РОСТ ЕВРЕЙСКОЙ ДИАСПОРЫ. КОНЕЦ ЭПОХИ ВТОРОГО ХРАМА

РОСТ ЕВРЕЙСКОЙ ДИАСПОРЫ. КОНЕЦ ЭПОХИ ВТОРОГО ХРАМА

Реальная угроза еврейству

Драконовские законы римской власти, запрещающие изучение Торы и выполнение многих её законов под угрозой смертной казни, террор этих казней и произвол администрации, строительство на месте Йерушалаима языческого города Элия Капитолина, а на месте Храма — капища Юпитера, — всё это не могло не повергнуть евреев Эрец Исраэль в глубокую депрессию, горе и ощущение безысходности. Ко всему ещё положение усугублялось общей разрухой, развалом экономики и хозяйства. Еврейское руководство вынуждено было покинуть Иудею и переселиться в Галилею. Евреи покидали Эрец Исраэль, бежали из Страны многие руководители народа. От еврейского населения страны, сократившегося примерно на треть после разгрома Великого восстания, сейчас осталось от трёх пятых до половины. Впервые со времени восстания Макабим реальной стала угроза того, что евреи перестанут быть большинством на своей земле, что Эрец Исраэль потеряет роль центра еврейской жизни. Дошло до того, что в диаспоре сделали первую попытку установления начала месяца {роил ходеш), хотя это было всегда прерогативой лишь Сангедрина в Эрец Исраэль. Правда, попытка потерпела полную неудачу, но это было плохим предзнаменованием.

Особенно тревожным и тяжёлым был поворот, отход от симпатий к еврейскому народу и его Торе, от того большого движения к принятию иудаизма, которое во всё растущих масштабах происходило в период Второго Храма до Великого восстания. Поражение еврейского восстания, жестокое истребление народа, драконовские законы, поразившие самую основу еврейского образа жизни, иудаизма, — всё это было воепринято язычниками как победа бога-императора над Богом Исраэля. Мидраш раби Танхума /Брешит, 7! сохранил поразительную реплику императора Адриана против Бога Исраэля: "Я разрушил Его Храм, сжёг Его дворец, изгнал Его народ — это сделало меня богом".

Евреи и иудаизм потеряли свою привлекательность и притягательную силу для народов Римской империи, изверившихся в своих богах и кумирах. Переход в иудаизм почти полностью прекратился даже среди высших и образованных кругов населения империи, искавших отдохновения и душевного покоя среди развала и гибели духовных ценностей язычества и поэтому охотно принимавших иудаизм. И в этот духовный вакуум в течение всего лишь одного поколения вторглось христианство, у которого до того времени было очень мало последователей среди римлян. Так христианство, благодаря стечению обстоятельств, становится всемирной религией, заняв место иудаизма.

Восстановление в Эрец Исраэль

Однако жизнь народа Исраэля на его земле, несмотря на поражение восстания Бар Козвы не представляла собой сплошной спад, провал. В ней мы видим процессы подъёма, имевшие большое значение. Именно во второй половине I века хр. л. начался решительный поворот, меняется положение евреев Эрец Исраэль: они вновь получили судебную и религиозную автономию даже более широкую, чем была у них в период до восстания Бар Козвы. Руководство учителей Торы, мудрецов, снова заняло подобающее ему место и стало всенародным. Наси, духовный глава еврейства, вновь обрёл значение высшего авторитета не только в Эрец Исраэль, но и среди евреев рассеяния. Пост наси снова стал переходить по наследству от отца к сыну, его занимали потомки рабана Шимъона бен Гамлиэля, ведущие свой род от великого мудреца Гилеля из дома мелеха Давида. Римская власть, воздавая честь достоинству наси, величала его "муж возвышенный и великолепный".

В этот период началась плодотворная деятельность раби Йегуды ёанаси, который предпринял и завершил к 3976 /218/ году редактирование Мишны, первое упорядочение её трактатов, разделов, мишнайот, галахот, включавших как материалы Писанного и Устного Учения, так и таканот и гзерот — постановлений и решений, обобщающих ряд галахических проблем. Мишна является той основой, на которой выросла вся огромная галахическая литература до сего дня.

