Ноябрь 2017 / Хешван 5778

СЛОВАРЬ ИМЕН И ПОНЯТИЙ

СЛОВАРЬ ИМЁН И ПОНЯТИЙ

A

Абрабанель /5191-5269; 1431-1509/ — рав дон Ицхак, один из выдающихся мудрецов; политик, занимавший высшие посты при дворах монархов Испании и Португалии; автор многих книг, глубоко анализирующих Священное писание й др., после изгнания умер в Падуе /Италия/.

Александр Македонский /3423-3454; 337-306/ — царь Македонии с 3443 г., один из величайших полководцев и государственных деятелей древности, создатель великой империи.

Алийот, ед. ч. алия, (от лаалот, подниматься) — в данном случае, приход евреев в Эрец Исраэль на постоянное жительство, как правило — возвращение евреев из галута.

Ам га-кодеш — народ, отделённый от других для жизни по Торе.

Амон — народ, произошедший от старшей дочери Лота и владевший землей в западной части нынешней Иордании, чья столица и теперь называется Рабат Амон.

Амораим (от амора, по-арамейски, переводчик и истолкователь) — великие мудрецы и учёные, составители обоих Талмудов, Йерушалми и Бавли /39804236; 220-476/.

Антиох IV Эпифан — царь из дома Селевкидов, правил на Ближнем Воетоке (Селевкидская империя) в 3610-3621 гг. Будучи ревностным сторонником эллинизма, он неоднократно вмешивался в духовную жизнь Иудеи, а с 3616 г. пытался под угрозой смерти заставить евреев отречься от веры отцов, хотел превратить Храм в Йерушалаиме в святилище Зевса Олимпийского. Гонения Антиоха вызвали восстание под руководством Макабим (Хашмонаим).

Арава — горная долина от Мёртвого моря до Эйлата, Эйлатского залива Красного моря.

Арнон — поток, впадающий с востока в Мёртвое море.

Арон га-брит — ящик из дерева акации, длиной в 2,5 локтя, шириной и высотой по 1,5 локтя, внутри и снаружи обложенный чистым золотом, с крышкой из золота и двумя ангелами, стоявший в кодеш кодашим (святая святых) Храма, и в нём — свидетельство брита между Исраэлем и Творцом — две каменные доски с написанными на них Богом 10-ю изречениями.

Артаксеркс I Лонгиман (Долгорукий) — персидский царь из династии Ахеменидов, правил в 3405-3445 гг.

Асаф - левит, чьи песни вошли в книгу Тегилим/Псалмы/, глава одной из ведущих семей сочинителей песен и музыки в Йерушалаимском Храме при Давиде, а также при других монархах Иудеи и также при Эзре и Нехемье.

Ахдут (от леахед, соединять, объединять) — единение, общность, единодушие.

Ахитофель - выдающийся советник Давида ёа-мелеха, сверхчеловеческая мудрость которого граничила со Святым духом.

Аюн — город-крепость в уделе Нафтали, в долине водных источников [северо-западнее Кирьят Шмона].

Б

Бавли — Талмуд Бавли (Т. Б.), Вавилонский Талмуд.

Бар Кохва. Его настоящее имя — Шимъон бен Козва. Бен — на иврите и бар — на арамейском, тогдашнем разговорном языке Среднего Востока, — "сын".

Бат коль (дословно, дочь звука, голоса; дочерний звук, образовавшийся в результате отделения от звука голоса говорящего) — отражение, эхо голоса Бога, которое Он даёт возможность услышать людям.

Бен Сира /3400-е годы/ — литературный псевдоним мудреца и писателя, автора сборника притч мудрости, "Мудрости бен Сиры" и др.

Бикурим — первинки, первые плоды деревьев, приносимые в Храм.

Божественная мораль — нравственные нормы, основанные на законах Торы, данной Творцом, и потому абсолютные, объективные и справедливые. В языческих религиях ничего подобного быть не может, ибо и боги и их изображения (идолы) — произведения мыслей, чувств и рук человека, их боги живут, как люди, потому нравственные критерии либо отсутствуют, либо абсолютно субъективны, следствием чего является аморальность, свойственная языческим обществам.

Брит — клятвенный договор, речь идёт о договоре между Аврагамом-иври (евреем), Ицхаком, Яаковом-Исраэлем. их потомками и Творцом, Богом евреев, о том, что Творец даёт евреям Землю в определённых Им пределах и будет Богом только этош, избранного Им народа, а евреи, со своей стороны, обязались выполнять и изучать Закон Творца, Его Тору.

