ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ ЭПОХА

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ ЭПОХА

Танахическая эпоха

Сказанное не умаляет значения танахического* периода еврейской истории, когда народ Исраэля эпоха стал избранным народом, которому Всевышний даровал Свою Тору* и Святую землю - Эрец Исраэль.

Но танахический период был отличен от других тем, жизнь еврейского народа в ту эпоху определялась таким феноменальным и беспрецедентным в истории других народов явлением, как непосредственное влияние Бога, непрестанно наставлявшего и направлявшего своих пророков - духовных вождей нации. Велика была власть пророков, ибо выполнение их предписаний означало исполнение одной из обязательных мицвот. Сказано в Торе: "Пророка из твоей среды, из твоих братьев пошлет тебе Творец, твой Бог, — его (пророка) слушайтесь" /Дварим 18:15/ . Пророки учили и обличали. Будущее было открыто им по воле Творца, и они предсказывали своему народу порабощение, разрушение и рассеяние за отступление от законов Торы, но обещали также возрождение и процветание, когда евреи вернутся к своему Богу, к жизни по Его законам.

Этот период непосредственного влияния Высшей силы на жизнь народа кончился с Вавилонским пленением. Начиная с эпохи Второго Храма и до наших дней, еврейская история, сохраняя свой уникальный характер, развивается уже в реальном историческом плане, и её внешний ход выражается в конкретных событиях и обстоятельствах. Внутренний же, сокровенный смысл еврейской истории по-прежнему определяется помыслом Всевышнего, носящим теперь скрытый, глубинный характер.

Танахический период нашей истории почти полностью сконцентрирован на духовном становлении народа. Священные книги - не учебники истории. Конкретные исторические факты играют в них второстепенную, вспомогательную роль. Следует понимать, что вся духовная жизнь еврейского народа была подчинена одной высшей цели - служению Творцу, выполнению всех предписаний Торы. У евреев, в отличие от греков, например, фактически не было светской литературы. В Священных книгах основное внимание сосредоточено не на исторических фактах, а на духовных аспектах. Неважно, что совершили многие монархи, но если они отступали от законов Торы, то в Священных книгах они характеризуются, как неугодные Богу.

Великая цель еврейского народа, согласно учению пророков, заключалась в том, чтобы следовать законам Торы, данным Исраэлю, и распространять на земле истинное Учение Бога. Неистов был гнев пророков, когда речь шла о нарушениях законов Торы. Но всё же можно утверждать, что и в эпоху судей* и в эпоху монархов Исраэля* наш народ, в целом, не переставал следовать законам Торы, а если какая-то часть его и отступала от них на время, то возвращалась на праведный путь под влиянием тех же пророков.

После пророков руководство нацией приняли на себя учители Закона, мудрецы и выдающиеся исследователи Торы.

Надо иметь в виду, что государственная администрация также была связана с Торой и с религиозными институциями, представляющими Священное писание и контролирующими выполнение его законов.

Эпоха Второго Храма

Период Второго Храма был временем глубокой внутренней работы народа, направленной на улучшение своего духовного состояния, на развитие самосознания путём распространения во всех кругах общества священных принципов Торы. Единство нации было сцементировано строгим подчинением как личной, так и общественной жизни законам, изложенным в Священных книгах.

Уже в период персидского владычества* был восстановлен и сделался центром духовной жизни Йерушалаимский Храм, окончательно исчезли в народе остатки языческих представлений. Все сферы общественной и частной жизни были приведены в соответствие с законами Торы. Изучение Торы все шире распространялось во всех слоях населения.

И главное — танахическое наследие было собрано и объединено. Были созданы судебные институции, выносившие свои решения в строгом соответствии с законами Торы, и, наконец, было создано Великое собрание (Кнесет га-гдола), прерогативы которого заключались в наблюдении за внутренним самоуправлением и развитием законодательства, основанного на учении Торы. Великое собрание представляло собой верховную законодательную, судебную и духовную власть в стране. Огромна его заслуга в приведении в единое целое всех еврейских Священных книг. Так начала создаваться "ограда вокруг Закона", предохраняющая его от влияния элементов, чуждых духу Священного писания. Многие пункты Пятикнижия Моше* носили общий характер и допускали различные толкования. Мудрецы Великого собрания, согласовывая законы Торы с требованиями жизни, руководствовались Устной Торой*. Великое собрание заложило основу огромной многовековой работы, завершившейся записью Мишны* и Талмуда*.

