ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ ИСРАИЛЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ ИСРАИЛЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Оккупанты

Особое географическое положение Эрец Исраэль постоянно привлекало завоевателей. Страна лежит, с одной стороны, между Азией и Африкой, с другой — между Азией и Европой, и через неё проходят важные торговые пути, связывающие разные части света.

Завоевателей привлекали редкие природные богатства этой маленькой страны. Их было не так много, но они были совершенно уникальны: природный асфальт Мёртвого моря, бальзам, многочисленные ароматические вещества, добываемые из растений, каких не было ни в каком другом месте в мире.

В 3445 /315/ году Страну завоевал Александр Македонский, когда направлялся из Сирии в Египет. Время его правления было для евреев относительно благополучным. Маленькая Иудея находилась вдали от моря. Большая часть её территории гориста и, с точки зрения греков, плохо приспособлена для земледелия. Потому здесь почти не было греко-македонских поселений, и евреи жили спокойно, занимались своими привычными делами и соблюдали еврейский образ жизни.

После смерти Александра Македонского за обладание Страной Ис-раэля начались непрерывные войны. В 3460 /300/ году Страна Исраэля подпала под власть египетских Талмаев, которые правили в ней более ста лет. В 3559 /201/ году власть была захвачена селевкидским царём Ан-тиохом III. Сохранился его указ:

"Поскольку евреи проявили по отношению к нам благосклонность, выслали нам навстречу Совет старейшин, поставили в изобилии провизию армии, — мы, со своей стороны, считаем достойным отплатить им, и в благодарность решаем восстановить их город (Йерушалаим), который сильно пострадал от военных действий; а также решаем выделить им скот для жертвоприношений, и вино, и масло, и ладан... и признать для всех евреев Закон в соответствии с заветами их отцов. Совет старейшин, когэны, Храмовые писцы и все служители Храма освобождаются от уплаты подушной подати в течение трёх лет, и в будущем все они освобождаются от трети налогов..."

Ремёсла и торговля

Таким образом, несмотря на смену чужеземных завоевателей, евреи имели возможность вести привычный образ жизни, в Йерушалаиме продолжалась служба в Храме. В отдельных городских кварталах и сёлах развивались различные ремёсла. Каждое ремесло было чаще всего традиционным, наследственным, семейным занятием. Иногда целая группа .селений какой-либо области занималась тем или иным ремеслом, в зависимости от близости сырья — глины, оливковых рощ или растений, из которых добывался бальзам.

Иосиф Флавий рассказывает о добывании из Мёртвого моря природного асфальта, который продавали за границу, где он находил применение в кораблестроении, а также как материал для изготовления лекарств и благовонных мазей. В Египте асфальт использовали при бальзамировании трупов, поэтому он имел большой спрос.

"В нескольких местах на поверхности моря плавают чёрные смоляные блоки, похожие на быков с отрубленными головами, — пишет Флавий. — Люди подплывают на лодках к этим блокам, цепляют их и тянут в свои лодки..."

За границу продавали также бальзам и ароматические смолы, которые добывались из растений, произраставших в долине Йерихо и в Гилъ-аде. Они использовались для приготовления благовоний и лекарств. Писатель Диодор Сицилийский /I век до хр. л./ рассказывает: "В одной из долин в этих местах [ район Мёртвого моря и Йерихонской долины] есть растение, которое называется цари — бальзам. Доходы от него очень велики, ибо это растение не найдешь ни в одном другом месте в мире, и врачи используют его как весьма эффективное целебное средство".

Сельское хозяйство

Продукты сельского хозяйства вывозились главным образом в крупные торговые города поблизости: Акко, Цор, Цидон. Эти города даже находились в определённой зависимости от продовольствия из Страны Исраэля. В описаниях чужеземцев, посещавших страну, часто упоминаются плоды, выращиваемые в ней. Древнегреческий географ и историк Страбон /конец I в. до хр. л./, описывая Страну Исраэля, упоминает такие продукты, как мясо, молоко, лук, орехи, финики и многие другие фрукты; рассказывает о добывании смолы и бальзама, об изготовлении стекла.

Сама природа страны вызывала восхищение путешественников. Иосиф Флавий так описывает район озера Кинерет [тогда — Гиносаретского моря]: "Вдоль берегов Гиносаретского моря простирается территория, вызывающая изумление своей красотой. Благодаря плодородию, земля здесь даёт жизнь любому растению. И крестьяне посадили здесь все виды растений, так как прозрачный и чистый воздух хорош для каждого из них. Зимний орех, какого нигде больше не встретишь, пышно расцветает здесь; и пальма, требующая мягкого тепла, и рядом — фиговые деревья, оливки... В течение десяти месяцев в году эта земля беспрерывно приносит плоды; виноград, и инжир, и всякие другие фрукты созревают на деревьях почти круглый год...". А долину реки Йерихо Иосиф Флавий называет божественным краем, ибо там растут в изобилии редкие растения, не известные в других местах.

Земледельцы — основа населения Иудеи — несли на своих плечах основное бремя налогов. Превращение Йерушалаима в греческий город, основание в городе крепости Акра, начавшиеся гонения на иудаизм отразились и на положении еврейских крестьян. Именно они составили основную часть войска Матитъягу Хашмонаи, когда вспыхнуло восстание, а затем и войска его сына Йегуды Макаби.

Процесс эллинизации

Жители Иудеи занимались ремёслами, сельским хозяйством, торговлей. Их отношения с сирийскими правителями складывались поначалу почти идеально, ибо они исправно платили властям все налоги, и те не вмешивались в их внутреннюю жизнь. Во всяком случае, таково было положение в начале царствования Антиоха III. Район Иудеи в период эллинизации — это фактически только Йерушалим и примыкающая к нему территория. Этим районом управляли первосвященник Храма — великий когэн и Совет мудрецов. Население Иудеи придерживалось веры предков, жило по законам Торы, и сюда эллинизация проникала значительно медленнее, чем в другие районы Страны. Но постепенно и здесь начали появляться эллинистические элементы, в первую очередь — среди богатых слоёв населения.