"В поэтическом сочинении Бен Сиры..." — "Премудрость Бен Сиры", этикодидактическое сочинение Шимъона бен Элъазара бен Сиры, написанное на иврите /ок. 170 г. до хр. л./ . Наиболее полный из сохранившихся вариантов — греческий перевод, выполненный внуком автора в 132 году до хр. л.в Египте. Большую часть книги составляют изречения, восхваляющие мудрость и мудрецов, сходные по форме с книгой Мишле /Притчи/ Шломо.

"...в ярости " — речь идёт о первом монархе Исраэля Шауле /2882-2884/ и последнем монархе Иудеи Цидкиягу /3327-3338/.

Вавилонское пленение — период изгнания (галут) евреев из Иудеи в Вавилонию /3338-3408;422-352/.

Войны Макабим (Маккавеев) — так называют вооружённую борьбу евреев Иудеи, направленную против религиозного и политического гнёта Селевкидов и возглавленную когэном Матитъягу Хашмонаи (Хасмонеем) и его сыновьями. Название получили по имени 3-го сына Матитьягу — Йег'уды по прозвищу Макаби (Маккавей), возглавившим вместе с отцом и братьями в 3621 /139/ г. народное восстание. Войны продолжались до 3634 /126/ г., когда брат Йегуды — Шимъон добился независимости Иудеи.

"Восьмой день месяца Тевет". Тевет — четвертый месяц еврейского календаря, соответствует обычно декабрю-январю.

Г

Галаха — законодательная часть Устной Торы (Мишны, Талмуда). Галаха — установление, предписание, как правильно выполнять законы, мицвот Писанной Торы.

Галут (от легалот, оголять) — изгнание евреев из Эрец Исраэль, оголение Страны от евреев.

Гейгином (гей, долина между возвышенностями) — от гей бней ёином, долина за юго-западным склоном горы Цийон, где во времена Первого Храма евреи приносили своих детей в жертву Молоху, — название места тьмы и пропасти, наказания и мук, где после смерти души евреев искупают свои грехи и очищаются от них.

Гекатиос Абдерский жил в Египте в IV-III вв. до хр. л.

Геродот /480 - ок. 425 гг. до хр. л./ — древнегреческий историк.

Гзерот (от лигзор, отрезать, окончательно решать, постановлять, приговаривать), ед. ч. гзера — декрет, приговор власти, изданный в целях гонений и преследований.

Гив'он — город на северо-запад от Йерушалаима.

Гимнасий. В эллинистическую эпоху — школа, где занимались гимнастическими упражнениями.

Гладкая гора — гора Акрабим, голое, без растительности горное плато к югу от Иудейской горы.

...года "илмитаГод отрешения (1инат шмита), или "субботний год". — По закону Торы, раз в семь лет, в год шмита (отрешение), не взыскивали долги, не обрабатывали землю, урожай этого года не продавали — он был всеобщим достоянием, а после шмита нельзя взыскивать долги, надо их простить. Выполняя законы шмита, как и законы шабат, евреи подтверждают этим свою веру в Бога.

Голаны. Голанские высоты с горой Хермон — горное плато на северо-во-

Гордое Антипатр — сын Гордоса, был после смерти отца правителем Галистоке Эрец Исраэль, на границе с Ливаном и Сирией.леи и Перайи /37703781/.

Гордое правил Иудейским государством под эгидой Римской империи с 3724 по 3761 г. Вёл в стране огромные строительные работы.

Гошеа (Осия) бен Беери получил м'сира от пророка Элиши в 3090 /670/ г., пророчествовал в монархиях Йегуда и Исраэль перед Йошиягу; 6-я кабала у пророков и 20-я от Синая.; предупредил более чем за 100 лет об изгнании Монархии Исраэль и о наказании Йегуды за отход от Торы и Бога Исраэля.

Д

Дамаск — столица арамейского государства Арам Дамесек.

Даниэль — пророк эпохи вавилонского царя Невухаднецара II, предсказавший его преемнику Бэлшацару (Валтасару) падение Вавилонского царства в 3388/372/ г.

Девятого Ава — день траура и поста в память о разрушении Первого /9 Ава 3338 г./ и Второго /9 Ава 3828 г./ Храма в Йерушалаиме. [Ав — 11-й месяц еврейского календаря, соответствует июлю - августу].

"Делегация к Кайосу": Кайос — это Кай Цезарь по прозвищу Калигула.

Десять изречений (асерет ёа-диброт) слышали евреи, стоящие 6 Сивана 2448 /1312/ г. у горы Синай, и души всех евреев во всех поколениях — от Всевышнего, затем написавшего их на двух досках (скрижалях) из драгоценного камня, принесённых Моше-рабейну и хранившихся в арон ёа-брит. В них — 14 мицвот (заповедей), и они — корень всех 613 законов Торы.

