ЭЛЛИНИЗМ

ЭЛЛИНИЗМ

Яван - Греция

Греки, яваним, — потомки Явана, четвёртого из семи сынов Йёфета, внука Ноаха (Ноя). После истории с Вавилонской башней, образования семидесяти языков и народов, потомки Йефета ушли из Междуречья на север, в основном в Европу - Восточную, Центральную и Западную. Яваним же расселялись в северо-западной части Малой Азии, на островах Эгейского и Средиземного морей, на Балканском полуострове. Они не составляли единого народа, и племена их селились отдельно - в разных местах, в разных городах, каждое племя, род, город со своими обычаями, нравами, понятиями, образом жизни, и часто воевали друг с другом.

В последние 100 лет эпохи судей Исраэля /2780-2880/ шли ожесточённые войны между городами (полисами) Греции, и в этих междоусобных войнах пали десятки тысяч. Уже тогда, во времена судейства Шимшона (Самсона) - 2811-2831 гг., были в Греции герои войн, впоследствии воспетые Гомером. Войны не прекращались длительный период, и лишь через несколько поколений стали объединяться соседние роды и племена (по соображениям экономическим, политическим и общественным) в единые политические структуры.

Со временем особое место среди полисов заняли Афины -"город мудрецов", как его называли [здесь, кстати, обосновались после разрушения Первого Храма евреи-беженцы], с их народными собраниями, демократией и ожесточённой борьбой политических групп и партий. Другим крупным городом стала Спарта, по сути своей - военное государство, где ценилась только лишь физическая сила и где при рождении ребёнка выносили приговор: если слаб - умертвить, если крепок -растить и воспитывать как воина. Со временем вокруг Афин и Спарты сгруппировались два политических блока, конкурирующих и враждующих между собой, что затем, естественно, вызвало тяжёлую войну.

Племена, роды, говорившие на трёх наречиях, — ионийском, эолийско-ахейском и дорийском - смешиваясь, сливаясь, поглощая друг друга, постепенно выработали языковое единство на общей основе эллинского языка. Понятия: Яван, яваним и Эллада, эллины - приобрели синонимичность. Важную роль играли экономические факторы. Вначале эллины пытались прокормиться сельским хозяйством, но каменистая земля гористой страны не обеспечивала её хозяев. Тогда всё больше и больше людей стало заниматься ремёслами и торговлей. Эллины в своих странствиях по дальним странам заслужили славу хороших торговцев - и многие на этом разбогатели. Они были пытливы и усердны и, странствуя, изучали и воспринимали премудрости народов, живших от Цора и Цидона [увидев пальмы, греки назвали эту прибрежную полосу Финикией, народ - финикийцами, так и переняла это европейская наука, хотя ни такой страны, ни такого народа не существовало] до Персии, и от Вавилона до Египта и окружающих их стран.

Со временем богатые, родовитые семьи образовали аристократию, взявшую в свои руки власть в полисах. Постепенно народные массы стали подниматься на борьбу, требуя равноправия, и в большинстве случаев добивались этого в результате длительных усилий. Так Эллада стала страной брожений, смут и революций. Всё её население было во

власти полисов - правящих и устанавливающих законы не только во всех сферах общественной жизни, но и во всём, касающемся жизни личной и семейной.

