Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ ПОСЛЕ РАЗГРОМА

ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ ПОСЛЕ РАЗГРОМА

Результаты войны

Со времени разрушения римлянами Второго Йерушалаимского Храма прошло почти две тысячи лет, а историки всё ещё продолжают спорить о том, в какой степени эта катастрофа может считаться поворотным пунктом в еврейской истории. Некоторые историки занимают в этом вопросе крайнюю позицию и утверждают, что с разрушением Второго Храма еврейским народ перестал быть нацией и превратился в социальную группу людей, объединённых лишь общностью религии. Подобную концепцию можно обнаружить в трудах не только нееврейских, но даже некоторых еврейских историков, указывающих, с различными оговорками и вариациями, на отрезок времени от разрушения Второго Храма до восстания Бар Кохвы, как на период, когда еврейский народ, якобы, перестал быть нацией.

Однако с полной уверенностью можно утверждать, что ни гибель Второго Храма, ни, тем более, поражение Бар Кохбы нельзя расценивать, как конец существования евреев в качестве единого народа. Еврейское большинство, активно влияющее на всю жизнь Страны, сохранилось в Эрец Исраэль вплоть до арабского завоевания в 4397 /637-8/ году. Что же касается духовной общности еврейского народа, то она никогда никем не отрицалась и существует по сегодняшний день. Непрерывность еврейской истории очень чётко прослеживается и в период рассеяния. Все попытки разделить её (на основе событий той или иной эпохи) на отдельные периоды имеют чисто утилитарное значение: так удобнее изучать многовековую еврейскую историю.

Каковы результаты Великого восстания: во-первых, Эрец Исраэль по-прежнему осталась составной частью римско-эллинского мира;

во-вторых, еврейское население Эрец Исраэль ещё в большей степени почувствовало на себе всю тяжесть римского господства;

в-третьих, языческое население Эрец Исраэль почти не пострадало, в то время как евреи понесли тяжёлые потери;

в-четвёртых, еврейское население по-прежнему составляло болыпинство в Эрец Исраэль, хоть и не столь значительное, как прежде;

и самое важное — вплоть до арабского завоевания Эрец Исраэль оставалась центром всей еврейской жизни, и весь этот почти тысячелетний период еврейской истории — период эллинского, римского и византийского господства — необходимо рассматривать как единое целое.

После подавления Великого восстания, римляне не повторили ошибки Помпея, который не решился превратить Иудею в римскую провинцию. Правда, такая провинция была всё же создана в 3761 /1 хр. л./ году, после смерти Гордоса, но Иудея в какой-то мере ещё сохраняла свой особый статус. После Великого восстания Иудея была превращена в обычную римскую провинцию, во главе которой стоял претор. В новой провинции квартировал легион, и она не зависела больше от сирийского наместника.

После разрушения Йерушалаима Тит посетил в стране много полисов - городов с нееврейским населением, жители которых могли ему

указать, кто из пленных евреев мог бы бороться с хищниками или еражаться в гладиаторских боях друг с другом. Нетрудно представить себе несчастье евреев, живущих в среде нееврейского населения, открыто демонстрирующего свою ненависть к ним, враждебного еврейскому народу издревле и навечно.

У евреев Эрец Исраэль не осталось и следа государственной автономии, но их не лишили гражданских прав, а также права жить по законам Торы. Римляне возложили на них бремя тяжелейших и унизительных налогов. Все евреи империи обязаны были платить "еврейский налог", как бы в возмещение того полушекеля, что вносил каждый ежегодно в Храм. Этот налог, чтобы ещё более унизить евреев, шёл на храм Юпитера Капитолийского. А в Эрец Исраэль евреи обязаны были, кроме всего, платить подушный налог и земельный налог. С той же целью унижения римляне отчеканили две серии монет с надписями "Покорённая Иудея" и "Побеждённая Иудея".

