Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Тоэлет: ради того, кто согрешил (дни 51-77)

Тоэлет: ради того, кто согрешил (дни 51-77)

День 51. Помочь другому стать лучше

(21 хешвана - 21 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Помочь другому человеку стать лучше

Целесообразность негативного высказывания может иметь разную основу. Первый из мотивов, делающий нелестные слова конструктивными, - намерение помочь человеку, о котором идет речь. В «цивилизованном обществе» неверное поведение человека окружающие нередко игнорируют по принципу: «живи сам и дай жить другим». Тора такое отношение к ближнему отвергает. И вот почему.

Мы приходим в мир каждый со своими недостатками, и наша жизненная задача - измениться, духовно вырасти. Всю жизнь мы должны стремиться к совершенству и просветлению, и мы хотим этого: в большинстве своем люди хотят быть хорошими, хотят избавиться от недостатков. Но жизнь так трудна! А трудной ее делают наши же недостатки, которые нас ослепляют. В своей слепоте мы теряем из виду наши цели и перестаем различать, что хорошо и что плохо.

Одно из величайших благ жизни, дарованных нам Творцом, - партнерство. В жизни нас всегда окружают люди: друзья, родные, добрые знакомые - которые достаточно близки нам, чтобы проявить о нас заботу, и достаточно удалены от нас, чтобы сохранить объективность. Совершенно устраниться от анализа чьего-то поведения, от критики, которая может стать полезным руководством, - значит лишить человека одного из самых ценных стимулов внутреннего роста. Мы обязаны принять участие в человеке, когда это необходимо, и более того - иногда даже привлечь к этому других, чтобы с общей помощью он справился со своими проблемами. Молчать, когда порицание необходимо, не значит соблюсти чистоту речи - это лишить ближнего возможности усовершенствовать свою жизненную стезю.

"Сефер Шмират а-лашон"

Извлечь урок

Пока человек не пренебрегает волей Творца, он может надеяться на Его сострадание.

Услышав, как злословят разведчики о Земле Израиля, Калев и Йеошуа бин Нун возразили на их грешные слова:

Страна, которую мы пришли осмотреть, очень хороша! Если благоволит к нам Г-сподь, то приведет нас в эту страну и передаст ее нам... Только не восставайте против Г-спода и не бойтесь народа той страны, ибо он достанется нам на съедение. Ушла от них защита, с нами же Г-сподь! Не бойтесь их! (Бемидбар, 14:7-9).

Десять из двенадцати разведчиков полагали, что Творец обещал ввести народ в Кнаан на определенных условиях - это зависит от их праведности. Они заблуждались. Всевышний не говорит человеку: «Я помогу тебе, но лишь при условии, что ты будешь безупречен». Скорее Он говорит: «Будешь восставать против Меня - не стану тебе помогать». Таков смысл сказанного: «Только не восставайте против Г-спода». Пока человек не бунтует против Его воли, он может надеяться на Его сострадание.

Когда разведчики со страхом описали мощь кнаанеев, Калев и Йеошуа ответили: «они достанутся нам на съедение». Буквально в Торе сказано: «они хлеб для нас». Разве человек испугается буханки хлеба, пусть даже огромной? Кроме того, убеждали Калев и Йеошуа, Творец не даст кнаанеям никакой защиты от евреев, их легко будет поглотить, как написано: «И поглотишь ты все народы, который Г-сподь, твой Б-г, предает тебе» (Дварим, 7:16). Действительно, книга Пророков описывает: когда евреи, ведомые Йеошуа, пересекли реку Ярден и приступили к завоеванию земли, гиганты Кнаана были полны страха перед ними.

Уроки, которые следует извлечь из трагического эпизода, приведшего евреев к сорока годам странствий в пустыне, для нас жизненно важны.

День 52. Оценка поступка

День 52

(22 хешвана - 22 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Оценка поступка

Прежде чем дать негативную оценку чьему-то поступку, надо быть абсолютно уверенным в том, что человек действительно совершил прегрешение.

Из заповеди бе-цедек тишпот амитеха - «по правде суди ближнего твоего» (Ваикра, 19:15) мы извлекаем следующий урок: если, как кажется, человек нарушил заповедь, и это для него совсем не характерно, надо постараться понять, что именно произошло, ища событию позитивное объяснение. В случае, когда его действия можно интерпретировать как отсутствие нарушения, мы обязаны это сделать.

Если человек, для которого это абсолютно не характерно, тем не менее, безусловно, нарушил закон, мы должны считать, что он сразу же раскаялся. А если человек раскаялся, обсуждать с кем-то его поступок - это лашон а-ра.

"Сефер Шмират а-лашон"

Самое главное

Каждый еврей без исключения способен к духовному росту.

Стоит человеку ослабить занятия Торой, как слабеет и его следование заповедям. Если спросить, почему он, Б-гобоязнен-ный еврей, так слаб в соблюдении мицвот, ведь он же знает, что «один час духовного сияния в Будущем Мире лучше, чем вся жизнь в этом мире», он может ответить: «Это верно для праведников. Они отказались от удовольствий этого мира и всей душой стараются служить Творцу. Их ждет в Будущем мире такая награда, а не обычных людей вроде меня».

Такой аргумент подобен позиции известных нам разведчиков. И ответ на него - тот же, что дали разведчикам Калев и Йеошуа.

Творец не требует, чтобы люди отрешились от всего земного, день и ночь грезя о Небесах. Еврей, который, скажем, занимается бизнесом, выполняет свои духовные обязанности, если ежедневно уделяет определенное время занятиям Торой и ведет бизнес по законам Торы. Говорит Талмуд: «Когда человек уходит из этого мира, Небесный Суд спрашивает его: вел ли ты дела справедливо? Выделил ли время для занятий»? (Шабат, 31а)

Творец не ставит перед своими сынами непосильные задачи. Каждый еврей способен к духовному росту. Но главное сказали Калев и Йеошуа: «Не бунтуйте против Г-спода»! Человек не должен сознательно игнорировать ни одной заповеди, ни предписывающей, ни запрещающей. А кто искренне служит Творцу, непременно добьется успеха.

Если человек видит и чувствует, что снизил уровень выполнения заповедей, он не должен отчаиваться. Всевышний добр к своему народу и готов всегда видеть в нем хорошее. Он даровал нам великий дар тшувы, который предшествовал Творению. Благодаря раскаянию каждый еврей может достичь величайших высот.

День 53. Случайное прегрешение

(23 хешвана - 23 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Случайное прегрешение

Если неверный поступок совершил человек, о котором известно, что с ним такое может произойти, по крайней мере, случайно, тогда заповедь «Суди своего ближнего благосклонно» к нему не относится и искать позитивного объяснения его поступку не надо. Но еще достойнее - оставить вопрос под сомнением и предположить, что на этот раз он не согрешил. Тогда не потребуется и упрека.

Если совершенно ясно, что человек совершил грех, заповедь повелевает нам дать соответствующую оценку его поступку. Но критика должна быть уважительной и заботливой - такой, что поможет ему преодолеть склонность к дурному.

Возможно, замечание, сделанное другом или равом, оказалось бы эффективнее, чем укор не очень близкого человека. Теоретически допустимо рассказать об этом другу или раву и попросить их разобраться в ситуации. Однако, как мы учили, действовать на основании слухов они не могут, ибо упрекнуть может только свидетель нарушения. Значит, они должны глубоко вникнуть в дело, прежде чем говорить с нарушителем.

Тому, кто решил сам сделать замечание нарушителю, надо продумать возможные способы высказать порицание, попросить совета у рава, или - тактично обсудить эту тему с человеком, не обвиняя его.

"Сефер Шмират а-лашон"

Увидеть руку Г-спода

Давид не сознавал, что согрешил. Но принял хулу как проявление Б-жественного суда.

Мудрецы учат: ттого, кто злословит, надлежит побить камнями (Арахин, 15б). История, рассказанная ниже, подтверждает вечные слова мудрецов.

Книга Шмуэля повествует о том, как царь Давид принял на веру лживое сообщение. Мудрецы говорят, что он таким образом провинился в грехе лашон а-ра1.

Далее книга рассказывает: когда Давид бежал от восставшего против него сына Авшалома, навстречу ему вышел человек по имени Шими, кляня его и бросая в него камнями.

Между этими событиями существует связь, на которую указывает слово «вот», стоящее в начале обоих эпизодов (2 Шмуэль, 16:4-5). И мудрецы заключают: за лашон а-ра человек заслуживает побития камнями, что и сделал Шими Давиду.

