Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Законы о речи, уничижающей достоинство человека (дни 2-10)

Законы о речи, уничижающей достоинство человека (дни 2-10)

День 2 Упоминание о нарушении алахи

(2 тишри - 2 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Дар речи определяет суть человека и выделяет его из всего живого.

Запрещено говорить о нарушении кем-то заповеди из Торы (ми-деорайта), раввинского установления (ми-дерабанан) и даже дополнительного устрожения заповеди, установленного мудрецами во избежание нарушения (сияг), а также обычая, принятого у евреев. Поступки, представляющие собой любой из этих видов нарушений, с точки зрения Торы дурны, и потому их огласка умаляет достоинство еврея, о котором это говорят.

Даже о нарушении такой алахи (закона), которой очень многие евреи не придают большого значения, сообщать нельзя.

"Сефер Шмират а-лашон"

Дар, определяющий суть

Все люди ценят свое здоровье, надеются на него и просят Всевышнего в молитве, чтобы все их органы работали нормально. Точно так же человек должен молиться о духовном здоровье своей вечной души и для его сохранения стараться как можно лучше исполнять каждую из 613 заповедей2, которые приносят всем частям души энергию и вечную жизнь.

Шмират а-лашон - контроль над речью - исключительно важен для духовного блага человека. Люди, которые привычно злословят и привычно слушают лашон а-ра, относясь к нему как к обыденному явлению, в этом мире извращают дарованные им силу речи и силу слуха и обрекают свою душу на страдание в мире будущем.

Тора говорит: «И создал Г-сподь человека из праха земного, и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек живою душой» (Берешит, 2:7). Таргум Онкелос, перевод Торы на арамейский язык, являющийся одновременно и комментарием, так передает слова стиха: «...и стал человек говорящим духом». Дар речи определяет суть человека, отличает его от других творений.

Сказано в Танахе: Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед свою душу (Мишлей, 21:23). Именно потому, что речь - отличительная особенность человека, стих подчеркивает важность сохранения языка в чистоте. Использовать этот дар извращенно значит лишить душу ее сути в будущем мире, ввергнуть ее в беду.

Восклицает царь Давид: «Кто человек, что хочет жизни и любит долголетие, чтобы видеть добро! Береги свой язык от зла и уста свои - ото лжи» (Теилим, 34:13-14).

2Выполнение всех 613 мицвот возможно только для всего Народа Израиля в целом и только во времена, когда существует Храм. Сегодня нам доступны менее половины предписанных нам заповедей.

День 3. Недобросовестность в выполнении заповедей

День 3

(3 тишри - 3 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Недобросовестность в выполнении заповедей

Сатану3 хочется, чтобы мы злословили и чтобы наши молитвы были отвергнуты.

Говорить: такой-то выполняет заповеди небрежно (уделяет, скажем, мало времени изучению Торы, мало помогает другим и т.п.) - запрещено. Даже если собеседники, коснувшиеся этой темы, готовы сказать то же о самих себе и открыто это признают, о другом такое нельзя ни говорить, ни слушать.

Нам заповедано изучать Тору и совершать добрые дела. Таковы приоритеты нашей жизни, ее основная ценность, к реализации которой мы должны стремиться. Поэтому нельзя ни о ком сказать, что он не уделяет этому достаточно сил и внимания.

"Сефер Шмират а-лашон"

Основная задача книги

Привести человека к злословию может множество факторов. Но у всех в основе одна из трех причин:

1.    Непонимание того, кто такой еврей и что ему не следует говорить. Составленный нами свод законов о правильной речи - «Сефер хафец хаим» - и должен дать такое понимание.

2.    Соблазны и искушения, которыми Сатан старается сбить человека с правильного пути, чтобы его осудили Свыше и его молитвы были отвергнуты (как сказано в святом «Зоаре», см. следующую главу).

3.    Незнание методов, которые помогают преодолеть желание злословить. Как говорит Писание: «Ибо обдуманно будешь вести свою войну, и помощь - в силе советника» (Мишлей, 24:6).

Книгу «Сефер шмират а-лашон» - средства, которое может помочь во втором и третьем случае. Она составлена не из законодательных, а из агадических учений Талмуда, Мидрашей и «Зоара» (главной книги кабалы) и говорит о великом воздаянии в этом и следующем мире за контроль над речью и о пагубных последствиях страшного греха злословия.

С Б-жьей помощью, мы собрали также и поместили в этой книге советы и описание приемов, которые помогают избавиться от влечения к лашон а-ра. Они почерпнуты из высказываний наших мудрецов. Мы надеемся, что они воодушевят читателя на борьбу с соблазном злословия, помогут преодолеть его и выработать в себе драгоценное качество шмират а-лашон.