Но всё это относится к последующему периоду истории нашего народа, начавшемуся в 3898 /138/ году со смертью Адриана.

Галут и диаспора

В наших беседах мы уже говорили о том, что, наряду с еврейским духовным, культурным и демографическим центром в Эрец Исраэль, на протяжении всей эпохи Второго Храма существовали в диаспоре богатые и процветающие еврейские общины. Они всегда ощущали нерасторжимость связи с Эрец Исраэль и не испытывали никакой тяги к общественному и культурному обособлению от неё. Само же возникновение еврейской диаспоры, её демографический рост и столь широкое географическое распространение обусловлены рядом специфических причин и обстоятельств. Насильственное изгнание из страны — галут, религиозные и политические преследования в Эрец Исраэль при чужеземной власти, экономические возможности в богатых соседних странах, широкое распространение иудаизма среди языческого населения империи, достигшее апогея в I веке хр. л., — все эти факторы способствовали росту еврейского населения вне пределов Эрец Исраэль. Вся диаспора в то время насчитывала, примерно, от 3 до 5 миллионов евреев. Ещё в I веке до хр. л. греческий географ Страбон писал, что трудно найти место на земле, где бы не ощущалось присутствие евреев, их влияние. Это была диаспора — рассеяние евреев по странам мира.

Египетская диаспора

Еврейская община в Египте была в тот период самой важной и значительной из диаспор. Долгое время она находилась под той же властью, что и Эрец Исраэль: персы, Александр Македонский, Талмаи, а затем римляне. Египетским евреям удалось остаться в стороне от политических бурь, свирепствовавших в Иудее. Число их сильно выросло, благодаря выходцам из Иудеи, которые во время гонений Антиоха Эпифана массами переселялись из залитой кровью Эрец Исраэль на тихие берега Нила. Вообще же еврейская община Египта являлась одной из древнейших диаспор. Постоянное еврейское население здесь было уже в конце эпохи Первого Храма. Евреи-воины служили в армиях египетских фараонов. После разрушения Первого Храма в Египет хлынула волна эмигрантов из Иудеи. В Книге Йирмеягу приведён список мест, где жили евреи в Египте. Йирмеягу передаёт слова Всевышнего о том, что за нарушение закона Торы, запрещающего евреям возвращаться в Египет, за идолопоклонство там "...Не спасётся и не уцелеет никто из оставшихся иудеев, которые идут жить туда, в Египетскую страну, чтобы возвратиться в Иудейскую Страну, куда стремится вернуться их душа, чтобы жить там, ибо не возвратятся они кроме тех, которые убегут (из Египта)"/44:14/.

Многие из еврейских беженцев были знакомы с военным делом, и египетская администрация доверила им такую важную задачу, как защита границ от внешних врагов, [поэтому в пограничных районах возникли еврейские поселения, носившие военизированный характер], а также обеспечение порядка внутри страны, и, вполне возможно, такими и были поселения, названные в книге пророка Йирмеягу. Из арамейских папирусов, обнаруженных в Египте, известно, что уже в конце VI века до хр. л. обширное еврейское' военное поселение существовало в городе Йэбе (греческое название - Элефантина). В нём находился еврейский храм, построенный, по-видимому, ещё в период фараонов. Когда в 3395 /365/ году персидский царь Камбиз завоевал Египет, он разрушил и осквернил святыни египтян, но не тронул еврейский храм в Йэбе, и это вызвало у египтян взрыв ненависти. Среди папирусов города Йэба найдено письмо персидского царя Дареуша, датированное 3409 /351/ годом, в котором он требует от своего наместника заботиться о нуждах евреев Йэба в связи с праздником Песах; обеспечить их мацой и кашерным вином. Всё это озлобляло египтян и усиливало ненависть к евреям.

В 3417 /343/ году толпа египтян напала на еврейский храм и разрушила его до основания. Евреи были до глубины души потрясены этим несчастьем и объявили глубокий траур, а египетские власти, хотя и наказали бунтовщиков, казнили подстрекателей, но не спешили с выдачей разрешения на постройку нового храма. Тогда египетские евреи обратились за содействием к главному когэну Йерушалаимского Храма Йоханану, но ответа на свою просьбу они не получили. И ясно почему. В Йерушалаиме отрицательно относились к существованию храма на языческой земле и к службе вознесения даров на алтаре вне пределов Йерушалаимского Храма, ибо Тора категорически запрещает это.

