Законы тоэлет (дни 137-139)

Законы тоэлет (дни 137-139)

День 137. Конструктивная речь

18 швата -19 ава

"Сефер Хафец хаим"

Конструктивная речь

Как и в ситуации лашон а-ра, запрет рехилут имеет в виду бессмысленную или разрушительную сплетню. Передать человеку для его пользы, что о нем сказали, уже не рехилут - это может быть даже мицвой.

Но ясное понимание, при каких условиях разрешается передать такую информацию, требует изначальной непредвзятости, объективности.

"Сефер Шмират а-лашон"

Отчаяние Творец не требует невозможного

Еще одна причина, лежащая в корне лашон а-ра, - йеуш, отчаяние. Человек теряет веру в то, что способен жить, говорить и слушать так, как повелевает Тора. Убеждает себя, что это вообще невозможно, что нельзя жить в обществе, быть деловым человеком и при этом соблюдать законы Торы. И в подтверждение цитирует из Талмуда: «все повинны в лашон а-ра» (Бава батра, 165а). Это большая ошибка.

Аксиома еврейской веры гласит: Творец не требует того, что превышает силы Его творений. Если бы гимират а-лашон был доступен только избранным, лишь особым праведникам, стремящимся к высотам, куда другим не подняться, тогда соблюдение законов Торы не было бы долгом каждого. Но Тора велит всем избегать лашон а-ра, что включает целый ряд заповедей. А раз есть такое требование, значит, Творец наделил каждую еврейскую душу способностью его выполнить.

«Б-г верен, нет в Нем несправедливости» (Дварим, 32:4), - Он сотворил человека, чтобы тот был праведным, а не грешником (Сифре к указанному стиху). Создатель дал каждому еврею силы соблюдать все Его заповеди, иначе было бы несправедливым спрашивать с него отчет за все нарушения.

День 138. Конструктивное намерение

19 швата - 20 ава

"Сефер Хафец хаим"

Конструктивное намерение

Сплетники обычно считают, что сплетничают с благой целью. Но с точки зрения Торы при отсутствии конкретного конструктивного намерения такие слова - просто сплетня, и они строго запрещены.

Самое распространенное конструктивное намерение - предупредить человека, что ему хотят повредить и что он должен принять меры безопасности. Или что ему уже причиняют ущерб, и он должен положить этому конец. Или что ему причинили ущерб в прошлом, и он может потребовать возмещения (если речь идет о финансах) или хотя бы предотвратить дальнейшие убытки.

"Сефер Шмират а-лашон"

Это в руках человека

Творец дал человеку способность превозмогать свое злое начало.

«Б-г сотворил человека прямым (честным), они же (люди) пускаются во всякие козни» (Коэлет, 7:29).

Святой, благословен Он, прямой и праведный, сотворил человека по образу Своему, чтобы он был честным и праведным. Могут спросить: зачем же тогда Он создал побуждение к злу, как сказано: «Помысел сердца человека зол от юности» (Берешит, 8:21)?Если Он сам назвал это побуждение «злом», кто может превратить его во что-то хорошее?

Творец отвечает: «Ты сделал его злом! Когда был ребенком, не грешил, когда созрел - согрешил! Многое в мире неподатливее и горше, чем злое начало, и ты делаешь это сладким. Самое горькое - это люпин (волчий боб). Но, если отварить его семь раз, сливая воду, он становится сладким. То же можешь ты сделать и со злым началом, что дано в твои руки» (Мидраш Танхума, Берешит, 7).

Мидраш ясен. Творец дал человеку способность справляться с плохими побуждениями и использовать их энергию на духовные цели, как сказано: «ты будешь господствовать над ним... (дурным побуждением)» (Берешит, 4:7). Только от самого человека зависит, кто выйдет победителем в этой борьбе.

День 139. Уже не поправишь

20 швата - 21 ава

"Сефер Хафец хаим"

Уже не поправишь

При отсутствии конструктивной цели нельзя сообщать человеку, кто именно причинил ему ущерб.

Тот факт, что человек оказался свидетелем чьего-то неблаговидного поступка, еще не означает, что он имеет право сообщить об этом жертве. Если возмещение убытка не представляется возможным, а угрозы дальнейшего вреда нет, информировать жертву о том, кто причинил ей ущерб, не следует.

"Сефер Шмират а-лашон"

По силам каждому

Каждый еврей может обрести драгоценное качество шмират а-лашон.

Каждый еврей, постоянно контролирующий свое поведение и старающийся воздержаться от запрещенной речи, несомненно, обретет качество шмират а-лашон. Наши мудрецы учат, что тот, кто стремится к духовной чистоте, получает помощь Свыше {Шабат, 104а). И если человек искренне стремится к следующей ступени - стать цадиком (праведником), Творец посылает ему ангела, который помогает ему стать цадиком. А если искренне хочет стать хасидом - делать больше, чем требует закон, ему пошлют ангела, чтобы помог стать хасидом (Тана девей Элияу, гл.3).

Талмуд объясняет, что высказывание «Все повинны в лашон а-ра» (в Бава батра, 165а) имеет в виду не само злословие, а лишь авак («пыль») лашон а-ра. Он подразумевает, что всем людям случается говорить вещи, которые могут повести к лашон а-ра1. Маарша (там же) комментирует, что слово «все» относится лишь к людям, которые не внимательны к своей речи и говорят, что приходит на ум. Такие люди, конечно, окажутся грешными в авак лашон а-ра. Мудрецы, не дай Б-г, не имели в виду, что никто не может быть без греха. Зная законы и проявляя упорство, каждый еврей может обрести драгоценное качество шмират а-лашон.

1 Например, похвала кому-то в присутствии его врагов может вызвать критику с их стороны.