Диадохи (греч., преемники, наследники) — полководцы Александра Македонского, боровшиеся после его смерти за верховную власть. Следствием их борьбы был распад империи Александра и образование ряда эллинистических государств, возглавляемых отдельными диадохами.

Е

Евангелия — раннехристианские сочинения, повествующие о жизни Иисуса Христа. Канонические евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Вопрос о времени их составления спорен. Сохранившийся папирусный фрагмент Евангелия от Иоанна датируется исследователями ок. 125 года хр. л. Скорее всего, евангелия складывались на рубеже 1-2 веков.

Евфрат (Прат) — самая крупная река в Западной Азии, протекает в Турции, Сирии и Ираке.

З

Зелоты (от греч. зелотес, ревнители; на иврите, канаим) — общее название радикальных течений в еврейском освободительном движении последнего столетия эпохи Второго Храма, вылившемся в Великое восстание.

Земля горная — Иудейская гора, гористая часть Иудеи от Мёртвого моря до приморской низменности.

Земля Гошен — территория в Египте восточней дельты Нила, дарованная в 2024г. фараоном Саре, где с 2238 г. по 2448 г. жил дом Яакова и откуда ушёл при исходе из Египта, потому она — часть Эрец Исраэль.

И

Исраэльская гора — гористая часть Шомрона от Иудеи до Изрэельской долины.

Исраэльская монархия - название Северной монархии в Эрец Исраэль, образованной в 2964 /796/ г. после раскола державы Шломо и включавшей 10 из 12 колен Исраэля с их наделами. В 3205 /555/ г., после разрушения столицы — Шомрона, она была захвачена, а евреи рассеяны по Ассирийской империи.

" Ияра 3644 /116/ года...". Ияр - восьмой месяц по еврейскому календарю, соответствует обычно апрелю-маю.

Й

... йевуси — седьмой народ, гиргаши, сам ушёл из Страны.

Йегошуа бин Нун /2406-2516/ - вождь, пророк и учитель, получил м'сира от Моше в 2488 /1272/ г., ввёл Исраэль в Страну, с 2488 по 2516 гг. вёл войны за овладение Страной Израиля, завоевал её и разделил, дав каждому наследственный удел.

Йегуда Галилейский — один из руководителей восстания зелотов против римлян. Йегуда вместе с Цадоком, принадлежавшим к кругам когэнов Йерушалаима, призывал евреев сопротивляться переписи населения и имущества, проводившейся римлянами с целью упорядочения взимания налогов, видя в этой переписи признак формального включении Иудеи в Римскую империю в качестве одной из её провинций.

Йерихо — город-крепость на западном берегу Ярдена, севернее Мёртвого моря.

Йерушалаимский Талмуд составлен мудрецами Эрец Исраэль (закончен в 3990 г.) — свод религиозных, правовых и бытовых установлений. Включает законодательную часть, Галаху; и многочисленные предания, притчи, нравоучения — Агаду,; а также сведения по таким наукам, как юриспруденция, медицина, география, геометрия, астрономия, экология, история культуры и др.

Йерушалми — Талмуд Йерушалми (Т. Й.), Йерушалаимский Талмуд.

Йехезкэль - ко^эн, великий пророк, 12-й по м'сира, за 27 лет предвестивший разрушение Храма и изгнание (галут), духовный вождь периода Вавилонекого пленения, оставил пророчество о Третьем Храме.

Йецер гa-pa — дурное побуждение человека, толкающее на грех.

Йешаягу (Исайя) — пророк периода разгрома Монархии Исраэль, изгнания 10 колен и войны Ассирии с Монархией Йегуда /3140-3228/, получил м'сира (полное знание всей Торы и право его передачи) в 3140 /620/ г. 22-м от Моше и 8-м из пророков. Один из великих и известнейших в мире пророков. Ему принадлежит первая книга т. наз. поздних пророков в Танахе.

Йирмеягу - когэн, великий пророк, ещё в 3298 г. предупредивший о раз громе и галуте, 11-й по м'сира.

"Йосифон" — одна из четырёх книг, написанных Иосифом Флавием (Йосефом бен Матитъягу).

Йоханан Горканос правил с 3642 до 3688 г.

Йошиягу — монарх Иудеи, правил в 3285-3316 /475444/ гг. Его правление отмечено великим национальным возрождением. Во 2-й Книге монархов, входящей в Танах, о нём сказано: "Не было до него мелеха, подобного ему, ...и после него не восстал, подобный ему" /23:25/.

К

Канаим (букв, ревнители, то же по-греч. ־ зелоты) — общее название радикальных течений в еврейском освободительном движении последнего периода эпохи Второго Храма, вылившемся в Великое восстание.