В период правления Талмаев (Птолемеев) [от смерти Александра Македонского в 3454/306/ году и до завоевания римлянами Египта в 3718 /42/ году] Египет был важнейшим центром эллинизма.

В метрополии царства Талмая, завоевавшего и Иудею, еврейство создало свой духовный центр, во много отличавшийся от Йерушалаимского духовного центра. Наплыв изгнанников и беженцев из Иудеи значительно увеличил и укрепил еврейское население Египта. 100 тысяч евреев были переселены из Иудеи в Египет ещё царем Талмаем I. Затем последовали гонения Антиоха Эпифана. В результате, согласно сведениям, сообщённым Филоном Александрийским*, еврейская община Египта достигла миллиона человек, что составляло свыше 12% от общего числа всего населения. Исследованные в последние годы папирусы свидетельствуют, что евреи имели свыше 60 поселений на египетской территории. Во многих городах Египта были еврейские кварталы. Евреи старались селиться вместе, чтобы сообща выполнять законы Торы. Ещё первые Толмим вынуждены были считаться с влиянием еврейского меныиинства, которое постепенно стало играть видную роль в гражданской и военной жизни страны.

При Талмае VI /35 85-3 620; 175-140/ командовать военным поселением в Леонтополисе были назначены евреи Хоньйо и Достай. Хоньйо был сыном Йерушалаимского главного когэна, убитого по приказу Антиоха Эпифана. Во время войны Макабим законный преемник сана главного когэна — Хоньйо не мог соперничать с эллинистами, сирийскими ставленниками Менелаем и Алкимом, и вынужден был переселиться в Египет, где его дружелюбно приняли Талмай VI и царица Клеопатра. Хоньйо настолько активно вмешивался в дела престолонаследия после смерти Талмая VI, приняв сторону сына царя — Талмая VII против его же матери, что это чуть не стало причиной большой резни евреев в Египте.

В военной жизни Египта евреи продолжали играть важную роль в течение всего периода правления Талмаев, и лишь римляне, завоевав Египет, положили этому конец. Не только на военной службе отличались евреи, они занимали важные посты и в египетской гражданской администрации, главным образом, как сборщики налогов. Евреи занимались земледелием и скотоводством — и как владельцы усадеб, и как наёмные работники. Ремесло занимало важное место в экономической жизни евреев. В Александрии были ремесленные объединения, и в знаменитой синагоге города были определённые места для каждого цеха: ювелиров, плавильщиков меди, ткачей и т.д.

Еврейская община продолжала свободно жить и развиваться, как один из наиболее культурных слоев разноплёменного египетского населения, но при этом евреи продолжали вести тот же образ жизни, что и на родине, в Эрец Исраэль.

Евреям в Египте была предоставлена автономия: возможность жить по законам Торы и вести своё судопроизводство, у них были синагоги, школы, даже архив. Во главе еврейских общин вначале стояли мудрецы и вожди, вплоть до римского господства местная власть называла их этнархами. Но общинам было запрещено объединяться в единую организацию, охватывавшую всё еврейское население страны.