Поскольку это собрание агадических учений содержит множество жизненно важных тем, мы придаем ему особое значение и, хотя фактически оно представляет собой вторую часть книги «Сефер хафец хаим», выделяем его под отдельным названием «Сефер шмират а-лашон», как сказано: «Шомер пив у-лешоно...» - «Кто хранит уста свои и язык свой...»

3 Сатан - ангел (посланец) Творца - не имеет собственных желаний, как все ангелы. Роль соблазнителя поручена ему Творцом: Сатан должен всячески побуждать человека нарушать веления Всевышнего, чтобы потом, по окончании его срока на земле, Всевышний мог наградить его за преодоление соблазна. Если же, к несчастью, человек поддается искушению и нарушает волю Создателя, Сатан выступает на Небесном Суде обвинителем и свидетелем. - Г.С.

День 4. Высказывания относительного характера

(4 тишри - 4 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Сомнительные высказывания

Если человек не знает точно запретов, ему не поможет знание нравственных норм.

Есть высказывания, которые являются лашон а-ра, потому что дискредитируют данного человека - но не считались бы негативными, относись к кому-то другому (возможно, даже оказались бы похвалой). Например, сообщают о человеке, что он занимается Торой пять часов в день. Если информация относится к бизнесмену - это, конечно, говорит в его пользу. Но если то же Сказать об аврехе в колеле (студенте учебного заведения, где учатся женатые мужчины), для которого Тора - основное занятие и который должен посвящать ее изучению весь день, - это порицание. Так что во втором случае такое высказывание относится к категории лашон а-ра.

Нельзя, например, говорить, сколько денег дал человек на благотворительность, если это скромная сумма, которую обычно дают лишь малоимущие. Кстати, о тех, кто жертвует на благотворительность большие суммы, также не всегда разрешено рассказывать, хотя это и характеризует их с хорошей стороны. Дело в том, что они могут не хотеть широкой известности (см. День 35).

"Сефер Шмират а-лашон"

Обязанность изучать алаху

Знание агадических учений о лашон а-ра необходимо дополнять изучением законов правильной речи. Мидраш Мишлей (1:2) объясняет: «Сказано: Чтобы принять наставления разума, правды, правосудия и справедливости. - [Это значит] если человек обладает мудростью (знанием алахи), ему доступно изучение мусара (нравственных установок), не обладает мудростью - мусар учить не может». Так Мидраш ясно говорит: если человек не знает алахи, никакие возвышенные рассуждения и призывы к морали ему не помогут.

Представим, бизнесмена, который не считает какое-то коммерческое действие воровством, хотя оно таковым является. Надо ли пугать его суровостью наказания за кражу? Помогут ли ему общие рассуждения о тяжести этого греха? Нет. И это относится ко всем запретам. Прежде всего, человеку надо точно знать, что разрешено и что запрещено, а значит - в первую очередь человек должен прилежно изучать законы Торы. И в дополнение к этому учить мусор, чтобы исполниться Богобоязненности. Изучая то и другое, человек поднимается до соблюдения конкретных предписаний Торы, причем этому соблюдению сопутствует выполнение положительной заповеди: «Бойся Всевышнего, твоего Б-га» (Дварим, 10:20).

Так же обстоит дело с шмират а-лашон. Что пользы человеку от самого широкого мусара, если он убежден, что его слова не являются лашон а-ра? Или если он утверждает, что законы лашон а-ра ни при чем, когда речь идет об Н. (что в действительности совсем не так).

Поэтому каждый еврей обязан знать строго по алахе, какие речи являются лашон а-ра, а какие - нет. И дополнять это знание вдохновляющим изучением агадических наставлений, мусара.

День 5. Разговоры об особенностях характера

(5 тишри - 5 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Разговоры об особенностях характера

Пример, когда нужно молчать о вещах объективных, если они умаляют достоинство - обсуждение недостатков людей. Запрещено упоминать, что некто раздражителен, авторитарен, спорщик, скупец, упрямец и т.д.

Нельзя сказать о ком-то, что он плохой или что у него плохой характер, ибо это - порочащее высказывание. Однако намекнуть, что у такого-то нормальный характер (скажем, он не игнорирует зло, которое ему сделали), разрешено: это, правда, не комплимент, но и не поношение. При этом надо учитывать контекст ситуации: если слово «нормальный» в ней связано с чем-то негативным, речь становится лашон а-ра.

"Сефер Шмират а-лашон"

«За» и «против»

Следить за своим языком может каждый.

