Народные рассказы и бытовые сказки

Народные рассказы и бытовые сказки

Наполеон и портной

Когда французский император Наполеон Бонапарт бежал без оглядки из России во Францию, он по пути не раз останавливался в местечках и ему приходилось ночевать в бедных еврейских домах. Однажды, спасаясь от русских партизан, Наполеон вбежал в дом еврея-портного и попросил хозяина спрятать его от мужиков, которые гонятся за ним с вилами. Портной и спрятал императора в постели под периной. Только он это сделал, как в избу ворвались партизаны. Осмотрели все углы в доме, никого не нашли и решили уйти, но перед уходом один партизан изо всех сил ткнул вилами в постель. Вскоре личная охрана императора выгнала партизан из местечка. Наполеон решил отблагодарить еврея-портного за свое спасение и говорит ему:

—    Знай, я — император французов. Я не хочу оставаться перед тобой в долгу и готов выполнить три твоих желания. Скажи, чего ты хочешь, я все для тебя сделаю.

Еврей не долго думая просит:

—    Велите, ваше величество, своим людям починить мне крышу, а то она прохудилась — дождь так и льет в дом.

Наполеон удивился такой неприхотливости бедняка-еврея и тут же отдал распоряжение починить крышу.

—    У тебя осталось еще два желания, — напомнил он еврею. — Говори, все будет исполнено.

Портной почесал в затылке, раздумывая, чего бы ему такого попросить у императора.

—    Ваше величество, — сказал он наконец. — В нашем местечке живет один француз-портной, мой главный конкурент, и я из-за него терплю убытки. Увезите его с собой во Францию, и я вечно буду вам благодарен.

“Глупый еврей, — подумал про себя Наполеон, — и просьбы у него глупые”.

Однако же распорядился приготовить, чтобы вывезти имущество француза-портного.

—    Ну, а сейчас у тебя осталось последнее желание, — сказал он портному. — Говори.

Долго думал портной, но так ничего и не придумал. Самого главного он добился — крыша починена и от конкурента избавился, а о чем еще просить — ума не приложит. Думал-думал и наконец спрашивает:

—    Мне только одно интересно узнать, что вы, ваше величество, чувствовали в тот момент, когда лежали под периной, а мужик тыкал вилами?

Тут Наполеон рассвирепел, затопал на еврея ногами:

—    Как ты смеешь издеваться над императором? Заковать его в цепи! Расстрелять!

Сказано — сделано, портного тут же заковали в цепи. Не прошло и часа, прибыл конвой и повел еврея за околицу местечка. Поставили его на пригорок, в двадцати шагах выстроили шесть стрелков. Они вскинули ружья, прицелились и... еще минута — и портной лежал бы бездыханным на траве. Но тут вдруг послышался топот копыт. Примчался, размахивая письмом императора, гонец. Казнь была отменена. В письме, переданном портному, император написал:

—    Ты хотел знать, что я чувствовал, лежа под  периной, — теперь ты это знаешь. Так я исполнил и третье твое желание.

Королевские загадки

Один польский король очень любил загадки. Он всегда говорил, что беседа загадками — верх мудрости.

Однажды король в сопровождении своего первого министра ехал по берегу реки. Дело было суровой зимой. Видит король: стоит у проруби какой-то еврей и что-то моет. Подъехали они поближе, разглядели, что еврей моет шерсть в ледяной воде. Тогда король обратился к еврею с таким вопросом:

—    Что больше — пять или семь?

А еврей ответил ему на вопрос вопросом:

—    А что больше — тридцать два или двенадцать?

Король улыбнулся и задал следующий вопрос:

—    Был ли у тебя в доме пожар?

—    Да, — ответил еврей, — было пять, и еще два ожидаю.

Король кивнул головой и спросил дальше:

—    Если я пришлю тебе голубя, сумеешь ли ты его ощипать?

—    Присылай — сам увидишь, — ответил еврей.

—    Понял ли ты, о чем мы говорили? — спросил дома король своего первого министра.

—    Как же я мог понять, ваше величество, когда вы говорили загадками? — ответил тот.

Король нахмурился и укоризненно сказал:

—    Ты — первый министр и должен быть мудрейшим человеком в государстве, а тут простой еврей понял меня лучше, чем ты. Даю тебе три дня. Если не разгадаешь — значит, ты не достоин управлять государством и мне придется тебя прогнать.

Созвал первый министр своих помощников. Стали они сообща разгадывать беседу короля с евреем. Бились-бились, но так ничего не добились.

Пришлось первому министру позвать еврея к себе во дворец.

Скажи мне, — сказал министр еврею что, — означают загадки, которые вы с королем загадывали друг другу?