С другой стороны, в этой истории проявляются святость и праведность Давида, который, как говорит Книга пророков2, не знал, что поверил лжи, однако не позволил наказать Шими за непочтительное поведение, сказав: «...верно, Г-сподь повелел ему: «Ругай Давида!» (там же, 16:10). Давид, не зная, как и когда согрешил, осознал, что Творец не допустил бы такого поношения царя, если бы Давид его не заслужил. Поэтому он не дал своим людям разделаться с Шими.

1    2 Шмуэль, 16:4 и Шабат, 56а.

2    2 Шмуэль, 19:30. См. прим к Шаар зхира, гл. 8.

День 54. Привычное нарушение

(24 хешвана - 24 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Привычное нарушение

Когда возникает вопрос, действительно ли преступил закон человек, который обычно игнорирует данную заповедь, можно предполагать, что нарушение произошло и на ээтот раз. Заповедь «Суди ближнего благосклонно» требует справедливости, а не наивности.

Придя к выводу, что прегрешение было, надо постараться понять, почему человек, о котором идет речь, так привычно его совершает. Может быть, по неведению? Не знает, что это запрещено, или не сознает строгости запрета. Если дело в этом, надо найти способ просветить человека, не обидев его. В таком случае обсуждать его поведение с другими людьми значит говорить лашон а-ра.

Такое случается, например, если человек вырос в общине, где распространено какое-то нарушение закона, и члены общины по ошибке считают, что те, кто соблюдает этот закон, просто махмирим - превышают нормы, требуемые законом.

"Сефер Шмират а-лашон"

Самое суровое наказание

Награда тому, кто избегает лашон а-ра, превосходит все вообразимое, а грехи сплетника хуже самых тяжких нарушений.

Рав Йегошуа бен Леви сказал: Всякий злословящий собирает грехи, которые достигают небес, как сказано (Теилим, 73:9): «Обратили против неба свои уста и языком своим по земле ходят» (Арахин, 15б).

Как мы уже говорили, грехи злословия способны накапливаться и могут в сумме перевесить три главных греха. Речь идет не только о тяжести прегрешения, но и о строгости наказания. Сказано в Талмуде (Йерушалми, Пеа 1:1): «За четыре греха наказывают в этом мире, но главное наказание постигает в Мире Будущем: идолослужение, сексуальные преступления и убийство, а злословие равно им всем».

В Тана девей Элияу сказано: «Те, кто тайно поражает ближнего (злословя о нем)1, публично оскверняют Имя, унижают ближних словами и возбуждают распри - они закончат, как Корах. О них говорит Тора: их покроет земля (исчезнут из общины)» (Бемидбар, 16:33).

1 Тора говорит: «Проклят поражающий тайно ближнего своего; и весь народ скажет: Амен» (Дварим, 27:24). Раши разъясняет, что здесь речь идет о лашон а-ра.

День 55. Привлечь на помощь общественное мнение

(25 хешвана - 25 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Привлечь на помощь общественное мнение

Человек, который постоянно поддается соблазну и нарушает какую-то заповедь, называется мумар ле-теавон - «мятежник из-за соблазна». Говорить о нем лашон а-ра запрещено - он не еретик, но реагировать на его поступки следует иначе, чем на поступки человека, который нарушил заповедь случайно и для которого это не характерно.

Как мы помним, первичный запрет лашон а-ра - «не разноси сплетни в твоем народе (беамха)» (Ваикра, 19:16). Среди других запретов Торы есть и такой: «да не обидит человек его ближнего (эт амито)» (Ваикра, 25:17).

Так вот. Мудрецы объясняют, что термин амха - «твой народ» - не распространяется на мумар ле-ахис - «бунтующего назло», того, кто знает о запрете, но пренебрегает им и постоянно его нарушает. А второй термин, из второго запрета - амито -«его ближний» (букв, «его народ») - не включает в себя даже мумар ле-теавон (человека, не способного устоять перед соблазном). Так что о втором говорить лашон а-ра нельзя, но разрешается оказать на него общественное давление, чтобы он перестал совершать этот грех.

Разрешается предать гласности факт, что такой-то еврей постоянно нарушает некую заповедь. Но сделать это можно лишь в том случае, когда ясно, что заповедь ему известна и он решился ее нарушить, и если можно предполагать, что огласка заставит его изменить свое поведение. Это правило применимо даже к человеку, который грешит, поддаваясь искушению.

Следует учитывать, что к этой ситуации относятся все условия высказываний ле-тоэлет: конструктивная цель, чистота намерений, отсутствие альтернативы.

"Сефер Шмират а-лашон"

Теперь или никогда

Постоянно злословящий человек не найдет исцеления в Конце Дней.

Змей, который обольщающими речами создал барьер между Творцом и человеком, был проклят Всевышним, как сказано: «Будешь питаться прахом все дни твоей жизни» (Берешит, 3:14). Талмуд (Брахот, 12б) разъясняет выражение «все дни твоей жизни» с помощью другого стиха из Торы (Дварим, 16:3), определяя «все дни» как эпоху Машиаха. Тогда, в Конце Дней, все живые творения исцелятся от своих болезней. Все, кроме змея. И как «змей жалит, потому что не успокоен» (не исцелен от проклятия), так «не будет у языкастого преимущества (излечения)» (Коэлет, 10:11). Те, кто, как змей, постоянно злословят, не исцелятся в Конце Дней (Мидраш Агада Берешит, 79:2 и Пиркей дераби Элиэзер, гл. 52). Единственная надежда - раскаяться сейчас.

Люди, которые дурно говорят о других, причиняют страдание не только себе, но и всему еврейскому народу. «Рав Шимон бен Пази сказал: дожди не идут только из-за тех, кто злословят, как сказано (Мишлей, 25:23): Северный ветер предотвращает дождь, и (Б-г показывает, что Он) сердится тайному разговору» (Таанит, 7б). «Зоар» утверждает: этот грех приносит смерть и разрушение в мир.

Поэтому тот, кто заботится о своем благополучии и о благе ближнего, постарается обрести золотое качество шмират а-лашон.

День 56. Публичное оповещение

(26 хешвана - 26 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Публичное оповещение

Общественное мнение всегда использовалось еврейской общиной как средство влияния на человека, который внешне держится как соблюдающий еврей, а в частной жизни грубо нарушает основные законы алахи.

Когда все другие средства не помогли, разрешается огласить, что такой-то соблюдающий законы еврей виновен в систематическом нарушении заповеди - если это побудит его раскаяться.

Кроме того, бейт-дин, раввинский суд, имеет право развесить по городу объявления о том, что этот человек не соглашается принять решение суда. Социальное давление - часто единственный метод, которым бейт-дин может добиться исполнения своих решений.

"Сефер Шмират а-лашон"

Злословящий - это само зло

Ангел записывает за человеком каждое слово лашон а-ра.

Талмуд утверждает (Сота 42а): «Четырем не дозволено будет стоять в присутствии Шхины: склочникам, лжецам, льстецам и виновным в злословии... «Ибо Ты Б-г, Который не желает беззакония, не водворится у Тебя зло (ра)» (Теилим, 5:5)».

Понятие «беззаконие» характеризует именно последний из перечисленных тип людей, виновных в злословии, как следует из продолжения псалма: «Ибо в устах их нет праведности, в среде их - беззаконие» (там же, 5:10). Говорят мудрецы, что человека, для которого лашон а-ра стал привычкой, называют ра - зло: «Рав Хама бар Ханина сказал: Кто беседует с ближним, обедает с ним, а потом рассказывает о нем лашон а-ра, того Творец называет ра, зло» (Агадат мишлей, 12:1).

Все, что человек говорит в этом мире, записывается Свыше. В мидраше мы находим (Дварим раба, 6:5):

«Пусть не навлекут твои уста вину (грех) на твою плоть» (Коэлет, 5:5). Как? Когда уста злословят, за это наказывают все тело.

«... и не говори посланцу (ангелу), что это была ошибка». Не говори: пойду и скажу лашон а-ра, и никто (кроме слушателя) этого не узнает!

Сказал Святой, благословен Он: знай, Я пошлю ангела, и он будет стоять рядом с тобой и записывать каждое твое слово, сказанное против ближнего.

День 57. Еврей, вообще не соблюдающий заповедей

(27 хешвана - 27 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Еврей, вообще не соблюдающий заповедей

Исходя из изученного, понятны законы лашон ара и по отношению к не соблюдающему еврею.

1.    Еврей, выросший вне традиции, обычно лишен глубокого еврейского образования. Встречался он с ортодоксальной жизнью или нет, общество не дало ему воспринять Тору всерьез. Рамбам сравнивает его с тинок ше-нишба, украденным еврейским ребенком, похитители которого воспитали его на принципах, не соответствующих Торе. Нарушения, которые он совершает, объясняются неведением. Он может относиться к категории амха или амито и говорить о нем лашон а-ра строго запрещено. Наша обязанность - обучать его заботливо и с любовью.