Кир (на иврите, Корэш) II Великий — персидский царь из династии Ахеменидов. В 3388 /372/ г. захватил Вавилонию, а в 3389 г. издал указ, разрешавший евреям вернуться из вавилонского плена на родину, в Иудею, и отстроить разрушенный Йерушалаимский Храм.

Кислева 3412 г. Кислев — третий месяц еврейского календаря. Соответствует обычно ноябрю - декабрю.

Клавдий /10- 54 гг. хр. л./ — римский император в 41-54 годах, из династии Юлиев Клавдиев.

Кнаани и др. — перечислены населявшие Эрец Исраэль народы, от которых Творец, Бог Исраэля, велел евреям очистить Страну: "Да не живут они на твоей Земле..." /Шмот23:33/.

Книга Йегудит (Юдифь) — включена в греческий перевод Танаха.

Книга притчей мелеха Шломо /Мишле/ — поэтическое, дидактическое сочинение; одна из книг Танаха.

Когэны — потомки первого первосвященника Агарона (брата Моше), которые были избраны для службы в скинии, а затем и в Храме; из колена Леви.

Крувим — малъахим (ангелы) в облике человека с лицом ребёнка, их крылья распростёрты над крышкой арон ёа-брит.

Кэни и др. — 10 народов, чьи земли, отданные Творцом Аврагаму-иври и его потомкам-евреям, составляют территорию Эрец Исраэль. Земли семи народов из них дал Творец Исраэлю при исходе из Египта, земли трёх остальных будут, по словам пророков, даны с приходом Машиаха.

Л

Легат - назначаемый Римским сенатом посол для выполнения политических поручений. Позже легатами называли помощников полководцев и наместников в провинциях. При Цезаре и его преемниках легатам стали поручать командование легионами, они также выполняли функции наместников в имперских провинциях.

М

Магарал из Праги, Йегуда Ливо бен Бецалель /5285-5369;1525-1609/ — великий мудрец и кабалист, рав ряда ешив и ав бет дин, автор многих выдающихся трудов по разным проблемам Торы.

Мадай и Парас — Мидия (между Вавилонией и Персией) и Персия (Иран).

Мелех (от лимлох, вести, руководить, советовать) — избранный всенародный вождь, руководитель государства, монарх.

Менора — семисвечник из чистого золота, стоявший в зале Храма слева у завесы перед Святая святых.

Мидраши. Мидраш — общее название книг, где собраны исторические предания, высказывания еврейских мудрецов, галахические и агадические материалы на темы Танаха.

Милхемет мицва — война по велению Всевышнего.

Минха — (здесь) мучное и хлебное приношение на алтарь в Храме.

Мицва (от лецавот, приказывать, велеть) — веление, закон Торы, заповедь.

Мишна (от глагола лешанот — повторить, изучать) — свод установлений (ёалахот), которые от Моше передавались устно из поколения в поколение и были записаны и отредактированы раби Йегуцой ёа-наси /3882-3980;122-220/. Мишной также называют каждую из формулировок-г'алахот, составляющих этот свод Устной Торы. В шести разделах (63 трактатах) Мишна заключает всю систему законов иудаизма. Завершена в 3979 /219/ г.

Моав — народ, произошедший от сына младшей дочери Лота; занимал территорию к востоку от Мёртвого моря.

М 'сира ( от лимсор, передавать) в данном случае — передача полного знания всей Торы одним мудрецом Исраэля другому и права м'сира мудрецу еледующего поколения. М'сира зафиксирована поимённо и хронологически от Моше-рабейну.

Мужи Великого Собрания (аншей кнесет ёа-гдола) — 120 еврейских мудрецов представляли высший орган религиозной власти в Иудее, существовавший со времён Эзры и Нехемьи и до войн Макабим.

Н

Набатим — группа древних арабских племён. Набатейское царство /конец III в. до хр. л./ было расположено на территории южной части современной Иордании. Столица — г. Петра. Набатим в составе римских войск участвовали в осаде и разрушении Йерушалаима в 3828 /68/ году.

Невухаднецар II — после длительной войны и осады Йерушалаима 9 Ава 3338 /422/ г. разрушил город и Храм и увёл в галут народ Иудеи.

Низина — равнина от Средиземного моря и до гор Иудеи.

Низменность (шфела) — равнина, простирающаяся от гор Шомрона к Средиземному морю и на север до Ливана.

О

Ог — царь северной ветви эмори, владевшей Башаном, территорией от Ябока на север [ныне — южная Сирия], начавший войну с евреями.

Огонь — на алтаре Храма, зажжённый ещё в пустыне Всевышним и с тех пор поддерживаемый когэнами.

