Законы тоэлет (день 158)

Законы тоэлет (день 158)

День 158. Подведем итоги

День 158

9 швата - 10 элула

"Сефер Хафец хаим"

Подведем итоги

Законы конструктивной речи в связи с лашон а-ра и рехи-лут ясно показывают, что целесообразная негативная информация допустима. Промолчать можно, когда есть сомнения, конструктивной ли будет информация. Но, если речь идет о спасении жизни или качества жизни, человек обязан вмешаться. Разумеется, при этом надо хорошо знать семь условий, перечисленных выше (День 50) или, по крайней мере, советоваться с авторитетом, ориентирующимся в этих вопросах.

"Сефер Шмират а-лашон"

Уклоняйся от зла и делай добро

К каждой мицве человек должен относиться, как к заповеди слушать шофар.

До сих пор мы останавливались на словах из псалма царя Давида «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро! Береги свой язык от зла и уста свои - ото лжи» (Теилим, 34:13-14). Теперь вернемся к следующему стиху псалма: «Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Теилим, 34:15).

Есть существенное различие между наградой и наказанием за исполнение заповедей, связанных с отношениями между человеком и Творцом, и заповедей, связанных с отношениями между людьми. За исполнение заповедей первого типа человек получит воздаяние главным образом в Будущем мире. С заповедями второго типа дело обстоит иначе. Правильное их исполнение улучшает участь человека, прежде всего, в этом мире: мера за меру. То же с нарушением этих заповедей. Оно ухудшает общий удел человека и после смерти, но в основном - в этом мире.

В приведенной цитате термины ра (зло) и шов (добро) подразумевают отношения между людьми. Давид сообщает, что человек, который хочет хорошей жизни в этом и Будущем мире, должен особенно строго выполнять обязанности перед людьми, предписанные Торой. Совет «уклоняйся от зла» относится к действиям, запрещенным Торой: воровству, предоставлению ссуд под проценты, нанесению оскорблений и причинению горя людям. А «делай добро» подразумевает пожертвования бедным, помощь людям, попавшим в трудное положение, участие в похоронах, посещение больных, гостеприимство, возвращение утерянного, своевременную оплату труда наемного работника.

Слушать, как трубят в шофар в Рош а-Шана, стараются все. Но так же надо стремиться исполнять все мицвот и радоваться их исполнению! Мы говорим каждый вечер в молитве: «Поэтому, Творец, ложась и вставая, мы будем размышлять о Твоих указах и радоваться словам учения Твоей Торы и Твоим заповедям».