Еврей улыбнулся и сказал:

—    Хорошо. Объясню тебе все подробно, но только за тысячу дукатов.

Министр разозлился:

—    Это безобразие! За несколько ответов — такую огромную сумму!

—    Если для тебя это дорого — не плати, — спокойно ответил еврей и, повернувшись, ушел домой.

Прошло два дня. Наступил последний день, назначенный королем. Первый министр снова послал за евреем:

—    Вот деньги — тысяча дукатов. Быстро говори, что означают ваши вопросы и ответы.

Еврей не торопясь спрятал деньги и сказал:

—    Когда король увидел, как я мою шерсть в холодной воде, он спросил меня: “Что больше — пять или семь ?” Он этим хотел сказать: разве тебе не хватает семи теплых месяцев, чтобы мыть шерсть и в холодные? Мой ответ был таков: “А что больше — тридцать два или двенадцать?”, то есть, мои тридцать два зуба способны съесть больше, чем я зарабатываю за двенадцать месяцев, и поэтому я вынужден работать в холодное время. Потом король спросил: был ли у меня пожар? Он хотел узнать: выдавал ли я замуж дочерей? Потому что, когда бедняк выдает дочку замуж, он после этого гол, как после пожара. Я ему на это ответил: “У меня уже пять раз был пожар, и еще два ожидаю”. Под конец король спросил меня: “Если я пришлю тебе голубя — сумеешь ли ты его ощипать?” Я ответил: “Присылай — сам увидишь”. Как видишь, пан министр, он прислал тебя. Хорошо ли я тебя ощипал — судить тебе. Когда придешь к королю, расскажи ему подробно, как у нас с тобой было дело и как я тебя ощипал.

Король, кардинал и еврей

Жил-были король и кардинал. И поспорили однажды король с кардиналом, кто из них умнее. Говорит король кардиналу:

— Я задам тебе три вопроса. Если ответишь — значит, ты умнее меня, если не ответишь — значит, я умнее тебя.

Кардинал согласился:

—    Задавайте вопросы, ваше величество.

—    Ну хорошо, — сказал король. — Слушай внимательно. Первый вопрос: сколько я стою? Второй вопрос: что я думаю? Третий вопрос: чего я никогда не видел?

Задумался крепко кардинал и говорит:

—    Ваше величество! Дайте мне три дня на размышление. Король согласился. А кардинал тем временем пришел к себе во дворец и стал думать. Думал два дня и две ночи — ничего не придумал. На третий день призвал “своего” еврея, рассказал ему о споре с королем и говорит:

—    Если поможешь мне в беде, дам тебе тысячу злотых. Если не поможешь — выгоню тебя вместе со всеми евреями из моих владений.

Выслушал еврей кардинала и ответил так:

—    Я помогу вам, Ваше Преосвященство, но при условии, что вы исполните все, что я скажу.

Видит кардинал: другого выхода нет, и согласился.

Говорит ему еврей:

—    Дайте мне вашу кардинальскую мантию с золотым крестом, чтоб мне явиться к королю и ответить на его вопросы. А вы оставайтесь здесь.

Кардинал испугался:

—    А если король пошлет за мной гонца и тот застанет меня в моем дворце?

— Не бойтесь, — отвечает еврей.

Пойдемте со мной.

Отвел еврей кардинала в курятник и велел ему сесть на яйца.

Сидите здесь, Ваше Преосвященство, спокойно и не сходите с места до тех пор, пока я не приду за вами.

Сел кардинал на яйца, а еврей надел кардинальскую мантию, надел золотой крест и пошел к королю. Входит и говорит:

Ваше величество, я пришел ответить на ваши вопросы.

Задал король первый вопрос: — Сколько я стою? Отвечает еврей:

—    Девять тысяч злотых. Если золотой крест на моей мантии стоит десять тысяч, то нельзя же вас оценить так же или дороже.

Дальше спрашивает король:

—    Что я сейчас думаю?

Отвечает еврей:

—    Вы думаете, что кардинал-то умный.

Задает король последний вопрос:

—    Чего я никогда не видел?   

А еврей отвечает:

—    Пойдемте со мной, Ваше Величество, и я покажу вам нечто , чего вы никогда в жизни не видели, — я покажу вам кардинала, который высиживает яйца.

Царь и еврей

Жил-был один царь. И вздумал он узнать, как живут его подданные. Вот надел он платье попроще и вышел на базар. Ходил, ходил и встретил одного еврея. А еврей торгует селедками. Видит царь, продает еврей селедку дешевле, чем другие торговцы. Удивляется: неужели еврей торгует себе в убыток? И спрашивает еврея, зачем он это делает? А еврей ему отвечает, что, хоть и берет он за селедку дешевле, убытка у него нет, ведь он зато продает больше селедок и то, что теряет в цене, зарабатывает на количестве проданного товара. Видит царь — еврей-то умный, и спрашивает его:

—    А как ты тратишь свой заработок?