В эпоху Второго Храма были окончательно усвоены принципы иудаизма, ставшего жизненным учением, вошедшим в плоть и кровь еврейского народа и навеки определившим его судьбу.

Рассматриваемая нами эпоха еврейской истории не случайно названа эпохой Второго Храма. В этот период, продолжавшийся свыше пятисот лет, Храм был не только единственным местом, где приносили ежедневные дары Богу, но и центром духовной, общественной и политической жизни всего еврейства — как в Эрец Исраэль, так и в рассеянии.

Храм накладывал отпечаток и имел огромное влияние на все стороны жизни каждого еврея. К Второму Храму можно отнести слова пророка Йешаягу*: "... Из Цийона выйдет Тора и слово Творца — из Йерушалаима" 12:31.

Захват Второго Храма греками символизировал упадок и разложение, которые переживал в то время еврейский народ. А освобождение и очищение Храма в эпоху Хашмонаим (Хасмонеев)* имело не только глубокий религиозный смысл, но и означало победу национального дела, увековеченную в празднике Ханука*.

Эпоха Второго Храма длилась 508 лет: с 3390 г. /370 г. до хр. л./ по 3898 г./138 г.хр.л./.*

В книгах по истории еврейского народа периодизация базируется на хронологии, принятой большинством современных историков. Однако существует и другая хронология, имеющая веские исторические аргументы, - это традиционная еврейская хронология. Менее спорная хронология начинается у историков фактически лишь с эпохи Александра Македонского, в то время как традиционная еврейская хронология ведётся точно - от сотворения мира и до сего дня.

* Хронология дана по еврейскому летоисчислению, а в скобках — по христианскому летоисчислению.

Преемственность эпох

Во вступлении к циклу бесед об эпохе Второго Храма необходимо отметить следующий факт.

В прошлом многие историки, в основном, из различных христианских школ, видели в разрушении Первого Храма* и в Вавилонском пленении* переломный момент еврейской истории, разделивший её на два замкнутых периода, между которыми, по их мнению, пролегла непреодолимая пропасть. .

Танахическую эпоху в еврейской истории они высоко оценивают, отмечая и заслугу еврейского народа в создании величайшей монотеистической религии и тот факт, что евреи были тогда "нормальным" оседлым народом, привязанным к своей земле. По их мнению, все аномалии в еврейской истории начинаются с периода Второго Храма, с того чрезмерного влияния, какое приобрели учители Закона, мудрецы и исследователи Торы, "приземлившие религию", сведшие её к великому множеству формальных правил.

Эта точка зрения опровергнута нашими современными учёными. Профессор Еврейского университета Йехезкэль Койфман говорит: "Еврейскую историю периода Второго Храма можно понять лишь как естественное продолжение истории народа, бывшего монотеистическим с самого начала". Непрерывность религиозного самосознания, общественного и духовного развития характерны для еврейского народа во все периоды его истории.

И до разрушения Первого Храма и после него жизнь еврейского народа основывалась на тех же принципах. Трудный переходный период между Первым и Вторым Храмами не превратил еврейский народ в этническую группу, лишившуюся национальных корней.

А в период Второго Храма, как уже отмечено, окончательно сформировались принципы, ставшие основой основ еврейской жизни и позволившие еврейскому народу и после утраты политической независимости существовать в качестве единой национально-религиозной формации, ограждённой от угрозы ассимиляции соблюдением всех законов Писанной и Устной Торы.

Писанная и Устная Тора

Обе Торы — и Писанная, и Устная — были даны Богом еврейскому народу как единое целое. Устная Тора лишь поясняет Писанную. Многие законы Писанной Торы можно понять только при помощи Торы Устной: Бог разъяснил Моше, как исполнять заповеди лулава, шофара, цицит, тфилин и т. д., а тот передал слова Его народу.