П

Папирусы Зенона — обнаруженный в 1915 году при раскопках Филадельфии (Египет) архив Зенона, высокопоставленного чиновника государственного казначейства державы Талмаев (середина III в. до хр. л.). Среди 1300 документов около 30 имеют непосредственное отношение к Йудее и Зайорданью, куда в 259 году Зенон совершил длительную деловую поездку.

Парфия (правильно — Партья, от реки Прат) — Парфянское царство в Meждуречье Тигра и Евфрата.

Парфянское царство — возникло в 3510 /250/ г.; было расположено к югу и юго-востоку от Каспийского моря; в период расцвета /сер. I в. до хр. л./ подчинило своей власти и политическому влиянию обширные области, ранее входившие в Вавилонскую и Персидскую империи.

Первый Храм построил в Йерушалаиме Шломо; освящён в 2928 /832/ г., разрушен вавилонским царем Невухаднецаром в 3338 /422/ г.

Период Второго Храма — эпоха в истории еврейского народа, датируемая с 3390 /370/ г. по 3895 /135/ г., хотя Второй Храм был разрушен в 3828 /68/ г.

Персидское владычество — от захвата Корэшем Вавилонии в 3390 /370/ г. и до завоевания Иудеи Александром Македонским в 3445 /315/ г.

Пилуг (от лефалег, разъединять, разделять, расходиться) — разъединение, раскол; отсюда мифлага — отделившаяся, отколовшаяся группа, партия и пальганут — раскольничество, сепаратизм.

Пирке авот/Поучения отцов/ — трактат Мишны, представляющий сборник изречений религиозно-нравственного содержания мудрецов и учителей Закона, живших с IV века по III век хр. л.

Пирнэс (от лефарнес, давать на жизнь, снабжать, обеспечивать). Руководитель еврейской общины (от всего народа до сельской) обязан быть парнас'ом, иначе он недостоин этого поста.

Платон /427-347 до хр. л./ — древнегреческий философ; считал истинным бытием мир вечных и неизменных "идей", а материальный мир — лишь тенью "мира идей"; автор более 30 философских диалогов, например, "Софист", "Параменид", "Теэтет", "Государство" и др. Идеальное государство, по Платону, кастовое, где правят "философы", охраняют его "стражи", а на нижней ступени — "ремесленники".

Платонизм — философское направление, основанное на идеях древнегреческого философа Платона /427-347 гг. до хр. л./

Плиштим (филистимляне) — потомки Хама, кафторим, вторгшиеся на побережье Эрец Исраэль ок. 2000 /1800 до хр. л./ г. и образовавшие государство Плешет. Плиштим — от леёафлиш: врываться насильно, вторгаться. Отсюда римское — Палестина и арабское — Фаластын. Море плиштим — Средиземное море.

Помпей, Гней /106-48 до хр. л./ — римский полководец и политический деятель. В 66 г. был послан с армией на Ближний Восток, в результате этой войны присоединил к Римской империи новые территории, в том числе,, Эрец Исраэль. В 48 г. его разбил Цезарь в битве при Фарсале, он бежал в Египет, где был убит.

"Послание Аристея". "Послание Аристея своему брату Филокриту" — произведение анонимного автора, александрийского еврея, написанное в форме письма, якобы посланного греком Аристеем, придворным Талмая II Филадельфа. Повествование о создании Септуагинты послужило автору средством для утверждения, будто иудаизм не противоречит греческой философии, что соответствовало взглядам эллинизированного еврейства Александрии.

Прат — река Евфрат, западная из двух рек Междуречья, Месопотамии; её истоки — северный предел Эрец Исраэль [на севере нынешней Сирии].

"Против Апиона". "Против Апиона, или О древности еврейского народа" — сочинение Иосифа Флавия, написанное на греческом языке. Первая часть носит полемический характер: она является ответом на инсинуации антисемитов, а вторая раскрывает высокие ценности иудаизма и показывает его нравственное превосходство над язычеством.

Пурим — праздник в ознаменование чуда избавления евреев от опасности полного уничтожения. Об этом рассказано в Танахе, в "Книге Эстер (Эсфири)" /Мегилат Эстер/. Пурим празднуют 14 Адара, а в Йерушалаиме — 15 Адара (так наз. шушан-пурим).

Пятикнижие Моше - первые пять книг Священного Писания: Брешит /Бытие/, Шмот/Исход/ Ва-йикра /Левит/, Бе-мидбар /Числа/ и Дварим /Второзаконие/; см. также примечание о Торе.

