Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ВВЕДЕНИЕ

Страна Исраэля - краткий очерк

Мы предлагаем вашему вниманию цикл бесед, посвященный еврейской истории эпохи Второго Храма*. Именно в этот период, до предела насыщенный драматическими событиями, сформировались многие специфические особенности национального характера нашего народа, определившие всю его дальнейшую историю вплоть до нынешнего времени. Тот, кто хочет углубиться в изучение еврейской истории не только ради приобретения академических знаний, а и для того, чтобы постичь скрытые в ней закономерности и высший смысл, должен будет уделить эпохе Второго Храма особое внимание.

Чтобы наши читатели получили о Стране Исраэля, Земле Исраэля, Эрец Исраэль верное представление, смогли лучше ориентироваться в событиях и правильнее их оценивать, — расскажем немного об Эрец Исраэль, о её географическом положении, о составе её населения, его быте и образе жизни.

Земля для евреев

Начиная свой непревзойдённый труд поразъяснению Торы, объясняя первое её елово, Брешит, — Раши * пишет:

Сказал раби Ицхак: Не надо ли было начать Тору с "Этот месяц для вас..."/ Шмот 12:2/, ибо это — первая мицва*, данная Исраэлю. [Ведь сущность Торы не что иное, как её мицвот]. Но в чём смысл (того, что) начал (Творец) с Брешит? Потому что /Тегилим* 111:6/ "Силу Своих дел Он явил Своему народу, чтобы дать им удел (земли) племён". Ибо, если скажут народы мира Исраэлю: "Вы разбойники, захватившие земли семи племён", — они отвечают тем: "Вся эта Земля — Святого, благословен Он. Он её сотворил и дал (тому, кто) угоден Ему. По Его воле дана им, и по Его воле отнята у них и дана нам".

Кроме ответа неевреям, здесь дано объяснение и самим евреям [чтобы не опасались того, будто в завоевании ими Эрец Исраэль есть что-то сродни разбою, грабежу], ибо напрямую сказано: "Силу дел Своих Он явил Своему народу, чтобы дать им удел племён". Но почему: "Скажут народы мира"? Разве их затрагивает, их касается то, что Исраэль овладел землями "семи племён"? С той поры, как Исраэль завладел этими землями и они стали Эрец Исраэль, ни у одного народа не только нет никакого права на Эрец Исраэль, но запрещено им селиться в ней. Его воля дать на время другим и Его воля отнять у них и дать евреям — это та же воля, и дана эта Страна нам, чтобы мы превратили её в Эрец Исраэль, Эрец га-кодеш *, а сделать это может лишь ам га-кодеш*.

Знаменательно, что приведенные Раши слова раби Ицхака не единичный случай. Почти дословно они повторены и другими древними мудрецами, и это явное свидетельство тому, что их передавали из уст в уста по цепочке м'сира * восходящей к Моше-рабейну.

Так в Мидраше Брешит раба /гл. 1, п. 2/ написано: Раби Йегошуа из Сахнина от имени раби Леви начал /Тегилим 111/׳. "Силу дел Своих поведал Своему народу"... Ради чего открыл Святой, благословен Он, Исраэлю, что было сотворено в первый день, во второй день? Чтобы идолопоклонники-язычники не срамили Исраэль, говоря им (евреям): Разве не присвоили вы её (Страну), как трофей? А Исраэль ответит им и скажет: Это вы её прибрали к рукам!.. Весь мир и всё его наполняющее принадлежит Святому, благословен Он. Пожелал — дал вам, захотел — отнял у вас и дал нам. Как написано: "Дать им удел племён"... Сказал им: На все поколения.

Мидраш Шир га-ширим раба /гл. 1, п. Гавиэни, б! приводит слова раби Яная: Ради чего открыл Святой, благословен Он, Исраэлю, что было сотворено в первый день, во второй день... и до шестого дня? В заслугу того, что сказали (исраэльтяне): "Всё, о чём говорил Творец, еделаем и вслушаемся (чтобы понять) ״ — сразу же открыл им. Сказал раби Брахья: Написано: "И огласил Он вам Его брит*, который повелел им выполнять, десять изречений*... Чтобы так поступать внутри этой страны, в которую вы входите, чтобы унаследовать её" /Дварим 4:13,5/. Огласил вам книгу Брешит — начало сотворения мира и повелел вам выполнять десять изречений — десять в Писании (Танахе) и десять в Талмуде (Устной Торе, объясняющей Писанную).