ллада языческая

Эллины были язычниками, идолопоклонниками. Ещё в древнейшие времена они впали в заблуждение относительно высших духовных сил и создали себе множество разных божков, составляющих как бы одну семью. По сходству с человеческим телом (которое, по их мнению, - апогей красоты, совершенства и гармонии) они нафантазировали себе уйму богов и богинь, каждому создали идола, наделили их человеческими качествами и эмоциями: их создания едят, пьют, рожают, любят и ненавидят, ревнуют и ссорятся, враждуют и воюют друг с другом и даже вступают в браки с людьми. Со временем накопилось множество передаваемых из поколения в поколение песен, легенд, сказаний об этих богах, с которыми были связана вся личная и общественная жизнь и религиозные культы эллинов. Потом этот фольклор получил название — мифы (от греч. митос - побасёнка, сказка), то есть вымыслы, служащие для олицетворения какой-либо идеи. Греки поместили весь сонм своих богов на горе Олимп [2912 м., чуть выше Хермона /2814/, с которого наши солдаты наблюдают Дамаск], а в местах пониже построили им храмы и капища, наполненные изображениями героев мифов. В честь своего главного бога - Зевса Олимпийского греки проводили многолюдные спортивные состязания, открывая их жертвоприношениями богам. [Первая олимпиада состоялась в 2984 /774/ году.] Целью было показать силу и красоту обнажённого тела, геройство и храбрость. Победителей олимпиад, восхваляли как всенародных героев, любимцев богов, идеальных эллинов, ибо превыше всего был культ тела. Потому в полисах строили стадионы для спортивных упражнений, считавшихся достохвальным занятием.

Йефифото шель Йефет

Давая пророческую характеристику сыновьям, Hoax сказал о Йефете /Брешит 9:27j\ "Даст Бог простор Йефету (Йафт Элоким ле-Йефет)", и добавил: "И да поселится он 8 шатрах Шема". Первая часть пророчества приведена на языке Торы, ибо слово йафт (форма будущего времени от йафте) — даст простор — близко по написанию и звучанию к йафе - красивый, и потому придаёт пророчеству оба смысла. Вторая часть говорит о том, что, в конце концов потомки Йефета придут к шатрам Шема, домам учения Шема, где учат законы Бога Шема, и обоснуются там, сменив язычество на монотеизм в его христианском варианте, с дальнейшим продвижением к Торе (через реформацию, протестантство и т. д.).

Хотя яваним, греки, потомки Йефета, не унаследовали Тору и истинную мудрость [это удел Шема], но когда эллины распространили свои завоевания, исполнилось пророчество Ноаха - снизошло на них "йефифото шель Йефет" (раздолье, краса Йефета). И тогда греки переняли все премудрости Персии и Мидии [известные Исраэлю ещё при монархе Шломо, то есть почти 600 лет до этого, и от него полученные соседними народами: вавилонянами, персами и др.]. От греков эти знания получили народы Европы, назвав их "греческой мудростью". На греческом языке, отработанном в "Илиаде" и "Одиссее" [в последние годы жизни пророка Элиши - 3070-3090 /690-670/], стали создавать свои произведения поэты и драматурги, политики и философы. С той поры, как появились эти философы, мудрость и краса Эллады стали распространяться и получили мировую известность.

Наиболее известным из ранних поколений был Пифагор [последний период Иудейской монархии - 3270-3338], отличавшийся во многих науках и философии познаниями, в значительной степени почерпнутыми у еврейских мудрецов, проживавших в Египте. В тот же период, но немного позже, появился в Афинах его ученик - Сократ, получивший знания от Асафа* и Ахитофеля*. Он первый путём философских исследований пришёл к мнению, что можно исключить из реальной действительности бога, за что и был, несмотря на его великую славу, присуждён согражданами к смерти.

Платон, ученик Сократа, - современник Йирмеягу [ вторая половина 3300-х Тодов], по матери - родственник Филона Александрийского. Учился у Йирмеягу, и раби Натанэль передаёт слова Платона: Я был с Йирмеягу в Египте и вначале посмеивался над его словами, но, в конце концов, понял, что его речи - это слова Бога живого и что он - мудрец и пророк / Седер га-дорот, с. 122/. В этом же поколении были врач Гипо-крат и его сын - математик Эвклид. Эпикур, отрицавший вообще существование духовного мира и любой вид деятельности и проповедовавший лишь покой, жил в 3444 /316/ году*. С тех пор в еврействе утвердилось понятие апикорос для обозначения атеиста.