Р

Рабаним, мн. ч. от рае (великий — в Торе) — наставник и учитель в Исраэле. Впервые упоминается в эпоху Второго Храма как почётное звание, затем ставшее постоянным наименованием учителей и наставников во всех еврейских общинах.

Рамбам, рабену Моше бен Маймон /4895-4965;1135-1205/ — величайший учёный и мыслитель послеталмудического периода, законоучитель, врач, философ; оставил выдающиеся труды в этих и других областях знания /Мишне Тора, или Ядга-хазака, Морэ невухим и др./.

Раши, рабену Шломо Ицхаки, 48004865 /1040-1105/ — величайший учёный и мудрец, автор пояснений ко всему Танаху и к Талмуду.

Рош га-шана (Новый год), Йом Кипур (Судный день), Суккот (Кущи) осенние праздники, отмечаемые в Тишри — первом месяце еврейского календаря (примерно сентябрь - октябрь).

Руах га-кодеш — Дух Святой; Божественный дух, дающий силу пророчества и видения. Кабалист раби Моше Кордоверо пишет в книге Пардес римоним. "От степени приближения человека к своему Творцу зависит эманация, воспринятая его душой, и если душа очистится больше, она воспримет больше. Другими словами, удостоится он (человек) Духа Святого".

С

Садукейская аристократия (цдуким, последователи Цадока) — духовные наследники эллинистов (митъявним), нарушали законы Устной Торы, боролись против прушим. Группа эта была немногочисленной, в основном, из аристократии, стремилась захватить бразды правления в государственном аппарате и в Храме.

Самария (Шомрон) — столица Монархии Исраэль, которую также часто именовали Шомрон.

Сангедрин в Явнэ — Высший суд в составе 71 мудреца, созданный рабаном Йохананом бен Закаем в г. Явнэ после разрушения Второго Храма. Сангедрин и ешива в Явнэ были не только духовным центром для евреев Эрец Исраэль и всей диаспоры, но и высшим законодательным органом, хранящим и развивающим традицию иудаизма.

Септуагинта — так назван образцовый перевод Танаха на греческий, созданный 72 еврейскими мудрецами, приглашёнными из Йерушалаима Талмаем Филадельфом в 3515 /245/ г.

Сикариим (от сака, кинжал) убивали свои жертвы коротким кинжалом, спрятанным в складках одежды.

Сихон — царь части народа эмори, владевшего землёй от потока Арнон на север до реки Ябок и выступившего войной против Исраэля.

Слихот(от слиха, прощение, извинение) — молитвы-просьбы о прощении грехов, их читают в дни общественных постов.

Смены когэнов (мишмарот) — 24 смены когэнов, установленные для службы в Храме; были введены пророком Шмуэлем в Шило и позднее Давидом в Йерушалаиме. В 1971 году русский учёный П. Грязнович в мечети села Бет алХадир, в 7 км. от столицы Сев. Йемена, Саны, обнаружил высеченный на колонне текст на иврите — фрагмент (самый большой из найденных) списков "Двадцати четырёх священнических смен".

Смиха (от лисмох, уполномочивать) — старый мудрец клал руки на голову молодого мудреца, давая ему разрешение, полномочие (смиха), объяснять все законы Торы. Старшие рабаним дают полномочия рава (учителя, наставника общины) молодому знатоку Торы, проверив и проэкзаменовав его, и убедившись, что он богобоязнен и обладает необходимыми знаниями в Галахе.

Софрим (буквально, писцы) — в период возвращения в Иудею из Вавилонского плена (Шивъат Цийон) так называли мудрецов, которые распространяли переписанные ими свитки Торы и были глубокими знатоками и комментаторами Священного Писания.

Суккот (буквально, шалаши, ед. число - сукка) — еврейский праздник, отмечается с 15 дня месяца Тишри (сентябрь-октябрь) семь дней в Исраэле (на восьмой день — праздник Шмини ацврет и Симхат Тора), а в диаспоре — восемь дней, включая Шмини ацерет(на девятый день — Симхат Тора), На протяжении семи (восьми в диаспоре) дней живут в сукке в память о том, что в шалашах поселил Всевышний израильтян, "когда вывел их из земли Египетской" /Вайикра 23:43/. Суккот — один из трёх, указанных в Торе, праздников паломничества в Йерушалаимский Храм (Песах, Шавуот, Суккот).

Сэир — гористая местность в юго-восточной части Негева.

Т

Тааниот, ед.ч. таанит — в русском языке нет слова, соответствующего этому понятию; употребляемое в этих случаях слово "пост" не идентично. Корень ина — терпеть мучения, страдать, притеснять; отсюда гит'ана — смиряться, сокрушаться, удручать себя, подавлять в себе. Таанит призывает евреев: смиряйте ваши души, подавляйте телесные потребности, сокрушайте себя и сокрушайтесь из-за ваших грехов. Таким образом, таанит — это смирение, сокрушение, включающее в себя и пост (цом).