Раби Йоханан бен Дехавай сказал: «Не удаляйся от качества, у которого нет предела, и от работы, у которой нет конца».

С чем это сравнить? Человек черпает воду из океана и поливает землю. Океан не станет от этого меньше, и земля никогда не напитается влагой. Человек огорчается. Л хозяин ему говорит: Глупец, на что сетуешь? За каждый день работы ты получаешь золотой (Авот дераби Натан, 27:3).

«Качество», о котором говорит мудрец, - это шмират а-лашон. Побуждение к злу (йецер а-ра) стремится лишить нас мужества, которое необходимо для развития этого качества. Оно хочет отвратить нас от самой попытки его обрести и потому твердит: «Какая тебе польза от изучения законов и правил достойной речи? Разве можно всю жизнь контролировать свою речь? Это нереально. Попробуй воздерживаться от лашон а-ра хотя бы день или два подряд - и увидишь! Воображаешь, будто можно удержаться от всего, что запрещено? Ты земной человек и общаешься с земными людьми, причем самыми разными! Не старайся - все равно не получится. Чтобы следить за речью, надо постоянно быть бдительным, обращать внимание на каждое свое слово, а ты произносишь несколько тысяч слов в день и притом каждый день твоей жизни. И в разных ситуациях, варианты которых бесконечны, и каждый вариант регулируется каким-нибудь законом».

Р. Иоханан бен Дехавай учит нас, что это просто неправда. Человек не должен от этого отказываться, а стремиться обрести это качество, хотя эта работа действительно беспредельна, как объясняется ниже.

День 6. Содержание речи и ее восприятие

(6 тишри - 6 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Содержание речи и ее восприятие

Мы уже отмечали: высказывание, унижающее достоинство человека, запрещено - как бы его ни воспринимали тот, кто говорит и слушает. Верно и обратное: запрещено даже нейтральное высказывание, если они оценивают информацию отрицательно.

Допустим, речь идет о чьей-то манере одеваться. Может быть, в стиле одежды, упомянутом в разговоре, нет ничего плохого, но если у собеседников иное мнение, говорить это запрещено.

"Сефер Шмират а-лашон"

Награда, превосходящая всякое воображение

Каждый раз, когда человек сдерживает себя и не говорит запрещенного, он удостаивается скрытого света, недоступного даже восприятию ангела.

Давайте посмотрим, действительно ли человеку не под силу неукоснительно соблюдать запреты лашон а-ра дольше одного-двух дней.

Допустим для начала, что это так. Разумно ли в таком случае вообще игнорировать заповедь? Представьте себе, человек идет по берегу моря и видит, что волны уносят драгоценные камни, лежащие на берегу. Откажется ли он поднять хотя бы несколько, если не может собрать все? Даже богатый человек - откажется ли?

Так и с лашон ара. Мы уже приводили выдержку из знаменитого письма Виленского гаона, где он цитирует мидраш о том, что каждый раз, когда человек воздерживается от запретных слов, он удостаивается скрытого света, непостижимого для ангелов. Каждый раз, заметьте! Мидраш говорит не о воздержании в течение месяца, недели, часа - речь идет об одном мгновении!

Сказано в Ктувим (Писаниях): «Если будешь искать его, как серебро, и разыскивать как клад, то постигнешь страх перед Г-сподом и обретешь познание о Б-ге» (Мишлей, 2:4-5). Человек должен стремиться к духовным целям как к величайшим ценностям в мире. В этом смысл наставления: «Не удаляйся от качества, у которого нет предела». Человек, избегая запрещенных речей, обретает бесконечное благо. Если мы стараемся развить в себе это качество, не считая попытки бесполезными, мы достигнем того, что не удостаиваются и ангелы.

День 7. Вопросы вкуса

(7 тишри - 7нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Вопросы вкуса

О вкусах, как известно, не спорят, и потому может показаться, что высказывание о них в любом случае не предосудительно. Ведь понятно, что фраза «я не люблю сухое вино» говорит не о качестве вина, а о предпочтениях человека4 .

Раз так, казалось бы, допустим и отзыв о, например, ораторском стиле такого-то человека как о стиле, который вас не привлекает. Однако подобные заявления категорически запрещены, поскольку позволяют предположить, что лектор не справляется со своим делом.

"Сефер Шмират а-лашон"

Избавиться от плохих привычек

Чем дольше человек следит за своей речью, тем легче ему это дается.

Кто сказал, что обычному, «нормальному», человеку ни за что не удержаться от запрещенной речи дольше, чем день или два? Факты говорят обратное. Практика показывает: чем дольше человек контролирует свою речь, тем легче это получается.