2.    Не соблюдающий еврей, который получил серьезное еврейское образование, обучен ценностям Торы и знает, что поступает плохо, но утверждает, что соблюдать ему слишком трудно, - это «мятежник из-за соблазна». Он часть амха и говорить о нем компрометирующие вещи можно, но только с конструктивной целью.

3.    «Мятежник из-за соблазна» не считается, однако, амито, следовательно, к нему не относится запрет онаат дварим - причинять боль словами (Ваикра 25:17). Разрешается оказать на него социальное давление, чтобы он стал соблюдать закон, даже если это связано с его унижением - но с соблюдением всех требований конструктивной речи.

4.    Классический эпикорес (отступник) хорошо знает закон, но бунтует - он не твой брат (амито), не часть твоего народа (амха). Если есть сегодня эпикорсим, о них, безусловно, можно отзываться негативно.

"Сефер Шмират а-лашон"

Завещание Виленского гаона

Что еще сказать об этом самом серьезном из грехов?

Выражая свою последнюю волю, Виленский гаон писал в нравственном завещании семье:

Человека будут судить за все, малейшая реплика его не будет упущена... Страшнее всего - грех запрещенной речи. Как утверждали наши мудрецы: «Есть грехи, за которые востребуют с человека в этом мире, но главное (основное наказание) постигнет его в Будущем мире... и злословие равносильно им всем».

Что еще сказать об этом самом серьезном из грехов? Стих «Все труды человека - для рта его» (Коэлет, 6:7) мудрецы комментируют так: исполнения всех заповедей и изучения Торы не хватит человеку, чтобы перевесить грехи от его слов (Коэлет раба, 6:6). И дальше они говорят: «Каким ремеслом стоит овладеть человеку в этом мире? Умением подражать немому (Хулин, 89а) и сжимать губы, как жернова».

...Никакое высказывание не избегнет записи Свыше. Небесных ангелов всегда посылают к человеку, чтобы записывать каждое его слово. «Ибо птица небесная донесет твою речь и крылатая перескажет слово» (Коэлет, 10:20). «Пусть не навлекут твои уста вину (грех) на твою плоть, и не говори посланцу (ангелу), что это была ошибка» (там же, 5:5).

День 58. Избегать лицемерия

(28 хешвана -28 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Избегать лицемерия

В ситуациях, допускающих негативный отзыв ради конструктивной цепи, следует избегать двойственного поведения. Нельзя, например, критиковать человека в его отсутствие и одобрять - в его присутствии. Это запрещено. Щадить чувства другого не значит льстить и лицемерить. Надо, выразив ему уважение, тем не менее, четко и определенно не согласиться с его поведением в форме, не задевающей его достоинства.

Если совершенно очевидно, что порицание на нарушителя не подействует и что единственная возможность повлиять на него - это предать его поведение огласке, сначала все-таки желательно поговорить с ним самим, чтобы он не воспринял ваши действия как вероломство.

Правда, это не обязательно. Если есть уверенность, что упрек не произведет впечатления, можно и не обращаться к нарушителю, прежде чем огласить факты. Но тогда необходимо принять все меры, чтобы вас не заподозрили в неискренности. Например, сообщить о его проступках публично (в присутствии, по крайней мере, трех человек) лучше, чем говорить с каждым членом общины с глазу на глаз. Это исключает подозрение, что, общаясь с самим нарушителем, вы станете искать его расположения и поощрять его.

Больше того. Если тот, кто намерен критиковать другого, имеет стойкую репутацию соблюдающего заповеди и всегда высказывающегося прямо и откровенно, он может не опасаться, что его сочтут лицемером, и обсуждать проблему с отдельными людьми, частным образом. И если общеизвестно, что у нарушителя тяжелый характер и публично критиковать его опасно, тоже можно говорить о нем приватно, не боясь подозрений в двуличии.

"Сефер Шмират а-лашон"

Правильный взгляд

Тот, кто следует учению Торы, избежит беспричинной ненависти.

Всякий, кто искренне старается подражать Аарону-а-коэну1, который любил мир и стремился к нему, должен воздерживаться от лашон а-ра и от веры лашон а-ра как истине2. Восприятие злословия как истины ведет к синат хинам (беспричинной ненависти), ссорам и раздорам.

Если человек, которому передадут, что о нем плохо отозвались, или сообщат, что ему причинили ущерб, поверит этому, между ним и тем, о ком ему рассказали, непременно возникнет ссора. Эти люди станут врагами, так что будут искать падения другого и радоваться его несчастью.

А если бы слушатель реагировал, как предписывает Тора, этого бы не произошло. Услышав такое известие, следует предположить, что информация неверна или в ней есть неточности, которые искажают суть происшедшего. Или, может быть, в изложении опущена ключевая деталь, с которой все бы предстало в совершенно ином свете. Как все мы знаем, малейший нюанс может полностью изменить все.

Слушатель, следующий путями Торы, будет искать какое-то оправдание обвиняемому, допустит, что, может быть, у того не было намерения повредить.

Все вышеперечисленные предположения отвратят человека от дурного чувства, и ссоры не будет.

1    Авот, 1:12.

2    Как запрещает стих: «Не принимай лжесвидетельства» (Шмот 23:1).

День 59. Недостатки характера

(29 хешвана - 29 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Недостатки характера

Помочь улучшить котому-то характер - тоже сфера тоэлет, конструктивная цель. Если ваш знакомый нуждается в исправлении каких-то качеств, мицва сделать ему упрек требует высказать его бережно и деликатно.

Случается, человек чувствует, что не способен порицать убедительно. Тогда, если ему известно, что и другие люди сознают недостатки того, кому он собирается сделать замечание, ему разрешается обсудить с ними это, спросить у них совет или предложить им вмешаться. Запрет говорить о ком-то негативно даже с теми, кому эти факты известны, не распространяется на ситуации, где присутствует конструктивная цель.

Если человеку надо проконсультироваться, как лучше подойти к нарушителю, с тем, кто не знает о его недостатках, он может это сделать. Потому что и это для конструктивной цели. Но когда обсуждение не требует имен, их называть нельзя.

Мы уже видели (День 53): если к активному вмешательству в дело привлекают человека, который не знает всех обстоятельств, он сам должен выяснить и проверить все факты, прежде чем действовать.

"Сефер Шмират а-лашон"

Нет доверия сплетнику

Не доверяй сплетнику, не принимай его слова на веру.

Человек, следуя Торе, отказывается считать правдивыми сообщенные ему негативные сведения. Дурное побуждение начинает вкрадчиво его уговаривать: «Как ты можешь не верить? Получается, что ты обвиняешь сказавшего во лжи, в нарушении заповеди удаляться ото лжи?» (Шмот, 23:7).

Ответ таков. Встретив еврея, знающего законы Торы, но откровенно нарушающего их, стали бы вы воспринимать сказанное им о другом человеке как достоверный факт? Что бы он ни сказал? Конечно, нет! Нельзя же доверять слову человека, который явно нарушает волю Всевышнего.

Но еврей, который плохо говорит о ближнем, и есть такой нарушитель. Он нарушает заповедь «Не ходи сплетником в своем народе» (Ваикра, 19:16), а это очень серьезный запрет. Как разъясняет алаха, этот запрет нарушается, даже если человек переносит истинное сообщение. Значит, тот, кто это сказал, виновен в серьезном нарушении, и к нему нет доверия.

День 60. Проблемные ученики

(30 хешвана -1 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Проблемные ученики

Добросовестный учитель нередко считает нужным обсудить особенности учеников с их родителями, коллегами или директором. В такой ситуации особенно необходимо четкое представление о лашон а-ра. Отсутствие должного понимания ведет к двум крайностям: либо к общедоступности информации, когда люди свободно говорят с каждым и о каждом, либо, наоборот, к чрезмерной осторожности, негибкому подходу к шмират а-лашон, что снижает эффективность воспитательной работы.

В целом, область воспитания и обучения детей является сферой конструктивных целей, где сообщение негативной информации об ученике позволено. Но нельзя забывать об условиях, которые при этом необходимо соблюсти.

Решающим здесь является проверка фактов. Учитель, который, считая себя опытным психологом, не проводит тщательного исследования, но с налета диагностирует ученика как глупца или неряху, поступает опрометчиво. Его оценка вызывает разрушительные последствия. Ознакомить с такой непродуманной оценкой других людей значит совершить оцаат шем ра (клевету). К несчастью, встречаются проблемные дети, которые не смогли достичь успеха лишь потому, что в свое время учитель не понял их и наклеенный им ярлык помешал последующим преподавателям воспринять их правильно.

