Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Куба-Куба - «Красная Слобода»

Куба-Куба - «Красная Слобода»

Первый раз я приехал в Азербайджан в конце 1995 года. Президент Алиев только начал выводить свою республику из войны и разрухи. Ночью по домам ходили бандиты. В трубах не было газа, а электричество подавали вечером, на несколько часов.

Многие евреи бежали в Израиль, в Америку, в Россию. В Баку из тридцати тысяч горских, ашкеназ-ских и грузинских евреев осталось к этому времени не больше пяти тысяч. И четыре тысячи Красной Слободе.

Это притом, что азербайджанцы оказались наиболее терпимыми среди всех народов бывшей советской империи. А президент Гейдар Алиев требовал от своих подчинённых оказывать уважение и поддержку еврейской общине.

Под патронажем американской организации «Ваад леацала» («Комитет спасения») мы создали в Красной Слободе школу, которая через два года превратилась в бет-мидраш и иешиву. Городские и республиканские власти заверяли нас в своей поддержке. Мы чувствовали эту поддержку и были благодарны за неё.

Был в Красной Слободе еврей, доносчик и провокатор, которого боялись евреи и неевреи. Он писал письма в прокуратуру и в Министерство Государственной Безопасности, что я американо-израильский шпион, учу детей плевать на мечеть и неуважать своих родителей.

Однажды пригласил меня начальник КГБ, прочитал эти обвинения, извинился и заверил в полном своём уважении. И ещё сказал, что прокуратура и его служба следят за нами и одобряют нашу работу, потому что Школа удерживает молодёжь от наркомании.

Нам было хорошо. Мы сумели стать семьёй, близкими друг другу. Многие дети действительно были братьями, но Тора ещё больше сблизила их души, соединила так, что они стали подобны воде в бурной реке.

Старшим братом для всех мальчиков был Норик (Мардахай бен Саалюм Мардахаев). Он несколько лет учился в Америке (в Манси и в Лейквуде), знал иврит и английский язык и имел особый дар понимать каждого человека.

Он легко и удачно вел хозяйственные дела Бет-мидраша, а когда уехал жить и работать в Москву, продолжал нас опекать.

Не только наши раввины, учителя и ученики Торы поддерживали и поддерживают нас на духовной высоте.

Огромная благодарность старейшинам и богатым евреям кубинской общины.

Борису Симандуеву и Ицхаку (Яшке) Нисанову, Мардахаю (Мурику) Мишиеву, Робику и Аграмону Давыдовым, Лазарю Илиеву, Рахамиму бен Нисану. Они - живая история нашего народа.

Жили мы скромно, старались не принимать посетителей, туристов и журналистов. Тем не менее, вся республика знала нас. И конечно было прият־но видеть, как доброжелательны к нам азербайджанцы.

В чём причина? Наверное, в том, что они по природе богобоязненны. Другая - простые люди верят, что еврейские раввины обладают особой силой, связывающей их с Небесами.

Для поездок из Кубы в Баку я всегда нанимал машину-такси Асифа, надёжного и доброго человека (чтобы все дороги его были удачными!). В Баку он должен был отметиться у диспетчера. Когда мы заехали в гараж, диспетчер несколько минут кричал на Асифа и не дал новый путевой лист. Тогда Асиф наклонился к нему и сказал:

-    В машине сидит еврейский молла, рабби. Узнает, рассердится на тебя.

-    Рабби? — спросил диспетчер, - так бы сразу сказал, вот тебе путёвка и талон на бесплатную замену масла.

За шесть лет более ста пятидесяти мальчиков прошли через Бет-мидраш. Их чистые души вбирали в себя Тору, дети легко усваивали иврит. Обычно через два месяца они уже читали и молились на Святом языке.

Многие родители радовались их успехам. В одной многодетной семье, где младшие дети успешно учились у нас, а старший сын уже зависел от наркотиков, отец сказал ему:

-    Иди учиться к рабби Адаму, каждый месяц получишь от меня сто долларов.

-    Не пойду, ־ ответил юноша.

-    Почему?

-    Отец, я не уверен, что справлюсь, не хочу обманывать Б-га и рабби.

Через месяц он погиб в автомобильной аварии. Такое горе для всех нас.

Но были родители, которые не разрешали посещать Бейт-мидраш. Они опасались, что дети захотят Изменить семейный уклад, чтобы дома соблюдали шаббат и кашрут.

Мы не могли идти против воли родителей хотя видели, что их запрет вредит их сыновьям.

Эти мальчики заметно отставали в своём развитии от сверстников, подвергались влиянию улицы и современного телевидения, заполненного насилием и порнографией.

В Кубе для евреев нет работы и нет заработка. Стали они перебираться в Россию, в первую очередь в Москву. Сначала взрослые мужчины, потом семьи, с женами и детьми.

Теперь только по праздникам и по случаю траура оживают улицы Красной Слободы.

Надеемся, что со временем евреи вернутся в свои дома. Дети, которые давно уже выросли, возродят еврейскую жизнь в старом поселении так, что его опять назовут «Кавказским Ирушалаимом».

Драгоценный подарок получили евреи от Творца - шаббат.

Готовиться к шаббату в бет-мидраше начинаем с пятого дня недели, с йом хамиши. Готовим праздничный стол на тридцать человек. Каждый мальчик обязан что-то сделать к шаббату, лихвод шаббат кодеш. В шаббат самая обычная еда приобретает особый вкус.

Только не забыть, когда готовишь, сказать: «Лихвод шаббат кодеш» (в честь святой субботы).

Один молодой израильтянин, учитель иврита, попробовал наши картофельные котлеты и решил приготовить такие же себе к субботе. Через день пришёл и просит ещё раз продиктовать рецепт, говорит, что было совсем невкусно.

Наверное, в чём-то ошибся. Проверили - всё верно. В чём же причина?

- А ты сказал «Лихвод шаббат кодеш»? у спросили его. Нет? Как же так, ведь это самая важная приправа!

Шаббат начинается в пятый день недели, в йом хамиши, на рынке или в магазине, где покупаем продукты.

Шаббат - это уборка помещений, выпечка хлеба, приготовление праздничной еды, баня и миква. Шаббат - это вечерняя молитва и освящение Дня над бокалом вина (мы пьём не вино, а виноградный сок).

Шаббат в Бет-мидраше - это фирменное блюдо «хамин», соус с картошкой, фасолью, зеленью и с консервированной туной или лососем. Шаббат -это обязательный десерт из фруктов и колы.

Шаббат. За окном уже ночь, мы сидим за длинным столом и поём по очереди или все вместе о самом главном в нашей жизни, ради чего мы пришли в этот мир. И тогда для наших душ открываются Ворота Небес...

«Поднимите, врата, ваши головы и вознеситесь двери вечности...» (Теилим 24)

«Даже если пойду долиной тьмы, не устрашусь зла, ибо Ты со мной...» (Теилим 23)

Наши души пребывают в покое. Великие праведники рады нам, улыбаются нам, желают мира и любви.

Мы слушаем и рассказываем дэраши, традиционные шаббатние рассказы.