Ноябрь 2017 / Кислев 5778

МУЖИ ВЕЛИКОГО СОБРАНИЯ

МУЖИ ВЕЛИКОГО СОБРАНИЯ

Верховная духовная власть

Эзра и Нехемья заложили основы великого дела. Они внедрили Тору в народную жизнь, подчинили законам Священного Писания все житейские отношения еврейского народа. Постепенно Тора стала единственным источником, регулирующим все нормы еврейской жизни во всех сферах: духовной, нравственной, социальной, экономической, политической и семейной. Торжество Торы означало победу национального дела. Иудаизм не превратился в религию для избранных, не стал уделом священнослужителей, занятых лишь вопросами ритуального характера, а превратился в живую динамичную систему, охватившую все стороны жизни и деятельности еврея, что имело большое значение для последующей жизни народа. Тора стала стержнем всей жизни иудеев, она предохранила их от опасности растворения в языческой среде, защитила от судьбы, постигшей десять исчезнувших колен Исраэля.

В предыдущей беседе сказано, что ещё в Вавилонском изгнании были созданы батей кнесет (молитвенные собрания, синагоги). Их деятельность не только сохранилась, но и расширилась, приобретя ряд новых функций после Вавилонского изгнания, в период Второго Храма. Бет кнесет существовал наряду с Храмом, не затмевая его. Преобразования Эзры и Нехемьи расширили и углубили функции бет кнесета, его деятельность стала развиваться в двух направлениях, и в соответствии с ними он приобрёл два названия: бет га-мидраш (дом учения) и бет га-кнесет (дом собраний).

Для того чтобы дело Эзры и Нехемьи могло устоять перед любыми испытаниями, необходимо было создать верховную духовную власть, которая занялась бы исследованием, разъяснением и проведением в жизнь правил и предписаний Священного писания.

К такой работе и были призваны представители самых широких кругов иудейского общества, которые на созванном Нехемьей в 3427 /334/ году собрании подписали договор, то есть дали торжественную клятву соблюдать заповеди Святого Учения, не вступать в смешанные браки с язычниками и блюсти святость шабат. Всего было 84 члена первого Великого Собрания, поставивших свои подписи под договором. Правда, в Вавилонском Талмуде указано, что число их было 120, но, по-видимому, в данном случае имеется в виду число Мужей Великого Собрания, установившееся впоследствии.

Относительно прерогатив и функций Мужей Великого Собрания существуют различные мнения. Некоторые историки считают, что это был орган с доминирующими судебно-исполнительными функциями, некоторые видели в нём преимущественно законодательную институцию, а некоторые отождествляют Мужей Великого Собрания с советом старейшин. Большинство историков сегодня сходится во мнении, что Мужи Великого Собрания представляли собой верховный орган духовной власти, существовавший в Иудее со времён Эзры и Нехемьи и до войн Макабим*, вспыхнувших при Антиохе Эпифане*. Название "Великое Собрание" лёгко объяснить. В ту пору у евреев каждое собрание местного населения называлось кнесет. Место, где проходили собрания, называлось бет га-кнесет. Отсюда следует, что люди, представлявшие высшую духовную власть в стране, называются Анашей Кнесет га-Гдола - Мужами Великого Собрания. Великое Собрание пользовалось большим авторитетом. Не случайно эта институция называется не просто Великое Собрание, а Мужи Великого Собрания. В названии выделен личностный, чисто человеческий аспект, подчёркнуто уважение и авторитет, которыми пользовались эти люди.

В начале трактата Авот /Пирке авот/* написано о преемственности передачи знания всей Торы: "Моше получил Тору на Синае и передал её Йегошуа, а Йегошуа - старейшинам, старейшины передали её пророкам, а пророки передали её Мужам Великого Собрания". В первой мишке* приведены три основных правила, которыми руководствовались Мужи Великого Собрания:

1. Будьте осмотрительны в судопроизводстве.

2. Умножайте число учащихся.

3. Делайте ограду для Торы.

В этих правилах указаны три главных направления деятельности Мужей Великого Собрания: судебное, воспитательное и религиозно-законодательное. Эти правила - руководство к действию для Мужей Великого Собрания.

Фундаментальные преобразования

Первое правило: будьте осмотрительны в судебном разбирательстве. Эз-ра воспользовался полномочиями, данными ему персидским царем Артаксерксом I, и приступил к устройству правильного судопроизводства, основанного на законах Торы. Начатое им дело довели до конца Мужи Великого Собрания. Во всех городах были назначены судьи для разбирательства гражданских тяжб. В крупных городах были учреждены центральные суды. Деятельность судей контролировалась Мужами Великого Собрания. В своих решениях судьи руководствовались законами Торы. По понедельникам и четвергам в больших городах судопроизводство отправлялось публично. В эти же дни проводились открытые чтения отрывков из Торы.