Раби Йосеф Альбо объясняет в своей книге Сефер га-икарим причину, по которой Божественная Тора не могла быть записана целиком: "Известно, что любая фраза, зафиксированная в письменном виде, может быть понята двояко, и может случиться, что одно понимание будет соответствовать истинному ее смыслу, а другое будет противоположно ему. Поэтому для того, чтобы Тора была понята правильно, Бог, благо-

словенно Имя Его, дав Моше Тору в письменном виде, дал ему также и её верное понимание. Моше, в свою очередь, передал эти разъяснения Йегошуа*, тот- старейшинам (вождям народа после смерти Йегошуа), те - пророкам; и так переходило это из поколения в поколение с тем, чтобы сохранилось правильное понимание Писанной Торы

Устная Тора, естественно, передавалась из поколения в поколение устно. В период Второго Храма мудрецы Великого собрания стали записывать отдельные законы и правила, впоследствии включённые в Мишну*. Именно в период Второго Храма Устная Тора, разъясняющая общие законы Писанной Торы, стала охватывать и контролировать своими дополнениями, предписаниями и указаниями все сферы жизни еврейского народа.

Вавилонское пленение

Прежде, чем мы перейдём к основной теме, остановимся на её отправной точке, на Вавилонском пленении — этом самом трагическом событии предыдущей эпохи истории еврейского народа, когда он был оторван от родной почвы, переселён в чужие земли и в чуждую среду, но не только не погиб и не исчез, а возродился к новой жизни и, в конце концов, вернулся в Цийон, откуда был насильственно изгнан.

Иудейская монархия к началу четвёртого тысячелетия /VI-V вв. до хр. л./ пришла в упадок и оказалась зажатой между двумя сильнейшими государствами тогдашнего мира: Египтом, хотя и одряхлевшим, но сохранившим остатки былой мощи, и молодым, входившим в силу, Вавилонским государством. Очутившаяся между "молотом и наковальней" Иудея уже не могла сохранять независимость, и спасение своё она видела в том, чтобы пристать к сильнейшей из враждующих сторон. Иудейский монарх Йегояхин совершил фатальную ошибку в выборе: он вступил в союз с Египтом, а союзник, известный своим коварством и вероломством, обманул и на этот раз. Царь Вавилона Невухадецар* вторгся в Иудею, взял Йерушалаим и увёл в плен Йегояхина со всеми воинами, придворными и слугами. В числе пленных был и пророк Йехезкэль (Иезекиил)*. На освободившийся престол Невухаднецар возвёл брата Йегояхина - Цидкиягу. Чтобы обезопасить Вавилон от нового иудейского восстания, Невухаднецар увёл в плен всех иудейских мастеров, а главное, слесарей, но оставил в целости Храм и столицу. Это было первое пленение, так называемое пленение Йегояхина.

Сторонники Египта в Йерушалаиме сохранили, однако, своё влияние, и слабовольный Цидкиягу поддался на их уговоры, поверил лжепророкам и поднял восстание столь же героическое, как и бессмысленное. Не помогло пророческое предостережение Йирмеягу* (Иеремии), что город и Храм погибнут, а народ постигнет кара изгнания. Народ, обманутый лжепророками, не мог поверить, что Бог оставит Свой Храм и предаст его в руки врагов.

Но предсказания пророков сбылись. Йерушалаим пал, а Храм был сожжён 9 Ава* 3338 /422/ года. Враги учинили страшную расправу над побеждёнными. Большая часть населения вместе с ослеплённым по приказу Невухаднецара Цидкиягу была уведена в плен. В Иудее оккупанты оставили лишь небольшое число землепашцев и виноградарей для того, чтобы избежать невыгодного вавилонянам окончательного запустения страны, и для обслуживания их армии.

