Высказывания, отрицательные с объективной точки зрения (дни 11-28)

Высказывания, отрицательные с объективной точки зрения (дни 11-28)

День 11. Общеизвестные сведения

(11 тишри - 11 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Общеизвестные сведения

Высказывание, которое умаляет достоинство человека, является лашон а-ра, даже если содержит общеизвестную информацию. И в этом случае говорить о ком-то негативно - запрещено.

Значит, нам нельзя повторять и негативную информацию, почерпнутую из газет, если она касается еврея. В своих материалах газеты нередко опираются на слухи, предварительные, неточные сообщения, на всевозможные предположения. Такую информацию не только нельзя повторять, но ей запрещено и верить, если газета - ее единственный источник. И даже если проверка показала, что факты, изложенные в газете, истинны, говорить о них не следует.

"Сефер Шмират а-лашон"

Равноценно всему в совокупности

Лашон а-ра - антитеза заповеди изучения Торы, величайшей из данных нам заповедей.

Талмуд Йерушалми (Пеа, 1:1) указывает: награда за изучение Торы равноценна награде за исполнение всех остальных заповедей, вместе взятых, а наказание за лашон а-ра эквивалентно наказанию за все грехи. Таким образом, лашон а-ра является антитезой изучению Торы, величайшей из всех заповедей, особый статус которой можно объяснить так.

Есть четыре основы «природы»: огонь, ветер (движение воздуха), вода и земля. Из них бесплотные элементы (огонь и ветер) способны оказать на материальный мир более эффективное воздействие, чем «плотные» (вода и земля). Огонь способен охватить сразу много материальных объектов и полностью их уничтожить, а о могуществе ветра сказано: «Великий и могучий ветер обрушивается на горы и сокрушает камни» (1 Млахим, 19:11).

Так и в духовной сфере. Изучение Торы влияет на верхние миры, как ни одна другая мицва, потому что все другие заповеди связаны с материальным миром. Например, исполнение мицвы цицит связано с изготовлением одежды, вещи; лулав - тоже предмет, в шофар нужно дуть, и так далее. А изучение Торы требует только дара речи, основной функции души (вспомним перевод Онкелоса: «и стал человек говорящим духом», Берешит, 2:7). Вот почему изучение Торы эквивалентно исполнению всех других заповедей, вместе взятых.

То, что верно относительно выполнения заповедей, верно и относительно их нарушения. Духовный ущерб, который наносит высшим сферам злословие, намного превосходит вред от других прегрешений, потому что совершается силой речи. Соответственно наказание за него эквивалентно наказанию за все грехи, вместе взятые.

День 12. Двусмысленность

(12 тишри -12 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Двусмысленность

Еврей обязан избегать двусмысленных выражений, допускающих оскорбительное толкование.

Нельзя сказать: «Намерения у него хорошие...» - и на этом остановиться, ибо это позволяет подумать: «...да поступки не слишком умны» или «не слишком хороши». Тогда как фраза: «У него хорошие намерения, он искренний человек» - такую двусмысленность исключает.

"Сефер Шмират а-лашон"

Мера за меру

Творец поступает с нами так, как мы поступаем с другими людьми.

Как мы относимся к людям, так к нам относятся Небеса. Если человек милосерден, сострадателен и не обидчив, он пробуждает атрибут Милосердия на Небесах. Свыше к нему будет проявлено милосердие, Всевышний станет судить его милостиво. Говорят наши мудрецы: «Тому, кто сочувствует другим, сочувствуют Свыше» (Шабат, 151б); «Кто не суров (к обидчику), тому прощаются все грехи» (Рош а-шана, 17а). Более того, его сострадание зачтется в заслугу всему еврейскому народу.

Человек, не проявляющий снисходительности и сочувствия, способствует действию атрибута Суда, направленного на него и на весь еврейский народ. Небеса не снизойдут к его грехам, ибо «той мерой, какой мерит человек, отмеривают и ему» (Мегила, 12б).

Наши мудрецы объясняют: «Иерусалим был разрушен только за то, что его жители отмеривали ближнему точно по [букве] закона Торы» (Бава мециа, 30б). Не совсем понятное объяснение: ведь это не единственный грех, в котором было повинно данное поколение, Писание перечисляет целый ряд его грехов. Сказанное выше помогает нам понять: если бы евреи проявляли снисходительность к другим, прощали ошибки и обиды, то и Творец простил бы им их грехи. Они же относились друг к другу жестко, со всей предусмотренной законом строгостью - и так же отнеслись к ним Небеса.

День 13. Очевидное намерение

(13 тишри -13 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Очевидное намерение

Люди, которые говорят лашон а-ра, побуждают Сатана выступить с обвинением против еврейского народа.

Как уже говорилось, высказывания, допускающие негативное толкование, запрещены. Однако к ним не относится ситуация, когда слушатель со всей ясностью понимает, что говорящий не имеет в виду ничего плохого. Алаха разрешает двусмысленные высказывания при условии, что:

1.    Говорящий не имел в виду ничего умаляющего достоинство человека;

2.    Смысл, которого отнюдь не имел в виду говорящий и который, однако, можно было бы вложить в сказанные им слова, не носит резко отрицательного характера;

3.    Высказывание произнесено в присутствии трех людей или в присутствии человека, о котором идет речь.