Злословие - привычка, которая со временем становится частью натуры. Но ее можно изжить, особенно если человек сознает: она приводит к многочисленным нарушениям Торы, и наши мудрецы отзываются о ней очень резко. Человек, вооруженный таким сознанием и соответствующим рвением, способен на самые длительные усилия.

Итак, раньше вы говорили все, что приходит в голову, а теперь начали взвешивать слова, прежде чем их произнести.

Но вот, несмотря на принятое вами решение не злословить, Дурное побуждение победило, и вы снова сказали что-то плохое. Не надо отчаиваться. Даже если это повторяется и повторяется, не теряйте надежды. Скрепитесь и продолжайте. Это имеет в виду Талмуд, когда учит: «Человек должен постоянно пробуждать в себе хорошее намерение, чтобы подчинить плохое побуждение» (Брахот, 5а).

Жизнь - постоянная борьба с соблазном поступить неправильно. Человек должен быть всегда готов к этому противостоянию и никогда не терять присутствия духа при поражении. Так человек может подготовить себя к вечной жизни.

При этом надо помнить: нельзя преуспеть, если не знаешь, что требует Тора, и неверно направляешь усилия.

4 Впрочем, даже высказывание о вине (или иной вещи, ее качестве или цене) может оказаться лашон а-ра. Скажем, в случае, если вас угощает вином человек, который сам его изготовил, или дегустатор, который его рекомендует, а вы говорите, что оно невкусное.- Г .С.

День 8. Прошлое

(8 тишри - 8 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Прошлое

Прошлое человека - еще одна тема, чреватая лашон а-ра. Упоминать о нем запрещено, если рассказчик или слушатель считают его постыдным, хотя бы это было не так.

Мудрецы учат: «Где стоит бааль тшува (человек, вернувшийся на путь Торы), не могут стоять даже совершенные праведники (никогда не покидавшие путь Торы)» (Брахот, 34б). Быть бааль тшува не позорно. Но запрещено сообщать, что некто -бааль тшува, если рассказчик или слушатель смотрят на таких людей сверху вниз. (Законы о баалей тшува рассматриваются в главе 20.)

"Сефер Шмират а-лашон"

Делай, что можешь (1)

Утром вы оплошали и сказали что-то запрещенное. Укрепитесь духом и добейтесь успеха в течение дня.

Один талмид-хахам поставил вопрос. Если человек задумался о чем-то постороннем, произнося основную молитву Шмоне эсре («Восемнадцать благословений», которую читают три раза в день), и обнаружил это только к концу, как ему побудить себя продолжать ее с надлежащим вниманием? И привел пример.

Девочка продавала на рынке яблоки. Подошел вор и стал таскать яблоки из ее большой корзины. Девочка растерялась: что делать? Кто-то издалека увидел эту сцену и крикнул: «Что стоишь? Ждешь, когда все утащат? Он хватает - и ты хватай, что ухватишь, будет твое».

Так и с молитвой. Если на человека напала сонливость, или он отвлекся, замечтался, задумался о постороннем и только потом обнаружил, что не успел «схватить яблоко», это вовсе не значит, что ему придется остаться ни с чем. Он не должен опускать руки, полагая, что все пропало, напротив - ему следует интенсивно сосредоточиться на оставшихся благословениях.

И так же - с шмират а-лашон. Вы оступились утром и сказали что-то неподобающее? Соберитесь с духом и весь оставшийся день преодолевайте злое начало и продолжайте контролировать свою речь. А если вы совершили промах после полудня, укрепите душу и продолжайте бороться завтра. Б-г поможет вам преуспеть: «Тому, кто стремится очиститься, помогают Небеса» (Шабат, 104а).

День 9. Самообвинение

(9 тишри - 9 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

Самообвинение

Даже если человек чувствует, что не в состоянии безупречно выполнить какую-то заповедь, он должен стараться выполнить ее как можно лучше.

Запрещено говорить то, что умаляет чьи-то достоинства, даже если человек сообщает, что такие недостатки присущи и ему самому или что и он повинен в том же. Всевышний порицал пророка Йешаяу (6:5), когда тот назвал себя «человеком с нечистыми устами, живущим среди народа с нечистыми устами».

Человек не должен сообщать отрицательную информацию и о тех, кого он любит и к кому привязан.

Итак, произносить лашон а-ра нельзя, даже когда это делается не с дурным чувством и не для того, чтобы причинить зло.

"Сефер Шмират а-лашон"

Делай, что можешь (2)

«Ты воображаешь, что можно исключить из своей речи абсолютно все запретное?..» Это второй из аргументов, побуждающих человека игнорировать даже идею шмират а-лашон.

