Саба Кадиша

Саба Кадиша

Саба Кадиша рассказывал, за что он получил от Небес силу и мудрость:

- Где бы я ни был, я избегал соприкосновения с нечистым, каждое утро делал нэтилат ядаим, в соответствии с алахой, и заботился о чистоте своей души.

В городе Златополь Саба Кадиша был шамашем в бет-кнессете и прославился своими необыкновенными деяниями.

Он навещал больных евреев города и лечил их настойками особых трав. Делал это не ради денег, не ради славы, но во имя Небес, чтобы сохранить жизнь своим собратьям и помочь им вернуться на хорошую дорогу, вернуться к Торе.

Многим и многим он помог. Но особенно Саба Кадиша беспокоился о больных детях. Он знал, что здоровье детей зависит от поведения их мам: соблюдают они законы для еврейской женщины или нет. Не всегда удается спасти жизнь ребенка, за которым ухаживает мама в состоянии нида.

Он давал детям свои лекарства, беседовал с женщинами и убеждал их жить в соответствии с законами Торы, иначе никакое лечение не поможет.

Каждую ночь, после двенадцати часов, Саба Кадиша окунался в городской микве. Летом, и зимой, даже, когда вода была очень и очень холодной.

В городе была только одна миква, а воду грели к Шаббату или когда нужно было окунуться какой-то женщине. Но он приходил в полночь и погружался в холодную воду.

Однако огорчало его то, что он вынужден был пробираться в микву тайком, через маленькое окошко у самого потолка. Если женщины узнают, то поднимут крик и опозорят его, ведь мужчины редко окунались, тем более ночью.

Но однажды, в тот самый момент, когда Саба Кадиша поднялся к окну по приставной лесенке, его поймал сторож, стащил за куртку вниз и закричал:

-    Если увижу тебя еще раз около миквы, кости обломаю!

Решил сторож, что это - псих, ведь не полезет же нормальный человек зимой в холодную воду!

Саба Кадиша стал просить сторожа открыть двери миквы. Предлагал деньги, столько, что тот и за месяц не получает, но сторож и слушать не желал. Никак не поймет, что человека заставляет лезть в холодную воду.

-    Слушай, - сказал Саба Кадиша, - я буду платить тебе каждый месяц, как заработок твой, чтобы каждую ночь пускал меня в микву.

Удивился сторож:

-    Что этому глупому человеку надо? Кто знает, что у него на уме и что он там натворит ночью...

Видит Саба Кадиша, что не сумел убедить упрямого сторожа и говорит:

-    Если дашь мне свою руку и поклянешься, что

пока жив, не выдашь тайну, я сделаю тебе такое доброе дело, о котором даже думать не смеешь.

Любопытно стало сторожу, согласился он и протянул свою правую руку.

-    Знал бы ты, - говорит Саба Кадиша, - что я могу испепелить тебя своим словом или превратить твои кости в труху, однако, с большим удовольствием сотворю для тебя благо. За это каждую ночь ты станешь отпирать для меня двери миквы.

-    Есть у тебя взрослая дочь, - продолжал он, -внезапно ослепшая несколько лет назад. Знаю, что горюете вы с женой, время выдавать девушку замуж, но кто возьмет слепую... Помолюсь в микве, чтобы Небеса исцелили ее и вернули зрение. С восходом солнца она прозреет, станет прыгать и танцевать, целовать мать, отца и своих родных. Так будет. Но чтобы обо мне ты никому не рассказывал. Поклянись!

Слушает сторож и не верит:

-    Может ли такое быть? Хитрость это или обман? Однако, кто его знает, этого странного человека. Стоит проверить. Посмотрим, что будет завтра.

И дал ключ от миквы.

Утром, с восходом солнца, в доме сторожа поднялся большой переполох. Слепая девушка встала с постели зрячей.

Она прыгала, танцевала, пела и целовала всех, кого видела. Весь город шумел об этом, но кроме отца девушки никто не знал причины чудесного исцеления.

Через год сторож тяжело заболел. Почувствовал, что умирает, и открыл тайну собравшимся вокруг родным и друзьям:

-    Саба Кадиша - великий праведник, один из скрытых праведников, поддерживающих мир.

Недопустимо, чтобы такой человек был шамашем, окажите ему почет...

Умер этот человек, а слава о Саба Кадиша мгновенно распространилась среди еврейских общин. Пошли к нему из разных мест больные и страждущие, и все находили исцеление.