Учитель должен стараться точно понять поведение каждого ученика и не спешить с осуждением. Для этого надо, чтобы ученики чувствовали себя с учителем спокойно и надежно и могли проявляться свободно (разумеется, в рамках правил). Для задушевного разговора с учеником необходимо четкое соблюдение условий 1 - 4 конструктивной речи (День 50). Их надо выдержать также, сообщая о проблеме, иначе можно нанести ребенку серьезный ущерб.

"Сефер Шмират а-лашон"

Возможность заслужить награду

Отнестись к лашон а-ра как к лжи значит приобрести большие заслуги.

Отрицать лашон а-ра как ложь - поступок, который дарит тому, кто отвергает сплетню, большие заслуги, особенно если злые слова были сказаны об уважаемом человеке, высокого духовного уровня. Тана девей Элияу (2, гл. 7) говорит:

Сказано об Йеровоаме бен Йоаш, что он глубоко чтил пророков. Поэтому те народы, которые Всевышний не предал в руки Йеошуа бин Нуна или Давида, царя Израиля, Он предал в руки Йероваама бен Йоаш, как сказано: «Он (Йеровоам) вернул границы Израиля от Хамаса до моря Арава...» (2 Млахим, 14:25).

Почему Йеровоам, идолопоклонник, удостоился такой чести? Потому что не принял лашон а-ра о пророке Амосе. И Б-г сказал: хотя это поколение, как и его лидер, повинно в идолопоклонстве, земля, которую Я завещал Аврааму, Ицхаку и Яакову, будет отдана в его руки.

День 61. Без личных эмоций и обид

(1 кислева - 2 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Без личных эмоций и обид

Если, продумав ситуацию, учитель приходит к выводу, что ему не справиться с проблемами в поведении или учебе школьника без участия директора, педагогов или родителей ученика, он должен поговорить с ними, не откладывая.

Пятое условие конструктивной речи (см. День 50) требует, чтобы намерения говорящего были позитивными, целенаправленными и не определялись эмоциями: гневом или огорчением. Это особенно важно иметь в виду и трудно исполнить, если ученик дерзок, непослушен и часто огорчает учителя.

Как это ни трудно, учитель не должен принимать дерзости ученика на свой счет. Агрессивный ученик, в большинстве случаев, сражается не с учителем. Сталкиваясь с жизненными трудностями, он ведет войну с самим собой.

"Сефер Шмират а-лашон"

Чистое и грязное

Когда известно, что человек не станет слушать лашон а-ра, при нем и не сплетничают.

Человек, отвергающий лашон а-ра как ложь, достигает чистоты и цельности и в занятиях Торой, и в исполнении других мицвот.

Человек, привычно и не без интереса внимающий всякому злословию, рискует потерять тысячи мицвот, которые мог исполнить: например, множество ответов «амен» и «амен, йеи шме раба» во время общей молитвы, или долгие часы изучения Торы, вместо которых слушал злословие. Разносчики слухов готовы предложить свой «товар» в любое время, в любом месте и любому, кто готов слушать: даже в синагоге во время молитвы, в Доме учения во время изучения Торы. Они не прерывают беседы и в самые святые моменты: при произнесении «Кадиш», во время повторения кантором молитвы «Шмонэ эсре» и публичного чтения Торы.

Но если известно, что кто-то не желает слушать злословия, сплетники стараются не только не обращаться к нему непосредственно, но и не сплетничать при нем ни с кем другим.

Кто хочет быть чист от греха лашон а-ра, должен постоянно беседовать с членами своей семьи об обязанности шмират а-лашон. Пусть рассказывает им о великой награде, что ожидает тех, кто старается правильно говорить и не слушать плохого, и о суровом наказании тех, кто нарушает запрет злословия и принимает дурные слова на веру.

День 62. Огорчая ученика

(2 кислева - 3 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Огорчая ученика

Надо приучить себя избегать праздных разговоров в синагоге и зале учения.

И, наконец, учитель должен стараться не причинять ученику ненужных огорчений, хотя алаха разрешает ему, руководствуясь воспитательными соображениями, ударить ребенка или сказать обидные слова. Но при этом Талмуд предупреждает, что нельзя ударить ребенка старшего возраста: он может ответить ударом на удар (что запрещено и большой грех).

А в наше время резкое замечание и телесное наказание, даже в отношении маленького ребенка, скорее воспринимается им как урок насилия, а не дисциплины, и потому применение таких мер следует тщательно взвешивать. Кроме того, язвительное замечание учителя остальные ученики могут понять как унижение ближнего и подорвать все его усилия по воспитанию любви к ближнему и обучению шмират а-лашон.

Словесное или телесное наказание ученика, вызванное его конфликтом с другими детьми, допустимо только в том случае, если его воздействие будет, безусловно, полезным для роста и развития ученика.

Как уже говорилось выше (День 26), учитель должен помнить: негативная информация об ученике, сказанная кому-то или ему самому, создает долговременный эффект. Обязательно учитывать, как это повлияет на мнение ученика о себе и мнение других учителей о нем.

"Сефер Шмират а-лашон"

Совет, полезный всем и каждому

Вот совет каждому, кто хочет уберечься от запрещенных речей: приучайтесь избегать праздных разговоров в бейт-мидраше (зале учения) и бейт~а-кнесете (синагоге). Такая привычка полезна во многих отношениях:

1.    Человек делает большую мицву, демонстрируя уважение к грозной святости этих мест1.

2.    Изучение Торы и молитва не прерываются (см. День 61), молящийся ни разу не забудет ответить Амен или Йеи гиме раба, а ведь каждый из этих упущенных ответов представляет собой невозместимую ценность и, вдобавок к этому, пренебрегать таким ответом - большой грех.

3.    Соблюдающий еврей обычно проводит в синагоге примерно четыре часа ежедневно. Это время трех ежедневных молитв и занятий после них, потому что большинство мужчин остаются там, молясь и занимаясь самостоятельно, и по окончании общих молитв2. Еще два часа еврей проводит в бейт-мидраше, изучая Тору: получается шесть часов, четверть суток.

Значит, тот, кто не отвлекается на светские разговоры в местах служения Творцу, благодаря этому четвертую часть жизни проводит в изучении Торы и молитве, избегая всех видов запретной речи.

4. Приучив себя избегать болтовни в эти шесть часов, человеку будет относительно легко не говорить лашон ара и весь остальной день.

1 Тора говорит: «Соблюдайте Мои субботы и почитайте Мое святилище: Я Г-сподь» (Ваикра, 26:2). Статус синагоги и зала учения как «малых святилищ» требует уважения. «Человек не должен вести себя в синагоге легкомысленно: ни есть там, ни пить, ни прихорашиваться, ни ходить взад-вперед, ни прятаться летом от жары или в дождливый сезон от дождя...» (Мегила, 28а). Под «легкомыслием» понимаются светские разговоры, например о бизнесе (см. Шулхан арух, Орах хаим, 151:1).

2 Хафец Хаим, когда писал эту книгу, говорил о рядовом еврее конца девятнадцатого века.

День 63. Сообщить о преступлении

(3 кислева - 4 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Сообщить о преступлении

Второй тип конструктивного намерения - стремление помочь тому, на ком болезненно отражается дурное поведение другого человека.

Для того, кто видит, что один еврей наносит материальный убыток другому, стремление обеспечить компенсацию - конструктивное намерение. Поэтому ему разрешено рассказать о том, что произошло. Убедившись, что все факты верны, и поговорив с нарушителем, человек должен определить, что произойдет, если он сообщит о происшедшем, и оправдывает ли алаха такой результат.

В светском цивилизованном обществе обычная реакция на преступление - информировать власти. Но передача еврея в руки светской власти может привести к тому, что он будет наказан не по закону Торы. Например, по установкам Торы тюремное заключение как наказание за денежный ущерб недопустимо. Информация, которая приведет к аресту и заключению еврея, может оказаться доносом, мальшинут. Сообщить о человеке властям, предотвращая ущерб другим, можно только в случае, если ясно, что он опасен и представляет угрозу для окружающих. Вопросы такого рода очень сложны и тонки и требуют консультации с алахическими авторитетами.

"Сефер Шмират а-лашон"

Разговор во время чтения Торы

Разговор во время чтения свитка Торы является одновременным нарушением многих строгих запретов.

К сожалению, праздные разговоры - это чаще всего рассказы, от начала до конца полные лашон а-ра. Начав такой разговор в синагоге, в «паузе» перед выносом свитка, рассказчик не прекращает своего повествования и потом, злословя и во время чтения святой Торы. А если такой рассказчик - один из уважаемых членов общины, который сидит на почетном месте у восточной стены, то его грех очевиден для всех и такой человек виновен в публичном осквернении Имени Творца в присутствии десяти евреев. А это самая тяжелая форма хилуль Ашем.

Сколько же заповедей нарушил этот человек?

1.    Запрет лашон а-ра - кроме многочисленных сопутствующих этому заповедей, предписывающих и запрещающих.