Второе правило: умножайте число учащихся - относилось к религиозно-нравственному воспитанию всего народа. Изучение Торы стало добровольной обязанностью каждого еврея, где бы он ни находился. Так как вся личная и общественная жизнь каждого еврея была связана с законами Торы, то "главная задача воспитания состояла в том, чтобы знакомить народ с текстами священных книг, учить понимать их. Это было необходимо для того, чтобы традиции еврейской духовной жизни не зависели от внешних факторов и не прерывались больше, как это произошло в период, предшествующий Эзре. Тору не изучали для получения каких-либо благ или выгод. Учение не велось для какой-либо конкретной цели, а было самоцелью, это так называемая Тора ли-шма: учить Тору во имя Торы. Наградой прилежным ученикам было лишь чувство глубокого удовлетворения от исполнения воли Бога, состояние полной внутренней гармонии. Потребность в изучении Торы была такой же естественной для каждого еврея, как удовлетворение чувства жажды или голода.

Чтобы привлечь к изучению Торы все слои общества, были введены периодические открытые чтения из священных книг. Чтения совершались по шабатот и праздникам, а в будние дни - по понедельникам и четвергам, когда сельские жители обычно съезжались в город по своим делам. Сначала чтецом мог быть лишь хорошо подготовленный человек, а впоследствии, когда популярность этих публичных чтений возросла, многие стали добиваться этой чести. Тогда установили такой порядок: каждую недельную главу Пятикнижия разделили на несколько частей, первую читал коген, вторую - левит, а остальные - наиболее сведущие из публики по очерёдности.

В изучаемый нами период изменился состав тех, кто нёс ответственность за изучение и распространение Торы. В период Первого Храма эта обязанность была почётной привилегией когэнов, левитов. Теперь возникла необходимость в новых людях, призвание которых сводилось бы исключительно к учению и обучению. И такие люди, учители Закона, хахамим (мудрецы) и софрим (писцы), появились в большом количестве. Свою задачу они видели в том, чтобы сделать Тору достоянием всего народа. Они учили Торе на собраниях и в школах. Они разъясняли законы Торы, касающиеся гражданской, личной и социально-экономической жизни, формулировали их принципы, классифицировали, приводили употребление законов Торы в соответствие с переменами в обстоятельствах и условиях жизни. Объясняя Священное Писание, софрим руководствовались еврейской духовной традицией, в основе которой лежат принципы праведности, здравого смысла и справедливости, являющиеся неотъемлемой частью Божественного Учения.

Софрим не следует отождествлять с Мужами Великого Собрания. Их статус был исполнительным. Они, например, установили подлинный и точный текст священных книг, а уже на основании этой работы Мужи Великого Собрания определили канонический состав Танаха*.

Священное Писание состоит из 24 книг, разделённых на три отдела: первый - Пятикнижие, или Тора, второй - Пророки: ранние пророки /Книги Йегошуа, Шофтим (Судей), Шмуэля и Мелахим (Монархи)/, поздние пророки /Книги трёх "больших": Йешаягу, Йирмеягу и Йехезкэля/ и 12 "малых" пророков: Гошеа, Амоса и других - до Малъахи; третий отдел - Ктувим (Писания), включающий Тегилим (Псалмы), Книгу Ийова и др.

Софрим стали основателями многих молитв и обрядов, в ежедневную службу они ввели богатейший материал молитв и славословий Всевышнего, взятый из Тегилим (Псалмов), и составили свод благословений и обрядов, которые и сегодня входят в обиход каждого благочестивого еврея. Все обычаи, установленные и систематизированные софрим, имели свои основания в Устной Торе, и поскольку Устная Тора -неотъемлемая часть Писанной, то она является составной частью Божественного Закона, который явил Всевышний Моше на горе Синай.

В качестве иллюстрации огромной работы, проделанной Мужами Великого Собрания, приведём восходящую к ним молитву восемнадцати славословий — Шмонэ эсре* . Она начинается с трёх восхвалений Всевышнего. Ибо "Каждому желанию сердца должно предшествовать восхваление Бога". За восхвалением Всевышнего следует 12 просьб, три благодарственные и заключительная молитвы. В Талмуде рассказано, с каким вниманием отнеслись Мужи Великого Собрания к выбору восхвалений Всевышнего для молитв.

Они задали себе трудный вопрос: Какие качества может определить слабый смертный сын земли у Того, Кто выше всякого понимания? Чтобы выйти из затруднения, обратились к священным книгам и нашли три указания. Моше назвал Бога Великим, Всесильным и Грозным. Йирмеягу, переживший опустошение страны, гибель Йерушалаима и разрушение Храма, воскликнул: "Чужие бесчинствуют в Его Храме, где же Его грозность?" Поэтому он называл Творца в своих молитвах лишь Великим и Всесильным. Пророк Даниэль сказал: 'Чужие издеваются над Его детьми! Где же Его Всесилие?" Поэтому Даниэль избегал называть Бога Всесильным. Мы не можем восхвалять Бога даже за действительно существующие Его качества, если это не от всего сердца. Мужи Великого Собрания должны были решить, кому из трёх должно следовать. Они выбрали Моше-рабейну, нашего учителя.