Следует отметить, что после подавления восстания народ, по крайней мере, на первом этапе, не имел своего признанного представительства перед римским руководством. Еврейская община страны претерпела существенные изменения. Исчезла аристократия цдуким, властвовавшая в Храме. Исчезли ессеи и некоторые другие общины, сосредоточенные, в основном, в Иудейской пустыне. Не стало канаим с их мессианскими чаяниями и социальными утопиями о всеобщем равенстве. Тяжелый удар обрушился и на мудрецов — прушим. Они потеряли все свои школы и ешивы в Йерушалаиме и многих лучших мудрецов, учителей, ставших жертвами римской ярости; погибли десятки тысяч учащихся ешив. Тем не менее, прушим, сохранившие свои учебные заведения вне пределов Йерушалаима и (что важнее всего) создавшие, благодаря дальновидности раби Йоханана бен Закая, Сангедрин и ешиву в Явнэ, куда собрали оставшихся в живых мудрецов, сумели выполнить великую задачу духовного сплочения народа после разрушения Храма.

Многие народы были уверены, что, наконец-то, иссякли силы Исраэля и он — на пороге полного исчезновения. У еврея, подвергаемого такому духовному воздействию, казалось, не оставалось никакой надежды. Потому наши мудрецы должны были укрепить, прежде всего, воззрения и понятия о вечности Исраэля, упрочить сердца и душу евреев, чтобы они были стойкими перед грядущими испытаниями.

Народ Исраэля не погиб в результате этой войны. В Римской империи и в Парфянском царстве (Вавилонии) жили миллионы евреев. Процесс гиюра пока не прекратился. Иудаизм набирал силы в римско-эллинском мире, раздроблённом и раздираемом конфликтами, и вызывал восхищение именно в высших кругах общества. Да и сама Эрец Исраэль, имея две трети еврейского населения, была и оставалась центром еврейского мира.

А по поводу вопроса, который поставил рав Зеев Явец: "Кто верил в ту пору, когда пал Йерушалаим перед Римом, что пройдут две тысячи лет и потомство Яакова ещё будет жить в стране?" — надо сказать, что в ту пору не было человека в Исраэле, который поставил бы под сомнение вечную силу народа — выстоять во всех опасностях.

Хозяйничанье римлян

Римская администрация предпринимала энергичные и жёсткие меры для подрыва еврейского землевладения. Многие земли, в основном, принадлежавшие участвовавшим в восстании евреям, были объявлены частной собственностью императора. Значительные земельные наделы были конфискованы в пользу римского государства. Часто конфискация земель была окончательной, их владельцев безжалостно изгоняли. Тех же, кто оставались на своих полях, не считали больше их владельцами, и они вынуждены были работать на своих уделах либо издольщиками, либо за высокую арендную плату. Иосиф Флавий пишет в книге "Иудейская война", что обычно власти оптом продавали земли как язычникам, так и евреям, сохранившим верность Риму в период Великого восстания, за это их награждась всяческими привилегиями. Эти новые хозяева за высокую плату сдавали земли в аренду их бывшим владельцам, которые жили в постоянном страхе изгнания из-за задержки выплаты арендной платы или по любому другому поводу. Деятельность новых землевладельцев — этих проводников римской земельной политики в Эрец Исраэль — вызывала ненависть еврейских крестьян. В тех же районах Эрец Исраэль, население которых не подняло оружия против римлян или же добровольно открывало ворота своих городов перед римскими отрядами, земли не конфисковали. Таким образом, в районах городов Ципори и Тверия в Галилее или городов Лод, Антипатрис, Эмаус и Явнэ в Иудее земледельцыевреи оставались на своей земле и обрабатывали её в качестве полноправных хозяев, выплачивая лишь большой поземельный налог.

Духовные силы

Хотя из Кесарийского порта уходило много судов, забитых пленными евреями, увозимыми на позор и рабство, а то и на гибель, но даже после разрушения Йерушалаима и Храма, после диких празднеств озверевших римлян, всё же не опустела Страна. За последние сотни лет Второго Храма еврейское население в Эрец Исраэль увеличилось и усилилось ещё и потому, что почти весь этот период был спокойным в районах страны, даже когда в столице, в Йерушалаиме, кипели страсти до сражений. Конечно, были люди, павшие духом и опустившие руки от Торы и мицвот и даже приставшие к оставляющим стан, но большая часть усилилась в вере и оправдывала приговор небес. Они смогли сделать это намного лучше, чем мы в наше время.