Шлемут (целостность, гармоничность, совершенство) приходит к человеку со знанием, а оно — Божественная Тора. И так как шлемут достойна того, чтобы прийти к человеку во всей её полноте, то вся Тора достойна того, чтобы она была дана совершенному, не имеющему себе равных — народу Исраэля. Потому сказано: "Силу дел Своих поведал Своему народу". А так как совершенный народ достоин поселиться на отборном, особо избранном месте, и таким отобранным местом является Эрец Исраэль, то и дана была эта Страна народу Всевышнего. Из этого следует, что Тора дана народу, избранному Творцом для того, чтобы поселить его на избранном месте. Следовательно, когда Исраэль вне Страны, Тору не соблюдают и не исполняют, как следует: ведь много мицвот связаны со Страной. Потому-то во многих местах Торы написано: "Я, Творец — ваш Бог, чтобы дать вам Эрец Кнаан и быть вам Богом". Указано: Всё время вашего пребывания в Эрец Исраэль присоединена будет к вам ёашгаха (присмотр, наблюдение) при помощи мицвот, суть которых в том, что их можно соблюдать лишь в Стране. Это и есть то, о чём сказано: "Дать им удел племён".

В Торе, Пятикнижии, многократно и однозначно сказано, кому Творец мира — Бог Исраэля отдал Эрец Кнаан* — Эрец Исраэль и каковы её пределы.

В Брешит.

Аврам поселился в Эрец Кнаан... И Творец сказал Авраму: Подними свои глаза и посмотри... на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю эту Землю, которую ты видишь, отдам её тебе и твоему потомству до скончания веков /13:12-15/.

В этот день заключил Творец с Аврамом брит, сказав: Твоему потомству Я отдал эту Землю, от Египетской реки до великой реки, реки Прат*: (земли народов) кэни, и книзи, и кадмони, и хити, и призи, и рфаим, и эмори, и кнаани, и гиргаши, и йевуси* /15:18-21/.

И дам тебе и твоему потомству после тебя Землю твоего пребывания, всю Эрец Кнаан — в вечное наследственное владение, и буду им Богом /17:8/.

...Тебе (Ицхаку) и твоему потомству Я отдам все эти земли и осуществлю клятву, которою Я поклялся твоему отцу, Аврагаму /26:3/.

Я — Творец, Бог Аврагама, твоего предка, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты (Яаков) лежишь, будет отдана тебе и твоему потомству /28:13/.

Землю, которую Я дал Аврагаму и Ицхаку, тебе дана, и твоему потомству после тебя дам Я эту Землю /35:12/.

В Шмот.

Я, Бог твоего предка, Бог Аврагама, Бог Ицхака и Бог Яакова. ...И спустился, чтобы спасти его (Исраэль) от руки Египта и поднять его из этой страны в Землю хорошую и просторную, в Землю, истекающую молоком и мёдом, на место кнаани, и хити, и эмори, и призи, и хиви, и йевуси* /3:6,8/.

И Я введу вас в Страну, о которой Я поднял Мою руку (в клятве), чтобы дать её Авраёаму, Ицхаку и Яакову, и дам её вам в наследие: Я — Творец / 6:8/.

И проведу пределы твои от Камышового (Красного) моря и до моря Плиштим* (Средиземного), и от пустыни (Аравийской) до реки (Прат), ибо предам в ваши руки жителей этой Земли, и ты прогонишь их от себя. ...Да не живут они на твоей Земле! /23:31,33/.

В Бемидбар.

...Собрал Сихон* весь его народ ...и сразился с Исраэлем. И поразил его Исраэль... и завладел его землёй от Арнона* до Ябока*, до сынов Амона* /21:24/.

...И выступил Ог, царь Башана*, против них со всем его народом на сражение... И поразили они его и его детей, и весь его народ... и завладели его землёй /21:33,35/.

И сказал Творец Моше в степях Моава, у Ярдена, (у) Йерихо*: Говори исраэльтянам и скажи им: Когда вы перейдёте через Ярден в Эрец Кнаан... унаследуйте эту Страну и поселитесь в ней, ибо вам Я дал эту Страну, чтобы унаследовать её /33:50,51,53/.