Как пример ситуации, на которую распространяется данный закон, комментаторы приводят такую фразу: «В этом доме всегда что-то варится в печи». Эти слова можно понять двояко: либо -что дом гостеприимен, либо - что его обитатели слишком любят поесть. Ясно, что такое высказывание, произнесенное в присутствии трех человек, скорее всего, дойдет до семьи, о которой идет речь, а потому те, кто его слышал, должны воспринять его как похвалу. Если же такие слова сказаны непосредственно в присутствии этой семьи, тогда очевидно, что говорящий не имеет в виду ничего плохого.

"Сефер Шмират а-лашон"

Пробуждение Обвинителя

Сифре говорит, что Творец не помогает сплетникам в беде, потому что не хочет иметь с ними депа. А «Зоар» в разделе «Шлах» сообщает: «Раби Шимон сказал: все прощает Святой, благословен Он, кроме злословия».

Причина ясна. Злословие еврея пробуждает обвинение Небес, предъявляемое вешу народу. Там же, в «Зоаре», в разделе «Пкудей», сказано: злословящий «приносит мор, меч и убийство в этот мир. Горе тем, кто пробуждает эту силу, не следит за своей речью, не заботится о ней! Они не понимают, что пути Небес отражают пути этого мира, и в хорошем, и в плохом. И тогда Сатан поднимает свой обвиняющий голос против всего мира».

Любовь делает отца снисходительным к ребенку. При необходимости он порицает его, но мягко и сострадательно. Однако когда к отцу приходят со стороны и говорят, что сын беспричинно унижал и обижал людей, отцу ничего не остается, кроме как прибегнуть к строгим мерам.

Всевышний любит еврейский народ глубокой и неколебимой любовью. Вот слова пророка: «Разве Эфраим не дорогой Мне сын, не любимое дитя? Каждый раз, как заговорю о нем, долго о нем помню. Поэтому все внутри у Меня ноет о нем, и Я смилуюсь над ним...» (Ирмеяу, 31: 19-20).

Разумеется, Творцу и без подсказок Сатана известно все, что происходит с людьми, как написано у пророка: «Если спрячется человек в тайнике, разве Я его не увижу? - сказал Г-сподь» (Ирмеяу, 23:24). Но из любви к Израилю Всевышний стремится отсрочить проявления Своего гнева и устремляет взгляд на заслуги любимого народа, как сказано: «Он не видит изъяна в Яакове...» (Бемидбар, 23:21, Раши). В Своей бесконечной мудрости Всевышний постановил, чтобы Его суд над человеком учитывал и обвинения, и оправдательные аргументы, приводимые небесными ангелами. Когда Сатан-обвинитель предстает перед Ним и перечисляет грехи Его народа, Всевышний вынужден на это ответить. А побуждают Обвинителя выступать против еврейского народа именно злословящие.

День 14. Категория «Твой народ»

(14 тишри - 14 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Твой народ

Тора повелевает: ло телех рахиль беамха - «не разноси сплетни в твоем народе». Основываясь на выражении беамха - «в твоем народе», наши мудрецы заключают: запрещено злословить о еврее, который ведет себя, как подобает представителю еврейского народа, представителю амха - «твоего народа».

Указывать на недостатки «плохого человека» разрешено. Под термином «плохой человек» понимается мумар леакис - человек, «действующий с дурным намерением».

Человек, который грешит не по злому умыслу, а по невежеству или под влиянием искушения, относится к категории амха. О таком еврее запрещено говорить лашон а-ра (если только негативное высказывание не имеет конструктивной цели, что рассматривается ниже).

"Сефер Шмират а-лашон"

Обезвредить Обвинителя Мера за меру - принцип Небесного суда во всех ситуациях.

Как уже говорилось выше, Творец поступает со Своим народом так, как евреи поступают друг с другом. Когда между евреями царят мир и гармония, у Сатана нет возможности выступить с обвинением против них. Всевышний внедрил в его природу неспособность при таких обстоятельствах обвинять Его любимый народ. Мидраш «Шир а-ширим» говорит, что это верно даже в случаях, когда еврейский народ повинен в тяжелейшем из грехов - в поклонении идолам. Говорит пророк: «Привязан к идолам Эфраим - оставь его!» (Ошеа, 4:17). Слово «привязан» подразумевает здесь сразу две вещи: «привязан к идолам» и связан миром с евреями, со своим народом, и потому - «оставь его», не трогай.

Мера за меру (мида кэнегед мида) - неизменное правило Небесного суда. Если человек не умаляет словом заслуги ближних, пробуждая плохое отношение к ним, то небесный Обвинитель не в состоянии произнести обвинение.

И наоборот: злословие пробуждает Б-жественный гнев, и гнев этот направлен на источник злословия. Слова увеядо рицпа -«в руке его - горящий уголь» (Йешаяу, 6:6) наши мудрецы комментируют так: «Творец сказал ангелу: рацуц пэ - сокруши уста тех, кто дурно говорит о Моих детях!» (Ялкут Шимони, 406).

День 15. Другие формы отрицательных высказываний

(15 тишри -15 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Тора запрещает злословие о живых. Злословие о мертвых запрещено нам постановлениями мудрецов.