Надо помнить, что тревоги, предшествовавшие разрушению, выработали привычку прокладывать жизненные пути в соответствии с нормами иудаизма даже среди самых больших переворотов и передряг. В словах пророков много предупреждений — не бояться, не пугаться даже в наиболее ужасные периоды, но обдумывать, на сколько это возможно спокойно, что надо делать, и надеяться на то, что зло пройдёт, минет. Это и был дух Явнэ, и его силой удалось сохранять и выполнять Тору в Исраэле, хотя от времени до времени боялись новых тревог.

Несмотря на все бедствия, обрушившиеся на еврейское население Эрец Исраэль в результате подавления Великого восстания, духовная жизнь народа стала восстанавливаться сразу же после разрушения Храма. Начало этого процесса связано с раби Йохананом бен Закаем. Когда до раби Йоханана дошло известие о сожжении Храма, он порвал одежды и рыдал, оплакивая Храм. Однако глубокий траур не помешал ему приступить к восстановительным действиям. После разрушения Храма к нему в Явнэ продолжали прибывать товарищи и ученики.

"Явненский виноградник"

В Явнэ был центр мудрецов ещё до этого. Сейчас деятельность раби Йоханана была направлена на то, чтобы собрать там как можно больше мудрецов, чтобы увеличить, усилить занятия Торой во время войны и думать, думать о будущем народа.

Пришедшие в Явнэ были венцом глав мудрецов этого поколения. Раби Ицхак Айзик га-Леви в книге "Прежние поколения" составил частичный список пришедших: раби Ханина — заместитель руководителя ко^энов, раби Шимъон из Мицпе, раби Нахум га-Модаи, который был из судей в Йерушалаиме, раби Ханина бен Антигонос, раби Элиэзер бен Яаков, весь дом наси во главе с рабаном Гамлиэлем, братья-мудрецы Бней Бтира, раби Йегуда, раби Шимъон, раби Йегошуа и все пять старых учеников рабана Йоханана — раби Шмуэль Малый, раби Доса бен Горканос, раби Цадок, раби Папиус, раби Зхарья бен Квоталь.

Деятельность раби Йоханана в этот период сосредоточилась на трёх главных направлениях:

1. Вследствие катастрофы возникла необходимость вынесения новых таканот — предписаний, для более ревностного изучения Торы и выполнения её законов в новых условиях жизни, чтобы еврей исправлял недостатки в себе самом и у других; а также новых галахот — практических указаний к исполнению законов Торы, при отсутствии Храма.

2. Необходимо было собрать и засвидетельствовать традицию Галахи- галахот, установленные до разрушения Храма.

3. Осуществление общественного и духовного руководства еврейским населением страны в новых условиях.

В одной из книг Талмуда, "Авот д-раби Натан", приведено свидетельство поистине катастрофического характера изменений в жизни еврея после уничтожения Храма, а также того, насколько срочной была необходимость в таких таканот и ёалахот, которые бы обеспечили еврейский образ жизни, то есть выполнение всех возможных законов Торы в условиях отсутствия Храма и всего с ним связанного.

Талмуд рассказывает, что к рабану Йоханану бен Закаю обратился один из лучших его учеников — раби Йегошуа бен Хананья с горестным вопросом: Каким путём теперь можно будет искупить грех без всей службы вознесения даров в Храме, искупавшей грехи народа и каждого еврея, который приносил в Храм своё раскаяние и дар во искупление греха — на алтарь? Ответил рабан Йоханан: Ведь у нас есть иное искупление — гмилут хасадим (воздаяние добром, бескорыстное благодеяние). Ведь сказано: "Я желал благодеяния (хесед), а не жертвы".