Колено сынов Реувена по их родовому дому, и колено сынов Гада по их родовому дому, и половина колена Менаше... Эти два с половиной колена взяли своё наследственное еладение по ту сторону Ярдена на восток / 34:14-15/.

В Дварим.

Творец — твой Бог ведёт тебя в хорошую Страну, Страну потоков вод, источников и родников, вытекающих из долин и гор. В Страну пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и инжира, и граната, Страну оливок, масла и мёда. В Страну, где без скудности будешь есть в ней хлеб, не будешь в ней чувствовать недостатка ни в чём; Страну, камни которой — железо, а из её гор будешь высекать медь. И ты будешь есть и насыщаться, и благословлять Творца — твоего Бога за хорошую Страну, которую Он дал тебе /8:7-10/.

Земля, в которую вы переходите (реку Ярден), чтобы унаследовать её, — Земля гор и горных долин, от небесного дождя она впитывает воду. Земля, на которую всегда обращено внимание Творца — твоего Бога, глаза Творца — твоего Бога на ней от начала года и до конца года /11:11-12/.

Каждое место, на которое ступит стопа вашей ноги, вашим будет: от пустыни и Ливана, от реки, реки Прат и до западного моря — таков ваш предел /11:24/.

В Книгах пророков даны дополнительные сведения:

В Книге Йегошуа бинНуна:

...Так сделал Йегошуа, что не убавил ни слова из всего, что велел Творец Моше. И взял Йеёошуа всю эту Землю горную* и всю южную*, и всю Землю Гошен*, и низину*, и араву*, и Исраэльскую гору* с низменностью* при ней: от гладкой горы*, поднимающейся до Сеира*, и до Баал Гада в горной долине Ливана у подножья горы Хермон, и всех их царей захватил, и побил их, и умертвил. Долго вёл Йеёошуа войну с этими царями: не было города, который бы помирился с исраэльтянами, кроме хиви, жителей Гив'она*, — всех взяли войною /11:15-19/.

Во Второй книге Шмуэля:

Когда услыхали плиштим, что Давида помазали мелехом* над Исраэлем, то поднялись все плиштим добиться (души) Давида. ...И спросил Давид Творца, сказав: Подняться ли мне против плиштим, отдашь ли их мне в руку? И сказал Творец Давиду: Поднимись, ибо уже отдал плиштим тебе в руку. ...И сделал Давид, как велел ему Творец, и поразил плиштим... /5: 17,19, 25/.

...Давид поразил плиштим и покорил их... И поразил Моав*... И стал Моав у Давида рабами, приносящими дань. И поразил Давид Гададэзера, царя Цовы*, когда тот шёл вернуть под свою руку (территорию) у реки Прат. И захватил у него Давид тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч пе-

хотинцев... И пришли арамейцы Дамаска* на помощь Гададэзеру, царю Цоаы, и поразил Давид двадцать две тысячи арамейцев. И поставил Давид (своих) управителей в Араме Дамаскском, и стал Арам у Давида рабами, приносящими дань. И помогал Творец Давиду во всём и везде, куда бы он ни ходил /8:1-6/.

...По всему Эдому* поставил он (Давид) управителей, и стал весь Эдом рабами Давида /8 :14/.

В Первой книге монархов:

Шломо был властелином во всех монархиях — от реки (Прат до) страны Плиштим и до пределов Египта подносили дары и служили Шломо все дни его жизни /5 :1/.

Эрец га-кодеш

Эта Земля, Эрец Исраэль, Эрец га-кодеш, дана Творцом Аврагаму-иври и его потомкам-иврим (евреям) навсегда, однако нахождение их на ней обусловлено выполнением условий брита, клятвенного договора, заключённого между Аврагамом и его потомством с Бог-м Исраэля.  