—    Я свой заработок, — говорит еврей, — делю на три части. Треть я даю в долг, треть возвращаю за долги, а треть выбрасываю на ветер.

Задумался царь: что бы это значило? И сколько ни думал, никак не мог догадаться, что еврей имел в виду.

Возвратился царь во дворец, вызвал всех своих министров, рассказал про встречу с евреем, про его ум и умение торговать, рассказал и об ответе, который получил от еврея на свой вопрос.

—    Кто из вас, — спрашивает царь, — растолковать мне, что хотел сказать еврей своим ответом?

Молчат министры. Никто из них не может объяснить этих слов. Царь, так ничего и не добившись от своих министров, отпустил их домой и велел вызвать к себе еврея-торговца, чтобы тот растолковал свой ответ.

— Очень просто, — объяснил еврей, — одну треть заработка я даю в долг — кормлю сына. Когда вырастет — он будет меня кормить. Второй третью заработка я плачу долг — кормлю отца, который меня вырастил, а треть бросаю на ветер — кормлю дочь, которая вскоре вылетит из семейного гнезда и уйдет в чужой дом.

Удивился царь уму еврея и сделал его своим первым министром.

Сказка о том, как еврей послал Богу письмо на Небо и как Тот ему помог

Жили-были два брата: один — богатый, а другой — бедней бедного, такой бедняк, что и дня прожить не на что. Богатый брат торговал лесом. Вот и подумал бедный брат: “Пойду-ка я попрошу своего богатого брата, чтобы он взял меня в лесные сторожа, зачем ему держать на этом месте чужого, какого-нибудь гоя? Пусть лучше будет родной брат”.

И как только уговорил богатого брата взять его на службу, так сразу перебрался с женой и детьми в сторожку посреди леса и начал стеречь тот лес от воров.

Случилось так, что богатый брат уехал по торговым делам. Стережет бедный брат лес, а сам об одном думает, чуть с ума не сходит: Пейсах скоро, расходы, слава Богу, не маленькие. Шутка-ли, Пейсах! А он тут от голода помирает. Старший брат, злодей, ничего, кроме заплесневевшего хлеба ему не оставил.

Рассуждает бедняк сам с собой:

— Напишу-ка я письмецо Всевышнему, Ребойно шел ойлом. Напишу Ему: так, мол, и так, трижды на дню помираю с голоду. Пейсах наступает, надо мне и мацы, и вина, и рыбы, и мяса, надо мне обнову и для детей, и для жены, и для себя, вот пусть Он мне все это и пошлет.

Взял он листок бумаги и написал обо всем, что ему было нужно на Пейсах.

И как раз в это самое время охотился в том лесу царь со своим сыном. Шел царский сын мимо того дерева, у которого стоял бедный брат. Слышит царский сын, как бедняк перечисляет, что ему нужно получить от Бога к Пейсаху, видит, положил он письмецо на ветку дерева, налетел ветер и унес письмецо. Садится царский сын на коня, скачет в город, покупает все что нужно, кладет на телегу и везет тайком к дому бедного брата, так что никто не узнал о том, что он сделал. А когда вернулся бедный брат из лесу, то нашел все, что нужно для Пейсаха, у себя дома и несказанно обрадовался.

Давайте теперь расскажем о том, что было дальше с богатым братом и бедным братом.

Съездил богатый брат по торговым делам и вернулся домой, а вернувшись, послал своего работника узнать, что там с его братом. Говорил, что с голоду помирает, — может, помер наконец? Отправился работник. А дело было как раз в ночь первого сейдера. Смотрит работник и видит: справляет бедный брат сейдер, как самый большой богач. Побежал он скорей обратно и рассказал обо всем богатому брату. Услыхал об этом богатый брат, дал оплеуху работнику и говорит:

—    Врешь ты все!

И послал свою жену, чтобы она посмотрела, что там творится у бедного брата. Пошла жена, заглянула к бедному брату в окошко, вернулась и рассказала мужу то же самое, что и работник. Набросился богатый брат на жену и кричит:

—    Как ты смеешь меня дурачить?

Говорит ему жена:

—    Коли не веришь, так пойди посмотри, сам увидишь.

Пошел богатый брат сам. Как увидел он, что его бедный брат справляет такой пышный сейдер, закипело у него на сердце, ворвался он в дом к брату и спрашивает:

—    Где ты все это взял?