Сказал раби Йегошуа бен Леви: "Почему их именуют - Мужи Великого Собрания? Потому что они вернули корону (то есть честь Бога) на прежнее место".

Мужи Великого Собрания сказали: "Бог - Великий, так как он в любом месте Вселенной. Всесильность Бога проявляется в том, что Он долго терпит и не наказывает грешников и врагов евреев немедленно, а лишь когда приходит день суда над ними. Он Грозный, ибо если бы не страх (часто непонятный) перед Ним, разве могла бы одна овца (то есть еврейский народ) существовать среди семидесяти волков (всех народов мира)?" Поэтому они постановили в молитвах Шмонэ эсере хвалить и славить Бога Великим, Всесильным и Грозным.

Трудно переоценить деятельность Мужей Великого Собрания по организации богослужения. Духовным центром был Йерушалаимский Храм. Верховный надзор за этой национальной святыней осуществляли первосвященники. Руководство же всеми духовными делами постепенно переходило от когэнов к знатокам Торы (хахамим) и писцам (софрим), многие из которых входили в состав Великого Собрания.

Уже в то время богослужение состояло из двух элементов: из молитвы - обращения к Богу с благодарностью и просьбой и из публичного чтения отрывков Торы для поучения народа. Этот ритуал существенно дополнял Храмовые богослужения с жертвоприношениями.

Третье, может быть, самое важное правило — делайте ограду для Торы. Ограда должна была предохранить священные книги от вторжения чужих элементов, могущих исказить их дух. Для того, чтобы обеспечить максимальное следование правилам и предписаниям Торы и чтобы защитить её от любых вольных или невольных нарушений, софрим ввели правила предосторожности, которые называются гдерот (ограды). Например, такой оградой является правило, запрещающее брать в руки рабочие инструменты в шабат, чтобы случайно не воспользоваться ими и не нарушить закон Торы - запрет работы в шабат. С той же цепью установили запрет купли и продажи в шабат, ибо при сделках могут быть совершены многие запрещённые Торой виды работ, да и вся шабат станет по духу будничным днём. Ограды носили характер предохранительного забора, окружающего законы Торы.

Конец пророчества

На протяжении первых сорока лет Второго Храма пророчество не покидало евреев, пока существовало поколение, достойное того, чтобы

Гворец пророчествовал через Его служителей - пророков.

В ту пору - тысяча лет после исхода из Египта /2448+1000 = 3448/ -Нехемья вернулся в Вавилонию и умер там, умерли также пророки Ха-гай и Зхарья, умер и старый Эзра га-софер в Йерушалаиме 9 Тевета. И всё это в 3448 г., когда прекратилось пророчество в Исраэле. Велики были горе и плач в Исраэле, когда на их беду был отнят у них последний из людей, которому Святой, благословен Он, дал дух пророчества и говорил с ним.

Но при всём том Всевышний не оставил Свой народ без гашгаха (надзора, присмотра) и наследие Своё не оставил, и не отвёл Свой дух от них. Ибо, хоть и умерли последние пророки (Хагай, Зхарья и Малъахи -он же Эзра) и отошло пророчество от Исраэля, ещё пользовались бат коль* те из них, кому это было дано, величайшие из них слышали бат коль с небес — потому что с милосердием Отца и с особой ёашгаха пратит (личный присмотр) вёл Себя Святой, благословен Он, со Своими сыновьями и дочерьми.

Потому, когда закончили и завершили Анашей Кнесет ёа-Гдола свой труд, свою работу на веки вечные, когда искоренили в себе йецер ёа-ра* идолопоклонства, когда основали и приуготовили для евреев на поколения до скончания веков путь, - лишь тогда прекратилось пророчество в Исраэле.

Но Всевышний не оставил Свой народ, Своё наследие. Если до этого пророки пророчествовали святым духом, то с этой поры и в дальнейшем - приклони своё ухо и слушай речи мудрецов, обладающих святым духом от Торы: для этого тебе дан Танах - Тора, Невиим и Ктувим. Исраэлю велено слушать, беречь и исполнять слова мудрецов, ибо все они даны из одного источника — с Синая в руки Моше-рабейну.

Так сказано в Торе /Дварим 17:8-13/\ "И поднимешься и взойдёшь на место, которое изберёт Всевышний, твой Бог. И придёшь к когэнам левитам и к судье, который будет в те дни, и расспросишь, и скажут тебе решение по закону. И сделаешь по слову, сказанному тебе в том месте, которое изберёт Всевышний, и берегись, чтобы исполнить всё, как указали тебе. По Торе, как укажут тебе, и судебному решению, которое скажут тебе, - сделай: не отклонись от слова, которое скажут тебе, ни вправо, ни влево. А человек, который поступит злонамеренно, не послушавшись когэна, стоящего там для служения Всевышнему, твоему Богу, или судьи, — умрёт этот человек, и искоренишь зло из Исраэля. И весь народ услышит и убоится, и не будут более злокозничать".