Запрещено хулить Эрец-Исраэль (Землю Израиля). Как мы знаем из Торы, за дибат а-арец, злословие по отношению к Земле Израиля, поколение, вышедшее из Египта, было наказано сорокалетним пребыванием и смертью в пустыне (см. Бемидбар, 13-14).

Старайтесь без необходимости не сосредоточивать внимание ни на чем отрицательном, даже когда речь идет не о святых предметах. Ранние комментаторы рассказывают о мудреце и его учениках. Как-то они проходили мимо мертвого животного, и ученики пожаловались на скверный запах. «Но посмотрите, -возразил мудрец, - какие у него белые зубы!»

"Сефер Шмират а-лашон"

Опасная роль

Человек, воздерживающийся от плохих высказываний о ближнем, может быть уверен: его молитва весома пред Небесами.

Представьте себе, что еврею поручили войти в Храм, а он встал перед Святым Ковчегом и стал браниться, обвиняя ближних во всех грехах. Можно не сомневаться: даже человек самого невысокого духовного уровня охотнее рискнул бы жизнью, чем оказался в такой жуткой роли.

Но ведь именно в такой опасной роли выступают люди, которые злословят! И они не видят, не сознают этого! А между тем, как сказано в Тана девей Элияу (1 18:64), «злословие грешника восходит пред Троном Славы...».

Нетрудно понять, как серьезен этот грех и какую суровую цену придется виновному заплатить за него в этом и в том мире. Потому-то царь Давид и предупреждает нас: если мы стремимся к сиянию вечной жизни в будущем мире и хотим благоденствия в этом, то в первую очередь нам надо следить за своей речью.

В святой день Йом-Кипур мы молим Творца: «Утихомирь Обвинителя и пусть Защитник займет его место». Может ли, не смущаясь, произнести эти слова человек, который сам своими злыми речами вызвал Обвинителя и дал ему силу обвинять? Не звучит ли эта просьба в его устах бесстыдством?

Но те, кто успешно избегает лашон а-ра, могут быть уверены: их просьба «утихомирить Обвинителя» имеет вес пред Небесами.

Пусть Творец даст любви, миру и братству пребывать среди Своего народа.

День 16. О том, кто слушает

(16 тишри -16 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

О том, кто слушает

Отрицательный отзыв о человеке допустим только в конструктивных целях и при определенных условиях, о которых будет сказано ниже. Без соблюдения этих условий запрещено делиться негативной информацией даже с друзьями и членами семьи, включая мужа или жену. Подчеркиваем: сообщать лашон а-ра мужу или жене запрещено в не меньшей степени, чем кому-либо другому. Фокусировать внимание на недостатках другого человека - недостойно и неправильно.

"Сефер Шмират а-лашон"

Венец творения

Человек сохраняет свой статус венца творения, только если правильно пользуется своим даром речи.

Человек, умеющий удержать себя от запретных высказываний, удостаивается в награду скрытого света, который Всевышний сохраняет для праведников со времен Сотворения мира.

Награда за соблюдение заповеди о чистоте речи очень велика. И очень сурово наказание за ее нарушение. Говорят наши мудрецы (Йерушалми, Пеа, 1:1): «Наказание за этот грех человеку выносят еще в этом мире, но главная расплата ждет его в Будущем мире». Это еще одна причина, по которой Давид говорит: «Кто человек, что хочет жизни... Береги свой язык от зла».

Вдумаемся. Над всеми другими живыми существами человека возносит душа, которой Творец наделил его вместе с разумом, и она проявляется в даре речи. Как уже упоминалось, Тора определяет суть человека, называя его «живым существом» {нефеш хая), что Онкелос переводит как «говорящий дух» (Берешит, 2:7). Но люди могут претендовать на превосходство, только если пользуются даром речи по назначению. Если же они используют силу речи во зло, тогда бессловесные твари, не способные причинить миру столь сокрушительный ущерб, как люди словами, по существу, превосходят человека.

Поэтому и сказано: «а-иш» - «человек (который хочет жизни...)», ибо лишь тот, кто «бережет свой язык от зла», удостаивается высокого звания «иш» - «человек».

День 17. Раскаяние

(17 тишри -17 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Раскаяние

Мы говорили: сказать о ближнем лашон а-ра значит нанести ущерб его статусу человека, сотворенного по образу Б-га.

Для того, кто произнес лашон а-ра (хотя это преступление против человека), раскаяние (тшува) такое же, как после грехов между человеком и Творцом: признание вины, искреннее сожаление и решение никогда больше не повторять этот грех - не злословить.

Нам не предписано обсуждать свой проступок с объектом лашон а^>а, и просить у него прощения, но если это привело к реальному ущербу для жертвы, так делают (процесс тшувы в этом случае рассматривается ниже).

"Сефер Шмират а-лашон"

Расплата - вечность

Способ обеспечить себе вечное воздаяние за все добрые дела - избегать лашон а-ра.

Рав Рафаэль Гамбургер в книге Марпе лашон дает другое замечательное объяснение слов царя Давида: «Кто человек, что хочет жизни... береги язык свой от зла...», основывая свою мысль на следующем отрывке из Ховот а-левавот (Шаар а-книа, гл. 7):

В Судный День многие увидят, что им засчитаны добрые дела, которых они не совершали. «Это не мое!» - воскликнут они. И в ответ услышат: «Это дела тех, кто плохо говорил о вас (и за это их заслуги передали вам)». Тому же, кто повинен в злословии, скажут: «Эти хорошие поступки отняли у тебя, когда ты дурно отозвался о таком-то».