Пришли однажды люди из дальнего-дальнего еврейского местечка на Украине, увидели его и говорят:

- Да это же зять нашего шохета и менакера, рабби Хаима!

После этого о праведнике, творящим чудеса, уже знал весь еврейский мир. Жители города Златополь были очень смущены, что совсем недавно они заставляли праведника выполнять черную работу и смеялись над ним. Теперь им было стыдно.

Но и Саба Кадиша понял, что здесь ему уже нельзя оставаться, пора уходить в другое место. Где его никто не знает.

Неожиданно для всех он исчез. Восемь лет перебирался из города в город, всё дальше и дальше от тех мест. Добрался до одного города, где было много евреев, но не все отличались благочестием. Лечил их и возвращал на путь Торы. Там прожил еще сорок два года.

Так будут благословенны наши учителя и тайные праведники, ограждающие нас от зла!

hалаха

Ритуальная нечистота, тумъа, мешает нам, когда мы хотим установить духовную связь с Творцом (Мишна, Таарот, 9).

Тумъа мы получаем, находясь в одном помещении с умершим, от соприкосновения с труппами животных (Ваикра, 11:8), от соприкосновения с ритуально нечистыми продуктами и с предметами, которые служили или служат для обрядов идолопоклонникам. В состоянии ритуальной нечистоты мы встаем утром после сна.

Тумъат нида распространяет женщина в период менструации до тех пор, пока она не очистится в водах миквы. Тумъа может распространять и мужчина, если у него есть “выделения”, в этом случает, также необходима миква. Мы обязаны позаботиться о своей душе и по возможности оградить и очистить себя (Ваикра, 15:31).

Утром, после сна, и перед тем, как есть хлеб, следует выполнить обряд нэтилат ядаим. Это не обычное мытье рук, омовение, как полагают некоторые, а вознесение рук. Буквальное же значение слова “нэтила” — “возлагание” или “взятие”.

Если руки грязные, то мы моем их с мылом, потом поливаем из кружки на правую и на левую руку по три раза. Поднимаем руки на уровень лица, говорим бэраху, и тщательно вытираем полотенцем. Обязательно следует выполнить нэтилат ядаим (без бэрахи,) после уборной.

Тумъат нида опасна как для женщин, так и •для мужчин. Несчастье, горе для родителей и для ребенка, которого они зачали в это время. Ой, ва-вой! Тора называет это преступлением и определяет суровое наказание («Зоар», “Шэмот”).

Находясь в состоянии духовной нечистоты, человек может испытывать сильное недомогание, а если был болен, то болезнь обостряется. Тумъа влияет на духовное и на физическое состояние всех, кто прямо или косвенно попадает под ее воздействие.

От всех видов ритуальной нечистоты, кроме тумъат мет, очищают воды миквы. (Ваикра, 15:16). Миква — особый бассейн, где собрано не менее 332 литров дождевой воды. Минимальная глубина миквы 80 см. Как правило, воду подогревают до температуры тела.

Тот, кто пишет сефер Тору, тэфиллин или мезузу, тот, кто читает сефер Тору для общины или ведет молитвы, обязан регулярно очищать себя в водах миквы.

Мы погружаемся в воды миквы перед нашими праздниками. Особенно важно очиститься перед Иом а-Кипурим. В этом случае следует во время погружения читать молитву раскаяния.

Если нет миквы, или при плохом здоровье, по мнению гаона рава Овадьи Иосефа («Илкут Иосеф», К.Ш.А., 606), можно вылить на человека, который должен очиститься, девять твое воды, т.е. 12,5 литра. Вода может быть горячей.

Можно использовать сильный душ, при условии, что выльется не менее 12,5 литра воды.

Море или другой естественный водоем — это тоже миква. Можно погружаться в реку, где не сильное течение, и есть заводь или запруда, и где одновременно находится 332 литра воды.

От некоторых видов нечистоты, вызванных кожными болезнями, очищение проводят в родниковой воде.

Мы участвуем в похоронах, посещаем кладбище. Но в настоящее время нет возможности очиститься от тумъат мет, полученной от нахождения рядом с умершим человеком. Это ограничивает наши духовные возможности. Тем не менее, следует тщательно соблюдать правила физического и духовного очищения: купаться и погружаться в микву, мыть руки и делать нэтилат ядаим.

И невеста, и жених обязаны перед свадьбой погрузиться в воды миквы. Очистят вас воды миквы и слова Торы! Миква Исраэль таора!