Отвечает ему бедный брат:

—    Написал я письмецо Богу на Небо, вот Он мне все это и послал.

Говорит ему богатый брат:

— Я тебе покажу посылки от Бога! Ты меня разорить решил, моими дровами торгуешь.

И подал брат на брата в казенный суд. Когда начался суд, заговорили об этом деле в народе, а кто-то возьми и напиши в газету о том, что брат судится с братом. А царский сын читал эту газету. Как прочитал он о том, что богатый брат заявил в суде, дескать, обокрал его бедный брат и устроил себе царский сейдер (а царский сын-то знал, что тот ничего не крал, что это он сам послал ему все), сразу отправился в суд и рассказал там всю эту историю. Присудил тогда суд отдать все добро богатого брата бедному брату. Так стал бедный брат богатым, а богатый брат — бедным.

Сказка о хитром принце

Жил-был когда-то король, и было у него три сына. Двое умных и один глупый. Отправил царь своих сыновей учиться в другое государство. Пробыли они на чужбине три года и вернулись домой. Приняли их как подобает, но царю не терпелось побыстрей узнать, был ли прок от их учебы. И вот пригласил он старшего сына на прогулку. Ну ладно, идут они, гуляют, разговаривают на разные темы и — ничего.

“Вот, — думает царь, — оказывается, мой старший сын не так умен, как мне когда-то казалось”.

Позвал он второго сына. И с ним долго гулял и беседовал, и опять ничего. Царь увидел, что и второй сын не так умен, как он предполагал. А третьего сына царь и вовсе видеть не захотел. Ему и без того было тяжело на душе. Но глупый сын не стал дожидаться отцовского зова. Видит, что отец не приглашает его на прогулку, сам явился к нему и говорит:

— Папа! Мне хочется с тобой побеседовать!

Царь вынужден был поневоле пойти с ним гулять. Гуляют они, беседуют, и чем дальше, тем больше царь убеждается, что его младший сын не так уж глуп, как ему когда-то казалось. Наоборот, он, оказывается, на редкость смышленый парень.

“Именно этот сумеет править государством после моей смерти , — подумал царь, и написал о том в своем завещании, о котором никто не знал.

Когда царь скончался, старшие братья вскрыли завещание. Как увидели они, что там написано, потемнело у них в глазах, и они, не сказав никому ни слова, послали за младшим братом и сказали ему так:

—    Вот что, дорогой брат, дело обстоит таким-то и таким-то образом. Мы не хотим, чтобы ты жил в нашем государстве, бери ноги в руки и — марш отсюда!

Услыхав такие слова, младший брат взмолился:

—    Как это так? Что вы против меня имеете? Чем я провинился перед вами?

—    Молчи! -- отвечают братья. — Если не замолчишь, хуже будет!

Подвели они его к воротам города и сказали:

—    Вот тебе добрый конь и вот тебе мешок золота. Бери и катись!

Ни слова больше не говоря, младший брат сел на коня, захватил мешок с золотыми монетами и поскакал прочь. Ска-кал-скакал, пока не доскакал до густого леса. Слез с коня и пошел в лес поискать ночлега. Вдруг слышит какой-то странный шум и лязг оружия. Оглянулся, видит — шайка разбойников: двенадцать человек, все вооружены до зубов. Не успел он решить, что делать, как разбойники его окружили. Но он не растерялся: развязал мешок и начал горстями разбрасывать золотые червонцы. Кинулись разбойники подбирать золото, вырывая друг у друга монеты. А принц пришпорил коня и умчался прочь. Ехал он всю ночь и весь день, пока не приехал в чужую страну. Видит, что-то строят. Спрашивает он у людей, что это строят? Отвечают ему:

—    Это царь здешней страны строит себе новый дворец.

Нашел принц главного подрядчика и нанялся на работу.

Видит главный подрядчик, что парень умен и сметлив, сделал  его своим помощником и сильно к нему привязался. И вот однажды принц говорит подрядчику:

— Знаешь, есть у меня план, как нам разбогатеть.

— Что за план? — спрашивает тот.

— План простой, — отвечает принц. — Когда будем строить царскую казну, надо четыре кирпича оставить свободными. Таким путем мы сумеем, когда захотим, легко забираться в казну и брать оттуда денег сколько душе угодно.