В Брешит написано: "И сказал ему (Авраму); Я — Творец, который вывел тебя из Ура касдим*, чтобы дать тебе эту Землю в наследственное владение. А (тот) сказал: Владыка Б-же, по чему я буду знать (что даст право), что она станет наследственным владением? И сказал ему: Возьми Мне трёх тёлок и трёх козлов, и трёх баранов, и горлицу, и молодого голубя. И взял Ему всех этих, и разрезал их на части {ватар), пополам, и положил части (бтарим) каждого друг против друга, но птицу не разрезал. ...И сказал Авраму: Да будет тебе известно, что твоё потомство будет (временным) жителем на земле не ихней, и будут работать на них (хозяев земли), и те будут угнетать их лет четыреста. ...Четвёртое же поколение вернётся сюда, ибо до той поры не будет полной виновность эмори (здесь — обобщённое название народов Кнаана). ...В этот день Творец заключил с Аврамом брит, сказав: Твоему потомству Я отдал эту Землю от реки Египта до большой реки, реки Прат, (земли народов) кэни, и книзи, и кадмони, и хити, и призи, и рфаим, и эмори, и кнаани, и гиргаши, и йевуси* /15: 7-10,13,16,18-21/.

То, что Творец дал его потомкам Эрец Кнаан навсегда, не вызывает сомнений у Аврагама, его беспокоит иное: при каких условиях потомки сохранят это данное Б-гом Исраэля право жить на ней, не уничтожит ли, не изгонит ли их Творец, когда согрешат?

Творец указал ему на те виды животных и птиц, которые будут возносить на алтаре Йерушалаимского Храма, и этот седер корбанот (буквально, порядок приближающих — к Б-гу) даст возможность еврееям искупать свои прегрешения. Таким образом, пока стоит Храм и в нём идёт седер корбанот — у евреев есть возможность сохранить их право жить в Эрец Исраэль, но когда, из-за нарушений ими брита, прекратится седер корбанот, — враги разрушат Храм, а народ изгонят в галут*. Сейчас мы это знаем по разрушению Первого и Второго Храмов, по первому и второму галутам.

Как написано, тогда же Творец заключил с Аврагамом и всеми евреями, со всем Исраэлем двусторонний клятвенный договор, так называемый брит бейн га-бтарим (между разрезанными частями), являющийся главным документом, свидетельствующим, что Эрец Исраэль принадлежит только лишь евреям, и никакой другой народ не имеет на неё права. И на этой же основе Эрец Кнаан стала называться Эрец Исраэль. Этот брит говорит и о кдушат га-арец, об особом качестве Эрец Исраэль, о святости этой Земли, избранной Творцом для избранного Им народа, единственного, взявшего на себя исполнение законов Его Торы, часть из которых выполнима только на этой Земле.

Так связаны неразрывно Тора Исраэля, Народ Исраэля и Земля Исраэля. Любая попытка пренебречь этим единством губительна для евреев и для их Земли: евреи страдают и гибнут, а Земля превращается в пустошь и болота.

Ясно, что клятва, данная Творцом, как она записана в Торе, — это единственная основа нашего права на Эрец Исраэль. Когда же некоторые группы евреев, отрекаясь от Торы, пытаются на базе создаваемой ими идеологии распоряжаться наследием Аврагама, Ицхака и Яакова, — они этим уничтожают саму основу связи Исраэля с его Землёй, и тогда нечем доказать наше право на Эрец Исраэль.

Естественно, что никто не имеет права вносить какие-либо изменения в сам факт — Земля Исраэля дана народу Исраэля. Ни одному еврею, кем бы он ни был, не дано право отдавать даже ничтожную часть Эрец Исраэль неевреям, так как Земля принадлежит всем евреям во всех их поколениях, и ни от их имени, и не за них никто не может распоряжаться их наследием. Следует твёрдо знать, что речь идёт не о территории нынешнего Государства Исраэль, а о всей Эрец Исраэль в границах, указанных Творцом в Торе.

Как сказано выше, Эрец Исраэль — Эрец ёа-кодеш, и она дана евреям для того, чтобы они своим образом жизни, жизнью по законам Торы берегли кдушат га-арец: ведь Тора Исраэля — источник силы души нашего народа, и само существование Эрец Исраэль и народа Исраэля зависит от осуществления Торы, ведь без бережения Торы нет у нашего народа права на существование, и, естественно, нет никакой ценности у нашей Земли — если евреи отрекаются от её духовной ценности.

Кдушат га-арец — вполне конкретное явление: Эрец ёа-кодеш определённым образом влияет на живущих в ней евреев, как и евреи влияют на неё своим поведением — отношением к Торе, её законам. Такова эта связь: Тора — евреи — Страна.

