Лашон а-ра. Общие правила (дни 29-32)

Лашон а-ра. Общие правила (дни 29-32)

День 29. Неречевые формы информации

(29 тишри - 29 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Несловесные формы информации

Завершив рассмотрение двух основных категорий лашон а-ра: информации, унижающей человека, и информации, наносящей ущерб, - приведем ряд дополнительных правил, относящихся к обеим категориям.

Запрет лашон а-ра не ограничивается речью. Запрещено унижать достоинство человека и причинять ему ущерб информацией в любой форме. Писать лашон а-ра, передавать его условным кодом, знаком, жестом (насмешливой улыбкой, ухмылкой, закатыванием глаз), чтобы унизить достоинство человека или причинить ему ущерб, запрещено.

И также показывать кому-то письмо или статью с целью унизить автора или повредить ему, равно как раскрывать подлинное имя автора неудачного произведения.

Нельзя демонстрировать также фотографии, которые могут смутить тех, кто на них изображен.

"Сефер Шмират а-лашон"

Утрата прав на великое сокровище

Изучая Тору, человек совершенствуется во всех отношениях, но лашон а-ра может полностью лишить его достигнутого.

Лашон а-ра может лишить человека неоценимой заслуги изучения Торы. Приведем мидраш Шохар Тов, комментарий к псалмам (Теилим, 52):

Пусть не навлекут твои уста вину (грех) на твою плоть, и не говори посланцу, что это была ошибка. Зачем, чтобы гневался Б-г из-за слова твоего и губил дело рук твоих? (Коэлет, 5:5)

«Пусть не навлекут твои уста грех на твою плоть» [имеется в виду], произнося лашон а-ра.

«Зачем, чтобы гневался Б-г из-за слова твоего и губил дело рук твоих?» - ибо ты потеряешь и ту малую толику Торы, которая составляет твою заслугу.

Мидраш подразумевает, что (как уже говорилось выше) из-за лашон а-ра заслуги человека «переводятся» на Небесный «счет» человека, о котором он плохо отзывался.

Изучая Тору, еврей, черпая в ней дух святости, совершенствуется во всех отношениях: он дает жизненную силу телу в этом мире и душе - в мире будущем. Именно поэтому мудрецы наставляют (Эрувин, 54а): «Тот, у кого болит голова, должен учить Тору... Тот, у кого болит горло, должен учить Тору... Тот, у кого болит все тело, должен учить Тору, ибо сказано (Мишлей, 4:22): Исцеление для всего его тела».

И все это богатство, которое дарует нам изучение Торы, можно утратить, произнося лашон а-ра.

День 30. Не называя имени

(30 тишри - 30 нисана)

 "Сефер Хафец хаим"

Не называя имени

Негативный отзыв, если не говорится, о ком он, не является лашон а-ра. Однако все формы лашон а-ра без называния имени запрещены, если и без имени можно догадаться, о ком идет речь.

Лашон а-ра без называния имен запрещен, если информация плохо характеризует целую группу людей.

Критический отзыв о безымянном ученике ешивы, например, может бросить тень на всех ее студентов. Высказывание, допускающее такое следствие, представляет собой самую серьезную форму лашон а-ра, потому что касается множества евреев.

"Сефер Шмират а-лашон"

Награды

Беспредельна награда человеку, который силой воли удерживается от злословия.

«Зоар» в разделе «Хукат» говорит: «Человек, тщательно избегающий запрещенной речи, облекается духом святости».

Мидраги Танхума (Теилим, 52:2) сообщает: «Святой, благословен Он, сказал: Если хочешь избежать пламени Геинома1 (ада, чистилища), отдаляйся от лашон а-ра. Тогда ты будешь причислен к достойным людям и в этом мире, и в будущем».

Тора учит: «Не ешь мяса животного, разорванного в поле, брось его собаке» (Шмот, 2:30). Вообще-то такое мясо разрешается использовать и по-другому. Но Тора рекомендует бросить его собакам. Почему? В награду за то, что они не подняли лай, когда евреи ночью выходили из Египта (там же, 11:7). Творец никого не лишает заслуженной награды.

«Беспредельна награда человеку, который по собственному выбору отстраняется от запрещенной речи» (Мехилта, глава Мишпатим, 20).

1 Геином - временное место пребывания души после смерти тела; пройдя Небесный суд, она отбывает здесь наказание за грехи, ведущее к ее очищению. Традиция учит, что муки Геинома - это пламя стыда, обжигающее душу, когда ей показывают все, что она сделала за время пребывания на земле. - Г.С.