План очень понравился главному подрядчику. Так и сделали. Когда дворец был готов, они однажды темной ночью пошли к дворцу и вынули кирпичи. Принц забрался в казну и набил карманы деньгами и золотом. Эти деньги друзья поделили поровну между собой.Так они делали много раз. Но вот однажды казначей обнаружил, что не хватает многих ценностей и доложил царю. Пришел царь в казну со всей своей свитой, все осмотрел и удивился: как будто все заперто, все замки целы, а ценностей не хватает. Царь велел арестовать казначея. Но вот прошел месяц, и новый казначей докладывает царю о новой пропаже. Снова пришел царь, снова все осмотрел — и опять все цело, а ценностей не хватает. Велел царь арестовать и второго казначея, назначил нового, а через месяц — та же история. Тут царь понял, что все не так просто, что это проделки сметливого вора. Собрал он самых мудрых своих министров, чтобы придумать, как поймать вора. И говорит самый старший министр:

— Остается одно: так как казна кругом заперта, надо внутри навалить сухой соломы и поджечь. Увидим, куда уходит дым, — так и узнаем, как сюда проникает вор.

Очень понравилась эта мысль царю, он велел так и сделать. Когда зажгли солому, дым стал уходить через щели между четырех свободных кирпичей. Короче говоря, узнали, каким путем вор проникает в казну. Но как его поймать? Старший министр дал еще один совет: поставить бочку с горячей смолой у того места, где вынимаются кирпичи: вор проникнет через лаз, сразу попадет в бочку со смолой, прилипнет, тут его и схватят. Царю и эта мысль понравилась, он велел так и сделать. Принц и подрядчик ничего об этом не знали и, как обычно, темной ночью направились в казну за деньгами. На этот раз в казну залез подрядчик, а принц ждал его снаружи. Едва тот залез, слышит принц приглушенный крик помощи. Заглянул и видит, что главный подрядчик упал в бочку со смолой, одна голова торчит. Попробовал принц его вытянуть из смолы — куда там! Тут он подумал: “Что делать? Убежать, а подрядчика оставить, — так через подрядчика наверняка доберутся до меня; остаться и продолжать вытаскивать подрядчика из смолы — с минуты на минуту нагрянут царские стражники — тоже верная гибель”.

Вынул он саблю и отрубил подрядчику голову.

“Теперь, — думает, — он меня не выдаст”.

Убежал, зарыл голову в землю, а придя домой (он жил у подрядчика), сказал его жене, что подрядчик уехал. Короче говоря, на следующий день царь узнал от казначея, что в казне нашли обезглавленный труп, и приехал со своей свитой, но узнать человека без головы никто не мог. Тогда царь велел повесить тело на рыночной площади и страже наблюдать за прохожими — если кто заплачет, немедля арестовать и дознаться о преступниках.

Тем временем жена покойного подрядчика начала беспокоиться о муже: плакала и все порывалась выйти на улицу разузнать, что случилось с мужем. Трудно стало принцу удерживать ее в доме, и он сказал, что сам идет искать пропавшего, а про себя решил выкрасть тело подрядчика. Что он сделал? Ночью переоделся, достал три бутылки вина, влил туда крепкое сонное зелье и пошел туда, где царские стражники охраняли тело подрядчика. Подошел к ним, притворился пьяным, и когда те начали над ним смеяться, он еще пуще стал шататься, как самый заправский пьяница. Те кричат ему:

— Эй, пьяница! Иди домой, проспись, ведь у тебя в голове вина больше, чем в бутылке!

Тут он вытащил все три бутылки с вином, бормочет, что будет еще пить. Увидели вино стражники, у них аж слюнки потекли, дал им ловкий принц попробовать вино, они давай его пить и тут же свалились мертвецки пьяные. Тогда принц отрезал веревку, положил тело в мешок, уволок и зарыл в землю на пустыре. Когда на следующее утро доложили царю о краже тела и о том, как ловко усыпили стражников, царь понял, что имеет дело не с простым вором, а с очень ловким, умным и сметливым человеком. Велел царь глашатаям кричать по городу, что, если этот человек явится к нему добровольно, он отдаст ему дочь в жены и назначит своим министром. На следующий день принц явился к царю и говорит:

—    Я и есть тот самый человек, который брал деньги в казне, обезглавил своего компаньона, выкрал его тело, а теперь я пришел к тебе с тем, чтобы ты выполнил свое обещание.

Очень не хотелось царю отдавать свою дочь за этого человека, и он, подумав, сказал ему так:

—    Это правда, что я обещал отдать тебе дочь в жены. Но при этом не были оглашены три условия, которые тебе придется выполнить.

—    Какие еще условия? — спрашивает принц.

—    А вот какие, — отвечает царь. — Во-первых, ты должен провести ночь один на один с диким медведем. Во-вторых, в течение трех дней подряд пасти в чистом поле десять зайцев и каждый вечер пригонять их во дворец. В-третьих, наговорить три дырявых мешка так, чтобы они были полны разговорами доверху. Если три этих условия — все до единого — ты выполнишь, получишь мою дочь в жены, а не выполнишь хоть одно — будешь казнен.

