички. По распоряжению царя птицу доставили во дворец, чтобы она услаждала своим пением слух царя и его домочадцев.

Птичка безмятежно запела, и кто-то вздохнул: «Чудесная ты птичка, и песни у тебя замечательные! Но, увы, придется тебе голодать. Взбунтовалась деревня и перестала приносить царю дань».

Ответил ему слуга царя: «Глупый невежда! Неужели царь, владыка бескрайних полей и амбаров, полных зерна, не найдет нескольких зернышек для маленькой птички?»

Мораль ясна.

День 123. Насмешка

4 швата - 5ава

"Сефер Хафец хаим"

Насмешка

Запрещено передавать члену общины, семьи или организации, что такой-то плохо отзывался о коллективе, к которому он принадлежит. Это рехилут.

Людям случается подшучивать над собой и социальной группой, к которой они относятся. Но их отнюдь не радуют насмешки и подтрунивания постороннего, это их обижает. Например, человек может пошутить насчет своей школы или класса, но шутка постороннего его оскорбит. Поэтому передавать такие высказывания - рехилут.

(Следует отметить, что шутки о «своем» обычно содержат лашон а-ра или авак лашон а-ра.)

"Сефер Шмират а-лашон"

Дети Творца

Мы дети Царя, и нам не надо тревожиться, что мы останемся голодными.

Только в этом мире возможно отрицание Славы Творца. Лишь на земле, где существуют телесные желания, человек может отвлекаться от служения Всевышнему и отрицать истину и святость. Но в высших мирах небесным ангелам видна Слава Его и они ощущают Его поддержку и направляющую руку. Они прославляют Его и поклоняются Ему, как сказано: «И склоняются пред Тобой силы Небес» (Нехемия, 9:6).

Этот мир - лишь крупинка в сравнении с обилием высших миров, в каждом из которых служат Творцу. Небесные воинства бесчисленных ангелов, как сказано: «Тысячи тысяч служат Ему, мириады мириад стоят перед ним» (Даниэль, 7:10). Так что грешник, не исполняющий Его волю в этом мире, не так уж и важен на фоне всего творения.

В этом мире Всевышний радуется еврейскому народу, который так любим Им, что евреи называются «дети Б-га» (Дварим, 14:1). Он радуется звукам их молитвы и учебы, как сказано: «Дай мне услышать твой голос» (Шир а-ширим, 2:14). Так не стыдно ли не доверять Тому, Кто дает жизнь всем мирам и мириадам ангелов? Надо ли печалиться и вопрошать: «Откуда возьмется мне пропитание, кто удовлетворит мои нужды?» Это еще нелепее, чем слова глупца в предыдущем примере, который боялся, что бунт одной деревни лишит певчую птицу царя пропитания!

Наша задача - укреплять себя духовно, сосредоточиться на исполнении воли Творца, а не погрязать в хлопотах о материальном. Мы - «Его дети», а царским детям не приходится тревожиться, что они останутся без хлеба.

День 124. Не подливай масла в огонь

5 швата - 6 ава

"Сефер Хафец хаим"

Не подливай масла в огонь

Поскольку рехилут - всякое высказывание, способное вызвать неприязнь между евреями, можно предположить, что к случаям, когда неприязнь уже существует, правила рехилут не относятся.

Это не так. Запрещено усугублять враждебность. Это значит: нельзя даже просто напомнить человеку, что кто-то его недолюбливает.

"Сефер Шмират а-лашон"

Силой Его Имени

Все творение существует только благодаря Его непрерывному желанию, чтобы так было.

Наше предыдущее обсуждение основывалось на цитате: «Всегда полагайтесь на Б-га, ибо в Г-споде, Й-А, сила миров» (Йешаяу, 26:4).

«Всегда полагайтесь на Б-га». Даже после разрушения Храма, когда еврейский народ изгнан из своей страны, а злодеи торжествуют, все равно надо полагаться на Творца. И Он поможет, ибо мощь Его беспредельна и вечна.

Творение создано и продолжает существовать только по воле Творца, только благодаря Его желанию, как это выразили мудрецы в утренней молитве: «ежедневно обновляется Его благо, постоянна работа Творения» - и как сказано у пророка: «И Ты даешь им всем жизнь» (Нехемия, 9:6).

Всевышний постоянно участвует в делах этого мира, не спускает глаз с тех, кто ему доверяет. Об этом и говорит завершение стиха: «ибо в Г-споде сила миров». Всевышний сотворил мир Именем Й-А: высший мир буквой Й (иуд), а этот мир - второй буквой, гэй. Его воля, выраженная Его именем, продолжает быть цур - «твердыней», «силой» Его миров.