2.    Запрет «Не оскверняйте Мое Святое Имя» (Ваикра, 22:32), причем публично.

3.    Заповедь слушать чтение Торы, не пропуская ни одного стиха и ни одного слова. Такой пропуск - уже большой грех. Мудрецы учат, что даже выходить из синагоги, когда там идет чтение Торы, нехорошо. Насколько же больше грех того, кто присутствует в синагоге, но игнорирует слово Живого Б-га! Для него жажда пустой болтовни и пересудов перевешивает слова Торы! А если это еще и происходит в шабат, как часто бывает, то нарушение оказывается много серьезнее, чем в будний день, как сказано в наших святых книгах.

Ко всему этому добавляются пустые разговоры в бейт-кнесете и бейт-мидраше - серьезный грех, как говорит Шулхан арух, особенно когда разговор содержит лашон а-ра!

День 64. Вызов в раввинский суд

(4 кислева - 5 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Вызов в раввинский суд

Тора требует, чтобы имущественные споры между людьми рассматривал раввинский суд, бейт-дин. Разрешается оказывать социальное давление на людей, чтобы они пришли на суд Торы. Причем в отношении категории амито (см. День 55) запрещено прибегать к унижающим средствам.

Человека, который по ошибке считает, что имеет право на деньги другого, следует поправить, но он не мумар ле-ахис (не бунтующий грешник). Он не заслуживает позора, поэтому надо обсудить эту проблему с тем, кто имеет на него влияние, объяснить, что существует денежный спор, в котором он является одной из сторон, и сообщить, что ему следует явиться в бейт-дин для разбирательства.

В отличие от частного лица, бейт-дин имеет право оповестить, что некто отказывается исполнять постановления суда или предстать перед ним. Как уже упоминалось, общественное воздействие часто является единственным средством принуждения, которым располагает бейт-дин.

"Сефер Шмират а-лашон"

Побуждая других грешить

Тора подчеркивает важность заботы о нуждах ближнего.

Наши мудрецы строго осуждают действия хоте у-махти -«грешника, побуждающего к греху». «Побудить другого человека к греху - хуже, чем убить. Убивая, человек лишает другого только этого мира, а, склоняя к греху, лишает и этого, и будущего мира» (Сифре, Дварим, 23:8). Поэтому говорить запрещенные вещи значит не только нарушать целый ряд законов Торы о злословии, но и совершать еще одно чрезвычайно серьезное преступление -побуждать другого человека к греху, склоняя его слушать и принимать лашон а-ра.

Тора подчеркивает важность заботы о нуждах ближнего. Например, запрещено игнорировать предмет, потерянный другим евреем. Даже если он стоит гроши и даже если человек не знает о своей потере, мы обязаны поднять этот предмет и возвратить его владельцу.

Если Тора придает такое значение заботе об имуществе ближнего, которое имеет цену лишь в этом, временном мире, насколько же больше мы должны заботиться о его душе, которая живет вечно! Ни при каких обстоятельствах мы не смеем причинять ему духовный ущерб, побуждая его к греху.

День 65. Самосуд

(5 кислева - 6 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Самосуд

Мы видели, что бейт-дин имеет право пользоваться определенными способами общественного нажима, чтобы человек подчинился его решению. Но нельзя применять это средство в обход судебного процесса, чтобы, скажем, вынудить вора вернуть украденное.

Общине запрещено поддерживать одну из сторон в денежном вопросе, основываясь на чьих-то словах: только псак бейт-дина (постановление религиозного суда) может быть достаточным основанием для этого. Поэтому правильно - обеспечить явку обеих сторон в бейт-дин, и неверно - оказать насилие по личной инициативе, чтобы помочь тому, кого человек считает правым.

"Сефер Шмират а-лашон"

Обманщик приходит в город

Слушать сплетни, может быть, и приятно, но цена за это удовольствие слишком высока.

Любители позлословить оправдывают свое греховное поведение тем, что их охотно слушают и что они доставляют слушателю удовольствие. Более того, увлекательный разговор делает рассказчика и слушателя друзьями. Так можно ли говорить, что сплетник причинил слушателю вред, если они так приятно провели время?

Ложность такого рассуждения видна на следующем примере.

В городе появился мошенник и представился уважаемым в своей общине человеком. Когда в город приехал его прежний земляк, плут приветствовал его как старый друг и пригласил в местную гостиницу, где они смогут приятно провести время. В гостинице обманщик сказал: «Я так рад тебя видеть! Это надо отметить. Ступай к стойке, заказывай, что хочешь, пусть подадут нам лучшее, что у них есть! Я плачу».

Ели-пили, наелись до отвала. А потом жулик выскользнул за дверь и предоставил гостю платить по счетам. Бедняга пытался объяснить хозяину, что случилось, но тот и слушать не стал. «Я одно знаю, - сказал он, - ты подошел к стойке, ты заказал всю эту еду и напитки. А что произошло между тобой и приятелем, меня не касается. Плати!»

Слушающий лашон а-ра не испытывает вражды к рассказчику, который доставляет ему «бесплатное» развлечение. Он видит перед собой человека, который выделил его среди других, доверился ему, сообщает секреты, не доступные другим.

Однако так дело выглядит в нашем мире, пока «лавка открыта, и Продавец отпускает в кредит». А в будущем мире «(бухгалтерская) книга раскрыта... и сборщики... взыскивают долг» (Авот, 3:20). Тогда придется предстать перед судом за то, что слушал и верил запрещенным речам. Каждое слово было записано, и за каждое придется дорого заплатить.

День 66. Недовольство судебным решением

(6 кислева - 7 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Недовольство судебным решением

Свидетель, давший суду обвинительные показания против человека, которого суд, тем не менее, полностью оправдал, не должен критиковать решение суда. Суд, состоящий из знатоков Торы, сделал все возможное, чтобы методами, предписанными алахой (опираясь на свидетельства двух кашерных евреев), установить факты, и принял решение в соответствии с еврейским законом, изложенным в Шулхан арухе. Так свидетель и должен отнестись к решению суда.

Если очевидцем преступления был только один человек, его свидетельство может не иметь силы, какими бы убедительными ни были его доводы. Более того, необходимо признать, что реальность этого мира именно такова: люди не в состоянии установить и реализовать абсолютную справедливость, и, конечно, Творец восполнит недостатки людского правосудия.

Разумеется, тому, кто проиграл тяжбу, трудно признать объективность бейт-дина. Но ставить под сомнение компетентность суДа или обвинять его в необъективности - значит нарушать запрет - оцаат иг ем ра, распространять клевету.

Тем не менее, если человек считает, что решение - результат процессуальной ошибки, он может обратиться за советом к авторитетному раввину и попросить его разобраться в деле.

"Сефер Шмират а-лашон"

Неописуемая низость

Вся низость преступления сплетника не поддается описанию.

Наши мудрецы учат: «Лашон а-ра убивает троих: того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком говорят» (Йерушалми, Пеа, 1:1).

Злословящий совершает сразу много грехов, потому что у таких людей в обычае собирать вокруг себя целую толпу, чтобы сообщить «последние новости». Сплетники - мастера своего дела. Они умеют рассказывать так интригующе и убедительно, что им верят, принимают их слова как факт и передают другим. Более того, получающие удовольствие от подобных рассказов, перенимают эту привычку, и сами становятся распространителями новых и старых слухов.

Невозможно выразить словами всю глубину греха таких людей. Они причиняют несказанный вред себе и всем, кто их слушает и передает лашон а-ра дальше. Преступление такого человека часто усугубляется тем, что он украшает свои речи издевкой и ложью, которые, если и не унизительны, то, во всяком случае, запрещены.

Мишна говорит: «Тора наказывает всякого, кто присоединяется к нарушителям, как самих нарушителей» (Макот, 1:7). Отсюда понятно, что тот, кто по собственному желанию присоединился к сплетникам, будет за это наказан и признан Свыше одним из «сообщества грешников» (Цваат раби Элиэзер, 7).

День 67. Права жертвы

(7 кислева - 8 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Права жертвы

Выше (День 63-66) говорилось: даже если человеку ясно, что некто нарушил имущественные права другого, он не имеет права добиваться справедливости методами, не соответствующими еврейскому закону.

Это правило относится не только к свидетелю преступления, но и к жертве.

Тот, кто подозревает, что стал жертвой обмана, и выяснил после проверки, что имеет все основания предъявить обманщику претензию или иск, не должен, тем не менее, публично выступать против человека, которого обвиняет в обмане, чтобы добиться возмещения убытков.

Скорее, он должен лично подойти к нему, а, если необходимо, проконсультироваться с раввином. При этом если возможно, имя обвиняемого не следует называть.