И наоборот. Кое-кто увидит, что за ним числятся плохие поступки, которых он не совершал. А когда он возразит: «Это не мое!», - ему скажут: «Это взято из дела такого-то, о котором ты дурно говорил...»

Так сказано в наших святых книгах. Человек трудится изо дня в день, зарабатывая вечный свет изучением Торы и исполнением заповедей, и все это только затем, чтобы сменить эти заслуги на грехи соседа, о котором дурно отозвался. И снова он упорно трудится, обретает еще большую награду, чтобы потерять ее при первой же возможности о ком-то высказаться.

Это может продолжаться до самого смертного часа, когда он покинет мир «голым» и неимущим - без Торы и без добрых дел, которым посвятил столько времени и усилий.

Поэтому царь Давид в первую очередь предупреждает нас: «Береги свой язык от зла», и только потом говорит: «Отвернись от зла и делай добро». Чтобы награда за исполнение мицвот навеки осталась нашей, необходимо избегать лашон а-ра.

День 18. Определение новой категории лашон а-ра

(18 тишри -18 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Определение новой категории лашон а-ра

Злословящий причиняет ущерб трем людям: объекту своих злых слов, слушателю и самому себе.

До сих пор мы говорили о высказываниях, прямо умаляющих достоинство другого человека. Вторая категория лашон а-ра охватывает высказывания, которые потенциально способны причинить человеку ущерб: физический, эмоциональный или финансовый.

Талмуд учит, что грама бенизакин асур - причинять людям ущерб (пусть и не прямой) запрещено. Любая форма высказывания, даже не отрицательная сама по себе, но способная нанести урон, считается лашон а-ра и запрещена.

"Сефер Шмират а-лашон"

Тройная трагедия

Мидраш Шохар тов (Теилим, 52:2) говорит:

Учили в академии р. Иилмаэля: кто произносит лашон а-ра, совершает тяжкие грехи, равнозначные трем главным грехам: идолопоклонству, прелюбодеянию и убийству5.

К такому заключению приводит следующий ход мысли.

Сказано о лашон а-ра: «Истребит Г-сподь все льстивые уста, язык, говорящий надменное (гдолот)» (Геилим, 12:4). И о служении идолам: «Совершил этот народ страшный грех (хет гдола), сделали они себе золотого идола» (Шмот, 32:31). О прелюбодеянии сказано: «Как же я совершу это великое зло (а-роа а-гдола)?» И написано об убийстве: «Велик мой грех (гадолъ), непростителен» (Берешит, 4:13).

Как видим, множественное число {гдолот - великие грехи) употреблено только в стихе о лашон а-ра, что следует понимать так: грех злословия включает в себя все три названных греха.

Есть и еще одно обстоятельство. Совершив убийство, человек убивает одну душу, а, произнося лашон а-ра - разрушает три: объект своего высказывания, слушателя и себя.

Откуда нам это известно? Мы видим это на примере Доэга. Сказав лашон а-ра об Ахимелехе (1 Шмуэль, 21-22), он уничтожил Шауля, выслушавшего его, Ахимелеха, о котором говорил, и себя. Шауль принял его слова (и из-за этого умер), как сказано: «И умер Шауль за неверие, с которым вел себя по отношению к Творцу» (1 Диврей а-ямим, 10:13). Об Ахимелехе (тоже умер из-за этого) сказано: «Умри, ты должен умереть, Ахимелех» (1 Шмуэль, 22:16). Доэг был изгнан из (Будущего) мира, как сказано: «И искоренит тебя (Б־г) из земли живых» (Теилим, 52:7).

5 Мидраш не может подразумевать, что грех лашон ара страшнее трех главных грехов (ведь за них полагается смертная казнь, а за лашон а-ра - нет). Имеется в виду, что лашон а-ра может привести к многим тяжким преступлениям (Маарша).

День 19. Обидные замечания

(19 тишри -19 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Обидные замечания

Проконтролировать распространение информации невозможно. Никто не может предугадать, чьих ушей и в какой форме она достигнет. Поэтому следует тщательно взвешивать и обдумывать свои слрва, чтобы они не оказались болезненными для человека, если он о них узнает.

Запрещено говорить о человеке то, что нельзя было бы повторить в его присутствии, даже если в сказанном нет ничего, умаляющего его достоинство. Нельзя, например, сказать о ком-то, что он бааль-тшува, если он к этому чувствителен. Это верно даже в случае, когда говорящий точно знает, что сообщает это людям, которые прекрасно относятся к баалей-тшува.

"Сефер Шмират а-лашон"

Слова поражения

Исключительное знание Торы, которым обладали даже дети в поколении Шауля, не принесло его войску победы в битве - такова сила лашон а-ра.

Сифре говорит:

Десять испытаний прошли наши предки [в пустыне], но приговор был скреплен печатью только за грех лашон а-ра, как сказано: «Десять раз они Меня испытывали и не слушали Моего голоса» (Бемидбар, 14:22) и «Утомили вы Б-га словами вашими» (Малахи, 2:17).