Храм Хоньйо

Хоньйо построил в 3589 /171/ году в Леонтополисе храм, который должен был стать в Египте еврейским духовным центром, как Йерушалаимский. Храм Хоньйо даже был копией Йерушалаимской святыни, только меньших размеров и с более скромным внутренним убранством. Хоньйо удалось привлечь к служению в новом храме когэнов и левитов, бежавших из Иудеи во время сирийских гонений. После того, как Йегуда Макаби освободил и очистил Йерушалаимский Храм, Хоньйо не остановился даже перед тем, чтобы нарушить строжайший закон Торы: запрет совершать приношения Богу Исраэля вне Йерушалаимского Храма, на "нечистой земле". Он, видимо, считал, что осквернение Йерушалаимского Храма Антиохом остаётся в силе. Кроме того, Хоньйо получил поддержку со стороны Талмая VI, который в своей антисирийской политике был заинтересован в существовании храма в Египте, в противовес Йерушалаимскому. К тому же основатели храма в Египте ссылались в свое оправдание на пророчество, содержащееся в книге пророка Йешаягу /19:19/: "В тот день будет алтарь Всевышнему на Египетской земле". Во Второй книге Макабим /гл. 1 и 2/ написано, что из Йерушалаима египетским евреям были направлены письма содержащие указания, как отмечать праздник Ханука. Это означало, что Йерушалаимский Храм по-прежнему остался единой святыней всего еврейского народа. Храм же в Леонтополисе получил название "дом Хоньйо". В Мишне /Мнахот 13:10/ чётко сформулирована галаха: "Ко^эны, служащие в "доме Хоньйо", не могут быть допущены к служению в Йерушалаимском Храме". В 3833 /73/ году, уже после разрушения Второго Храма римлянами, "дом Хоньйо" был закрыт по приказу императора.

Ассимиляция

Египетские евреи на чужбине не смогли со хранить духовную независимость. При всей их верности Торе, они усвоили для своих нужд греческий язык: все молитвы в бет кнесете, даже Шма, Исраэль, они произносили по-гречески, на диалекте евреев Египта. Еврейство египетской диаспоры создало обширную литературу: поэтическую, историческую и философскую. И хоть языком этой диаспоры — и литературным и бытовым — был греческий, но созданная ею литература по своей тематике носила ярко выраженный еврейский характер, и в сфере её интересов находились, в основном, история и актуальные проблемы еврейства. Со временем, египетские евреи настолько освоили греческий язык и обычаи, что им уже стало затруднительно молиться на родном языке. О переводе Торы на греческий язык, Септуагинте, мы уже говорили.

Вавилонская диаспора

Большой еврейской общиной была вавилонская диаспора. Лишь часть евреев, проживавших в Междуречье Тигра и Евфрата — в бывшей Вавилонской, а затем Персидской империи, возвратилась в Иудею вместе с Зрубавелем (движение Шивъат Цийон) и со второй алиёй, вместе с пророками Эзрой и Нехемьей. Число евреев, проживающих в Междуречье, в Месопотамии, возросло в период Второго Храма настолько, что превратило этот район в самую многолюдную еврейскую диаспору в мире. Поэтому в Мишне, Талмуде и сопутствующих книгах эта диаспора, кроме общего имени — Бавель (Вавилон) получила название га-гола, так же как Эрец Исраэль называют просто га-арец [что подчёркивает особое значение и единственность этого явления]. Еврейские поселения образовывали целые полосы во входящих в Вавилонию странах.

После разрушения Второго Храма и, в особенности, после падения Бетара многие евреи бежали в Междуречье и в Персию. Новые беженцы присоединились к своим братьям, поселившимся в Бавеле со времён галута Йегояхина и Цидкиягу. Понемногу средоточие еврейской истории перемещается в Бавель. Способствовали этому не только лучшие уеловия жизни евреев, численность которых возрастала, но и наличие, увеличение и укрепление учебных заведений, в связи с эмиграцией виднейших рабаним*.

Парфия* имела федеральное устройство: государства и области, входящие в неё, обладали широкой автономией. Евреев воспринимали как самостоятельный народ, и заселённые ими области, считались еврейским государством в сообществе народов Парфянского царства. Главным врагом парфян были римляне. Наиболее ревностными воинами в Парфии были евреи, у которых, кроме верности царству, был политический счёт к римлянам — закабалившим их родину и разрушившим Храм. Вплоть до арабской оккупации Среднего востока евреи не переставали полагаться на парфян и персов, что те помогут им изгнать Рим (потом Византию) из Эрец Исраэль.

Парфянские власти признавали рош га-гола, происходящего из дома Давида, официальным представителем еврейского народа, и как таковой, он был одним из самых почётных правителей. Он взимал налоги с более чем миллионного еврейского населения, вёл важнейшие судебные разбирательства, назначал судей и чиновников в еврейской Вавилонии и т.п. Его дом, как малый царский двор, был всегда полон мудрецов и поэтов, власть его была выше, чем у наси в Эрец Исраэль. Не удивительно, что еврейство Бавеля хранило верность новой родине и привязалось к ней всем сердцем.

