Надежда и разочарование

Надежда и разочарование

Жил-был один еврей, по имени Иссахар, который скупал и перепродавал золотые изделия. Как-то, по случаю, купил он прекрасную золотую вазу за тысячу динаров и довольный понес ее домой.

Идет и думает: “Как известно, в золото нередко добавляют медь, может быть, и эта ваза не из чистого золота, а с большой долей меди? Ах! Я не проверил, как следует, тогда ваза эта не стоит и пятисот динаров, и я прогадал. Но если она цельная, продам ее за две тысячи...”.

Такие мысли терзали его, пока не дошел до дома. И у входа он столкнулся лицом к лицу с Гидоном, соседом своим. Увидел Гидон, как обеспокоен Иссахар, осмотрел вазу и стал смеяться:

-    Ну и влип ты, дорогой! Бывает, покупаешь, думаешь - золото, посмотришь внимательно -оказывается медь, такова жизнь. Где находишь -там и теряешь. Советоваться надо с друзьями.

Подошел другой сосед, Бени, и говорит:

-    О, какая чудесная ваза! Цена ее не меньше двух тысяч, поздравляю, поздравляю с покупкой!

Обрадовался Иссахар, поблагодарил обоих и поставил вазу на стол, любуясь чудесной работой мастера, который сделал ее.

Когда гости ушли, спросил сын Иссахара:

-    Отец, почему ты расстроился от слов Гидона и чем тебя обрадовал второй наш сосед?

Ответил Иссахар:

-    Сын мой, Гидону только бы посмеяться, а другой - добрый и серьезный человек, я очень благодарен ему за поддержку. Когда ты женишься, придут на свадьбу гости, и кто-то станет подшучивать над твоей невестой, а кто-то будет восхищаться: “Какая красавица, какая умница!”. Но невесты - все царевны.

Другая история об одной праведной и б-гобоязненной женщине, которая долго не решалась выйти замуж, потому что не видела для себя подходящей пары. Она хотела, чтобы жених обладал хорошими качествам и был знатоком Торы, но в каждом из кандидатов находила какой-нибудь недостаток.

В конце концов, сваты уговорили ее, что есть подходящий человек. Родные так усердно воспевали его ум и способности, что противиться уже не было сил. Повели ее под хупу, сыграли свадьбу. Прошла неделя, шева бэрахот, когда на каждый день читают особое благословение. Теперь решила женщина испытать своего мужа.

Первое испытание вином. “Давай, - сказала она, - посидим вдвоем, попьем вина, поговорим”.

Муж, конечно, обрадовался такому предложению. Сели вдвоем, перед каждым стакан, а жена подливает и подливает мужу.

Выпил он стакан, второй, опьянел и стал говорить такие гадости, что ни один порядочный человек себе не позволит. Стыдно и больно стало женщине слушать его, вскочила и ушла в другую комнату.

“Однако, - говорит она себе, - этого не-достаточно, проверю, как он поведет себя в азартной игре”.

На следующий день сели играть в нарды под небольшую ставку. Увидела она, что в игре, даже со своей молодой женой, он нечестен и жаден к деньгам, не может устоять перед желанием обмануть и украсть. Расстроилась бедная женщина еще больше и прекратила игру.

В третий раз она решила посмотреть, как он поведет себя в гневе, и напомнила ему, каким мерзким он был в предыдущих испытаниях.

Гневу его не было предела, молодая жена услышала проклятия и оскорбления, и поразилась тому, что в одном человеке может вместиться столько грязи и зла.

Пришла женщина в бет-дин, еврейский суд, и потребовала призвать к ответу обманувших ее сватов и того, кого они привели к ней. *

В конце концов, суд поддержал женщину. Но муж дал ей гет, разводное письмо, только когда получил от женщины деньги.

hалаха

Найти себе достойную невесту или достойного жениха — заповедь Торы, одна из первых. Наши мудрецы учили в  («Сефер а-Хинух», первая мицва пэрия урвия), что обязан человек приложить к этому все свое старание, и никто не свободен от этой заповеди до глубокой старости, и как бы велик он не был, он обязан жениться. А в трактате Пиркей Авот, в двадцать пятой мишне пятого раздела читаем: “С пяти лет обучаем Письменной Торе, в десять — Мишне, в тринадцать — заповедям, в пятнадцать — Талмуду, а в восемнадцать — хупа...”. То есть, восемнадцать лет — это время для создания семьи.

За сорок дней до зачатия, говорится в трактате Сота, на небесах решают, что дочь таких-то родителей предназначается сыну таких-то" родителей.

Чрезвычайно велика обязанность найти подходящую пару для своего сына или дочери. И более того, чтобы выдать дочь замуж, если нет денег, даже свиток Торы, который запрещено продавать в других случаях, можно продать.

Тора запрещает не освященную связь мужчины и женщины, чтобы не уподобились они животным. Седьмая заповедь Торы: ло тинъаф — “не прелюбодействуй”.

Заключая брачный союз, нисуин, мы поднимаем себя на уровень высокой святости, которой не могут достичь даже млахим — ангелы, лишенные этого права.

Поэтому брачную церемонию называют “Кидушин” — “освящение”.

И чтобы святость была полной, невеста и жених перед хупой очищают себя в водах миквы и постятся.

Три условия необходимы при заключении этого союза: кесеф, гитар и бэвия.

Кесеф — это деньги или недорогое кольцо, приобретенное женихом. В присутствии свидетелей он произносит благословение, объявляет, что отныне она посвящается, мекудэшет, и принадлежит только ему, и правой рукой надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты. На голову невесты набрасывают шелковый платок, а жених, согласно традиции, в память о разрушенном Храме разбивает стеклянный бокал и говорит: “Да отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Ирушалаим!”.

Штар — это кэтуба, брачное обязательство жениха содержать свою жену, быть ей мужем, сохранять ее имущество, а в случае развода — обеспечить ее дальнейшую жизнь. Кэтуба передается на хранение матери невесты.

Бэвия — это супружеская близость, завершающая обряд бракосочетания.

Кольцо, согласно мнению святого Аризаля, сим-волизирует соединение душ жениха и невесты, а неразрывное единство подтверждается физической близостью мужа и жены.

Эти три условия обеспечивают совершенство союза мужчины и женщины и дальнейшее счастье новой семьи.

Но чтобы счастье было не временным, а продолжалось многие годы, муж и жена обязаны сохранять шлом-байт — мир в семье.

К разрушению семьи приводят нечестность одного из супругов или измена. Муж может отказаться от жены, если увидел ее нескромность и распущенность (Рамбам, «Ишот», 80:12), а жена может требовать развод, если муж не выполняет свои прямые супружеские обязанности. Уже во время обряда нисуин предусматривает Алаха — еврейский Закон — возможность развода. Бет-дин — еврейский суд — не может против желания мужа развести супругов, но может обязать мужа дать гет, т.е. разводное письмо, своей жене. С этого момента она получает статус гэруша, т.е. “разведенная”.

Пока женщина не получила гет в свои руки, другому мужчине она запрещена. Нарушение этого условия Закон называет развратом, а дети от такой запретной связи рождаются мамзерами. Гет может написать как муж, так и другой человек, а вручить его может представитель мужа — шалиях. Женщина может получить разрешение на повторное замужество, если она алмана — вдова, и есть свидетельство о смерти ее мужа.