Поколение грешного царя Ахава поклонялось идолам, но побеждало в войне, потому что они не доносили друг на друга (Йерушалми, Пеа, 1:1). Об этом свидетельствует факт: никто не проинформировал царя о том, что Овадья против его воли спасал с помощью других евреев сотни пророков Творца. Но в дни праведного Шауля среди евреев были доносчики: Доэг и Зифит - и его войска потерпели поражение в битве. И хотя в поколении Шауля были дети, знающие сорок девять сфер Торы, это не помогло одержать победу. Такова сила лашон а-ра.

День 20. Баалей-тшува

(20 тишри - 20 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Баалей-тшува

Выше (День 8) мы отмечали: не следует говорить о ком-то, что он бааль-тшува, если хотя бы один из двоих (тот, кто говорит, или его слушатель) считают это унизительным (хотя это и не так).

Но есть запрет передавать негативную информацию или сообщать то, что может причинить ущерб или обидеть. Поэтому разрешается это сказать, только если это не считает унижением и сам бааль-тшува: он не отказывается от своего прошлого, и упоминание о нем не обижает его. А если он чувствителен к прошлому, сообщить, что он бааль-тшува, можно лишь, когда известно: слушатель (который сам не считает это унизительным) умеет хранить тайны.

"Сефер Шмират а-лашон"

Шхина удаляется

Иерусалим был разрушен из-за сплетников, которые, стремясь к власти, сеяли между евреями беспричинную ненависть.

Грех лашон а-ра вынуждает Шхину (Б-жественное Присутствие) удаляться от нашего народа.

Мидраш (Дварим раба, 5:10) говорит:

Сказал р. Мона: «Произносящий лашон а-ра заставляет Шхину покинуть этот мир. Как сказал Давид: «Моя душа среди львов, я лежу в пылающем огне, среди людей, чьи зубы как копья и стрелы, и язык их как острый меч. Поднимись, Б-г, над небесами - над всей землей Твоя слава!» (Геилим, 57:5-6).

Давид при этом имел в виду: «Владыка вселенной, почему Твое Присутствие проявляется в мире [когда здесь такие грешники]? Удали его в Твою небесную высь».

Сказал Творец о злословящем: «Он и Я не можем вместе пребывать в мире» (Арахин, 156). Более того, разрушение Второго Храма произошло по вине говорящих лашон а-ра, ибо они пробуждали синат хинам (беспричинную ненависть), чтобы править людьми (Йома, 96).

Тот, кто пробуждает раздоры среди друзей, презрен в глазах Всевышнего, и его грех невозможно вынести. Царь Шломо сказал: «Шесть вещей ненавистны Б-гу, а седьмую Он презирает: гордый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь... и того, кто устраивает ссоры среди братьев» (Мишлей, 6:16-19). Наши мудрецы говорят, что седьмой грех хуже всего.

День 21. Лишить шанса

(21 тишри - 21 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Лишить шанса

Злословящий украдкой оглядывается, не слышит ли его тот, о ком идет речь. Почему же не боится, что его слышит Творец ?

Любая информация, даже нейтральная, при определенных условиях может нанести человеку ущерб, скажем, лишить его работы или разрушить сватовство. Эта форма лашон а-ра обычно имеет место, когда о человеке наводят справки, решая, брать ли его на работу и выходить ли с ним на шидух (сватовство).

Запрещено говорить о физической слабости человека или о недостатке ума, даже если собеседники не считают это дефектом. Такая информация может причинить вред и нанести ущерб.

"Сефер Шмират а-лашон"

Злословие подобно отрицанию Б-га Наши мудрецы утверждают:

Р. Йегошуа бен Леви сказал: Слово «Тора» 5раз упомянуто в разделах о мецоре Человеке, наказанном «проказой» за лашон а-ра)1. Значит, злословие равносильно нарушению всего Пятикнижия (Ваикра раба, 16:6).

Р. Йоханан сказал от имени р. Йоси бен Зимра: злословящий как бы отрицает существование Б-га, как сказано (Tеилим, 12:5): «Те, кто сказал: своим языком мы победим, с нами наши уста, кто владыка над нами?» (Арахин, 15б).

Автор Сефер Йереим объясняет: собираясь сказать лашон а-ра, человек оглядывается, проверяя, не слышит ли его тот, о ком он злословит. Его явно не интересует, слышит ли его Творец, как будто он думает, что Небо его не слышит. Поэтому лашон а-ра подобно отрицанию веры в Б-га.

Что еще сказать о тяжести греха лашон а-ра? Нет от него спасения, кроме упорной борьбы с йецер а-ра. Он старается уловить человека в сети этого тяжкого греха. Тому, кто одержит над ним победу, эти усилия принесут неоценимые плоды, как в этом мире, так и в будущем.

Автор Сефер а-акеда отмечает, что тема лашон ара присутствует во всех пяти книгах Торы: Берешит - злословие Змея, склонившего Адама и Хаву к греху (гл. 3); Шмот - бегство Моше из Египта из-за доноса Датана и Авирама (2:15); Ваикра - законы цараат («проказы»), болезни, посылаемой Небесами за грех лашон ара (гл. 13-14), а также общий запрет лашон ара (19:16); Бемидбар - наказание цараат, которому была подвергнута Мирьям (гл. 12), злословие разведчиков (гл. 13-14) и бунт Кораха (гл. 16); Дварим - все эпизоды злословия евреев в пустыне, перечисленные в первых же стихах книги (см. Раши на эти стихи).