Талмидей-хахамим (дословно, ученики мудрецов) — общее название евреев, глубоко изучающих так наз. "большую Тору" — всё Священное Писание, а также строго соблюдающих его законы и предписания.

Талмуд (букв, учение) — Йерушалаимский и Вавилонский Талмуды построены на обсуждении Мишны, т. н. Гмара, с добавлением агадот (преданий, притч и т. п.), а также других материалов Устного Учения. Составление первого завершено в 3990 /230/ г., а второго — в 4260 /500/ г.

Тамид — (от тамид, постоянный) обязательные ежедневные возношения на алтарь Храма и сожжения на нём двух баранов, одного утром, другого перед вечером, согласно закону Торы /Бемидбар 28:1-8/.

Танаев. Танаим (ед. число, тана) — мудрецы и законоучители периода создания Мишны.

ТаНаХ — акроним, состоящий из первых букв названий книг: Тора /Пятикнижие/, Невиим/Пророки/, Ктувим/Писания/ — части Писанного Учения.

Танахический период — от сотворения мира до Вавилонского изгнания.

Тарбут (от леработ, умножать, увеличивать): в иудаизме есть понятия тарбут това (умножение добра при выполнении Закона) и тарбут раа (умножение зла при нарушении Закона), таким образом, тарбут существует лишь в рамках Торы, в духовной сфере. Культура (от латинского cultura, обрабатывать, заботиться) - возделывание, приспособление, обработка, образование (нового), сфера её деятельности материальная, и потому это понятие сродни ивритскому понятию хинух (от леханех, приспособлять, поучать, починать) воспитание, приучение, приспособление.

Тацит Публий Корнелий /ок. 58 — после 117 гг./ — римский историк. Его основные сочинения "История" и "Анналы" освещали жизнь Рима и отчасти всей Римской империи с 14 по 96 год. Эти книги не были окончены и дошли до нашего времени частично. Один из дошедших томов "Истории" (пятый) посвящён событиям 67-69 годов, то есть времени Иудейской войны.

Тегилим (от леёалель, славить) — книга песен и гимнов, славящих Творца, Бога Исраэля, созданных Давидом, а также Моше, Асафом и др.

Тора (наставление): в узком смысле — Пятикнижие, полученное Моше от Бога на горе Синай в 2448 /1312/ г., а в широком смысле включает также Книги пророков, Писания, Устную Тору и другие книги Священного писания.

Трумот и маасарот. Коганы и левиты были заняты только служением Всевышнему, средства к существованию они получали от народа в виде трумот (возношений) и маасарот (десятин). Левиты выделяли из своей десятины десятую часть для когэнов. Плоды второй десятины (маасер шени) израильтяне приносили в Йерушалаим и там ели. Десятина бедного (маасер ани) выделяли в третий и шестой годы после шнат шмита.

"Тьма над пропастью"/Мидраш БрешитРаба, гл.2! — это царство Яван, которое затмило глаза своей Исраэлю своими репрессиями и сказало: Напишите.., что нет у вас доли в Боге Исраэля.

У

Ур касдим — свыше 4000 лет тому назад крупный город при слиянии рек Прат и Хидекель (Евфрат и Тигр), где жили касдим, вавилоняне.

Урим и тумим — 12 драгоценных камней с выгравированными на них именами 12 сыновей Яакова, расположенными в 4 ряда на нагруднике главного когэна, который по свечению букв читал ответ Бога Исраэля на вопрос, решавший судьбу народа.

Устная Тора — полученные Моше на горе Синай указания для правильного исполнения законов Писанной Торы и передаваемые по традиции устно. Впоследствии Устное Учение было записано в Мишне, Талмуде и др. книгах Священного писания.

Ф

Фарисеи — искажённое написание слова прушим. При помощи галахот Устной Торы они разъясняли все законы Учения и заботились о том, чтобы законы - мицвот Торы выполнялись евреями в повседневной жизни, видя в этом залог сохранения иудаизма как образа жизни. Большинство народа видело в прушим своих духовных руководителей.

Филон Александрийский (его еврейское имя - Йедидья) — философ в Александрии (Египет) I в., автор многих книг на греческом, пытавшийся найти общность между Торой и эллинистской философией.

Х

Хаверим (от лехабер, быть связанным, соединённым, объединённым), хавер - друг, товарищ; сотоварищ, член (общества).

Ханука — праздник в честь очищения и освящения Второго Йерушалаимского Храма и чудес, произошедших там в период восстания Макабим. Празднуется 8 дней - от 25 дня месяца Кислев [3-й месяц еврейского календаря, соответствует ноябрю ־ декабрю].

