Лашон а-ра. Основные правила (дни 38-40)

Лашон а-ра. Основные правила (дни 38-40)

День 38. Злословие как привычка

(8 хешвана - 8 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Злословие как привычка

Первый запрет лашон а-ра в Торе говорит: ло телех рахилъ беамха - «не разноси сплетни в твоем народе» (Ваикра, 19:16). Хафец Хаим показывает: нарушение этого запрета связано с нарушением множества других позитивных и негативных заповедей. Бааль лашон а-ра - человек, для которого злословие привычно, легко может усвоить многочисленные пороки, к которым другие нарушения не ведут. Вот почему мудрецы учат, что лашон а-ра хуже многих серьезных грехов.

Более того. Человеку, чья речь представляет собой почти непрерывное злословие, очень сложно попросить прощения у всех, о ком он когда-то дурно отозвался, а это значит - для него почти невозможно полностью выполнить требования раскаяния в этих грехах.

Мудрецы предупреждают нас: не следует поддерживать никаких отношений с бааль лашон а-ра и даже селиться по соседству с ними.

"Сефер Шмират а-лашон"

Ученики Аарона

Любить мир и добиваться его значит обеспечить себе место в Будущем мире.

Высокое значение качества «мир» демонстрирует нам пример из Талмуда (Таанит, 22а):

Рав Берока из Бей Хозай часто ходил на рынок в Бей Ле-фет. Там ему являлся пророк Элияу. Однажды рае Берока спросил его: «Есть ли на этом рынке достойный Будущего мира?»

В это время на рынок вошли двое, и Элияу сказал раву Берока: «Вот они... достойны Будущего мира». Рае Берока подошел к ним и спросил: «Кто вы такие?» Вновь пришедшие ответили: «Мы - шуты. Веселим грустных, мирим ссорящихся».

Гилл ель говорил: «Будь учеником Аарона - люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе» (Авот, 1:12). Войти в число «учеников Аарона», значит, обеспечить себе место в Будущем мире.

Шуты оказались не только «учениками Аарона». Следует отметить и другую их заслугу: они помогали людям избавиться от уныния, страхов и забот. Значит - выполняли заповедь «Люби ближнего как самого себя» (Ваикра, 19:18). Это, как известно, приносит особую радость Творцу.

Почему именно выполнение заповеди о любви так радует Творца? Представьте себе отца, сын которого глубоко озабочен и тяжко страдает. Разумеется, отец испытает огромное облегчение, если кто-то морально поддержит его сына и тот преодолеет свое уныние. А еврейский народ - дети Творца.

День 39. Как всякий другой запрет

(9 хешвана - 9 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Как всякий другой запрет

Нарушение запрета Торы нельзя оправдать личными нуждами или практической необходимостью. Запрет лашон а-ра не составляет в этом смысле исключения. Надо быть готовым поступиться комфортом, статусом и даже материальным уровнем жизни, только бы не нарушить закон Торы. И, уж конечно, нельзя нарушить запрет лашон а-ра ради того, чтобы добиться популярности или дружбы.

Человек7 не должен поддаваться влиянию среды и заниматься сплетнями, как не станет из-за этого изменять своим стандартам кашрута (законам питания).

Запрещено удовлетворять требование работодателя и передавать ему информацию, которая является лашон а-ра, даже если отказ приведет к потере работы.

Точно так же оправданием лашон а-ра не может быть соблюдение заповеди почитать отца и мать. При всем уважении к родителям, которое мы неизменно должны проявлять, нельзя по их просьбе говорить то, что унижает чье-то достоинство или может принести кому-то ущерб.

"Сефер Шмират а-лашон"

Изоляция мецоры

Почему мецора должен жить в изоляции?Потому что способствовал ссоре между теми, кто любит друг друга.

«Того, кто клевещет втайне на своего ближнего, уничтожу его» (Теилим, 101:5). Талмуд (Арахин, 15б) интерпретирует это как указание на ужасное несчастье цараат (болезнь, посылаемую за лашон а-ра).

Мудрец Рейш Лакиш говорит, что слово мецора состоит из начальных букв фразы моци шем ра («клеветник»). «Злословящий навлекает на себя несчастье (цараат)» (там же).

Тора чрезвычайно строга в отношении законов тумы (ритуальной нечистоты), которые распространяются и на мецору. В лагере, который евреи разбивали в пустыне, были три стана, один внутри другого, и каждый соответствовал определенному уровню святости. В зависимости от степени ритуальной нечистоты, которой был поражен человек, ему не разрешалось находиться в том или ином стане. И только мецоре было запрещено входить во все три стана. Как сказано в Торе: «Пусть живет в изоляции, пребывает вне стана» (Ваикра, 13:46). Такова тяжесть данного греха.

«Почему мецора должен жить в изоляции (если это не заразная болезнь)? Потому что (злословием) побудил мужа отделиться от жены и друзей - отдалиться» (Арахин, 16б).

Р. Иегошуа бен Леви сказал: Почему мецора должен принести в жертву двух голубей для своего очищения? Сказал Святой, благословен Он: «Согрешил языком, пусть принесет чирикающих птиц» (там же).

7 От еврея требуется, прежде всего, быть человеком. Но без серьезного изучения и постоянного соблюдения законов Торы невозможно стать Человеком, который достойно и правильно ведет себя в любых, даже самых неожиданных и напряженных жизненных ситуациях. - Г.С.

День 40. Как аукнется...

День 40 (10 хешвана - 10 ияра)

"Сефер Хафец хаим"

Как аукнется...

Мы уже говорили, что человек должен быть готов пойти на жертвы, чтобы не нарушить законы о запрещенной речи.

В мире бизнеса, скажем, реакция на попытку конкурентов очернить ваш товар - вполне предсказуема - поступить так же. Не таков путь Торы. Мнение, что объект лашон а-ра имеет право ответить оскорблением на оскорбление или клеветой на клевету, ошибочно.

"Сефер Шмират а-лашон"

Скромные и кающиеся

Изоляция мецоры и унижение приводят его к смирению и побуждают сожалеть о своем грехе.

Тора учит, что наказание цараат может иметь несколько форм. Каждая из них - призыв к раскаянию, исходящий от Творца. Сказал Рамбам (Илхот тумат цараат, 16:10):

Термин цараат охватывает ряд разных явлений: появление на коже белых пятен, выпадение волос с головы или из бороды, изменение цвета одежды или стен дома.

Эти явления... не укладываются в законы природы. Каждое из них - знак и чудо для народа Израиля, предупреждающее его о [нарушении запрета] лашон а-ра.

Если человек будет злословить, стены его дома изменят цвет (и коэн объявит дом тамэ - нечистым). А если раскается, стены дома восстановят свой цвет (и дом станет очищенным). Если он продолжит грешить, дом разрушат, а в убежище [где он в это время находится] изменит цвет (и станет тамэ) потолок, под которым он лежит или сидит. Когда же раскается, потолок можно (ритуально) очистить. Но, если он и тогда не перестанет, его убежище сожгут, и изменится цвет его одежды, а после раскаяния можно очистить его одежду. Однако если он все равно продолжает, одежду сожгут, и кожа изменит цвет, и его объявят мецора. И останется он вне [других евреев], о его положении узнают все, так что больше он не станет принимать участия в легкомысленных и злобных разговорах грешников.