Тем временем на Иудею обрушилось новое несчастье. Оставленный Невухаднецаром в качестве наместника мудрый, благородный Гдалья был изменнически убит, а остатки еврейского населения, опасаясь гнева вавилонского царя, бежали в Египет, увлекая с собой пророка Йирмеягу, умолявшего их не оставлять родины. В Иудее замерла вся жизнь, но Невухаднецар не заселил опустошённой земли пришлыми колонистами, как это сделала Ассирия с территорией побеждённой Исраэльской монархии*. И поэтому после покорения Вавилона персидским царем Корэшем (Киром) в 3388 /372/ году изгнанники смогли, сравнительно легко, возвратиться на родину и приступить к её возрождению.

Пророк Йирмеягу по велению Бога точно указал причины и продолжительность Вавилонского пленения — оно длилось 70 лет. Самые мрачные предсказания пророков сбылись. За отступничество евреев от заповедей Торы и от служения Творцу, за нечестивость, безнравственность и идолопоклонство, — передавали пророки предупреждения Всевышнего, — последует наказание, и оно, в конце концов, разразилось вначале над северной монархией — Исраэльской, а затем над южной Иудейской, в виде ассирийского и вавилонского завоеваний.

Следует отметить особую роль, которая в этот трагический период нашей истории выпала Йирмеягу* — великому пророку эпохи Первого Храма. По своим человеческим качествам он нам ближе и понятнее других пророков. В его речи ощущается и мощь Йешаягу* (Исайи) и неистовость Гошей* (Осии), но вместе с тем она поражает удивительной мягкостью и тонким лиризмом, отсутствующими у прежних пророков, и в этом отношении Йирмеягу гораздо ближе, чем они, к Новому времени. Йирмеягу обличает, но его сердце обливается кровью, когда он думает о трагедии народа, и пророк плачет над горькой судьбой родины.

За то, что ему дано видеть сокрытое от соотечественников, те бросают его в темницу по позорному обвинению в измене родине. А видит он приближающуюся трагическую развязку и знает, что противодействовать ей было бы дерзостью, а оплакивать ее бессмысленно, потому что развязка эта ни что иное, как наказание евреям, исполнение предначертаний Всевышнего.

Пророк Йирмеягу знал, что нет на земле такой силы, которая могла бы спасти Иудейское государство от уготованной ему кары, ибо велел Бог своему народу жить по законам Торы, и судьба евреев в Эрец Исраэль зависела от соблюдения этих велений-мицвот. Трижды клялись евреи соблюдать верность Богу: у горы Синай, когда Всевышний заключил брит с народом; перед смертью Моше, когда евреи готовились вступить в Эрец Исраэль; и в стране Исраэля - между горами Гризим и Эвал. Пока евреи сохраняли верность клятве - благословлял их Всевышний, нарушали ее - Бог карал их.

Народ должен был потерять и Храм, и свою землю, ибо отошёл от Учения Бога и перестал выполнять мицвот. Евреи были повинны в идолопоклонстве, в разврате, в кровопролитии, в нарушении шабат* и законов о седьмом годе (шмита)* — и постигла их кара изгнания, предначертанная свыше. Её можно было предотвратить лишь немедленным и полным раскаянием и возвращением к жизни по законам Торы (тшува), но не было смысла противиться этой каре. Обо всём этом Бог возвестил народу и монарху Иудеи через Йирмеягу.

Вначале обрушившееся несчастье ввергло народ в глубокое отчаяние. Многие считали, что их не спасёт даже miuyea, ибо они расплачиваются за грехи своих отцов. Против этого заблуждения выступил пророк Йехезкэль*, происходивший из семьи когэнов* и уведенный в плен вместе с царем Йегояхном. Он призывал народ к соблюдению законов Бога Исраэля и предсказывал народу возрождение, ибо не смерти хочет Бог, а возвращения грешника на правильный путь: "Разве Я хочу смерти грешника? Только лишь отвращения грешника от пути его - и будет жить! Отвратитесь, вернитесь от ваших дурных путей, - зачем умирать вам, дом Исраэля?!" /33:11/ .