Однако из Книги Эстер известны трагические проявления антисемитизма в Персидском царстве. Были проявления ревности и ненависти к царедворцам-евреям, как это описано в книге пророка Даниэля о нём и его товарищах — Хананэле, Мишаэле и Азарье. Евреи жили в своих особых городах. И в Месопотамии было большое количество геров - принявших иудаизм неевреев, так как Тора Исраэля, законы жизни евреев прельстили их настолько, что они отошли от своих прежних верований. Верность и преданность евреев Бавеля своей родине — Эрец Исраэль была велика и нерушима. Не найти среди них даже признаков обособленности, как у евреев Египта.

Интересен такой факт. В начале I века хр. л. два парфянских еврея, братья Ханилай и Хасинай создали самостоятельное еврейское государство, признанное царем Парфии Артабаном III. Правда, оно просуществовало лишь 15 лет /20-35 гг. до хр. л./, однако два его города - крепости Негардеа (бывшая столица государства) и Нецивин не только остались под евреиским автономным управлением, но и под защитой еврейских военных сил.

Тесная связь с Эрец Исраэль

Римские власти вынуждены были считаться с бдительным вниманием парфянских евреев к своим братьям в Эрец Исраэль. Так, римский наместник в Иудее Петроний медлил с выполнением приказа императора Калигулы о помещении его статуи в Йерушалаимском Храме, опасаясь реакции парфянских евреев, которые могли втянуть Парфянское государство в войну с Римской империей. Евреи Парфии принимали участие в Великом восстании Иудеи против Рима в 3826-3831гг. Парфянские еврейские общины поддерживали тесные контакты с Йерушалаимом и посылали туда установленные в пользу Храма десятины и приношения. В отличие от египетских евреев, языковый барьер не разделял парфянское еврейство и евреев Эрец Исраэль. Арамейский язык был в повседневном обиходе как во всей Месопотамии, так и в Эрец Исраэль. Наиболее убедительным примером единства еврейского народа, несмотря на рассеяние, является тот факт, что начало еврейского нового года и все праздники отмечались в Эрец Исраэль и в диаспорах одновременно. Начало месяца, вплоть до 4117/359/ г., когда был введён постоянный календарь, определялось Большим Сангедрином в Йерушалаиме и только им одним, больше никто не имел на это права. Нет никакой возможности освящать начало месяца вне Эрец Исраэль.

Как же узнавала диаспора о точных сроках начала месяцев и праздников? Надо признать, что евреи Месопотамии всегда были очень строги, скрупулезны в выполнении законов Торы, в том числе в проведении традиционных праздников в точные сроки, указанные Торой. Йерушалайм сообщал диаспоре о дне новолуния (начале месяца) сигнальными огнями. Мишна Рош га-шана/6:3'/ сохранила сведения о том, как это делалось: "Откуда начиналась цепь сигнальных огней? С Масличной горы — к горе в Шомроне, у Йорданской долины, затем к одной из гор Нижней Галилеи, оттуда — к горе по ту сторону реки Йордан и так до границы Бавеля, до Бет Болтин. На этом высоком месте поднимали и опускали факелы на шестах до тех пор, пока не видели, что вся Месопотамия пылает, как костёр".

Шомроним беспрерывно мешали работе этой линии связи, особенно тем, что зажигали огни в неурочное время. Тогда Сангедрин стал посылать из Йерушалаима специальных послов. Об этом пишет Мишна в трактате Рош га-шана /1:3/: "Шесть раз в году отправлялись посланцы: в месяце Нисан перед праздником Песах, в месяце Ав перед постом 9 Ава, в месяце Элул перед Рош га-шана, в месяце Тишри перед Йом Кипурим и праздником Суккот, в месяце Кислев перед праздником Ханука и в месяце Адар перед праздником Пурим. А когда Йерушалаимский Храм ещё существовал, посылали также в месяце Ийар перед вторым Песахом, когда в Йерушалаиме совершали этот праздник те, кто по определённым в Торе причинам не мог сделать этого в первый Песах".