Обратимся снова к аналогии. Предположим, вы спешите заключить выгодную сделку. Приятелю ваш пыл смешон: «Куда спешишь? Миллиардером это тебя не сделает!» Что вы ответите? «Это еще не причина бросить заботы о пропитании».

Если такой ответ разумен, когда дело касается материальных благ, тем более, когда речь идет о благах духовных. Допустим, человек чувствует, что не справится с неукоснительным соблюдением законов лашон а-ра, так что же - совсем перестать заботиться о душе? Неужели это причина стать, не дай Б-г, бааль лашон а-ра (привычно злословящим), которому никогда не узреть славы Б-жественного Присутствия (Сота, 42а)?

Решит хохма (Шаар а-ахава, гл. 54) рассказывает, что рав Моше Кордоверо, великий кабалист 16 века, вскоре после смерти автора Шушан содот увидел его во сне. Шушан содот весь светился ярким светом. Этого света, как объяснил раву Кордоверо пришедший, он удостоился за то, что всю жизнь избегал злословия. Так неужели заведомо пренебречь такой заслугой только потому, что вам не достичь в ней совершенства?

Царь Шломо, мудрейший из людей, сказал: «Все, что в твоих силах, делай» (Коэлет, 9:10). Как надо понимать эти слова? Человек должен стремиться выполнить заповедь наилучшим образом, даже если чувствует, что не может сделать это в строгом соответствии со всеми требованиями. Именно так наши мудрецы интерпретируют стих: «И Моше выделил три города» (Цварим, 4:41). Речь идет о трех городах-убежищах для людей, совершивших непреднамеренное убийство, которые Моше создал за Иорданом еще до вступления евреев в Эрец-Исраэль. Эти города не могли функционировать прежде, чем были выделены еще три такие же города на территории Кнаана. Моше, разумеется, знал об этом, равно как знал, что ему не дано войти в Кнаан, будущую Землю Израиля, но решил: «Сделаю все, что в моих силах».

День 10. С позволения

(10 тишри -10 нисана)

"Сефер Хафец хаим"

С позволения

Человек, который постоянно следит за тем, чтобы не причинить вреда словом, не сделает этого и действием.

Хулить человека запрещено, даже если сам он не возражает против этого и заявляет, что ему это безразлично. Высказывание, унизительное для чьего-то достоинства, запрещено независимо от чувствительности того, о ком идет речь.

Человек - единственное творение, созданное по образу Всевышнего, посягать на его достоинство, на его высокий статус в мире, принижать его - недопустимо. И позволение того, с кем это делают, ничего здесь не меняет.

"Сефер Шмират а-лашон"

Ключ к духовному росту

«Кто человек, что хочет жизни и любит долголетие, чтобы видеть добро! Береги язык свой от зла и уста свои - от лживых слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Теилим, 34:13-15). Комментаторы объясняют, что термин «жизнь» относится к Будущему миру, а «дни» к годам человека на этой земле, потому что они только «дни» в сравнении с вечной жизнью в будущем мире.

Нам заповедано исполнять шестьсот тринадцать заповедей, и обо всех этих мицвот Творец говорит: «Смотри, я предложил тебе сегодня жизнь и добро... любить Г-спода, твоего Б־га, ходить Его путями и соблюдать Его заповеди» (Дварим, 30:15,16). Почему же царь Давид в псалме связывает жизнь в обоих мирах прежде всего с заповедью правильной речи? В начале книги мы уже дали один ответ на этот вопрос. Сейчас рассмотрим тему несколько шире.

Во введении к «Сефер хафец хаим» мы показали, что лашон а-ра обычно влечет за собой нарушение многих положительных и запрещающих заповедей - в большей мере, чем какой-либо другой грех. Таким образом, уклонение от лашон а-ра, то есть шмират а-лашон, оказывается предпосылкой к исполнению заповедей, к выполнению наших обязанностей и по отношению к Творцу, и по отношению к ближнему.

Если человек внимательно следит за своей речью, стараясь не сказать плохого о ближнем, не задеть и не унизить его достоинства, не вызвать спора или ссоры, тщательно избегает нарушения заповедей, связанных с грехом лашон а-ра, как положительных, так и запрещающих, он, безусловно, убережется и от других дурных поступков. Тот, кто твердо решил контролировать себя и действительно постоянно делает все, чтобы не причинить ущерба и огорчения словом, безусловно, не сделает этого и действием!

Настойчивый и постоянный контроль над речью развивает в человеке самодисциплину, которая приводит его к исполнению всех заповедей по отношению к ближнему.