В своем ответе рабан бен Закай раскрывает в новом свете мицву — гмилут хасадим и в подтверждение приводит слова пророка Гошеа. Гмилут хасадим — это бескорыстные действия, помощь для блага нуждающегося, это любая материальная и духовная дружеская подцержка, когда еврей делает другому хесед — благо, добро, жертвуя своим временем, силами, деньгами — от души. Но почему гмилут хасадим искупает грехи? Вся служба в Храме, в том числе принесение даров на алтарь, имела целью помочь еврею очистить душу и приблизиться, благодаря этому, к Создателю. А ныне, подчёркивает в своём ответе рабан бен Закай, в огромной мере возрастает значение гмилут хасадим для искупления грехов, очищения души еврея, для приближения его к Богу. По этому и цитирует рабан Йоханан пророка Гошеа, принесшего нам слова Творца: "Ибо Я желал благодеяния (от еврея), а не жертвы, и познания Бога (больше), чем возношений" /6:6/. Этим он подчеркивает своему ученику раби Йегошуа, что, даже когда велась вся Храмовая служба приношения даров на алтарь, важнее всего — благо, добро, которое еврей делает ближнему, так как это более всего приближает его к Создателю, очищая душу и возвышая её. Сейчас этот путь искупления греха остался единственным, и на это указал рабан Йоханан бен Закай.

Жить по Торе

У евреев уже был опыт жизни по законам Торы без Храма — Вавилонское изгнание после разрушения Первого Храма и Йерушалаима. Теперь ещё больше, чем тогда, стало ясно, что воля Творца заключается в том, чтобы Исраэль, пока он находится под испытанием, существовал лишь на основе Торы. Мы не умалим величия рабана Йоханана, если скажем, что он не создал новый мир, а лишь перенёс в Эрец Исраэль и на Ближний Восток то, что существовало в Вавилонии. То, что там делалось, конечно, было ему хорошо известно, прежде всего, от его учителя Гилеля и других мудрецов, пришедших из Вавилонии (раби Йоханан, который прежде занимался торговлей, возможно, побывал там). И в таканот, которые он установил, и в указаниях, которые давал, не было никакого переворота и поразительных новшеств.

Новые условия потребовали новых таканот. Одна из них связана с трублением в рог — шофар на Рош га-шана, выпадающий на шабат, когда, по установлению Сангедрина, это совершалось лишь в Храме. Раби Йоханан установил, что сейчас в такой день нужно трубить в шофар в любом городе, где есть бет дин, еврейский суд. Следствием этой таканы было то, что бет дин в определённой мере стал заменять Храм.

Другая такана имеет как бы противоположное направление: если первая готовила евреев к долгому галуту, изгнанию, то эта утверждала надежду на скорое восстановление Храма. Дело в том, что закон Торы запрещает есть зерно нового урожая до утра второго дня праздника Песах — 16 дня месяца Нисан, когда приносили в Храм первый сжатый сноп ячменя. Рабан Йоханан установил запрещение есть зерно нового урожая каждый год и в этот день — чтобы память евреев хранила закон Торы о первом снопе и чтобы это побуждало их заслужить своими делами скорейшее восстановление Храма в Йерушалаиме.

Храм был разрушен в месяце Ав, а через два месяца, к празднику Суккот, рабан Йоханан установил такану, чтобы евреи благословляли "четыре вида растений" все семь дней праздника, а не только в первый день, как прежде это делалось во всех поселениях, — в память о Храме, где такое служение шло все семь дней Суккот. Эта такана действует по сей день, и её выполняют евреи всего мира в своих батей кнесет.

Такана раби Йоханана о том, что установление начала каждого месяца — прерогатива только лишь бет дина в Явнэ, сохраняла за Эрец Исраэль статус центра еврейской жизни и для всей диаспоры, так как устанавливала важнейшие календарные сроки.

Так стараниями рабана Йоханана бен Закая Высший бет дин и ешива в Явнэ становились центром духовной жизни для всех евреев, куда бы они ни были заброшены изгнанием. Недаром это сообщество мудрецов и учителей Торы получило название "виноградник в Явнэ".