1 Ваикра, 13:59,14:2,14:32,14:54,14:59.

День 22. Унижение и высмеивание

(22 тишри - 22 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Унижение и высмеивание

Замечания о товарах, отбивающие желание их приобрести, относятся к категории лашон а-ра, ибо лишают дохода производителя или хозяина магазина. (Случаи, когда это разрешено, рассматриваются ниже.)

Запрещено отпускать иронические реплики в адрес любого говорящего, рассказчика или лектора. Они лишают собеседников или аудиторию желания слушать или ослабляют впечатление от слов.

Как и всякой заповеди, ребенка следует приучать к запрету лашон ара, начиная с «возраста понимания». Дети, например, нередко плохо отзываются о приготовленной для них еде и этим огорчают тех, кто ее готовил. Их нужно приучать избегать таких комментариев.

"Сефер Шмират а-лашон"

Инструменты с изъяном

И самый умелый ремесленник не справится с работой, если его инструменты испорчены или плохого качества.

Первейший инструмент служения Творцу, которым обладает еврей, - сила речи. Исправным этот инструмент делает шмират а-лашон. Если еврей оберегает свою речь от запрещенных разговоров, то слова его учения Торы и молитв предстанут перед Ним и дадут желаемые результаты.

Мудрецы говорят о речи как о ремесле (оманут) евреев.

Желая приобрести какую-то вещь для личного пользования, царь обращается к самому искусному ремесленнику, настоящему мастеру, способному изготовить вещь редкостной красоты, достойную украсить царские покои или царский стол. Но даже величайший в мире мастер не сможет удовлетворить требования царя, если у него нет подходящих орудий труда. Изделие, изготовленное негодными инструментами, скорее всего, отвергнет не только царь, но и более скромный покупатель. Если же лучший мастер располагает еще и лучшими инструментами, можно не сомневаться: царю понравятся плоды его трудов.

Нет большего удовлетворения для Царя царей, чем работа Его «ремесленника» - Сынов Израиля, когда они выполняет свою службу перед ним «инструментами» без духовного изъяна. А этого можно достичь только благодаря шмират а-лашон.

День 23. Тема, допускающая возможность ущерба

(23 тишри - 23 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Тема, допускающая возможность ущерба

В отличие от негативных высказываний, слова, содержащие лишь возможность причинить ущерб, разрешены - но исключительно в случае, когда очевидно, что человек, о котором идет речь, не возражает против такой информации.

Например, человек постоянно сетует на плохую память и говорит, что не в состоянии запомнить даже номер своего телефона. В этой ситуации повторять его слова не запрещено и другим - при условии, что в глазах собеседников плохая память нисколько не умаляет того, о ком говорится.

Разумеется, если кто-то прямо дает разрешение рассказывать о том, что потенциально может принести ему ущерб, делать это разрешается - опять-таки при условии, что информация не носит негативного характера.

"Сефер Шмират а-лашон"

Духовная сила слова Шмират а-лашон всегда увеличивает духовную силу слов.

Сила речи - великий инструмент, которым человек строит небо и землю, как сказано: «И Я поместил Мои слова в твои уста... чтобы взрастить небеса и положить основу земле...» (Иешаяу, 51:16). Пророк говорит это буквально: действительно, молитва и изучение Торы утверждают святые, возвышенные слова на этой земле и создают ангелов в высотах. Говорит мишна: «Тот, кто исполняет хотя бы одну мицву, создает для себя одного адвоката» (Авот, 4:13). «Адвокатами» мишна называет ангелов, которые будут свидетельствовать перед Небесным Троном в защиту человека.

Уровень святости этих миров и создаваемых человеком ангелов зависит от двух факторов: духовного настроя человека при исполнении заповеди и качества средств. Человек, избегающий злословия и использующий свою речь позитивно, всегда увеличивает этим духовную силу своих слов. Поэтому его словам при изучении Торы и молитве будет дарован высокий духовный свет. И наоборот. Может ли быть дарована святость словам учения и молитвы человека, который оскверняет свои уста злыми словами, клеветой и насмешкой? Он ремесленник, который изуродовал свое незаменимое орудие. Единственный путь исправления для него - изменить свою жизнь и очистить силу речи.

День 24. Общеизвестные сведения, способные причинить вред

(24 тишри - 24 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Общеизвестные сведения, способные причинить вред

Мецора - человек, наказанный цараат за злословие, - должен просить других людей молиться за него, потому что его собственные молитвы Небеса отвергают.

Выше говорилось: запрещено говорить о ком-то унизительные вещи, даже если слушателю они заведомо известны. Негативные высказывания дурны по определению.

Иначе обстоит дело с информацией, которая не оскорбительна, но потенциально способна принести ущерб. Сведения такого рода можно сообщить в присутствии того, кому они уже известны. При этом, однако, запрещено акцентировать моменты, которым слушатель раньше мог не придавать значения, - тогда слова не причинят дополнительного ущерба.

Рамбам делает следующий шаг: если сведения, способные причинить ущерб, сообщили в присутствии трех человек, всем трем разрешается передавать эти сведения дальше, поскольку каждый может предполагать, что два других так поступят. Но дальнейшая передача запрещена при одном из двух условий:

1)    об одном из трех известно, что он человек скрытный или особенно осторожен в отношении лашон а-ра;

2)    сведения сообщили именно, чтобы они пошли дальше.