День 31. Клевета

День 31

(1 хешвана -1 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Клевета

Как уже говорилось, все формы лашон а-ра, при том, что они передают верную и точную информацию, запрещены. (Только в особых обстоятельствах, которые рассмотрены ниже, информация, относящаяся к категории лашон а-ра, разрешена.)

В широком смысле к лашон а-ра относится и клевета - информация, содержащая ложные сведения. Она носит название оцаат шем а-ра - «создание дурного имени» и является еще более серьезным грехом, чем правдивый лашон а-ра.

Передача унижающей информации, в основном правдивой, но содержащей преувеличения или незначительные отклонения от фактов, также считается оцаат шем ра.

"Сефер Шмират а-лашон"

Благословение миром

Того, кто дурно говорит о других, презирают даже те, кто слушает его злые слова и принимает их на веру.

Человека, который хранит чистоту речи, Всевышний одаряет драгоценным благословением, исходящим из Его качества, именуемого «мир». Поэтому если он воздерживается от негативных высказываний о других людях, никогда не станет объектом враждебности. Напротив, его будут любить, ему будут доверять, о нем не станут плохо говорить.

Мир настолько драгоценен, что, если евреи его поддерживают, Всевышний не позволяет Сатану причинять вред еврейскому народу, даже когда евреи поклоняются идолам (Бемидбар раба, 11:16).

Тот, кто всегда отзывается о других хорошо, удостоится того, что и Творец повернется к нему как Шалом - Мир (один из аспектов, одно из Имен Б-га). А о сплетнике мудрецы говорят: «Того, кто обедает с человеком, а потом говорит о нем плохо, Творец называет ра - зло, как сказано: Обман - в сердце злоумышленников» (Мишлей, 12:20).

Унижающий других сам станет объектом презрения, и это помимо наказания, которое он заслужил. Намек на это находят ранние комментаторы в следующем стихе: «Какое увечье нанесет он человеку, такое должно быть нанесено ему» (Ваикра, 24:20).

Более того, злословящий человек неизбежно начинает вызывать презрение даже у тех, кто его слушает и кто принимает его грешные слова за правду. Как говорят мудрецы: «Лжесвидетели презренны даже в глазах тех, кто их нанял» (Санедрин, 29а). Слушатели всегда будут подозревать, что рано или поздно он дурно отзовется и о них.

День 32. Недостойное развлечение

(2 хешвана - 2 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Недостойное развлечение

Где мир, там Б-гобоязненностъ, а где нет мира, нет и страха перед Б-гом.

Запрещены развлекательные истории, если они содержат что-то унизительное для героя рассказа или наносящее ему ущерб.

Сообщать об эпизоде, который может смутить кого-либо из его участников, - это лашон а-ра.

К этой категории относится великое множество комических историй и веселых рассказов, от которых следует воздерживаться, несмотря все их остроумие.

"Сефер Шмират а-лашон"

Высокая ценность мира

Сефер Маалот а-мидот (24) говорит:

Знай, сын мой: состояние мира - высокое состояние, ибо это [Шалом] - одно из имен Всевышнего... Где мир, там и Б-огобоязненность, а где нет мира, нет и страха перед Б-гом.

Наши мудрецы учат: Мир драгоценен, ибо Творец изменил истине ради мира между Авраамом и Сарой. Сара (выражая сомнение, что может родить) сказала: «Ихозяин мой (Авраам) стар» (Берешит, 18:12), а Творец (передавая это Аврааму) сказал: «Ия (Сара) стара» (там же, стих 13). Когда Яаков умер, братья велели передать Йосефу: «Твой отец завещал перед смертью: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину твоих братьев и их грех» (там же, 50:16).

Однако в Торе нигде не написано, что Яков это сказал, он не мог думать такое о Йосефе.

Мир драгоценен. Поэтому в преддверии войны необходимо, прежде всего, искать мира, как сказано: «Когда подступишь к городу, чтобы воевать с ним, предложи ему мир» (Цварим, 20:10).

Мир бесценен, благословением о мире завершается Биркат коаним (благословение, которое коэны дают народу и которое мы читаем в ежедневной молитве): «... и пусть Г-сподь... установит для тебя мир» (Бемидбар, 6:26).

Мир драгоценен: просьбой о мире мы заканчиваем дневную молитву (Шмоне эсре): «Г-сподь даст силу Своему народу, Г-сподь благословит Свой народ миром» (Теилим, 29:11). Более того, в великий день утешения в Конце Дней первым добрым известием будет известие о мире, как сказано: «Как прекрасны на горах шаги вестника, возвещающего мир» (Йешаяу, 52:7).