Сирийская диаспора

Значительная еврейская диаспора была в непосредственной близости от Эрец Исраэль, в Сирии. Её основание относят к началу установления империи Селеквидов /300 годы до хр. л./. Эта диаспора росла сравнительно быстро, в основном, за счёт близости как к Эрец Исраэль, так и к диаспоре в Бавеле. Есть все основания предполагать, что гонения Антиоха Эпифана против Торы и живущих по её законам распространились не только на еврейское население Эрец Исраэль, но и на сирийских евреев. Известно, что описанные во Второй книге Макабим /гл. 6 и 7/ факты, когда евреи шли на кидуш га-Шем, но не отказывались от своего образа жизни по Торе, произошли в столице Сирии — Антиохии. Примером может послужить рассказ о Хане и семи её сыновьях, погибших смертью мучеников за веру.

Еврейство Сирии в те времена раскололось на ярых сторонников эллинизации евреев и на тех, кто остался верен Торе, её законам, кто отстаивал еврейское духовное и национальное самосознание. Первые создали в Сирии крупный еврейско-эллинский центр, а вторые приняли активное участие в общей борьбе за существование евреев как народа. Наши древние учители распространили на Сирию то, что в Торе называется кдушат га-арец (святость Эрец Исраэль). Положение евреев Сирии ясно проявляется в Галахе, Устном Законе. Это касалось исполнения определённых мицвот, связанных с Землёй Исраэля. Одним из оснований для такого решения была невозможность точного установления границы между Сирией и Эрец Исраэль, а другим то, что значительная часть евреев Сирии была тесно связана своей жизнью с родиной. Да и в римский период еврейство Сирии увеличилось отчасти за счёт перехода в иудаизм неевреев, особенно женщин.

Диаспора в Малой Азии

В Малой Азии еврейское население отмечено ещё в VI в. до хр. л., то есть в период Первого Храма. Антиох III переселил тысячи еврейских семей из Бавеля во Фригию и в Лодию (западные провинции Малой Азии), где они были размещены в укреплённых пограничных городах с целью усиления их гарнизонов. Данные о конфискации наместником Флаком в 41-42 гг. до хр. л. денег, собранных на нужды Йерушалаимского Храма евреями городов Пергамон, Адрамитон, Лаодикия и Афимия, свидетельствуют о расселении евреев по территории Малой Азии.

Постепенно Селевкиды предоставляли евреям Малой Азии всё более значительные автономные права, но полного гражданского равноправия с местным населением они под греко-сирийским владычеством так и не добились. Правда, Йосиф Флавий рассказывает, что Селевк Никатор, дал евреям Малой Азии полное равноправие, однако греческое население не прекращало борьбы против равноправия для евреев.

Влияние евреев Малой Азии, их религии, образа жизни на окружающий языческий мир было значительным. Тора была притягательной не только для местной интеллигенции, но и для широких масс. Жители Афамии связывали рассказ Торы о всемирном потопе со своим городом, и ковчег Ноаха (Ноя) был изображён на их монетах. Среди многих неевреев были распространены еврейские обычаи, как например, зажигание шабатных светильников, многие посещали батей кнесет в шабат и во время еврейских праздников. Распространено было движение под названием "Боящиеся Всевышнего", сторонники его служили Творцу, в то же время не отказываясь от местных верований.

Римляне, овладев Малой Азией, в основном, поддерживали евреев против греков. Так Юлий Цезарь, Антоний и Октавиан Август оказывали поддержку еврейским общинам в их борьбе за свои права с окружающим греческим населением. Цезарь, Антоний и Август опубликовали эдикты, гарантирующие права обширного еврейского населения Малой Азии и островов Средиземного моря. Евреям разрешалось "придерживаться обычаев предков, выполнять законы Торы". Кроме того, евреев нельзя было вызывать в суд ни в шабат, ни даже в канун шабат. Было гарантировано их право посылать деньги, десятины и пожертвования в Иерушалаимский Храм.