Хафец Хаим понимает так, что Рамбам разрешает каждому из троих распространять полученную таким образом информацию, даже если она негативна. Он не находит такую точку зрения оправданной и не рекомендует полагаться на это мнение Рамбама, поскольку большинство комментаторов с ним не согласны.

Итак, негативную информацию нельзя передавать никогда, даже если она сообщалась в присутствии трех человек.

"Сефер Шмират а-лашон"

Предупреждающий крик мецоры

Написано в «Зоаре» (раздел «Мецора»):

Молитва злословящего не предстанет перед Творцом, ибо руах тамэ (дух нечистоты) витает над ней. А когда [искренне] раскается, что написано? «В день его очищения пусть приведут его к коэну» (Ваикра, 14:21.

Зоар разъясняет приказ Торы, предписывающий мецоре1 кричать прохожим, как бы предупреждая их, «Я нечист! Я нечист!» (там же, 13:45), о том, что его молитву Небеса не принимают, и Тора подсказывает ему в такой форме просить людей молиться о нем.

Писание говорит: «Посмотри на деяния Б-га! Кто может выпрямить то, что Он искривил?» (Коэлет, 7:13). Как понимать эти слова? Только в высших мирах - исправление наших ошибок. Молитва еврея на земле приносит небесные плоды, если она источает духовный свет. Так подготовься к своим молитвам, произноси их чистым ртом, не оскверненным грехом. Ибо кто выпрямит то, что Он искривил? Тот, кто молится в чистоте. Не будет молитвы - не будет и порожденных ею духовных строений в высших мирах. А это принесет вечное несчастье душе - ибо это не земные строения, починить которые может всякий мастер.

Сказал Гиллель: «Если я не для себя, кто за меня?» (Авот, 1:14). Только сам человек способен исправить свои ошибки.

Цараат - не обычная проказа, а физическое выражение духовной болезни. Будь это обычной болезнью, говорит рав Ш.Р. Гирш, а изоляция больного - мерой против заражения, некоторые законы, связанные с цараат, окажутся необъяснимыми. Например: при обнаружении симптомов цараат у одного из новобрачных в период семи дней после свадьбы коэн не объявляет его нечистым, чтобы не портить праздник. Или такой закон Торы: когда все тело человека покрыто цараат, он чист, а если хоть одно место на теле не затронуто цараат, он нечист.

1 Если мецора раскается и пройдет очищение, его молитвы снова будут услышаны на Небесах.

День 25. Ущерб грешнику

(25 тишри - 25 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Ущерб грешнику

Как мы уже знаем, негативные высказывания о раше, злодее, плохом человеке разрешены.

С другой стороны: запрещено о ком бы то ни было говорить вещи, могущие причинить ему физический, финансовый или психологический ущерб, за исключением особо оговоренных Торой случаев.

Вывод: так же, как нельзя красть у грешника, запрещено говорить о нем то, что принесет ему материальные потери.

"Сефер Шмират а-лашон"

Заметки для размышления Можно ли превратить прокурора в адвоката?

Приведенный ниже отрывок - слова знаменитого рава Альшиха:

Как может человек обращаться к Царю царей устами, которые произносили запрещенные речи? Разве не ответит Б-г: «Кто этот бесстыдник, осмеливающийся просить прощения за свои грехи столь грязным языком? Подают ли царю посуду, покрытую грязью ? И разве царь не накажет сурово за столь дерзкое поведение!»

Как может человек языком, который злословит, читать Псалмы перед Тем, Кто «сказал, и стал мир»?Разве не откажется человек внести нечистый предмет в Святыню Б-га - из уважения к Славе, которая там пребывает? Разве можно не устыдиться, взяв то, что предназначено для святого служения Творцу, и превратив это в нечто непотребное? Может ли человек надеяться обрести благоволение Всевышнего нечистым ртом? Разве можно превратить обвинителя в защитника?

День 26. О детях

(26 тишри - 26 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

О детях

Лашон а-ра о детях запрещен.

Конечно, «дети есть дети», это всем понятно, и Тора не считает детей, не достигших совершеннолетия, ответственными за свои поступки, но, если рассказчик или слушатель расценивают сообщаемое о ребенке как негативную информацию, происходит нарушение законов шмират а-лашон.

Запрещено также устно или письменно сообщать о ребенке вещи, потенциально способные причинить ему ущерб.

Это значит, например, что учитель, намеренный дать отрицательный отзыв об ученике, должен, прежде чем говорить, сделать паузу и взвесить, как повлияют его слова на дальнейшее образование и трудоустройство ученика. И точно так же он должен быть сдержан и справедлив, когда передает информацию о своем бывшем ученике его новому учителю.

"Сефер Шмират а-лашон"

Дыхание, свободное от греха

Не сравнить дыхание, оскверненное грехом, с дыханием, свободным от греха.

Талмуд говорит:

Рейш Лакиш сказал от имени р. Йеуды: Мир поддерживается только в заслугу дыхания [изучающих Тору] школьников.

Р. Папа спросил Абайе: А что же твое и мое [изучение]? Абайе ответил: Не сравнить дыхание, оскверненное грехом, с дыханием, свободным от греха (Шабат, 119б).