Как известно, суть Торы — её 613 закоков-мицвот: 248 мицвот асе (делай) и 365 мицвот ло таасе (не делай). Согласно Торе, у человека есть 248 органов и членов тела и 365 сосудов и связок, всех частей тела — 613. Нефеш, душа, дающая телу жизненные силы, также состоит из 613 частей. 248 органов п 365 сосудов есть и у Эрец Исраэль. Так связаны напрямую 248 органов тела, Страны и число мицвот асе, и 365 сосудов тела, Страны и число мицвот ло таасе — когда каждый сосуд тела человека обязан беречь запрет (ло таасе) Торы, как положено ему, так и у Страны органы и сосуды обязаны соблюдать 613 мицвот. И если евреи выполняют мицвот в Стране, то, благодаря этому, Земля напоена и желает, чтобы Исраэль пребывал на ней, выполняя мицвот Торы.

Такова уникальность Эрец Исраэль, которой управляет сам Творец, Бог Исраэля. Каждому поселившемуся в Стране еврею, произносящему Шма, Исраэль в вечерней и утренней молитвах и говорящему на лашон га-кодеш (святом языке), уготовано место в грядущем мире. Погребённый в Эрец Исраэль как бы захоронен под алтарём Храма и будет среди первых при оживлении мёртвых с приходом Машиаха.

У поселившегося в Стране еврея, выполняющего мицвот, и дух, и тело обретают к душа (духовность, святость), испытания или наказания, которые он переносит в Стране, искупают все его прегрешения, и его тело становится чистым от греха — ведь он живёт в месте, где покоится шхина, поэтому его тело должно быть чистым духовно (тагор). Такое искупление, капара, идёт от кдушат га-арец и даётся тому, кто пришёл в Страну из зарубежья отягощённым грехами и прильнул с любовью к Эрец га-кодеш, и ощутил свою связь с ней, ибо ведёт еврейский образ жизни. Однако, если, живя в Стране, он преступает законы Торы, возмездие за это намного более тяжкое, чем за такие же грехи, совершённые в диаспоре.

В наше время более, чем в какое-либо иное, нам нужно укрепиться в вере в Бога Исраэля, отдалиться от мерзостей и безобразий, творимых народами мира, и встать перед ними как железная стена, а не уподобляться двери, вертящейся на её петлях в обе стороны. Когда научимся беречь и защищать нашу сущность, нашу красу, как город-крепость, тогда и осуществится данное нам обязательство Творца: "И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу твоё имя — и будет благословение. И благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну, и будут благословляться тобою все семьи на земле" /Брешит 12:2, 3/.

Страна в эпоху Второго Храма

Перенесёмся мысленно в эпоху Второго Храма и попытаемся представить себе, как выглядела та маленькая страна, которая тогда размещалась на территории площадью всего в 25 тысяч квадратных километров. На юге граница проходила в северной части пустыни Негев, между сегодняшней Беер Шевой и южной оконечностью Мёртвого моря. На юго-западе Страна Исраэля включала полосу Азы до Рафиаха, а западная граница проходила вдоль Средиземного моря. На востоке простирались земли по обе стороны реки Йордан с возвышавшимися над ними Голанскими высотами. На севере граница пролегала по линии город Акко — долина Аюн*. 

Страна маленькая. Но как она разнообразна, как меняется её облик от района к району!

От берега моря к горам простирается низменность (шфела). Здесь, по равнине, проходили главные торговые пути, а вдоль морского побережья располагались портовые города, которые играли важную роль в развитии Страны и её связях с другими частями света.

С севера на юг, в глубокой лощине, течёт река Йордан. В долине этой реки построены города Йерихо* (Иерихон), Бет Шеан, Тверия.

Между Прибрежной низменностью и долиной Йордана простирается центральный горный хребет, разделяющий страну на несколько районов. На юге, до Хеврона — Эдом* (Идумея); севернее — Иудейские горы и в центре их — Йерушалаим, вечная столица Исраэля; ещё севернее — горы Шомрона (Самария).

С древних времён основной проблемой экономики Страны Исраэля была вода. Одним из главных занятий и источников доходов населения было земледелие, а оно полностью зависело от орошения. Еврейские земледельцы в Иудее и Шомроне научились сеять и сажать на склонах гор, придавая обработанным участкам форму террас, спускающихся широкими ступенями. Это задерживало оползни во время дождей и позволяло использовать дождевую воду с максимальной пользой.