Диаспора Италии

Особое место в диаспоре занимала еврейская община Италии, прежде всех возникшая на европейской территории. Первые сведения о евреях Рима относятся к 3626/134/ году, когда Рим посетили два посланца Йегуды Макаби. После завоевания Эрец Исраэль Помпеем в 3700 /60/ году в Рим переселили много пленных евреев, что увеличило еврейскую общину города. После смерти Гордоса восемь тысяч римских евреев присоединились к делегации из Эрец Исраэль, прибывшей в 3761 /1/ году в Рим, чтобы потребовать упразднения династии Гордоса в Иудее. Со второй половины I в. хр. л. еврейская община Италии утвердилась накрепко. Посещал Рим рабан Гамлиэль Второй, а раби Матья бен Хадаш был послан в Рим, чтобы открыть там ешиву, но она недолго просуществовала.

Во время правления императора Августа и его преемников в Риме насчитывались десятки тысяч евреев, положение которых, в целом, было прочным и стабильным. Многие евреи становились римскими гражданами и играли важную роль в жизни столицы империи. Терпимость римлян нашла своё выражение в том, что евреям было предоставлено право создавать свои учреждения, пользоваться автономией в делах внутреннего самоуправления, они были освобождены от участия в церемониях языческого культа. Распространение иудаизма в I в. хр. л. среди языческого населения Рима приняло широкие размеры, в еврейство переходили даже члены многих патрицианских семей. Несмотря на то, что римские писатели цинично обрисовывали евреев — мелких торговцев и бедняков, всё же отношение императоров Августа и даже Тиберия к римским евреям было, в общем то, неплохим.

Но нельзя обойти молчанием факт изгнания в 3779 /19/ году римских евреев на остров Сардиния, совершённое по приказу командира преторианской гвардии. Есть основания полагать, что это было вызвано обвинениями против евреев в связи с распространением иудаизма в Римском обществе. И действительно, немало было римлян как из выеших, так и из низших слоев, мужчин и женщин, которых увлёк иудаизм. Римское общество того времени находилось под глубоким влиянием иудаизма: многие римляне не только выполняли ряд мицвот Торы, но и совершали гиюр, становились еврей цедек — истинными прозелитами.

Все эти явления вызывали резко отрицательное отношение эллинизированных кругов римской интеллигенции. До нас дошли антиеврей? ские сочинения Горация, Тацита, Сенеки. Гораций пустил в обиход насмешливую кличку — "обрезанные евреи" и намекал на опасность, которую представляет для римской религии еврейское воздействие. Очень важно уяснить: главное, что притягивало низшие слои римского общества к иудаизму, — это шабат, полный покой и отдых в связи с запретом работать в этот день. Не следует забывать, что отдых вообще являлся привилегией лишь богачей, а трудящиеся работали денно и нощно, и не было у них дня отдыха. Именно эта причина тяги к еврейскому образу жизни особенно раздражала римских писателей и философов. Сенека порицал тех, кто соблюдал законы шабат, обзывал их лодырями, ибо, по его мнению, человек теряет в шабат седьмую часть результатов своей работы. Он писал: "Из-за соблюдения шабат, распространившегося также среди римлян, победители (то есть римляне) попали под гнёт побеждённых (евреев)". А известный сатирик Ювенал причитал: "Как низко пали чудесные древние римские вожди: отцы соблюдают шабат и не едят свинины, а сыновья дошли до того, что обрезают крайнюю плоть".

Страдания евреев диаспор

Разгром Великого восстания и разрушение Храма, а затем кровавое подавление восстания Бар Козвы и последовавшие драконовские законы и террор против евреев резко ухудшили их положение в диаспорах эллинистического мира. Во многих странах и городах возникали столкновения между евреями и язычниками. Ужесточилось и отношение Римских властей к еврейскому населению империи. Всё это привело к низвержению славы и чести евреев в глазах народов, а также, естественно, положило конец переходу язычников в еврейство. Тора Исраэля перестала быть лучом света в языческом мире материальных интересов и аморальности. Иудаизм в то время утратил своё всемирное влияние, он остался духовной основой жизни еврейского народа.