Свидетель также не должен сообщать жертве имя нарушителя, если допускает, что жертва воспользуется неалахическими методами, чтобы вернуть свои деньги.

"Сефер Шмират а-лашон"

Пустая болтовня

Мудрый человек - прежде чем действовать - продумывает, насколько достойными являются действия, которые он намерен предпринять.

Один из известных мудрецов Торы советует: летним субботним днем, когда после третьей трапезы, которая кончается задолго до темноты, люди выходят пройтись и подышать свежим воздухом, не останавливаться у синагоги или дома учения, беседуя с кем-то. К двум людям непременно присоединится третий, за ним - четвертый, глядишь, уже собралась большая группа. Каждый старается рассказать что-то занимательное, и, в конце концов, разговор сводится к лашон а-ра и легкомысленной болтовне. Кого винить за это? Тех двоих, что начали разговор.

Мудрые люди обдумывают характер своих действий, прежде чем действовать.

Наши мудрецы учат: «Праведный человек ищет благо во всем, чем они грешат» (мидраш Танхума, Бешалах, 24). Первое, что должен сделать каждый, кто склонен принимать или говорить лашон а-ра, - избавиться от привычки сидеть среди людей, предающихся пустым разговорам. По мнению Шла, именно это советуют слова Торы «ло телех рахиль бе-амха» («не ходи сплетником в твоем народе») (Ваикра, 19:16). Слова эти можно интерпретировать и так: рахиль (сплетник), не ходи в твоем народе (среди тех, кто тоже любит сплетничать и побуждает тебя к греху).

Дар речи нужен человеку, чтобы побуждать своих братьев хранить верность Торе и заповедям и гасить раздоры между евреями.

День 68. Психологический и эмоциональный ущерб

(8 кислева - 9 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Психологический и эмоциональный ущерб

Потребность излить душу в разговоре, чтобы избавиться от психологического и эмоционального дискомфорта, знакома всем. Этот тип речи считается конструктивным, и выслушать ее значит помочь человеку изжить психологический и эмоциональный ущерб.

Человеку, который страдает эмоционально или психологически, разрешено искать подходящего помощника, даже если разговор с ним предполагает обсуждение людей и событий, которое в другом случае считалось бы лашон а-ра. При этом, если возможно, имена следует опускать и сообщать только самое необходимое.

Хафец Хаим считает попытку огорченного и подавленного человека стряхнуть с себя душевный гнет, поведав кому-нибудь его причины, конструктивной целью. Надо, однако, понимать, что речь здесь идет только об очень трудных ситуациях, а не о мелких неприятностях или повседневных житейских трудностях.

"Сефер Шмират а-лашон"

Убежать, чтобы спастись

Как от огня, бегите от праздных болтунов.

Всякий, кто боится Б־га, не станет общаться с людьми, в чьем отношении к слову он не уверен. Пустых разговоров в таких кампаниях надо бежать, как огня. Какой смысл сидеть в обществе, если знаешь, что каждую минуту должен будешь останавливать своих собеседников, чтобы они не вели запретных разговоров? А если станешь слушать их разговоры молча, заслужишь наказание? Сказал рабейну Иона (Шаарей тшува, 3:197):

Представим себе человека, который слышит лашон а-ра, или какие-то вульгарные вещи, или, находясь среди насмешников, - неуважительные остроты на темы Торы и заповедей. Зная, что эти острословы упрямы, испорчены и проигнорируют любое замечание, он предпочитает молчать. Но тогда он будет наказан за то, что не порицал их, ибо его молчание могут понять как знак согласия. Он обязан резко осудить их, продемонстрировав уважение к Торе и заповедям или к праведному человеку, над которыми они смеялись. Эта обязанность - достаточная причина, чтобы покинуть общество грешников, не слушать их злословия и не отвечать им.

Поэтому царь Шломо сказал: «Не завидуй злым людям и не желай быть с ними. Ибо о насилии помышляет их сердце, и о зле говорят их уста» (Мишлей, 24:1-2).

День 69. Помощь обиженному

(9 кислева -10 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Помощь обиженному

Разрешено отрицательно отозваться о том, кто словом глубоко ранил другого человека, если это говорят, чтобы успокоить обиженного. Боль словесного оскорбления можно уменьшить, сказав, что обидчик не настолько умен и сведущ, чтобы относиться к нему и его словам серьезно.

Позднее важно помочь жертве понять характер и проблемы обидчика, чтобы он научился безболезненно общаться с ним - и такие инциденты больше не повторялись.

"Сефер Шмират а-лашон"

Держать дистанцию

Мало тебе страданий за свои грехи, ты хочешь страдать и за чужие?

Приведенный ниже пример показывает, какой стыд придется пережить человеку, проводящему время «в собрании легкомысленных».

Группа людей весело проводила время в беседе. Внезапно явилась полиция и одного из них, человека сомнительной репутации, арестовала по подозрению в каком-то преступлении. На него надели наручники, отвели в участок и приступили к допросу. Обвиняемый все отрицал. Тогда в участок для дачи показаний привели и всех тех, кто с ним общался. Их также подвергли настойчивому и интенсивному допросу, надеясь обнаружить улики, подтверждающие вину арестованного. Конечно, эти люди понимали, что их никто и ни в чем не обвиняет. И все же они очень и очень жалели, что связались с тем подозрительным типом. Держались бы от него подальше, не пришлось бы теперь переживать страх и унижение. В итоге их, само собой, отпустили, но хотя им не причинили никакого ущерба, они твердо решили про себя, что никогда больше не будут иметь дела с тем негодяем.

Как же нужно избегать тех, кто злословит и разносит слухи! Если человек чувствует свою слабость и боится, что может оказаться в числе изгоев, он должен сказать себе: «Мало мне страданий за свои грехи, надо пострадать и за чужую вину?»

День 70. Предупредить об опасности

(10 кислева -11 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Предупредить об опасности

Тора повелевает нам: ло таамод аль дам реэха - «не стой на крови твоего ближнего» (Ваикра, 19:16) - мы обязаны самоотверженно спасать еврея от физических и душевных страданий и от материального ущерба.

Если потенциальная жертва не подозревает об угрожающей ей опасности, мы обязаны предупредить ее, даже если наши слова негативно отразятся на тех, от кого исходит эта угроза. В таком случае мы не только имеем право, но обязаны это сделать.

При этом, разумеется, надо убедиться, что соблюдены все условия, которые делают сообщение конструктивным (см. Дни 42-50).

"Сефер Шмират а-лашон"

Спор

Спор неизбежно ведет к серьезным прегрешениям.

Совершенно очевидно, что человек должен всеми силами избегать споров. Споря и ссорясь между собой, евреи совершают тяжелый грех, который влечет за собой и другие серьезные нарушения, это - лашон а-ра и рехилут1, беспричинная ненависть {синат хинам), словесное насилие и мучительство {онаат два-рим), унижение ближнего и проявление мстительности. И еще зависть, желание несчастий, стремление лишить человека средств и жизненных сил. Иногда спор ведет и к хилуль Ашем, осквернению Имени Всевышнего, чрезвычайно тяжелому греху.

В споре нередко прибегают к лести, чтобы привлечь на свою сторону окружающих, издевкой и насмешкой стараются восстановить людей против недруга. А ведь мудрецы предупреждают, что насмешника Свыше наказывают страданием, а конечным результатом этого греха может быть уничтожение (см. Авода зара, 18б).

Как бы ни старались спорщики вести себя сдержанно, рано или поздно в пылу они все равно совершают некоторые или даже все перечисленные нарушения. Эта истина, увы, известна всем.

У злого побуждения есть два способа поймать в западню человека, даже стоящего на высоком духовном уровне: гнев и жажда победы. Если эти деструктивные эмоции захватывают человека, он готов воспользоваться и явно недостойными, противоречащими Торе способами борьбы. Все средства тогда становятся хороши. Человек найдет множество объяснений, почему такое поведение правомерно и даже, в конце концов, сочтет, что выполняет мицву (предписанный поступок) - покрыть позором противника, который «по всем законам» не заслуживает жалости.

1 Злословие, которое ссорит людей. См. законы рехилута в этой книге.

День 71. Возможный ущерб

(11 кислева - 12 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Возможный ущерб

В отличие от других вариантов ле-тоэлет, ради защиты человека от возможного ущерба разрешается передать ему информацию даже не из первых рук. Человек, услышавший, что еврей замышляет зло против другого еврея, может предупредить об этом потенциальную жертву.

Надо, однако, помнить, что о подозрении, основанном на слухе, нельзя говорить как о факте. Следует ясно сказать: это сообщение основано на непроверенных сведениях из вторых рук и может оказаться ложным.