День 125. Конечный результат

6 швата - 7 ава

"Сефер Хафец хаим"

Конечный результат

К рехилут относится и передача информации, которая может вызвать плохие чувства, если попадет к каким-то людям.

Поэтому запрещено передавать все, что может вызвать такую враждебность. Надо иметь в виду: то, что передано одному человеку, может пойти дальше. Информацию, могущую вызвать вражду, разрешается сообщить, только предупредив заранее, чтобы ее дальше не передавали, и в уверенности, что так и будет сделано. И, разумеется, при условии, что эта информация не носит негативного характера - иначе это обычное злословие.

"Сефер Шмират а-лашон"

Безмерная заслуга

Воздержание от споров ради того, чтобы не осквернить Имя Всевышнего, - источник безмерной заслуги.

Мы уже говорили: чтобы обрести качество шмират а-лашон, надо усилить битахон, веру в Творца. Тогда человек не станет расстраиваться по поводу ущерба, который ему причинили потери или обиды. И не станет злословить ни о ком, и ни при каких обстоятельствах, и не станет ни с кем враждовать и публично позорить виновного. А будет надеяться, что Творец вернет ему потери тем способом, который усмотрит подходящим.

Талмуд говорит: «Кто надеется на Всевышнего, того Он спасет в этом и в том мире» (Мнахот, 29б), даже если он полагается на Всевышнего не для возвеличения Его Имени. И, разумеется, человек будет вознагражден, если воздержится от споров, чтобы не нарушить запрет Торы. Тот, кто не требует для ближнего наказания «мера за меру», чтобы не осквернить имя Творца, а возлагает на Него надежды, удостоится бесконечной награды.

День 126. О вещах, уже известных

7 швата - 8 ава

"Сефер Хафец хаим"

О вещах, уже известных

Запрет рехилут относится и к вещам, которые собеседнику уже известны. Повторяем: рехилут - это любое высказывание, которое вызывает враждебность. Поэтому повторить, то есть еще раз напомнить человеку, что о нем сказали или что ему сделали, значит усилить или пробудить в нем заново плохие чувства.

"Сефер Шмират а-лашон"

Рецепт успеха

Благодаря надежде на помощь Свыше человек вступает на путь мира и может удостоиться успеха в своих финансовых делах.

Следующий пример показывает, как много значит уклоняться от споров по финансовым вопросам в надежде на Творца.

Отец раздавал детям еду за столом. Один из мальчиков вскочил и схватил кусок брата. Когда брат увидел, что захваченное ему возвращать не собираются, он подошел к отцу и рассказал, что случилось. «Папа, - сказал он, - ты ведь не хочешь, чтобы я дрался с моим братом, верно? Дай мне, пожалуйста, другую порцию». Услышав это, отец поцеловал его, дал больше прежнего и сказал: «Пусть твой глупый брат остается с твоим куском. В следующий раз, когда подадут еду, ты получишь два куска, а он - ничего».

Теперь представим себе другую картину. Обделенный брат с криком кидается на обидчика и силой отнимает у него свою собственность. Отец глубоко огорчен. Что скажет он жертве? «Я бы с радостью дал тебе еще, чтобы вы с братом не били друг друга. Какой ты глупый!»

Если человек не бросается в бой из-за денег, а обращается вместо этого с просьбой о помощи к Творцу, он, конечно, получит Свыше награду за то, что избирает путь мира и полагается на Всевышнего. И награда превысит его потерю.

А если станет спорить с обидчиком, это не понравится Творцу, так же как отцу в нашем примере. (Но конечно, жертва имеет полное право искать справедливого возмещения по еврейскому закону, в бейт-дине, и иными путями, освященными алахой.)

День 127. Напрямую и намеком

8 швата - 9 ава

"Сефер Хафец хаим"

Напрямую и намеком

В законах о лашон а-ра, как уже говорилось, алаха не проводит различия между тем, что сказано прямо, и тем, что передано намеком.

Поэтому передавать информацию, не называя имен, но, зная, что слушатель и так догадается, это все равно рехилут. То же относится к выразительным жестам, мимике и ознакомлению с письменной информацией, которая вызовет враждебность.

"Сефер Шмират а-лашон"

Нелепость обмана

Нечестность не принесет человеку ни на грош больше, чем ему определено в Рош а-шана.