Интересны замечания рава Хаима Дова Рабиновича по этим проблемам. Он считает, что всё же иногда были случаи приближения к иудаизму отдельных групп или людей, но это уже не могло принять широкие масштабы. Если бы евреи выполняли законы Торы и иудаизм был бы образом их жизни, то они не были бы изгнаны из Эрец Исраэль, Храм оставался бы духовным центром, оказывавшим огромное влияние не только на народ Исраэля, но и на другие народы. Вот тогда приходили бы эти народы получать наставления из Торы Исраэля об основах жизни, и народы знали бы, как написано в Дварим / 4:5-8/, что народ Исраэля — мудрый и разумный, и у него справедливые законы и мицвот, которые должны быть образцом.

Однако в связи с тем, что дела в самом Исраэле запутались и осложнились, и евреи сами, и не раз, тянулись вслед за иными народами, перенимая их верования, обычаи, образ жизни, — была утеряна всякая возможность того, что указанная Богом Исраэля цель существования евреев будет достигнута напрямую и что в обозримом будущем это будет принято народами мира. Ссылаясь на материалы, изъятые христианской цензурой из Талмуда / Сангедрин 43а и др./, а также на пояснения выдающегося исследователя Талмуда раби Меири, рав X. Д. Рабинович заключает, что Высшее наблюдение (ёашгаха) предоставила большим религиям народов мира возможность распространиться и занять место языческого идолопоклонства, ибо нельзя было иным путём сохранить хоть какой-то порядок в мире. Чистый же иудаизм был очень далёким для народов.

Наши пророки не раз говорили о том, что наступит день, когда все народы будут называть Творца Его Именем, то есть идентично тому, как это принято в еврействе. Однако нигде не сказано, что народы присоединятся к евреям, сольются с ними — соблюдающими Тору во всей её полноте, потому что человечество вообще не приспособлено к этому.

Именно это является причиной того, что в определённые времена становились притягательными для целых народов различные религии — но не Тора Исраэля: её не постичь в лаконичном изложении и не достичь её понимания только лишь силами человеческого разумения.

Факты свидетельствуют о том, что активным и развивающимся было лишь еврейство Бавеля, сумевшее сконцентрироваться и организоваться вокруг виднейших знатоков Торы, создавших духовные центры, ешивы, вознесшие духовную жизнь всего еврейского народа на небывалую высоту. Эти достижения евреев Бавеля оказали и оказывают влияние по сей день и до скончания веков — на весь еврейский народ: Вавилонский Талмуд и сопутствующая ему литература — вечный живой источник духовной мощи Исраэля. Евреи этой диаспоры вместе с теми, кто остался в Эрец Исраэль и продолжал с определённым успехом бороться за свое существование там, — они-то сохранили наш народ и обеспечили его существование, они были основой народа, нецах Исраэль (вечным Исраэлем).

Евреи диаспор, разбросанных на огромной территории Римской империи, часто без какой-либо связи друг с другом, без духовных руководителей и учебных заведений, иной раз даже без свитков Торы, обречены были на тяжёлую повседневную и ежечасную борьбу за существование, за выживание, сохранение своего образа жизни. Немало еврейских общин потерпело поражение в этой борьбе и исчезло из Исраэля. И всё же надо подчеркнуть значение их влияния на окружавшие народы, среди которых они были подобны Храму Бога Исраэля, излучающему чистый свет: законы, обычаи, образ жизни евреев, готовность идти на кидуш ёа-Шем — производили впечатление на многих.

Сохранившиеся общины понемногу укреплялись духовно и численно, часто за счёт освободившихся от рабства евреев, упрочивалось их материальное положение, они укоренялись в данной местности, внедрялись во многие сферы жизни. Такие усиливающиеся и развивающиеся общины смогли стать центрами изучения Торы, сохранения еврейского образа жизни и, что очень важно, смогли стать той средой, в которой, в течение определенного времени, могли прожить и укрепиться как отдельные евреи, так и небольшие группы, пока становились достаточно сильными для того, чтобы перейти на новые места и там иметь силы противостоять враждебному окружению, построить и укрепить общину, ведущую еврейский образ жизни.

Именно из таких общин впоследствии выросло еврейство Испании (Сфарад), Центральной Европы (Ашкеназ), Франции (Царфат), стран Южной Европы. Виднейшей была итальянская община, в течение долгого времени оказывавшая влияние на всё диаспоры к западу от Эрец Исраэль.