Виднейшим учёным, охватившим почти все современные ему области знания, благодаря произведениям которого греческая философия широко распространилась во всём мире, был Аристотель /3412-3474; 348-286/. Традиционно христиане считают его македонцем, однако в старинном манускрипте Эвсибио написано: "Следует знать, что большинство философских знаний пришло к нам от мудреца Аристотеля, который был иудеем, по происхождению из Йерушалаима, из колена Биньямина. По имеющимся у нас слухам, он пришёл из дальних мест Азии, спустился с гор к нам и жил у нас долгие годы. Он породил у нас философию, был очень щедр и много дал нам, и мы учились из его уст. Когда Александр пошёл на Йерушалаим, то отдал в собственность своему учителю книги Шломо. Аристотель перевёл оттуда философские материалы и использовал под своим именем".

В конце книги Гапалат га-гапала раби Ибн Рашад сообщает, что в городе Алькагара была книга, написанная Аристотелем в конце жизни, в которой он пишет, что отошёл от всего написанного им прежде... Он написал своему ученику Александру: Благословен Бог, делающий зрячими слепых, указывающий грешным путь, воздавший мне Своим милосердием и великим благодеянием и извлёкший меня из абсолютного невежества, в котором я находился, занимаясь философскими премудростями и судя обо всём лишь собственным умом, и написал об этом столько книг, как песка на берегу моря... До тех пор, пока в конце моих дней не начал я дискутировать с одним из исраэльских мудрецов [Шимоном-цадиком], и он показал мне свои крепкие познания в Торе, данной им (исраэльтянам) в наследие с Синая. И потянулось моё сердце к словам Торы, когда он показал мне знаки и чудеса в святых именах - истинных и открытых нашим чувствам. Я по глупости не знал, что большинство вещей — выше разума, а как увидел это, дал моему сердцу вдумываться всеми моими силами в еврейский Закон, основанный на цельных камнях, не как тёмная философия. Поэтому, дорогой мой ученик, великий царь Александр, да не вводят в заблуждение мои книги тебя и твоих друзей философов, ибо, если бы я смог собрать все мои книги, сжёг бы их всех, чтобы они не исковеркивали сознание людей. Я знаю, что получу большое наказание от Бога за то, что грешил и ввёл многих в грех... Ибо постигающие Тору идут к свету в свете жизни, а постигающие философию - в яму преисподней".

Абрабанель* указывает, что это произошло во времена Шимъона-цадика./По материалам Седер га-дорот стр. 135-136/.

И всё же интерес к философским произведениям Аристотеля не уменьшался, их распространяли и принимали во всех концах земли, они оказывали решающее влияние на развитие наук, мышления, логики среди народов мира и в последующих поколениях.

При всём этом эллинское миропонимание и культура, эллинизм как образ жизни всегда основывались на мифологии, идолопоклонстве. Даже Афины, "город мудрецов", переполняли скульптурные и иные изображения богов и богоравных героев — в храмах, капищах, на улицах, площадях и в частных домах, и везде им — алтари и возношения. И везде тот же культ человеческого тела, его красоты, силы и триумфального торжества, ибо лишь в этом видели греки-эллины реальное величие и превосходство, достойное восхваления.

Отсюда пошла сущность мира эллинизма, дошедшая до нас в латинской формулировке : Mens sana in согроге sano (здоровый дух - в здоровом теле). Здоровое тело продуцирует здоровый дух. Во главе всего -тело, а дух - приложится, если приложится. Недаром Чехов писал: "Римляне говорили: Mens sana in согроге sano. Не всё то правда, что говорили римляне или греки" /Собр. соч., т. 7, стр. 299/.

Сущность мира иудаизма открыта в Торе /Дварим 8:3/: "Не на хлебе лишь одном да живёт человек, но на всём, исходящем из уст Творца, - да живёт человек". В тексте написано адам, и в таких случаях всегда имеется в виду еврей, тем более что приведено это в связи с рассказом о даровании мана в пустыне. Речь идёт о том, что один лишь хлеб (материальное) не может обеспечить жизненность, жизненные силы, — это возможно только благодаря духовным силам, исходящим из велений-мицвот Торы, выполняемых евреем. Не природа обеспечивает жизнь, а "всё, исходящее из уст Творца".

