Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Призрак фашизма

Призрак фашизма

Несмотря на малочисленность еврейской общины в Литве (около 5 тысяч), она относится к числу самых активных в общественном, культурном и социальном отношении. В стране действуют синагоги, Литовский государственный еврейский музей, издаются книги живущих в Литве и Израиле еврейских писателей.

Однако память об «исторических обидах» дает о себе знать.

Прежде всего это связано с тем, что за годы литовской независимости с 1990 года здесь не был осужден ни один нацистский преступник из нашедших в Литве спокойное убежище.

Осень 1997 года ознаменовалась давлением международных еврейских организаций на Литву в связи с затягиванием здесь дел нацистских военных преступников. Директор Иерусалимского бюро Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф призвал всех евреев мира бойкотировать вильнюсские мероприятия, посвященные памяти великого еврейского мыслителя Гаона Элияху. Депутаты израильского кнессета направили письмо президенту Литвы Альгирдасу Бразаускасу с требованием предать суду бывших нацистов, проживающих в Литве. Посол Израиля в странах Балтии пригрозил сделать все, чтобы Литва не попала ни в ЕС, ни в НАТО. Ассамблея еврейских обшин Балтийских стран и Калининградской области обратила внимание международной общественности на рост антисемитизма в Литве.

Сразу после этих требований лидер немногочисленной праворадикальной партии «Союз свободы Литвы» Витаутас Шестаускас потребовал увольнения всех евреев, работающих в государственных учреждениях республики и объявления израильского посла в странах Балтии персоной нон грата.

Литовские национал-социалисты в качестве символа своей профашистской организации — Союза национал-социалистского единства (СНСЕЛ) — избрали красный стяг, в центре которого в белом круге красуется черный сдвоенный крест Витиса, используемый во многих литовских гербах. Это алое знамя было торжественно освящено в католическом костеле в Шауляе, где расположен штаб союза.

В организации, насчитывающей чуть больше 100 человек, существует жесткая дисциплина, введен трехмесячный испытательный срок для новичков. Приказы исполняются беспрекословно.

Литовские национал-социалисты не скрывают своих расистских взглядов, придерживаясь девиза, — «Литва только для литовцев!» В уставе СНСЕЛ изложены основные цели, главная из которых — создание мононационального государства. То есть, литовцы, представители коренной национальности, должны обладать исключительными правами перед некоренными жителями. В этой программе, правда, не указывается, как национал-социалисты будут сортировать людей, и определять, кто настоящий литовец, а кто нет.

Хотя союз не является военизированной организацией, благодаря почти армейским порядкам и тому, что в нее входят ополченцы 62-го батальона Добровольной службы по охране края, проблема оружия неактуальна. Стрелять все умеют хорошо. Именно их подозревали в осквернении кладбища воинов-антифашистов, погибших в годы войны, в распространении расистских инструкций, в одной из которых, в частности даются советы, как надо пытать людей. «Засунуть палку между связанными руками и пол коленями. Затем, подвесив вниз головой, раскачивать и бить толстым резиновым шлангом».

Во время обысков на квартирах членов этой организации нашли боеприпасы, оружие и образцы фашистской амуниции. Но в дальнейшем пыл властей пропал, дело литовских фашистов было пущено на самотек, как, впрочем, и расследование других террористических актов.

Теперь национал-радикалы в Литве чувствуют себя безнаказанно. Национал-социалисты, не прячась и не стыдясь, создают организации, выпускают инструкции, пропагандируют свои взгляды. Власти смотрят на их деятельность сквозь пальцы, как на детские невинные шалости. Католическая церковь освещает их знамена.

А тем временем союз набирает силу. Он не скрывает симпатий к тем политическим деятелям прошлого, которые в середине 20-х годов совершили в Литве переворот — к управлению страной пришел авторитарный режим А. Сметоны. Так что победи они на выборах (история на сей счет может привести немало удивительных примеров), то ждать репрессий на инакомыслящих и инородцев не придется.

В Литве до сих пор не приняты поправки к «Закону о реабилитации и судом над военными преступниками», что практически освобождает от уголовной ответственности лиц, виновных в сотрудничестве с нацистами. Посол Израиля в странах Балтии заявил в этой связи, что Литве следует выявить нацистских пособников и назвать их имена, чтобы не пятнать весь народ. По его словам, утверждения некоторых литовских представителей о том, что у местных коллаборационистов не было в тот период иного выбора не выдерживают критики. У Израиля есть данные, что некоторые литовцы «резали евреев еще за неделю до того, как нацисты вступили в Вильнюс».

Что любопытно: Германия куда больше занимается последствиями Холокоста, чем Литва. Сравнивая ситуацию в Литве и Германии, нельзя не обратить внимание на помощь, которую оказывают немцы бывшим узникам гетто и другим пострадавшим от нацистского оккупационного режима, на их интерес к Холокосту, их сочувствие к его жертвам и категорическое осуждение убийц.

* * *

...23-го июня 1941 года в Каунасе было убито 70 евреев. Тогдашнее литовское временное правительство декларировало одной из своих приоритетных целей уничтожение евреев. Но 23-е июня литовцы рассматривают как День национального восстания (против отступавших частей Красной Армии). В результате до сих пор не прекращаются споры в литовском Сейме: как отмечать этот день — как начало геноцида евреев Литвы или все же как праздник национального возрождения...