Хафец Хаим считает, что тот, кто не предупреждает ближнего еврея об опасности, нарушает заповедь: «Не стой в стороне, когда проливают кровь твоего брата». Но полагает, что это утверждение не распространяется на случаи, когда человек не может лично проверить, действительно ли опасность существует.

Тем не менее, надо передавать даже информацию из вторых рук, если это может избавить человека от ущерба.

"Сефер Шмират а-лашон"

Саморазрушение

Невозможно вполне описать всю разрушительность спора.

В своей последней воле (завещании) Рамбам пишет: «Пророки пророчествовали, мудрецы говорили многие слова мудрости о греховности споров - и не исчерпали всей глубины». Невозможно во всей полноте описать разрушительность спора, поэтому приведем здесь лишь несколько высказываний наших мудрецов, и пусть каждый, кто умеет думать, разовьет их мысленно дальше. Мидраш рассказывает:

«Рае Берахья сказал: Как разрушителен спор! Небесный Суд не выносит наказания [человеку в возрасте] до двадцати лет; [еврейские] земные суды не наказывают [мужчин] до тринадцати лет; но в споре Кораха земная бездна поглотила даже младенцев, как сказано: «...со своими женами, детьми и младенцами... Разверзла земля свои уста и поглотила их с их домашними... они и все, что было у них, согили живыми в расселину» (Бемидбар, 16:27, 32-33).

Мудрецы учили:

«Четырех называют грешниками: того, кто поднял руку на ближнего, даже если не ударил; того, кто берет в долг и не отдает; наглого, который не смущается тех, кто выше него, и спорщика. О последнем сказано: «Отойдите от шатров этих грешников (Кораха и его сообщников)» (Бемидбар, 16:26).

Сильнейшее чувство стыда поразит зачинщика спора! Разве простит человек, если его назовут раша (злодей, грешник), даже не на людях? Так не исполнится ли стыда за то, что сам навлек на себя это определение?

День 72. Слух об угрозе

(12 кислева -13 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Слух об угрозе

Вот очевидный случай, когда требуется передать негативную информацию: человек услышал, что против кого-то злоумышляют.

Как говорилось, при угрозе еврею передают даже сведения из вторых рук. Но и для этого есть определенные условия.

Прежде всего, надо убедиться, что дело серьезное, а не просто плохая шутка.

Передать о человеке негативную информацию (см. День 45) разрешается, если предварительный разговор с ним ничего не дал. Предпринимают такой разговор, только если есть надежда изменить позицию злоумышленника - иначе это лишь побудит его видоизменить замысел, чтобы он не был раскрыт.

Остальные условия, которые позволяют говорить о человеке негативно, - это обычные условия конструктивной речи: У человека должно быть только одно желание - предотвратить ущерб (а не, например, удовольствие сразить заговорщика). А если есть альтернативы, среди которых не раскрывать его имя -нужно выбрать этот путь. Кроме того, необходима уверенность в том, что ему не причинят незаслуженный ущерб. Если потенциальная жертва известна бурным темпераментом, и можно предполагать, что он отомстит, не следует ему об этом сообщать. Нужно найти другой способ защиты, не ставя под угрозу злоумышленника. (Случай о том, кто слышит о заговоре, подробнее обсуждается позднее, в законах о рехилут.)

"Сефер Шмират а-лашон"

Работа Сатана

Раздор порождает безмерную сердечную боль и страдания.

Большая часть усилий Сатана направлена на разжигание ссор и на их поддержание. Талмуд рассказывает:

Жили два человека, которых Сатан постоянно подстрекал, и они ссорились (перед каждой субботой). Раби Меир посещал их и удерживал в эти дни три раза, пока не помирил. А потом услышал, как сказал Сатан: «Горе этому раби Меиру за то, что изгнал одного (Сатана) из его дома (места, где его прежде привечали)!» (Гитин, 52а)

Мидраш показывает пагубность раздора, комментируя слово махлокет (спор, ссора) как аббревиатуру первых букв ряда понятий. А именно: мака (казнь, удар, наказание); харон (ярость); ликуй (несчастье); клала (проклятие) и тахлит - конец. Ибо, в конечном итоге, спор и ссора приводят к уничтожению человека.

Чем выше уровень спорщика, тем больше его грех. Поэтому Тора отмечает: те, кто присоединился к Кораху в его споре с Моше-рабейну и Аароном, были «начальники общины... люди именитые» (Бемидбар, 16:2).

День 73. Защита интересов потребителя

(13 кислева - 14 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Защита интересов потребителя

Важная и чувствительная сфера предупреждения ущерба -защита интересов потребителя. Она относится к категории конструктивных целей, ради которой разрешается передавать негативную информацию.

Не следует считать, что если хозяин магазина недодал сдачу или взял деньги за лишний товар, который не был куплен, то он нечестен или беспечен, - все мы допускаем ошибки. Но, когда такие вещи случаются часто, надо обратить на это внимание владельца магазина и предупредить: если так будет продолжаться, придется сообщить об этом его клиентуре. Если после предупреждения ситуация не изменится, надо предостеречь покупателей, чтобы они тщательно пересчитывали сдачу и проверяли чеки во избежание ошибок. Запрещено заявлять, что этот человек нечестен, даже если есть основания для таких подозрений: покупателям достаточно знать, что он невнимателен (или не силен в арифметике), чтобы принять все необходимые предосторожности.

Запрещено информировать об этом людей вспыльчивых, способных перевернуть все в лавке во имя справедливости.

"Сефер Шмират а-лашон"

Когда Небеса неумолимы

Творец прощает множество страшных грехов, но не вражду.

Наши мудрецы говорят (Мидраш раби Элиэзер, гл. 4):

В трех случаях Святой, благословен Он, прощал идолослужение, но не прощал ссору.

Идолопоклонство возникло в дни Эногиа. Говорит Тора: «Тогда начали называть именем Г-спода» (Берешит, 4:26). Б-г спас это поколение (от полного истребления) только потому, что между людьми существовало единство. А в поколении Потопа распространилась вражда, о чем свидетельствуют повсеместные грабежи. И это определило его судьбу, как сказано: «И пришел конец всякой плоти предо Мной, ибо наполнилась из-за них земля грабежом; и вот, Я истреблю их с земли» (там же, 6:13).

В Пустыне Б-г простил грех Золотого Тельца, но не ссору между людьми. Где бы ни произошел спор, за ним следует великое наказание. Яркий пример тому - Корах.

Когда воздвигли идол Михи, Б-г дал народу время раскаяться, ибо люди жили в мире: «Сыновья Дана воздвигли идола, а Йонатан, сын Гершома, сына Менаше, со своими сыновьями были священниками в колене Дана до дня изгнания из этой страны» (Шофтим, 18:30). Но когда десять колен стали враждовать с коленами Йеуды и Биньямина, они сами покарали друг друга: «Побили их Авийа и народ его, нанеся сильное поражение; пало убитых у Израиля пятьсот тысяч отборных людей» (2 Диврей а-ямим, 13:17). А когда согрешили колена Йеуды и Биньямина, на них напали десять колен. Как сказано: «Пеках, сын Ремальяу, убил сто двадцать тысяч евреев в один день» (там же, 28:6).

Так враждующие стороны стали наказанием друг для друга.

День 74. Более выгодная покупка

(14 кислева - 15 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Более выгодная покупка

Разрешается сообщать друзьям и близким знакомым, что в другом магазине - не в том, где они покупают обычно, - можно приобрести более дешевые товары и лучшего качества.

Для этого необходим ряд условий.

Надо располагать информацией из первых рук. (Если таковой нет, человек должен сказать, что слышал об этом, но сам не проверял, см. День 43.)

Надо быть уверенным, что в другом магазине товары действительно лучше (ярлыки и фирменные знаки не всегда это доказывают). При большой разнице в ценах надо убедиться, что более дешевый товар не уступает в качестве дорогому.

Полностью следует исключить подозрение в том, что дешевая лавка торгует незаконно приобретенным товаром (краденым) - галаха запрещает им пользоваться.

Сообщая о лучшем месте для покупок, важно не допустить никаких намеков на то, что первый торговец завышает цены или виноват в продаже некачественных товаров, говорить следует безо всякого осуждения.

Поскольку люди обычно негативно воспринимают высокие цены, такая информация может принести ущерб репутации и достоинству продавца и ее можно передавать только в конструктивных целях - лишь тем, кто собирается сделать покупку. Простое упоминание таких вещей «для разговора» - это лашон а-ра.

И, наконец, надо взвесить, почему вы вообще считаете нужным это сказать. Может быть, лучше не вмешиваться, учитывая, что это может повлиять на доход продавца.

"Сефер Шмират а-лашон"

Мир в двух мирах

Когда царит мир среди легионов Творца в этом мире, царит мир и в Небесных легионах.