Одним из главнейших принципов, законов иудаизма является цни-ут — высокая нравственность, целомудрие, скромность. Цниут требует от еврея самоустраниться от всего, что разрушает границы нравственности, то есть духовных и душевных качеств, необходимых человеку в обществе, правил, определяющих его поведение. Ведь этим человек отличается от скота. Сказано: "Веди себя целомудренно с твоим Богом" /Миха 6:8/.

Потому цниут нужна еврею даже наедине с собой, внутри своего дома, ибо в этом проявляется почитание Творца, Бога Исраэля, чьей славой полна вся земля. Не случайно сказано в Талмуде /Брахот 62/\ "Никто так не целомудрен, как тот, кто целомудрен в туалете". Воспитанный в нормах цниут, еврей воспринимает обнажение тела как преступление против нравственности, против Торы, против Творца, как то, что в иудаизме называется прицут — аморальность, распущенность, порочность, развращённость. Проснувшись, евреи должны надевать на себя халат ещё лёжа, чтобы встать с постели уже одетыми, а когда меняют одежду, не обнажать всё тело. И естественно, что Закон велит покрывать голову, не растрёпывать волос, ибо сказано: "Знай, что над тобой — наблюдающий глаз и слушающее ухо, и все твои дела записываются в книгу" /Авот 2:1/.

Важнейшим в цниут является поведение в супружеских отношениях. Давно проверено медициной и известно, что евреев, мужчину и женщину, соблюдающих законы семейной чистоты (таёарат ёа-миш-паха), в редких случаях поражают заболевания половых органов и другие болезни, связанные с половой сферой. Но это — вторичное. Главное в том, что соблюдение таёара (духовной чистоты) очищает душу, данную Богом, видящим, как евреи выполняют Его Закон, в том, что соблюдение норм таёарат мишпаха возводит супружескую жизнь на такую моральную высоту, какой нет у других народов, очищает и усиливает любовь между супругами. Прицут карается по законам Торы казнью карет — Творец, Бог Исраэля истребляет души евреев, опустившихся до половой распущенности, безнравственности.

Эллинисты — носители "передовой культуры всего передового и прогрессивного человечества" той эпохи — не могли понять решительного, непримиримого сопротивления евреев, которых они пришли облагодетельствовать и поднять из тьмы невежества, бескультурья и непонимания прекрасного. Но могли ли воспитанные в законах Торы евреи принять как передовой и лучший образ жизни эллинизм с его вакханалиями в честь Вакха, их бога вина и пьянства, с необузданностью пьянства и половой растленности? Как евреи с их таёарат мишпаха могли смириться с так почитаемыми и восхваляемыми греками гетерами, гетеросексуализмом, лесбианством [от греческого острова Лесбос], с обнажёнными спортсменами в гимнасии и на стадионе? Каково было евреям видеть, что греки оскверняют Эрец ёа-кодеш статуями и картинами, изображающими их голых богов и людей, иной раз в непристойных позах, да ещё возмущаются, почему "непросвещённые евреи" не благодарят за произведения искусства?

Совместимы ли такие миры? Можно ли жить в них обоих? Возможен ли подобный "плюрализм"? В эллинском мире герой — это победитель на олимпиаде, победитель в сражении. В еврейском мире: "Кто герой? — Кто покоряет своё (дурное) побуждение" /Авот 4:1/. Система приоритетов говорит сама за себя: в мире эллинизма во главе - материальное, телесное, науки, искусства и их законы; в мире иудаизма - духовное, Божественное, Тора и их законы. Миры эти несовместимы, антагонистичны; в лучшем случае, они могут лишь сосуществовать — параллельно и не сливаясь.