Услыхал эти условия принц и даже вспотел от волнения. Попросил он у царя десять дней для подготовки. Царь разрешил — знал, что все равно никому не выполнить этих условий.

Пошел принц в поле, сел на камень и горько заплакал. Идет мимо какая-то бабка с котомкой на плече, спрашивает: чего плачешь? Рассказал он ей, какая ему грозит опасность, если не выполнит царских условий. Ни слова не говоря, сняла бабка котомку и стала там перебирать тряпки, что-то разыскивая. Наконец нашла, подала принцу маленькую скрипку и говорит:

—    Послушай меня, дитя мое, вот тебе скрипочка. Как запрет тебя царь с медведем, тотчас же начинай играть на ней, и медведь заснет.

Потом она опять принялась искать в котомке, искала-искала и нашла дудочку. Подала ему дудочку и говорит:

—    Когда начнешь пасти зайцев, не тревожься, что они разбегутся. Придет пора возвращаться с ними во дворец, заиграй на дудочке, и все они прибегут к тебе.

Тут бабка завязала котомку, взвалила ее на плечи и собралась уходить, но принц задержал ее и спросил:

—    Ну, а что мне делать с тремя дырявыми мешками, которые надо доверху наполнить разговорами?

—    Этого я не знаю, — отвечает бабка, — тут тебе придется самому что-нибудь придумать.

Встал принц с камня, положил скрипочку и дудочку за пазуху и пошел к царю.

—    Я, — говорит, — готов выполнить твои условия.

—    Хорошо, посмотрим, — отвечает царь и велел к вечеру запереть принца наедине с медведем.

Как почуял медведь человеческое мясо, начал ворчать, встал на задние лапы и уже приготовился напасть на принца, но тот быстро вытащил из-за пазухи скрипку и начал играть. Медведь тотчас заснул. Утром царский слуга по приказу царя при-шел поглядеть, что делается в комнате принца, и увидел, что медведь спит, а принц преспокойно играет на скрипке.

На другой день принца отправили в поле пасти десять зайцев. Царь же, напуганный тем, что принц выполнил первое условие и, значит, может выполнить и второе, переоделся так, чтобы принц его не узнал, и пришел к нему в поле. Пришел и видит, что принц расположился на траве, как у своего отца в винограднике, и играет на дудочке, а зайцы резвятся вокруг. Удивился царь, спросил у принца, каким это волшебством он удерживает около себя диких зайцев. А принц отвечает, что и сам не знает.

—    Не знаешь, так не знаешь, — говорит царь, — а продай-ка ты мне одного зайца.

—    Не могу, — отвечает принц, — если сейчас продам, то потом лишусь головы, но, пожалуй, отдам даром, если ты разденешься и станешь танцевать передо мной нагишом.

Царю этого ой как не хотелось, но он подумал: чем отдавать дочь проходимцу, лучше уж заранее от него избавиться. И он разделся и танцевал перед пастухом нагишом. После этого принц отдал ему зайца, и царь, обрадованный, схватил его и убежал во дворец. К вечеру, когда принцу пришла пора возвращаться с заячьим стадом во дворец, он заиграл на дудочке, и заяц, отданный царю, примчался стремглав назад. Так принц привел во дворец всех зайцев.

На второй день к принцу пришла царица с той же просьбой:

— У меня, — говорит, — сегодня вечером бал, и я хочу угостить гостей жирной зайчатиной. Продай мне одного зайца.

—    Этого я сделать не могу, — отвечает ей принц, — но если ты разденешься и будешь танцевать передо мной нагишом, то, так и быть, подарю тебе зайца.

Царице стало стыдно, но она подумала: чем отдавать дочь за проходимца, лучше уж избавиться от него. Разделась догола и станцевала перед принцем. После этого он отдал ей зайца, и она, обрадованная, ушла во дворец. Вечером принц снова заиграл на дудочке и подаренный заяц тотчас же явился обратно. Так во второй раз принц пригнал во дворец всех зайцев.

На третий день царевна сама решила выманить зайца у пастуха. И ей пришлось согласиться танцевать перед ним нагишом. И она, как до этого царь с царицей, получила в награду зайца, который вечером на звуки дудочки примчался обратно к пастуху. Короче говоря, и в третий раз принц-пастух привел во дворец всех зайцев.