Второе направление деятельности рабана Йоханана бен Закая заключалось в сборе свидетельских показаний о галахот, которые были установлены нашими мудрецами в период перед гибелью Храма. Это было необходимо для того, чтобы сохранить всё, что было уже сделано в области законодательства, вытекавшего из изучения Торы.

В Талмуде рассказано о положении, в котором оказался народ Исраэля после разрушения Храма. "Когда вошли мудрецы в Явнэ, сказали они: Близок день, когда захочет человек услышать слова Торы, но не найдёт их; захочет услышать слова мудрецов, но не обнаружит их... И сказали: Начнём с Гилеля и Шамая. Поэтому начался сбор свидетельств о галахот. В Явнэ, в ешиве, выдающиеся знатоки свидетельствовали перед другими мудрецами о том, что они помнили из принятых ранее галахот. Если их показания признавались достоверными, их и включали в свод галахот.

Общенародный руководитель

Рабан Йоханан бен Закай не имел никакого официального статуса ни от народа, ни от мудрецов, ни от римских властей. Влияние и непоколебимый авторитет, которыми он пользовался, опирались исключительно на его духовные качества. Благодаря им, рабан Йоханан сумел превратить созданную в Явнэ ешиву в центр, руководящий духовной и общественной жизнью всего народа. Римляне, хоть и не признавали рабана Йоханана официально, но и не мешали его деятельности. Сложность ситуации, в которой должен был действовать рабан Йоханан, не позволила ему принять какие-либо титулы и звания. Он не был наси, как считают некоторые историки. Он даже местом жительства избрал не Явнэ, а поселение Берор Халиф на юге. Дело также в том, что рабана Гамлиэля, сына рабана Шимъона бен Гамлиэля, бывшего наси и одного из вождей Великого восстания, преследовали римляне, и он не мог открыто возглавить бет дин и ешиву в Явнэ. Когда через некоторое время рабан Гамлиэль смог открыто занять причитающееся ему по праву место среди мудрецов, раби Йоханан уступил ему духовное руководство и покинул Явнэ. Этот поступок свидетельствует об истинном величии и житейской мудрости. Сказано было нашими мудрецами: "Со смертью рабана Йоханана бен Закая погасло сияние мудрости".

Рабан Йоханан прожил 120 лет. Его деятельность в Явнэ началась, когда ему было уже за 110 лет. Поэтому он обладал богатейшим жизненным опытом, видел разные аспекты положения Исраэля, знал, в чём евреи терпят прорвал, а в чём можно укрепить их руки.

Следует отметить, что до разрушения Второго Храма духовные авто• ритеты далеко не всегда являлись официальными руководителями народа. Это положение изменилось после гибели Храма. Рабан Йоханан бен Закай, не имея официальных титулов, был признанным общенародным руководителем. Сменивший его рабан Гамлиэль как из-за своих личных качеств, так и потому, что он был потомком Гилеля, сразу же заслужил признание евреев в Стране и в диаспоре, а также со стороны римской власти, которая, возможно, признала его в качестве наси. При нём еврейские суды (батей дин) возобновили свою деятельность почти в полном объёме.

Наси рабан Гамлиэль

Сангедрин по-новому упорядочил чтение молитвы Шмонэ эсре (18 благословений) — основной молитвы каждой из трёх ежедневных обязательных служб. Были изменены благословения о Йерушалаиме и Храме. По просьбе рабана Гамлиэля, мудрец Шмуэль га-катан написал 19-е, биркат ёа-миним, направленное против отступников от иудаизма и содержащее просьбу к Богу искоренить малшиним (клеветников, доносчиков) и сокрушить царство зла. Это благословение было нацелено против секты христиан. Предполагалось, что миним (отступники) — христиане, в то время ещё не окончательно порвавшие с иудаизмом, не смогут читать молитву, содержащую проклятие в их адрес, и этим выдадут себя. Расчёт оказался верным: христиане перестали использовать батей кнесет для борьбы с иудаизмом и пропаганды своего учения.