Эллинизм, представлявший собой синтез древнегреческой и восточной культур, считался греками важным средством для установления закона и порядка на захваченной ими огромной территории. Эта культура должна была, как они полагали, стать единственным фактором, объединяющим всё население империи. Тот, кто поддерживал эллинизм, получал обычно разнообразные льготы. Приверженность эллинизму позволяла сделать удачную карьеру, добиться высокого положения, а следовательно, и приобрести определенную силу в обществе. Многие евреи из знати соблазнились открывшимися перед ними возможностями.

Процесс эллинизации охватил все страны Востока, покорённые Александром Македонским. Но в Иудее у евреев, с их монотеизмом, этот процесс с самого начала вызвал крайнюю напряжённость в отношениях между его сторонниками и противниками. Расхождения касались всех сторон жизни, но в первую очередь - духовной и культурной. В поэтическом сочинении Бен Сиры* описано, как велики были разногласия между праведниками и отступниками от веры. 'Tope вам, злодеям-отступникам, забывшим Тору", - пишет Бен Сира.

В 3616 /144/ году Антиох IV вторгся в Йерушалаимский Храм, ограбил и осквернил его. Не только в еврейских источниках, но и в греческих этот шаг Антиоха назван несправедливым. Он был воспринят евреями Иудеи как тяжёлый удар и даже вызвал несколько спонтанных бунтов против эллинистической монархии.

Процесс эллинизации Страны Исраэля сопровождался теми же явлениями, какие были характерны для других стран Ближнего Востока в этот период: переселением греков в страны Ближнего Востока из разных частей греческого мира, созданием греческих городов, распространением греческого языка и культуры, проникновением этой культуры, в первую очередь, в высшие слои общества.

Откуда прибывали в Страну Исраэля новые поселенцы? Частично это были македонцы, которые поселились в Стране в самом начале завоеваний Александра Македонского. Они составляли большую часть поселенцев в Шомроне, в городах Зайорданья. В папирусах Зенона* встречается множество имён греков, поселившихся в Стране Исраэля.

Одним из основных проявлений эллинизации было строительство городов, которые превратили Страну Исраэля в один из наиболее урбанизированных районов Востока. Строительство города влекло увеличение пришлого населения, выделение земельных участков новым жителям, постепенное изменение статуса местного населения и определение юридических рамок, в которых проходила жизнь горожан.

Многие из эллинизированных городов были известны ещё в древнюю эпоху — Акко, Яффо, Ашкелон, Аза, Шомрон, Бет Шеан. Тот факт, что по крайней мере один из прибрежных городов, Ашкелон, превратился в крупный центр эллинистической культуры, свидетельствует о том, что греческое население города численно намного превосходило местное. Вместе с тем нет точных данных о массовом греческом заселении прибрежных городов Страны Исраэля.

Городская Экономика большинства городов опиралась на жизнь сельское хозяйство, хотя многие приморские города занимались торговлей. Греческие солдаты, получавшие от властей земельные участки, сдавали их в аренду местным жителям. Иные города имели обширные территории и за городской чертой.

Города были обнесены стеной для защиты жителей от постоянных вражеских нападений. Стены Азы, построенные с учетом топографического положения города, выдержали многочисленные нападения со времён Александра Македонского и до правления Александра Яная. Славилась своей неприступностью и крепость Акко. Всех городских жителей страны во время военных действий призывали в армию.

Внимание многих исследователей привлекал быстрый рост населения Иудеи в эллинистический период. Почти не было никаких событий, которые могли бы приостановить этот рост. Исключением было лишь изгнание евреев из Йерихо в период правления Артаксеркса III, по всей видимости, в результате восстания против царя, Но это было ещё при персидском владычестве. В эллинистический период известно изгнание евреев из Йерушалаима при царе Талмае I. Тем не менее еврейское население Иудеи оставалось многочисленным, особенно по сравнению с небольшой территорией этого района. По данным, которые приводит греческий историк и философ Гекатиос*, население Йерушалаима в тот период составляло 120 тысяч человек. Даже если это число преувеличено, можно с уверенностью утверждать, что в Иудее было достаточно еврейского населения для сформирования армии, которая могла противостоять всей мощи империи Селевкидов.

Рабовладение

Следует, пожалуй, остановиться ещё и на таком явлении в жизни еврейского общества, как рабство. Это явление в древние времена было характерно для еврейского общества, как и для всего древнего мира, но в Иудее рабство носило иной характер. Дело в том, что законы Торы о попавших в рабскую зависимость евреях и о купленных рабах неевреях — различны. По Закону к еврею, попавшему в долговое рабство, хозяин обязан относиться, как к собрату, выполняя основное правило Торы: "Люби твоего ближнего, как самого себя" /Ва-йикра 19:18/. Такой раб должен быть отпущен через шесть лет, даже если он не отработал своего долга. Рабы использовались при обработке полей, в ремеслах, разных домашних работах. Но никогда рабство в Иудее не достигало таких размеров, как у других народов. О числе рабов в начале периода Второго Храма можно судить по Книге Эзры, в которой приводится список возвратившихся в Цийон: "Всё общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек. Кроме их рабов и рабынь, которых было семь тысяч триста тридцать семь, при них певцов и певиц двести". Во времена Нехемьи ещё было известно такое явление, как продажа в рабство крестьян, главным образом, их детей, за долги. Но уже в последующие годы упоминаний об этом не встречается.