К северу от Шомрона горную гряду прерывают Изреэльская и Бетшеанская долинами, которые пересекают страну с запада на восток. К северу от этих долин лежит Галилея, она делится на Нижнюю и Верхнюю. Нижняя, или Южная, Галилея — главным образом равнинный район. Здесь широкие долины, невысокие горы (до 400 - 600 метров высотой). Верхняя, или Северная, Галилея представляет собой изрезанную местность, и горные вершины достигают здесь тысячи и более метров в высоту. Русла рек глубокие, извилистые.

Понятно, что Нижняя Галилея более приспособлена для жизни людей. Здесь строились и развивались города. Главным из них был Ципори, который считался столицей Галилеи. Только в последнем веке соседний Нацрат (Назарет) оттеснил Ципори на второй план и занял положение главного города района.

В Верхней Галилее такого городского центра не было. Столица этого района — Гуш Халав никогда не была более чем крупным селом.

Все эти земли Эрец Исраэль не всегда входили в состав расположенных на ней еврейских государств. Границы этих государств часто менялись в результате постоянных войн. В начале эпохи Второго Храма, ко времени возвращения евреев в Цийон из Вавилонского плена, Галилея ещё не была присоединена к Иудее. Это произошло позже, в период развития и укрепления государства Хашмонаим. А в то время, о котором идёт речь, Иудея была маленьким и малоизвестным районом, который в 3390 /370/ году вошёл в состав Персидской империи благодаря победам царя Корэша (Кира)*, отвоевавшего Иудею у Вавилона.

В это время в Иудее не существовало еврейской государственности. Она была ликвидирована в 3338 /422/ году, когда царь Вавилона Невухаднецар* захватил Иудейское государство, разрушил Йерушалаимский Храм, а большинство населения увёл в плен.

Через год после прихода к власти, в 3389 /371/ году, Корэш издал указ, который разрешал евреям вернуться на родину и отстроить Храм.

Весной 3390 /370/ года, через 49 лет после разрушения Йерушалаимского Храма, первая группа евреев тронулась в путь. Число возвратившихся было невелико — около 43 тысяч человек. Большая часть бывшего Иудейского государства была к тому времени заселена чужеземцами. На юге жили эдомим: они переселились в Иудею из района Эдомских гор и Негева, откуда их вытеснили племена, создавшие позднее Набатейское царство. Западные районы захватили потомки эморим и кнааним. Эти районы включали Цор, Цидон и другие крупные города Средиземноморского побережья. На юге этого района было создано царство со столицей в Ашдоде, которое наследовало строй и образ жизни приморских городов периода Первого Храма.

В Шомроне (Самарии) образовалась к тому времени новая народность шомроним (самаритяне). Это была смесь племен, переселённых сюда ассирийцами из Междуречья вместо изгнанных 10 колен Исраэля. Их религия была смесью язычества с некоторыми элементами еврейских традиций. Во второй Книге монархов /17: 33/ сказано: "Они боялись Творца, но служили своим богам по обычаям тех народов, из среды которых их увели". В период возвращения евреев в Цийон шомроним были объединены в районе, которым управлял наместник персидского царя Санвалат. К северу от этого района, в Галилее, жило большое количество евреев, но многие из них отошли от иудаизма. Зайорданье было заселено чужеземными племенами.

Как видим, евреям, возвратившимся из вавилонского плена, досталась в Иудее совсем небольшая территория. Южная граница её проходила в нескольких километрах к северу от Хеврона. На западе евреи селились только до города Лод. На севере их владения включали лишь город Бет Эль и гору Биньямина. Центром был Йерушалаим.

В числе возвратившихся были, по всей видимости, представители всех старых родов Иудеи. Из них был составлен Совет двенадцати мудрецов. Совет вёл все внутренние дела еврейской общины, и персидские власти не вмешивались в эти дела.

В соответствии с пророчеством Йирмеягу * повторенным затем и другими пророками, между разрушением Храма и его восстановлением должно было пройти 70 лет. И лишь в 3408 /352/ году, в полном соответствии с пророчеством, Йерушалаимский Храм был восстановлен.

Необходимы были коренные перемены в жизни страны и народа. Они стали возможны с назначением Нехемьи наместником Иудеи. Нехемья ввёл систему внутренних налогов, часть которых шла на содержание служителей Храма. Благодаря этому, когэны и левиты могли вернуться к исполнению своих обязанностей.