Особенно много внимания уделял рабан Гамлиэль систематизации Галахи. При нём в Явнэ были приняты важнейшие решения об изучении Торы и о !'алахических постановлениях, оказавшие огромное влияние на всю дальнейшую жизнь еврейского народа.

Ещё до разрушения Храма существовало два подхода, две школы в определении галахических решений — школа Шамая и школа Гилеля. Школа Шамая развивала более строгий подход в трактовке законов Торы и в установлении галахот, а школа Гилеля в этих вопросах чаще шла по пути облегчения. Возобладал метод школы Гилеля, и этот метод решения Галахических проблем стал основой создания и редактирования трактатов Мишны в поколении раби Йегуды га-наси.

Из новых галахот, принятых при рабане Гамлиэле, следует привести постановление о том, что еврей, ради спасения жизни, может нарушить все мицвот Торы, кроме запрета идолопоклонства, убийства и недопустимых Торой половых связей. Вместе с тем отмечалось, что во время массовых гонений на иудаизм, каждый еврей должен быть готов умереть за любую из мицвот Торы. Это есть Кидуиг га-Шем — Освящение Имени (Бога). История нашего народа полна примерами подобной самоотверженности и самоутверждения.

Уровень руководства рабана Гамлиэля Сангедрином в Явнэ был высок, а сам наси был намного строже и жёстче, чем его предшественник

— рабан Йоханан бен Закай. Не только сильная индивидуальность рабана Гамлиэля была тому причиной, но и то, что он чувствовал себя наследником, преемником, ибо принадлежал к роду Гилеля. Эта жёсткость возбудила сильное сопротивление со стороны мудрецов Сангедрина. Наси требовал от мудрецов очень строгой дисциплины, требовал, чтобы разногласия и споры между ними не приводили к разброду среди евреев в вопросах выполнения законов Торы.

Наиболее тяжкой была цепь конфликтов между рабаном Гамлиэлем и одним из виднейших учителей Закона — раби Йегошуа бен Хананья. Раби Йегошуа не признавал наложенные рабаном Гамлиэлем жёсткие ограничения, практически отнимающие у мудрецов Исраэля свободу самостоятельного принятия галахот. Трижды наси стыдил раби Йегошуа бен Хананья перед мудрецами, приказывая ему стоять всё время, пока шло обсуждение определённых ёалахот в ешиве Явнэ. На третий раз мудрецы не удовлетворились выражением обиды, а сместили наси и назначили на этот пост раби Элъазара бен Азарью — молодого и не знатного. После примирения с раби Йегошуа, рабану Гамлиэлю был возвращён сан наси, а раби Элъазар бен Азарья остался вторым в руководстве — главой Бет дина, Высшего суда в Явнэ.

Рабан Гамлиэль обычно ездил по стране, иногда в сопровождении мудрецов, учителей и судей из Явнэ, осуществляя надзор над отдельными общинами и местными судами. Целью таких поездок была помощь в изучении Торы, в решении сложных галахических проблем и применении их в судебной практике. Не раз наси ездил за границу. Некоторые из этих поездок предпринимались для сбора средств в помощь мудрецам Исраэля, но важнейшими были его поездки с целью укрепления связей между еврейскими общинами галута и Эрец Исраэль.

Как сложились взаимоотношения между наси и римской властью? В Талмуде рассказано о поездках рабана Гамлиэля вместе с другими мудрецами в Рим и другие места Италии, а также об их беседах с правящими верхами империи. Почти ничего неизвестно о содержании этих бесед, но они привели к признанию Римом рабана Гамлиэля как наси, а также к признанию автономии евреев в стране Исраэля — во всяком случае, де-факто.

Казалось, подошёл к концу период тяжёлых испытаний, выпавших на долю еврейского народа. А между тем они были ещё впереди. Стремительно близилось время новых гонений на еврейский народ и нового рокового восстания.