Видит царь, что перед ним действительно замечательный человек, и решил: ладно уж — если выдержит третье испытание, то так и быть — пусть женится на моей дочери. Устроил царь роскошный бал, пригласил всех министров и знатных людей своего государства. Пусть, мол, придут и посмотрят на великое чудо, как человек наговорит три дырявых мешка так, чтобы они стали полными.

Все пришли посмотреть обещанное чудо. Вначале был устроен пир: подали самые вкусные яства, самые лучшие вина, и, когда приглашенные как следует выпили и закусили, три офицера внесли на середину зала и раскрыли большой дырявый мешок. По знаку царя к мешку подошел принц и стал говорить в мешок. Он рассказывал разные сказки, шутки, небылицы, но мешок оставался пустым, а он все рассказывал и рассказывал, пока наконец не дошел до истории о том, как он сидел в поле и пас зайцев:

—    И пришел наш царь, — продолжал он, показав на сидящего царя, — и попросил продать ему зайца, и я сказал что, если он разденется донага и будет танцевать передо мной, я дам ему зайца. И царь разделся донага...

—    Стой! — кричит царь. — Мешок уже по-лон — продолжать не надо!

Завязали офицеры мешок, унесли его и принесли другой. Принц принялся и в этот мешок говорить и рассказывать, пока наконец не коснулся истории о том, как он пас зайцев. И тут он стал подробно рассказывать эту историю:

—    И пришла царица и стала просить меня продать ей зайца. Тогда я сказал ей: разденься донага и танцуй передо мной — тогда дам зайца бесплатно. И царица разделась передо мной донага...

—    Стой! — кричит царица. — Хватит! Завязывайте мешок, он уже полон!

Убрали офицеры и этот мешок и принесли третий. Тут принц снова стал рассказывать множество всяких историй, а под конец начал рассказывать о царевне, как она пришла к нему в поле, как хотела купить зайца:

—    Я ей сказал, — продолжает принц, — если разденешься передо мной донага и будешь танцевать, я дам тебе зайца. Тут царевна разделась передо мной донага...

—    Стой! — кричит царевна. — Больше говорить не надо, потому что мешок уже полон.

Тут подошел царь, пожал принцу руку и говорит:

—    Теперь я вижу, что ты не только хитрый, но и умный человек. И я с радостью отдаю тебе свою дочь и половину моего царства. Через неделю — свадьба.

А принц в свою очередь рассказал им, что он сын покойного царя государства.

Ну, не спрашивайте, что на той свадьбе делалось! Там и ели и пили, только про нас позабыли.

Принц-проказник

В одном богатом государстве жил-был царь, и был у него единственный сын. Но не было царю радости от сына. Тот вечно потешался над людьми, подшучивал над ними: любил устраивать разные проделки, чтоб выставить людей в смешном виде, и за это многие его не любили и нередко жаловались царю. Много раз царь наказывал принца, но это не помогало, и принц продолжал свои проказы, пока, наконец, терпение царя не лопнуло и он не прогнал сына. Но принц не унывал.

"Ничего, — сказал он себе, — везде найдутся люди, над которыми можно подшутить ".

И пошел в соседнее царство. Прибыл он туда и представился тамошнему царю.

А тот, не зная, что отец выгнал принца, пригласил его на бал. Сидит принц на балу, пьет вино, тут вздумалось ему украсть золотой кубок. Сказано — сделано. Убирают слуги посуду со стола и видят: не хватает золотого кубка. Доложили царю, а тот, рассердившись, приказал обыскать гостей. Пристроился принц сзади к одному попу, а у того сзади свисает капюшон. Положил принц кубок в этот капюшон. Попа пропустили без обыска, вышел принц после обыска, подошел к попу и вытащил кубок из капюшона. Кубок так и не нашли.

Через неделю после того сенат решил снова устроить бал, рассыпать на полу золотые червонцы и спрятать стражников, чтоб те смотрели, кто нагнется за червонцами. Кто нагнется, того и хватать, тот и есть вор. Пришел принц на бал, видит: никто не нагибается за червонцами. Что же он сделал? Пошел, достал смолы, намазал ею подошвы ботинок, прошел по зале, налипло на подошвы много червонцев. Видит сенат: червонцев нет, а никто не нагибался.

Вынес сенат новое решение: опять назначить бал, нарядить принцессу в золото и бриллианты, а в уши ей вдеть бриллиантовые серьги ценой в полцарства. Принцесса должна сделать вид, будто она заснула, и если кто с нее что-нибудь снимет, то она должна несмываемым мелом незаметно поставить знак на одежде того человека. Так и сделали. Объявили бал, пригласили и принца, а принцесса сидела в отдельной комнате. Тут к ней заходит принц. Видит, что она спит, он и снял с нее серьги, но заметил, что она потихоньку поставила мелом знак на его одежде. Что же он сделал? Вырвал у нее из рук мел, вернулся в большой зал и пометил одежду всех гостей. Видит сенат, что знаки есть даже на платье царя! Опять кто-то перехитрил сенат.