Страна стала укрепляться и с национальной точки зрения. Если до Нехемьи по Иудее прокатились волнения, в результате которых пострадали многие еврейские города, то в период его наместничества еврейское население окрепло, и поселения евреев распространились до Шомрона. Граница между Иудеей и Шомроном проходила вдоль реки Шило, и поселения Модиин, Црида и другие с преобладающим еврейским населением вошли в состав Иудеи. Частично это произошло при Нехемье, частично — позже. Но в то время очаги еврейского населения имелись и в других районах — на северо-востоке Шомрона и на юге Иудеи (в районе Беер Шевы).

О дальнейших событиях в Иудее в период персидского владычества известно мало. Археологические раскопки и исследования историков свидетельствуют о том, что жизнь евреев в Иудее мало отличалась от жизни в других частях Страны Исраэля. Это было весьма бедное население. Оно жило в маленьких деревнях, по несколько десятков семей в каждой. Деревни были разбросаны по склонам гор. Старались, чтобы поселения не были слишком маленькими из соображений безопасности, но часто можно было натолкнуться на стоящее в отдалении от других домов богатое наследственное хозяйство еврейской семьи. Для обработки земель более богатые использовали рабов. Менее богатые

нанимали двух-трёх работников на сезон. Описание богатого еврейского дома и его обычаев приводится в Книге Мишле /Притчи/ мелеха Шломо*, в главе о добродетельной жене:

"Уверенно в ней сердце её мужа... Она воздаёт ему добром, а не злом, во все дни своей жизни. Добывает шерсть и лён, и с охотой работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встаёт ещё ночью и раздаёт пищу в своём доме и урочное своим служанкам. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов своих рук насаждает виноградник... Протягивает свои руки к прялке, и пальцы её берутся за веретено... Не боится стужи для своей семьи, потому что вся её семья одета в двойные одежды. Муж известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Встают дети и ублажают её, (встаёт) муж - и хвалит её... Миловидность обманчива и красота суетна: но жена, боящаяся Бога, достойна хвалы".

В этой притче рассказано, как хозяйка еврейского дома ведёт торговлю с купцами, причём купцы — не евреи, а кнааним. По описанию в Книге Нехемьи торговля в Йерушалаиме тоже была отдана в руки неевреев, жителей Цора* — кнааним.

Таким образом, мы узнаём, что торговля не была распространённым занятием среди евреев. И если так было в Йерушалаиме, то это тем более верно для деревень. В Йерушалаиме существовал все-таки рыбный рынок, куда привозили рыбу из портовых городов Средиземноморского побережья. В городе жили также ремесленники и мелкие торговцы.

Общее впечатление таково, что еврейское население Иудеи было бедным и экономика страны находилась на низком уровне.

О политических событиях тех времён известно ещё меньше. В Книге Йегудит (Юдифь)* написанной в период Второго Храма и не включённой в Танах, рассказано о битве против полководца Олфорно, который пытался вторгнуться в Страну Исраэля с севера. Путь к Йерушалаиму был преграждён небольшим еврейским городом. Олфорно готовился смести этот город с лица земли. Но тут вдова одного из мудрецов города — красавица Йегудит проникла во вражеский лагерь, вошла в шатёр Олфорно и, оставшись с ним наедине, убила его.

На основании данного сюжета факт существования в этом районе еврейского населения не вызывает никаких сомнений. Можно предположить, что евреи, по всей вероятности, принимали определённое участие в восстаниях против персидских завоевателей и даже добивались в этой борьбе успехов.

Подводя итоги, можно сказать, что в период возвращения в Цийон, территория, заселённая евреями, занимала небольшую часть Страны Исраэля, но эта небольшая часть сыграла очень важную роль в закладке фундамента экономической, социальной и политической жизни страны. В этот период еврейский народ прочно осел в Иудее и именно в этот период сформировался уклад жизни и облик евреев как народа, более строго исполняющего законы Устной Торы. Восстановилась и роль Йерушалаимского Храма как религиозного и правящего центра. Великий когэн — первосвященник Храма был признан главой народа, вместе с ним действовал Совет, и они наставляли народ, вселяя в него бодрость и укрепляя его веру, что было необходимо в преддверии тяжёлых испытаний, которые еще предстояли народу в будущем.