Выше мы говорили о награде за уход от спора, когда ясно, кто виноват. А что происходит с тем, кто обманул и выиграл за счет потери другого? Он поступил плохо и глупо и все равно не получит ни на грош больше того, что отпущено ему Свыше в Рош а-шана. Если он лишил ближнего его доли, он в итоге лишится того, что было предназначено ему самому, так что его неправедные приобретения приведут к потере того, что ему по праву принадлежало.

Учат мудрецы: кто возлагает на другого еврея свои нужды, будет наказан потерей своей собственности (Сукка, 296). И еще говорят: «Если ты берешь чужое, у тебя отнимут твое» (Дерех эрец зута, 3). Нечестно вести финансовые дела значит просто заменить канал, по которому поступало благословение Свыше. Всевышний говорит: «Мало того, что грешник украл, он еще и обеспокоил Меня необходимостью возвратить имущество его владельцу» (Санедрин, 8а). (Творцу ничего не трудно, но это вынуждает его изменить естественный порядок вещей - Махарша, Бен Йеояда.)

Пример - Яаков и Лаван. Во сне Яакову было показано, что умножение скота пестрой окраски будет ему компенсацией Свыше за плохое отношение Лавана. Как объясняет Раши, ангел приводил в стадо Яакова пестрых овец и коз из стада Лавана, чтобы это произошло. Творец пришел ему на помощь, как было сказано в сне: «...ибо Я увидел, как с тобой обращается Лаван» (Брейшит, 31:12). И потом Яаков прямо сказал Лавану: «Я служил тебе четырнадцать лет за твоих дочерей и шесть лет за твои стада, а ты десять раз менял мне оплату» (там же, 41).

День 128. Двусмысленность

9 швата - 10 ава

"Сефер Хафец хаим"

Двусмысленность

Если вы считаете, что Тора неисполнима, это ваша вина, а не Торы.

Высказывание, которое слушатель может интерпретировать как сообщение, что кто-то плохо говорил о нем или дурно поступил по отношению к нему, - рехилут, даже если рассказчик вовсе этого не подразумевал.

Информацию, которую можно понять двояко, разрешается передавать только в случае, если говорящий со всей определенностью указывает, что ничего плохого не имеет в виду, и если известно, что слушатель не мнителен.

"Сефер Шмират а-лашон"

Напоминание вслух

Мотив, который побуждает нас избегать злословия и не навлекать на себя и других тяжкого наказания, содержится в двух следующих стихах Торы:

Будь осторожен с язвой проказы, строго соблюдай и исполняй то, что укажут вам коэны, левиты. Как я заповедал им, тщательно исполняйте. Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, с Мирьям в пути, когда вы шли из Египта (Цварим, 24:8,9).

Сифре разъясняет: «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, с Мирьям», - это не о памяти в душе, ведь предыдущий стих «Будь осторожен с язвой проказы» уже этому учит (обязывает помнить о грехе лашон а-ра, наказание за который - болезнь цараат). Что же тогда значит «Помни»? То, что мы должны напоминать себе об этом (о наказании Мирьям) вслух, словами».

О ношении цицит для напоминания о заповедях Тора говорит: «И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, будете вспоминать все заповеди Г-спода и исполнять их» (Бемидбар, 15:39). Так и словесное напоминание о тяжести греха лашон а-ра - первый способ его избежать.

Однако кое-кто, повторяя слова «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, с Мирьям в пути, когда вы шли из Египта» каждое утро, все-таки злословит, несмотря на напоминание. И иногда - сразу же после молитвы! Как же так?

Ответ очевиден. Тора говорит: «ибо это не что-то пустое для вас» (Дварим, 32:47). А мидраш разъясняет: «Тора, не дай Б-г, не пуста для вас. Если вы считаете, что она невыполнима, причина в вас. Это ваша вина, а не Торы».

Увы, сбылись пророческие слова: «Потому что приблизился [ко Мне] народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и боязнь их предо Мной стала затверженной заповедью» (Йешаяу, 29:13). Мы говорим «помни» губами, но не принимаем сердцем. А когда человек принимает напоминание сердцем, оно влияет на него очень глубоко.

День 129. По требованию

10 швата -11 ава

"Сефер Хафец хаим"

По требованию

Заповеди Торы нельзя нарушать ни по чьей просьбе, ни по требованию, даже если это огорчит кого-то или причинит ущерб самому отказавшемуся. Надо быть готовым к оскорблению или снижению социального статуса, даже к потере работы, чтобы избежать рехилут.

Аналогично другим видам запрещенной речи, нельзя передавать сплетни даже по требованию родителей, учителей или рава, если это делается не с конструктивной целью (см. ниже).

