Авак лашон а-ра (дни 33-37)

Авак лашон а-ра (дни 33-37)

День 33. Негативные ассоциации

(3 хешвана - 3 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Негативные ассоциации

Случается, самый позитивный отзыв о человеке, произнесенный с самыми добрыми намерениями, вызывает у слушателей какие-то сомнительные мысли, унижающие достоинство того, о ком говорится, или могущие нанести ему ущерб.

Тора не считает человека, произнесшего такие слова, разносчиком сплетен (олех рахиль), ибо и слова его, и намерение действительно позитивны. Но постановлением раввинов такие неосторожные речи запрещены и определяются как авак лашон а-ра («пыль лашон а-ра»), которая разносится по беспечности.

Вот обычная форма авак лашон а-ра״. человек хвалит кого-то, но, демонстрируя объективность, упоминает и о его недостатках: «Кто бы мог подумать, что до этого дойдет? Это так на него непохоже!»

Такое высказывание, безусловно, негативно. Произнесенные в присутствии человека, эти слова могут смутить его. И принести ущерб, если он при этом не присутствует. Такие слова запрещены.

"Сефер Шмират а-лашон"

Недруги становятся друзьями

Если кто-то плохо к вам относится, приветствуйте его пожеланием мира, это пробудит в нем хорошие чувства.

Сефер Маалот а-мидот продолжает:

Талмуд говорит, что ни один человек, даже нееврей на улице, не успевал произнести приветствие раньше рабана Йоханана бен Заккая (Брахот, 17а).

Наши мудрецы учили: «Первым приветствуй каждого человека» (Авот, 4:20). Почему - «каждого»? Даже тому, о ком ты знаешь, что он враждебно к тебе настроен, пожелай мира первым. Это пробудит в нем чувство любви. И даже если у него не хватает смирения, чтобы заключить с тобой мир, Б-г усмирит его перед тобой (чтобы не причинил тебе никакого вреда). Тора указывает на это: «Если же он не помирится с тобой... Г-сподь предаст его в твою руку» (Дварим, 20:12-13).

Пример - история Давида и Шауля. Давид искал мира с Шаулем, а тот не хотел примирения и преследовал Давида, чтобы причинить ему ущерб. Тогда Давид сказал: «Мирен я, но как заговорю - они к войне» (Теилим, 120:7). Два раза Творец предавал Шауля в руки Давида (и Давид с легкостью мог его убить). Но Давиду и в голову не пришло причинить Шаулю какой-либо вред, ибо человек должен любить мир и стремиться к нему.

День 34. Похвала, приносящая вред

(4 хешвана - 4 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Похвала, приносящая вред

Никогда не отчаивайся и не говори: Мира здесь не достичь!

Случается, похвала, не вызывающая никаких негативных ассоциаций, относится тем не менее к категории аваклашон а-ра.

Запрещено говорить о чьем-то гостеприимстве или щедрости - это может побудить людей недостойных отнестись к этому человеку потребительски. Они могут пожелать использовать эти качества, причинив ему денежный убыток, или вызвать у него эмоциональный дискомфорт неумеренными просьбами.

"Сефер Шмират а-лашон"

Не отчаивайся Сефер Маалот а-мидот продолжает:

Давид сказал: «Ищи мира и стремись к нему (преследуй его)» (Теилим, 34:15). Ищи и стремись, ищи и преследуй. (Ищи) среди друзей и (преследуй) среди врагов. Там, где живешь, и везде в других местах; всем телом, и всем достоянием; для себя и для других; (ищи) сегодня и завтра (стремись).

Никогда не отчаивайся и не говори: Мира здесь не достичь! Преследуй мир, пока его не установишь. Как надо «преследовать мир»? Говори слова мира, пока вражда не исчезнет, и откажись от личной гордости ради общих интересов. Так поступал Моше, наш Учитель, как сказано: «И встал Моше, и вышел к Датану и Авираму» (когда они примкнули к бунту Кораха против лидерства Моше) (Бемидбар, 16:25).

Преследовать мир, стремиться к миру - это поступиться собственными делами и интересами, чтобы установить мир между мужем и женой, между соседями, между учителем и учеником. Даже приготовить трапезу для враждующих партий, чтобы их примирить, - это значит «преследовать мир».