Если мудрецы и сознавали себя виновными в запрещенных речах, то, надо полагать, это были редкие, единичные и непреднамеренные проступки. И все же они считали, что слова служения Творцу, которые они произнесли, из-за этого осквернились. Насколько же это верно по отношению к тем, кто привычно говорит запрещенное, и в особенности - лашон а-ра, и чьи слова вызывают ссоры между евреями и возбуждают в них дурные чувства!

День 27. Раскаяние

(27 тишри - 27 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Великая святость Торы - непреложный факт. Чем выше святость речи человека, тем прочнее он связан со светом Торы, которую учит.

В словах, которые могут нанести кому-то ущерб, - два греха. Один в отношениях между человеком и Творцом (бэйн адам ле-Маком), который запрещает такие поступки, а второй - в отношениях между людьми (бэйн адам ле-хаверо).

Человек раскаялся в том, что сделал. Признание греха, сожаление о нем и решимость в будущем не совершать таких поступков искупают только грех перед Творцом. А для искупления греха против ближнего надо просить у него прощения.

Когда уже есть ущерб. Но если худшее еще не случилось, следует приложить все силы, чтобы избежать последствий сказанного. Как это сделать практически? Подойти к каждому, кто слышал твои слова, и объяснить, что ты берешь их обратно, потому что они неверны.

"Сефер Шмират а-лашон"

Сокровище бедняка

Из слов Талмуда о том, что мир существует благодаря заслугам детей, изучающих Тору, и что их учеба весит больше ученых занятий крупнейших мудрецов поколения, следует чрезвычайно важная мысль. Поясним на примере.

Бедняк нашел редкостный камень, достойный украсить царскую корону, но не подозревал о ценности своей находки. Царь той страны, где проживал бедняк, попросил отдать ему камень, обещая подданному огромное богатство и почетное положение. Так бедный человек обрел великую награду ־ не за то, что знал, а за то, чем обладал.

Изучение Торы - такой драгоценный камень, а наши дети, не знающие о великой святости Торы и глубине ее мудрости, -как тот бедняк, что не сознавал ценности камня. Тем не менее, несмотря на непонимание, дети освящаются учебой и поддерживают ею мир.

Дело в том, что великая святость Торы - факт, не зависящий от умственной зрелости или уровня знаний ученика. При изучении Торы между ее святостью и человеком устанавливается связь. Об этом слова пророка: «... когда говорю о Нем, все больше помню Его. Поэтому ноет мое нутро о Нем...» (Ирмеяу, 31:19).

Если человек оскверняет силу речи запретными темами, интенсивность духовного света, который он обретает, изучая Тору, снижается.

Теперь нам легче понять беседу мудрецов. Рав Папа спросил Абайе: «А что же наше изучение Торы? Разве святые мысли нашей учебы не превосходят мысли детей»? Абайе ответил: «Нет сравнения между дыханием, оскверненным грехом, и дыханием, свободным от греха». Чистота детской учебы искупает все ее недостатки и делает ее непревзойденной по святости.

День 28. Факт ущерба неизвестен жертве

(28 тишри - 28 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Факт ущерба неизвестен жертве

Всякий, кто причинил ущерб ближнему, должен просить у него прощения. Даже если жертва не подозревает об ущербе.

Пример. Работодатель намеревался повысить работника по службе, но не уведомил его об этом. Кто-то нарушил законы лашон а-ра и сказал работодателю то, что изменило его планы. Виновный в том, что служащего не повысили в должности, обязан подойти к нему, объяснить, что произошло, и попросить прощения.

Надо заметить, что, как говорят, рав Исраэль Салантер не считал нужным даже ради этого прощения сообщать работнику об утраченном шансе, если это его очень огорчит. Тогда этот момент следует из действий тшувы (раскаяния) исключить.

"Сефер Шмират а-лашон"

Подход к деловой и духовной жизни в сравнении

Когда речь идет о бизнесе, человек методично и упорно устраняет все препятствия на пути к успеху. Разве духовные цели не заслуживают того же?

Вернемся к уже сказанному. Наши мудрецы были незаурядными людьми, чья мысль постоянно устремлена к Творцу. Они проводили все время в размышлениях о Его величии и Его заповедях, а их речь была исключительно святой и чистой. Если в разговоре с их губ случайно слетало неподходящее слово, они, конечно, сразу раскаивались в этом, как подобает. Но даже такое редкое слово вредило их святости.

Нам очень и очень далеко до уровня мудрецов Талмуда. Что же говорить о нас, если мы оскверняем уста лашон а-ра, насмешками, раздорами и прочим? Какую святость можем мы вложить в наше изучение Торы?

Сравним наш подход к достижению духовных и материальных целей.

Там, где дело касается бизнеса, человек готов вникать в мельчайшие детали, чтобы увеличить прибыли и снизить расходы. Он старается устранить все препятствия на пути к успеху, и уж, конечно, будучи в здравом уме, не станет намеренно вредить источнику своего существования.

С духовными целями, увы, очень часто дело обстоит наоборот. Мы беззаботно разрушаем то малое, что у нас еще осталось, тот скромный уровень молитвы и изучения Торы, на котором находимся. Как разрушаем? Запрещенной речью.