В пророческом видении потрясающей силы предстаёт перед Йехезкэлем грядущее освобождение и возвращение на родину, когда даже кости умерших изгнанников облекутся плотью и мёртвые восстанут, чтобы возвратиться в Цийон по велению Бога: "И Он сказал мне: человек, эти кости — весь дом Исраэля. Вот (они) говорят: "Иссохли наши кости и исчезла надежда — мы оторваны от корня". Поэтому пророчествуй и скажи им: "Так говорит Всевышний, Бог: Вот, Я открываю ваши гробы и подниму вас из ваших гробов, народ Мой, и введу вас в землю Исраэля" /Йехезкэль 37:11-12/ .

Роль пророков

Пророки не дали угаснуть вере, поддержали её своими вдохновенными речами. Все предыдущие предсказания пророков сбылись, и это внушило народу доверие к их речам. Возвращение к Богу, к соблюдению заповедей Его Торы стало повсеместным явлением среди изгнанников. Глубокое раскаяние за прошлые грехи и заблуждения сочетались теперь не только с тоской по родине, ко и с жаждой веры. Отчаяние исчезло, и в надломленных душах вновь воцарились надежда, мужество и упование. Последние остатки языческих верований исчезли, и их место заняла Тора. Были установлены дни поста и траура в память о разрушении Йерушалаима и гибели Первого Храма: пост четвёртого месяца, пост пятого, пост седьмого и пост десятого месяцев. Эти посты соблюдаются и сегодня: 17 Тамуза, 9 Ава, пост Гдальи — 3 Тишри и пост 10 Тевета.

В книге пророка Йирмеягу написано, что народ, искупающий свои грехи, ждёт лучшее будущее: "Вот наступают дни, — говорит Всевышний, — когда я заключу с домом Исраэля и домом Йеёуды новый союз". "И больше не будут учить друг друга и брат — брата, говоря: "познайте Творца", ибо все они сами, от мала до велика, будут знать Меня, — говорит Всевышний, — потому что Я прощу их беззакония и грехов их уже более не вспомяну " /31:33-34/ .

Такие речи действовали исцеляюще. Возвращение к Торе (хазара бетшува) стало всеобщим явлением, что тем более удивительно, если принять во внимание сравнительное благополучие, в котором жили вавилонские изгнанники. Пророк Йирмеягу ободрял их, советовал сохранять лояльность по отношению к Вавилону и избегать учений лжепророков: "Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте их плоды "и размножайтесь там, а не убавляйтесь"; "и

заботьтесь о благосостоянии города, в который Я вас изгнал, и молитесь за него Всевышнему, ибо при благополучии его и вам будет мир" 129:6-71.

Изгнанники не были рассеяны в Вавилонии, а поселены по приказу царя в провинции Нипур, на берегу реки Кевар. Евреи получили право жить обособленно, не вступать в брак с местным населением, и, самое главное, без всяких ограничений исповедовать свою религию. Делами общины управляли мудрецы, знатоки законов Торы.

Но всё же изгнанников не покидала тоска по родине, с такой силой предсказанная в 136 псалме Давида: "На реках Вавилона мы сидели и плакали, вспоминая о Цийоне. На вербах его повесили наши арфы, потому что пленившие нас требовали от нас песни, а наши притеснители - веселья. Как нам петь песню Бога на чужой земле?! Если забуду тебя, Йерушалаим, пусть отсохнет моя правая рука".

И сегодня евреи говорят слова этой песни после каждой трапезы.

Изгнанники верили, что милосердие Бога простёрто над ними. В книге Эйха /Плач Йирмеягу/ содержится двойная просьба народа к Богу: "Обрати нас к себе, Творец, и мы обратимся, обнови наши дни, как было прежде". Она означает, во-первых, мольбу к Вседержителю, чтобы Он позволил вернуться к служению Ему и к исполнению Его мицвот, и, во-вторых, чтобы Он возвратил Свой народ из изгнания в Землю обетованную.

Изгнанники черпали также утешение в словах пророка Йехезкэля, уверявшего народ, что возрождение придёт, даже если изгнанники не будут этого достойны, даже если они захотят ассимилироваться.

Бог Израиля соберёт изгнанников и возвратит в Цийон, не ради них, а чтобы Его Святое Имя не было обесславлено среди чужих народов, и возвратит точно в тот срок, который был поведан евреям пророками еще за 40 лет до изгнания.