Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Учить и учиться (Обычаи и традиции)

Учить и учиться (Обычаи и традиции)

Родители обязаны учить своих детей Торе, заповедям и обычаям нашего народа, обязаны обучить сына профессии, чтобы мог в будущем обеспечивать свою семью.

С раннего детства, с семи-восьми лет, детей приучали к труду и обязанности заботиться о своих близких. С этого же возраста приводили к частным учителям. Даже самые бедные евреи не нарушали традицию и старались исполнить родительский долг.

Согласно традиции горско-еврейские раввины, шохеты и даже некоторые шамаши сами набирали себе учеников. Обучали древнееврейскому алфавиту, «ктаву ашури», и некудот, знакам огласовки. С первых дней учили писать багдадским письмом, «ктав багдади». Деловые записи и письма горские евреи, как правило, писали багдадским письмом.

Учебники были большой редкостью. Учитель писал буквы и слова на иврите, а ученики многократно их переписывали в свои листки. В еврейских сёлах Азербайджана и Дагестана дети постарше учили арабское письмо.

Первыми книгами, по которым они учились читать, были Тора и сидур. Хумаш начинали изучать с книги «Ваикра».

День за днём заучивали наизусть некоторые главы, а учитель переводил текст на горский язык. Он заставлял их читать и заучивать наизусть молитвы по нусаху ХИДА, рабби Хаима Йосефа Азулая (5484 - 5566 г.г.). Учили Мишну и hалахот. С тринадцати лет учили Талмуд.

Раньше в каждой горско-еврейской общине были школы для мальчиков, нубохундэ или талмидхундэ. Большие общины имели несколько школ.

С конца 19 века некоторые родители стали давать своим детям светское образование.

Обычно раввинское образование передавали по наследству. Но бывали исключения, когда юноши, стремившиеся к углублённому изучению Торы, становились учениками известных раввинов или отправлялись учиться в Эрец Исраэль или в ашкеназские иешивы Польши и Литвы.

Книги доставляли из Ирушалаима, Багдада, Тебриза и Кушты. После оккупации Кавказа Россией книги стали привозить из Польши, Украины и Литвы. Часть книг  поступала с ходоками из Ирушалаима.

Стоили они очень дорого, но, тем не менее, обычай требовал, чтобы в каждом доме были хумаши, молитвенники и Теилим.

Коммунисты до последних лет своего существования вели жестокую войну с этой традицией. Коммунисты рассыпались, а традиция осталась.

В традиции горских евреев почитать и только ребёнок, даже взрослый, не сядет в присутствии учителя и не станет разговаривать без его разрешения.

В давние времена учителя, как и родители, имели право наказывать учеников, и никому из них это не повредило. «Щадящий розгу свою — ненавидит сына своего, а кто любит его — с детства наказывает» (Мишлей, 13:24).

Раньше не было горско-еврейских школ для девочек. Образование и воспитание они получали дома, от своих бабушек и мам. В некоторых общинах жена раввина дома давала уроки письма и чтения.

Девочки обязаны были изучать женские законы, заповеди шаббата и праздников.

С малых лет до замужества их обучали семейным традициям и ведению домашнего хозяйства.

Живой народ не растворится в другой среде и не откажется от своих традиций.