Случается, достижение мира требует финансовых расходов. В заключении к Шмират а-лашон, часть 1, Хафец Хаим пишет, что во избежание мелких денежных споров человек должен ежегодно выделять определенную сумму как «мирные деньги». Это позволит ему легко расстаться с ними, когда возникнет какое-то несогласие в деньгах. Хафец Хаим объясняет: еврей всегда готов понести расходы, чтобы исполнить заповедь, например, купить арба миним в Суккот или мацу в Песах, хотя это может составить немалую сумму. Точно так же он должен быть готов потратить деньги ради достижения мира, избегая ссор и лашон а-ра, преодолевая боль и обиду обретая за это бесценную награду.

День 35. Похвала в присутствии недоброжелателей

(5 хешвана - 5 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Похвала в присутствии недоброжелателей

Похвалить человека при тех, кого это раздражает и в ком пробуждает желание умерить эту похвалу критикой, считается разновидностью авак лашон а-ра. Не хвалите человека при людях, которые его не любят: обычно они тогда вспоминают о его недостатках.

Не следует расточать похвалы человеку и в большой компании: вполне может оказаться, что среди присутствующих есть люди, которые ему не симпатизируют.

Запрещено хвалить бизнесмена при конкурентах, даже если те уверяют, что не испытывают к нему никаких отрицательных чувств.

Нельзя хвалить неумеренно - это часто вызывает чувство протеста даже у тех, кто относится к объекту похвал без особого недоброжелательства.

"Сефер Шмират а-лашон"

Еще об исключительной ценности мира

Субботние свечи предпочтительнее вина для Кидуша, ибо их свет несет в дом мир и гармонию.

Сефер Маалот а-мидот так развивает мысль об исключительной ценности мира:

После создания неба и земли следующей задачей Творца было создание света (Берешит, 1:3), а свет олицетворяет мир, как сказано: «Создаю свет и творю тьму, делаю мир и навожу бедствие» (Йешаяу, 45:7). Правило мудрецов: если приходится выбирать между приобретением субботних свечей и вина для Кидуша, субботние свечи предпочтительнее, потому что их свет приносит в дом гармонию (Шабат, 236).

Мишна (Гитин, 5:8) перечисляет постановления, предназначенные принести мир общине: «Это постановили (мудрецы), чтобы установить гармонию. Коэн читает первым (Тору в синагоге), после него леви, а затем исраэль, потому что это (один из) путей установления гармонии». И написано: «Ее пути - пути приятные, и все стези ее - мир» (Мишлей, 3:17).

Мидраш (Бемидбар раба, 15:13) перечисляет тринадцать особенно дорогих для Творца вещей. На них указывает использование в Торе слова «ли» («мне», «для меня») относительно вещей, особенно дорогих для Творца. Но дважды слово «ли» сказано только в связи с миром: «Если он будет держаться Моей твердыни (Горы), примирится со Мной, заключит со Мной мир» (Йешаяу, 27:5).

День 36. Самоочевидные нюансы

(6 хешвана - 6 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Самоочевидные нюансы

Когда Б-г являет Свое Присутствие среди Своего народа? Когда тот един.

Есть форма аваклашон а-ра, прямо вытекающая из видимого соблюдения законов о запрещенной речи.

Если кто-то заявляет, что не станет говорить о другом, чтобы не сказать лашон а-ра, он фактически сообщает, что об этом человеке ему известно что-то весьма нелестное.

«Лучше не буду о нем говорить», - это авак лашон а-ра.

В ситуации, когда вы действительно не хотите сказать о человеке ничего плохого, предпочтительнее перевести разговор на другую тему или дать понять, что вам об этом человеке не известно ничего интересного.

"Сефер Шмират а-лашон"

Духовные благословения

Продолжаем цитировать Сефер Маалот а-мидот:

Когда Всевышний воздает грешникам в этом мире за все хорошее, что они сделали (откладывая наказание до будущего мира), Он дает им деньги, имущество, долгую жизнь, уважение окружающих и другие блага, но не дает спокойствия, как сказано: «Нет мира, - сказал мой Б-г, - для грешников» (Йешаяу, 57:21). И наоборот. Мир - награда праведных, как сказано: «И (плодом) дела праведников будет мир» (там же, 32:17).