Стал сенат снова думать и решил: опять назначить бал и в одной из комнат рассыпать по полу драгоценные камни, а пол в той комнате — не из дерева, а из бумаги. Как только кто-ни-будь ступит на пол, чтобы взять драгоценные камни, провалится в погреб, и сенат узнает, кто вор. Пришел принц, видит, что в одной из комнат валяются на полу драгоценные камни, шагнул туда и тотчас же провалился в погреб. Но не растерялся, схватил барабан и забил тревогу — прибежали гости и попадали в погреб. Снова сенат остался в дураках. Видит царь: это не простой вор, а умный, веселый проказник, и велел объявить, что тому, кто признается в кражах, он отдаст принцессу в жены. Признался принц, но сенат ему не верит:

— Чем можешь доказать, что это твои проделки?

Принц, не говоря ни слова, показал им кубок, потом золотые червонцы с налипшей смолой, потом мел, который был в руках у принцессы. Тут все закричали: это он!

На свадьбу пригласили отца принца, тут он на радостях простил проказника-сына.

Хитрый принц и скряга-царедворец

Жил-был царь, и было у царя три сына — двое умных, а третий дурак. Не любили умные дурака, чувствовали, что он на самом деле не дурак, а умный, пожалуй, поумней их самих будет. И старались они поэтому всячески оговорить его перед царем. Клеветали они на него до тех пор, пока не решил царь изгнать младшего сына из своего царства. Так он и сделал. И вот принц-изгнанник начал странствовать в чужих краях. Прибыл он в одну страну, царь которой был очень умен. Увидел царь чужестранца, пригласил его во дворец и просит рассказать о себе. Рассказал ему принц свою историю и попросил разрешения поселиться в этой стране. Говорит ему царь:

—    Я охотно дам тебе разрешение, если сумеешь доказать, что ты не дурак, а умный.

—    А чем я могу это доказать? — спрашивает принц-изгнанник.

—    А вот чем, — отвечает царь. — Есть у меня один царедворец — богатый и жадный. Если тебе удастся заполучить его одежду или карету, то я признаю твой ум.

—    Хорошо, — говорит принц и стал разузнавать о богатом скряге.

И вот принц узнал, что у того царедворца есть золотая карета, но он жаден настолько, что скупится нанять себе кучера и лошадьми правит сам. И сказал принц царю:

—    Дай мне пару ботинок, и я за них получу у скряги его золотую карету.

Дал царь принцу ботинки, а сам напросился в свидетели. Пошли они в лес, куда богатый царедворец ежедневно выезжал на прогулку. Положил принц на дороге ботинок и спрятался вместе с царем в лесу у дороги. И видят они: едет скупой царедворец в своей карете. Проехал мимо ботинка, остановился, увидел, что лежит один только правый ботинок, подумал-подумал, оставил ботинок и поехал дальше.

А принц окольным путем забежал вперед и положил на дороге левый ботинок, а сам с царем спрятался в кустах. Видят: проезжает царедворец, замечает лежащий на земле ботинок, сходит с кареты, берет в руки ботинок, убедился, что это левый, оставил карету и побежал назад, чтобы подобрать правый ботинок. В это время принц садится в карету, увозит ее и прячет в лесу.

—    Вот мы и получили золотую карету за пару ботинок, — говорит принц царю. — Если хочешь, то можем заполучить шитый золотом кафтан царедворца.

—    Хочу, — говорит царь.

Тогда принц отрубил одной из лошадей голову и привязал ее в пруду над водой. Спрятались они на берегу и стали ждать. А в это время вернулся жадный царедворец, не нашел своей кареты и стал ее повсюду искать. Подошел к пруду, увидел над водой лошадиную голову и подумал, что лошади забрели вместе с каретой в пруд. Он тут же разделся и полез в воду, чтобы вытащить карету и лошадей. Тут принц схватил золотой кафтан царедворца и вместе с царем вернулся туда, где до этого спрятал карету.

Так царь убедился, что юноша очень умен и находчив. Он его наградил и назначил министром, а вскоре за верную службу отдал ему в жены свою дочь.

Был приглашен и отец жениха, а свадьбу устроили — всем бы нашим доброжелателям такую. Узнав, что сын, которого он считал глупым, на самом деле оказался умным и что старшие братья его оклеветали, царь, вернувшись домой, выгнал из дома завистливых старших сыновей.

Кошка и мышка,

Сказке крышка.