Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Гвоздь

Гвоздь

Жил в портовом городе Яффо, в Эрец Исраэль, один человек. Узнал он, что в порту пришвартовался торговый корабль, который через день отправляется в далекую заморскую страну.

Человек этот решил присоединиться к куп-цам на корабле. Он собрал полный мешок своего товара и рано утром, в день отплытия, побежал в порт.

Торопился и не заметил, как наступил на гвоздь. Гвоздь пробил подошву и вонзился глубоко в ногу. Пока освободился, пока обработал рану и пока доковылял до порта, корабль был уже далеко в море.

Заплакал он от обиды: “Когда еще представится случай! Потратил большие деньги на товар, который здесь никому не нужен. А теперь продать за бесценок? Не выгодно. Оставить у себя? Нет смысла. Вот несчастье!”. Вернулся домой, проклиная свою судьбу.

Через три дня пришло известие, что тот корабль во время шторма налетел на скалы и затонул. Все моряки и пассажиры погибли.

Возблагодарил он Всесильного за свое спасение и повесил гвоздь на самое видное место. Барух Даян а-эмет!

hалаха

За особо тяжкие преступления, такие, как осквернение Имени, злодейское убийство, кровосмешение, гомосексуализм и скотоложство, а также за осквернение Шаббата, Санэдрин — Высший Еврейский Суд — мог вынести приговор, назначая одну из четырех казней. Скила — наказание камнями, хэнек — удушение, саиф — отсечение головы и срефа — сжигание (в рот преступника заливали расплавленный свинец).

Смертный приговор Санэдрин выносил очень редко, раз в несколько столетий. Такой Суд получал название “кровавый”. И судьи после вынесения приговора объявляли о самороспуске.

Нет у нас Храма, нет Санэдрина, но Небесный Суд, Дин мин а-Шамаим, не дремлет.

Когда мы узнаём, что человек утонул (хэнек), или погиб в автомобильной аварии (скила), или погиб от ножа (саиф), или сгорел при пожаре (срефа), следует задуматься, что привело к гибели этих людей. Не был ли это Дин мин а-Шамаим?

Небеса могут осудить человека за преступление, которое нам кажется несерьезным и незначительным проступком. Это потому, что мы не представляем себе его последствий. Например, то, что на иврите называется “лецонут” — “высмеивание”, “шутовство”. Есть люди, для которых нет ничего святого. Не дай Б-г попасться им на язык! Как говорится: “Ради красного словца не пожалеют и отца!”.