Сефер Маалот а-мидот (24) размышляет:

Какой ущерб наносит ссора! Она может загубить всю жизнь. Ссора между пастухами Авраама и Лота заставила его уйти от Авраама и поселиться в Сдоме, где он чуть не погиб со всеми жителями города.

Наши мудрецы учат (Дерех эрец зута, гл. 9):

«Дом, где ссора, будет разрушен. Синагога, где раздор, увидит, как рассеялась ее община, и постепенно опустеет. Город, в котором распри, станет местом кровопролития. Двое ученых в одном городе или город с двумя раввинскими судами, которые враждуют, - их концом будет смерть. Более того, вражда между этими судами принесет разрушение миру. Ибо, когда среди легионов Творца в этом мире царит мир, царит мир и в легионах Небесных, как сказано: «Выстроил Он в Небесах Свои чертоги, а союз Его основан на земле» (Амос, 9:6). Когда же «построены» Его верхние чертоги? Когда «Его союз основан на земле»? Когда еврейский народ пребывает в мире.

День 75. Небезопасные продукты

(15 кислева -16 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Небезопасные продукты

Разрешается предупреждать людей, что продукт опасен, если это вполне достоверно.

Но называть его небезопасным можно лишь, если это разумно по нормальным стандартам употребления (см. День 43, условие второе). Следует учитывать, что многие вещи опасны, если ими неправильно пользоваться, и многие хорошие продукты могут причинить вред, если употреблять их без меры. В таких случаях клеймить их как «опасные» неправильно.

Если информация получена не из первых рук, об этом надо упомянуть (см. День 43).

Когда речь идет о товарах, производитель которых - еврей, прежде всего, об этом надо сказать ему самому (см. День 45).

Несоблюдение этих условий превращает информацию в лашон а-ра, потому что она приносит вред и производителю, и потребителю, который без нужды воздерживается от приобретения данной продукции.

"Сефер Шмират а-лашон"

Пренебрежительные замечания о знатоке Торы Грех посрамления ученых Торы привел к разрушению Иерусалима.

Ссора с евреем - грех. Но особенно он велик, если человек враждует с мудрецом, знатоком Торы. И еще больше, если недружелюбие проявлено к собственному учителю Торы.

Когда люди враждуют, они начинают унижать друг друга, а к тому, кто так поступает по отношению к талмид-хахаму, относится стих: «Ибо слово Г־спода он презрел, заповедь Его нарушил. Истреблена будет душа эта, грех ее на ней» (Бемидбар, 15:31).

Талмуд передает (Шабат, 119б), что грех посрамления ученых Торы привел к разрушению Иерусалима, как сказано: «Но они высмеяли посланцев Г-спода, презрели Его слова и выставили на посмешище Его пророков. И поднялся гнев Творца против Его народа, и нельзя было успокоить» (2 Диврей а-ямим, 36:16).

Талмуд продолжает: «Рав Йеошуа бен Леви сказан: Кто говорит неуважительно о покойном ученом Торы, заслуживает Геинома» (Брахот, 19а).

День 76. Кашерность продукта

(16 кислева -17 сивана)

"Сефер Хафец хаим"

Кашерность продукта

Одна из самых щепетильных тем конструктивной речи -тема кашерности - соответствия пищевого продукта еврейским законам о питании.

Выраженные вслух без достаточно серьезных оснований сомнения в надежности экшера (раввинского удостоверения кашерности) являются лашон а-ра. Если есть основания подозревать, что экшер не надежен, это следует обсудить с компетентным раввином. И иметь в виду, когда рав говорит, что не стоит есть пищу с данным экшером, это не значит, что ее вообще нельзя есть евреям. Рав общины определяет статус еды именно для членов своей общины, направляя их иногда к известному алахи-ческому авторитету (посеку), чтобы тот дал им свое заключение.

В случае, когда производителем продукта является местный религиозный еврей, который заявляет о его кашерности, но не просит на него экшера, надо быть особенно осторожным, прежде чем объявить этот продукт некашерным. Только местный раввин или посек имеют право определить статус продукта, внимательно исследовав все факторы.

Вынудить еврея закрыть бизнес - очень серьезное дело, и предотвратить такую ситуацию иногда важнее, чем соблюсти хумрот (необязательные устрожения закона), принятые в данной общине.

"Сефер Шмират а-лашон"

Игра с огнем

Возбудить спор с раввином или учителем Торы - значит играть с огнем.

Талмуд рассказывает:

Рав Хисда сказал: Кто спорит со своим учителем Торы (и подбивает других присоединиться к нему), словно спорит с Шехиной (Б-жественным Присутствием), как сказано (о бунте Кораха против авторитета Могие): «...когда восстал он против Г-спода» (Бемидбар, 26:9). Рав Хама бар Ханина сказал: Кто возбуждает спор против своего учителя Торы, как будто начал спор против Б-жественного Присутствия, как сказано: «Это воды раздора, где сыны Израиля спорили с Г-сподом» (там же, 20:13)... Рав Ханина бар Папа сказал: Тот, кто возбуждает жалобы на своего учителя - как будто жалуется на Б-жественное Присутствие... Рав Абагу сказал: Кто сомневается в своем учителе - как будто подозревает Б-жественное Присутствие.

Эти высказывания перечислены по нисходящему уровню тяжести прегрешения. Но мы видим, что даже сомневаться в своем учителе Торы - очень серьезный грех.

Как глупы те, кто затевает споры против своего раввина или главы раввинского суда своего города, игнорируя строгое наказание, которое следует за такое прегрешение в этом и будущем мире!

Веление «Уважай старца» (Ваикра, 19:32) требует, чтобы мы уважали мудрецов Торы. Комментируя это, мидраш (Бемидбар раба, 15:31), резко выступает против тех, кто не оказывает своему раву должного уважения. Ясно, что затеять спор между общиной и ее раввином - грех намного более серьезный и требует большего наказания.

День 77. Снимая вину с себя или с другого

(16 кислева - 17 сиван)

"Сефер Хафец хаим"

Снимая вину с себя или с другого

Негативный отзыв может понадобиться при защите человека от ложного обвинения, когда для его оправдания приходится сообщить, как все было на самом деле. Допустимость или недопустимость такого высказывания зависит от обстоятельств.

Если преступление относится к разряду, когда алаха требует, чтобы свидетель сообщил жертве или другим людям об извращении истины, он должен это сделать.

Когда, чтобы снять ложное обвинение, достаточно рассказать суть дела, не называя имен, указывать виноватого запрещено. Обвиняемый должен заявить о своей невиновности, не обвиняя никого другого.

Если виноватым может быть лишь один из двух и отрицание вины равносильно обвинению другого человека, тогда разрешается сообщить о своей невиновности только в серьезном проступке. А когда ложное обвинение представляет собой, в сущности, безобидное замечание или действие, обвиняемому не следует оправдываться, иначе он окажется обвинителем человека, который ни в чем особенном не виноват.

Мидат хасидут (закон не обязывает, но это благочестиво) -промолчать в ответ на обвинение во всех случаях, когда раскрытие виновного не конструктивно - не так уж важно. Но принимать на себя обвинение не следует, если оно компрометирует общину или соблюдающих евреев в целом, иначе произойдет хи-луль Ашем, осквернение Имени Всевышнего.

"Сефер Шмират а-лашон"

Трагедия ссоры

Особенно трагично то, что участники ссоры вовлекают в нее своих жен и детей.

Есть что-то странное в людях, склонных к ссорам. Они не знают покоя.

Посмей только кто-нибудь, скажем, тронуть их ребенка -они с яростью набрасываются на обидчика. А уж если, не дай Б-г, случилась между детьми настоящая драка, и ребенок получил серьезные ушибы - все, это уже не будет забыто никогда. Гневный отец предаст эпизод гласности, назовет обидчика жестоким насильником, будет клеймить его публично, когда ребенок уже давно здоров. Он не успокоится, пока не нанесет виновнику ответный удар, компенсирующий его переживания. Человек всегда готовый к спору и ссоре лелеет в себе вечную ненависть к обидчику, нанесшему ущерб ему или его близким.

Как уже говорилось (День 71), наказанию за ссору могут подвергнуться даже младенцы. Но безрассудно гневливый человек ни на миг не задумается о том, что своими грехами навлекает на детей грозное наказание - даже смерть, не дай Б-г. Трагично, что в обычае ссорящихся вовлекать в свои споры жен, детей и других родственников. Так поступили Датан и Авирам, как говорит Тора: «Датан и Авирам вышли к входу своих шатров с женами, детьми и младенцами» (Бемидбар, 16:27).

И сказано: «Дети собирают хворост, но отец разводит огонь» (Ирмеяу, 7:18). Злое намерение ослепляет склочников, так что они падают в пропасть, увлекая за собой самых дорогих им людей.