Мир и братские отношения между людьми приближают их к Творцу и побуждают к раскаянию, как сказано: «Сотворю речение уст: Мир, мир дальнему и ближнему, - сказал Г-сподь, - и исцелю его» (там же, 57:19).

Мир драгоценен. Обо всех странствиях и стоянках в пустыне Тора говорит во множественном числе: «ваису» («и двигались») и «ваихану» (встали станом), намекая этим на ссоры, которые прежде разделяли евреев. А когда они пришли к горе Синай, Тора говорит: «и остановился» («ваи-хан») Израиль напротив горы» (Шмот, 19:2); употребленный в единственном числе глагол указывает на единство народа. «Сказал Святой, благословен Он: Настал час, когда они примут Тору» (Ваикра раба, 9:9), ибо пока они живут в мире, среди них пребывает Присутствие Б-га. Сказано: «И был над Йешуруном царь, когда собирались главы народа вместе с коленами Израиля» (Цварим, 33:5). Когда Б -г - в полном смысле слова Царь Израиля, когда Его Присутствие пребывает среди евреев? - Когда евреи едины. Мир драгоценен: вселенная существует благодаря нему. Как говорят мудрецы (Авот, 1:18): «На трех вещах стоит мир - справедливости, истине и мире, как сказано: По истине и справедливости [ради] мира судите во вратах ваших» (Зхарья, 8:16).

День 37. Конструктивные негативные высказывания

(7хешвана - 7 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Конструктивные негативные высказывания

Творец позволяет стереть Свое святое Имя, чтобы установить мир между мужем и женой.

Есть ситуации, когда человек имеет право, а иногда и просто должен сообщить кому-то негативные сведения о другом человеке, чтобы слушатель избежал ущерба или для иной конструктивной цели, о чем подробнее будет сказано ниже.

Важно знать, что в таких случаях необходимо объяснить слушателю, почему сейчас речь зашла о том, что обычно запрещено. Слушатель должен понимать: запрет лашон а-ра сейчас не нарушен. Если это не сделано, предположение слушателя о том, что ему говорят лашон а-ра, превращает ваши слова в авак лашон а-ра.

"Сефер Шмират а-лашон"

Любить мир и стремиться к миру

Сефер Маалот а-мидот завершает рассматривать качество «мир»:

Наши мудрецы говорят: Драгоценен мир, ибо, запрещая стирать хотя бы одну букву из Святого Имени Б-га (Дварим, 12:3), Тора, тем не менее, повелевает, чтобы восстановить мир между мужем и женой: «Пусть напишет коэн на свитке эти проклятия и сотрет их (стихи Торы, написанные на свитке, содержали Имя Б-га) в горькие воды» (Бемидбар, 5:23)6. Сказал Святой, благословен Он: «Пусть Мое имя, написанное в святости, сотрут в воду!» (Ваикра раба, 9:15).

И далее наши мудрецы говорят: Драгоценен мир, ибо все благословения и утешения, которые Б-г приносит Израилю, увенчиваются миром. Благословения вечернего Шма заканчиваются словами: «Тот, Кто простирает щит мира». Шмонэ эсрэ: «Тот, Кто творит мир в Своих высотах, Он сотворит мир нам...». Благословение коэнов завершается словами: «Пусть Г-сподь... установит над тобой мир». Поэтому, сын мой, люби мир и стремись к нему. Безгранично воздаяние тем, кто так поступает.

6 Приведенный стих Торы говорит о законах Соты, законах, касающихся замужней женщины, подозреваемой мужем в супружеской измене, которую она отрицает. В этом случае ей запрещено жить с мужем, пока она не прошла процедуру, описанную в Торе. Ей предписано выпить «горькую» воду, в которую стирают стихи с пергамента, и это определяет, виновата ли она. Грешница умирает, наказанная Небесами. Если же от «горькой» воды смерть не наступает, значит, она не изменила, и не только может вернуться к мужу, как хотела (иначе могла бы просто уйти от него без этого страшного обряда), но и получает благословение деторождения, а муж с ней теперь не имеет права развестись.