Хасиды (благочестивые) — так в период Второго Храма называли евреев, строго соблюдавших предписания Торы — Писанной и Устной.

Хахамим (букв., мудрецы) — в период Хашмонаим были учителями Закона, привлекавшими народ не только глубиной познаний, но и высокой моралью, безупречным образом жизни. Вокруг них группировались прушим.

Хашмонаим государство /3634-3724/ основано после победы евреев под руководством братьев Макабим (Хашмонаим) над империей Селевкидов.

Ц

Цдака (от цедек, справедливость) — закон Торы, по которому еврей должен отделять часть от своих доходов в помощь изучающим Тору, бедным и т. п., ибо, если Творец дал ему, то справедливо, если от полученного он даст нуждающемуся.

Цемах Давид — книга, написанная раби Давидом Ганзом, учеником Магарала из Праги /1525-1609 хр. л./; содержит краткое описание поколений от Адама и событий еврейской истории от сотворения мира до 5452 /1692/ г.

Цова. Потомки Арама, сына Шема, арамейцы создали пять государств на территории нынешней Сирии и северного Ирака; Арам Цова находился севернее Дамаска.

Цор (Цур) — порт в южном Ливане.

Ш

Шабат (от лишбот, не делать производительную работу, млаха) — седьмой день творения, когда Всевышний прекратил Свою созидательную работу, млаха; то же делают евреи по закону Торы.

Шавуот — праздник Дарования Торы на пятидесятый день от Песах, 6-го Сивана.

Шимъон бен Шетах — выдающийся мудрец, учитель Торы, один из руководителей прушим, брат жены Яная — Шломцион (Саломеи).

Шмайя и Автальйон — четвёртая из пяти "пар". "Пары" (зугот) — так в Талмуде называют пять пар законоучителей эпохи Второго Храма. Первым в каждой паре был наси (глава) Сангедрина, вторым — ав бет дин, председатель Высшего суда.

Шмонэ эсре (восемнадцать) — молитва, состоящая из 18 (впоследствии из 19) благословений, называется также амида (стояние), т.к. произносят её стоя во время всех трёх дневных молитв: шахарит, минха и аравит (маарив).

Шхина (от лишкон, обитать, водворять) — Божественное присутствие.

Э

Эдом — потомки Эсава-Эдома, населявшие их родовой удел — гору Сэир, южнее Моава, территорию на юго-западе нынешней Иордании.

"25 дня месяца Элул 3426 г." Элул — двенадцатый месяц еврейского календаря. Соответствует обычно августу - сентябрю.

Эллинистический мир — условное название стран Восточного Средиземноморья со времён походов Александра Македонского и до завоевания этих стран Римом. Языком государственных учреждений и культуры этих стран в указанный период был греческий.

Эпоха Второго Храма — от Шивъат Цийон в 3390 /370/ г. до разгрома воестания Бар Козвы в 3898 /138/ г.

Эпоха монархов Исраэля — от первого монарха Шаула (Саула) в 2882/878/ г. и до разрушения Первого Храма в 3338 /422/ г.

Эпоха судей - 2516-2882 /1244-878/ гг., когда евреями в Стране руководили судьи-спасители.

Эпоха Хашмонаим — период от восстания Матитьягу Хашмонаи и его сыновей — Макабим в 3621/139/ г. и до конца правления династии Хашмонаим в 3724/36/г.

Эрец га-кодеш ( от лекадеш, отделить для духовного, святости) — Святая Земля.

Эрец Исраэль (букв., Земля Исраэля, Страна Исраэля) — отечество еврейского народа; земля, обещанная Богом потомкам Аврагама, Ицхака и Яакова. Её границы указаны во многих местах Танаха, точнее всего, в Дварим 34:2-12. Исраэльская монархия при Давиде и Шломо занимала эту территорию.

Эрец Кнаан — так называлась Эрец Исраэль по имени Кнаана, сын Хама, чьи потомки вместе с родственными народами её населяли.

Эсхаталогические настроения связаны с учением о конце мира, конечных судьбах человечества, Страшном суде и загробной жизни.

Ю

Южная — Негев, южнее горной Иудеи до Эйлата.

Я

Ябок — восточный приток Ярдена южнее озера Кинерет.

Янай Александр — мелех из династии Хашмонаим /3670-3688/.

Ярмо надевают на шею животного (крупного рогатого скота), чтобы управлять им в упряжке. Ярмо Торы — принятие на себя исполнения мицвот-законов Торы (малхут шамаим, монархии небес), благодаря которым человек становится управляем.