"Сефер Шмират а-лашон"

Корень проблемы

Если у человека есть склонность к какому-либо виду неправильного поведения, он должен найти корень этой склонности и вырвать его.

Чтение отрывка о грехе Мирьям помогает избегать лагион а-ра только тем, у кого нет привычки злословить. А если человек постоянно говорит и слушает лашон а-ра, ему нелегко избавиться от этой привычки. С этой духовной болезнью надо бороться, как с обычным заболеванием. Чтобы поправить здоровье, надо найти причину недомогания и принять надлежащие меры. Так же следует поступать со склонностью к какому-либо виду неправильного поведения: обнаружить ее корень и вырвать его.

На причины, лежащие в корне лашон а-ра, намекают слова коль гегином («весь гегином» - ад, чистилище, которое ожидает людей, склонных к этому греху). Их представляют как аббревиатуру следующих слов: каас (гнев), лейцанут (насмешка), гаава (гордыня), йеуш (отчаяние), гефкер (безответственность, вседозволенность), нирганут (склочничество, сварливость, недовольство) и омер мутар (утверждение, что это разрешено).

Проанализируем перечисленные качества.

Нарушения законов запрещенной речи часто совершают именно люди раздражительные и гневливые. Их гнев вспыхивает мгновенно из-за всякого пустяка. И плохо контролируя себя в гневе, они говорят все, что придет в голову.

Гневливый человек должен знать: он не избавится от греха лашон а-ра, пока не научится преодолевать гнев.

День 130. Ради мира

11 швата -12 ава

"Сефер Хафец хаим"

Ради мира

Бывают ситуации, когда отказ отвечать на вопрос нарушает запрет рехилут. Например, вас спрашивают о чьей-то вине, а вы молчите. Здесь молчание - знак согласия. В таком случае алаха предписывает скрыть факт и сказать «нет».

Возникает вопрос: почему лучше солгать, чем сказать рехилут, если Тора запрещает и то, и другое? Чтобы понять это, рассмотрим глубже смысл заповеди ми-двар шекер тирхак - «сторонись неправды» (Шмот, 23:7).

Талмуд (Швуот, 31а) разъясняет: не сказано в Торе «не лги», но - «сторонись неправды». Определяя, что является «ложью», надо рассматривать не буквальную, формальную сторону явления или слова, но его последствия (правду). Тогда мы увидим, что формально точное сообщение1 может оказаться ложью.

Маараль объясняет: Тора рассматривает личную вражду как форму лжи, что недвусмысленно выражено в термине мудрецов синат хинам - «беспричинная, безосновательная ненависть2» .

Сплетни разжигают ненависть, а ненависть - возможный источник лжи. Сокрытие или изменение фактов с целью избежать рехилут, наоборот, усиливает потенциал правды. Как говорят мудрецы, мутар лешанот лемаан а-шалом - «можно менять факты ради мира» (см. Раши к Берешит, 50:16). Но ни при каких условиях нельзя ложно клясться, даже ради мира.

"Сефер Шмират а-лашон"

Бежать как огня

Надо бежать гневливости, как огня.

Каждый человек, даже не слишком сведущий в Торе, должен понимать, что раздражительности и гневливости надо бежать как огня. А не то эти качества, несомненно, приведут к суровому приговору в День Суда, когда он уйдет из этого мира.

Тот, чьи грехи превышают добродетели, называется раша, злодей. Сказано о человеке, предающемся безудержному гневу: «Человек гневливый сеет раздор, и у вспыльчивого много грехов» (Мишлей, 29:22). В Танахе существуют разные слова для обозначения греха, но здесь пеша - преднамеренный грех, бунт против Б-га, сознательное желание Его прогневить. Так сказано о человеке в гневе, потому что в ярости он пренебрегает Торой и мицвот. Поэтому мудрецы говорят: «Кто предается гневу, не почитает даже Б-жественное Присутствие» (Недарим, 22б).

Мудрецы говорят: «Кто в гневе рвет на себе одежду, бьет посуду и расшвыривает деньги, должен быть в твоих глазах как идолопоклонник... Какие слова к нему относятся? «Да не будет у тебя чужого бога» (Теилим, 81:10). Что это за «чужой бог у тебя» (буквально - в тебе, внутри тебя)? Это гневливость» (Шабат, 105б).

1    Так называемая «правда-матка», например. - Г.С.

2    Безосновательная ненависть сродни лжи, которая тоже безосновательна. Ложь игнорирует истину, и ненависть игнорирует образ Б-га в человеке - Его создании, которого нам заповедано любить - Г.С.